" Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру".
Автор: Олейник Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 87" Населённый пункт: Г. Стерлитамак республика Башкортостан Наименование материала: Статья по теме самообразования Тема: " Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру". Раздел: дошкольное образование
" Развитие у дошкольников познавательной активности посредством
формирования представлений о человеке в истории и культуре через
приобщение к предметному миру".
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.
Вхождение ребенка в мир человеческой культуры является одним из
приоритетных направлений педагогической работы по подготовке детей к
обучению в школе. В связи с этим возникает необходимость проведения
углублённой работы по формированию основ социального и правового
сознания, развитию представлений о месте человека в истории и культуре,
роли в техническом прогрессе.
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится
актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения
национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к
своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека
любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его,
усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу
дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об
истории создания и изменении предметов человеком.
Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с
далекими предками, с их традицией, культурой, мышлением. Окружающие
ребенка предметы имеют особое значение в его развитии, что дает
возможность сделать важные шаги к приобщению к миру взрослых, осознать
ценность предметов, как результат труда человека. Формируя представления
детей о длительном преобразовании предметов, об их назначении и важности
в жизни человека, создавая необходимые условия для познавательной
активности, она помогает ребятам больше узнать об истории происхождения
предметов, показать удивительный, разнообразный рукотворный мир,
вызвать восхищение людьми труда.
Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа
исторических знаний, так как представления о процессе преобразования
человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу
его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому –
одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени
(прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.
В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов,
постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает
предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный
носитель социальной сущности, творец, деятель.
В исследовании О.В. Дыбиной отмечается, что при изложении исторического
взгляда на предметный мир нельзя:
1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов;
необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий
(посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и
походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т.д.);
2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории
создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует
способы их использования для удовлетворения разных потребностей
(естественных, духовных, интеллектуальных и т.д.) взрослых и детей;
3) перегружать детей сложной исторической информацией;
4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме
познавательных занятий.
Целью должно служить формирование у детей познавательного интереса,
интеллектуально – творческое развитие ребенка, который сможет жить и
творить в нашем техническом обществе. И в первую очередь надо
воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных
человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей отношение к
предметам не как к цели или смыслу существования, а как средству
удовлетворения необходимых человеческих потребностей и инструменту
познания окружающей действительности.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры;
самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все,
что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети
черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской
пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,
прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями
русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в
первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь
русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир,
мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская
музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о
душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси
считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев,
воровство, скупость, не милосердие и т.п. Считалось, что у человека, не
совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все
духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались
неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц,
поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и
нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде.
Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское
народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем
и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для
становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются
духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного
поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в
воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно
демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные
вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным
искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты
(словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают
представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно -
прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от
ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию
сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей,
приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее,
источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры,
русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в
детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей,
раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую
духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с
малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы,
открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное
искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и
почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно
начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой,
яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит
мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех,
улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это
обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность,
страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство
защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они
являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных
традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно
влияет на духовное и эстетическое развитие детей.