Автор: Никитина Екатерина Викторовна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: Санкт-Петербургский политехнический колледж Населённый пункт: Ленинградская область, п.Тельмана Наименование материала: учебная программа Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА Раздел: полное образование
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Ю.П.Шабурин
«___»_________20__год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
Специальность 23.02.02 Автомобиле-и тракторостроение
Регистрационный номер________
2015 г.
0
Рабочая программа учебной
дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (Утвержден приказом Министерство
образования и науки Российской Федерации от 22.04 апреля 2014 г. № 380) (далее
– ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее –
СПО) 23.02.02 Автомобиле-и тракторостроение
Организация
разработчик:
Государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
среднего
профессионального
образования
«Санкт-Петербургский
политехнический колледж»
Разработчики:
НИКИТИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА,
преподаватель высшей категории, дисциплины МАТЕМАТИКА.
Рабочая программа рекомендована учебно-цикловой комиссией
естественно-научных и общеобразовательных дисциплин
Одобрена «____»__________20__ г.
Председатель УЦК ____________________Н.И.Богомолова
Рассмотрена на методсовете колледжа «____»________________20___г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
14
5.
Требования к результатам освоения программы
15
6.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
7.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
18
8.
СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
21
2
1.1. Область применения
осуществляет подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего
образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой
специальности 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
учебная
дисциплина
относится
к
учебному
циклу
естественно-научных
и
общеобразовательных дисциплин.
1.3
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
студент
должен
знать:
основные понятия и методы основ линейной алгебры, дискретной математики,
математического
анализа,
теории
вероятностей
и
математической
статистики,
основные численные методы решения прикладных задач
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь :
использовать методы линейной алгебры;
решать основные прикладные задачи численными методами;
1.4.
Количество
часов
на
освоение
примерной
программы
учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 96 часов, в том числе:
обязательной
аудиторной
учебной
нагрузки
студента
64
часов
и
самостоятельной работы студента 32 часов.
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
лабораторные работы
--------
практические занятия
20
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
самостоятельная работа над проектной работой
презентация по выбранной теме
реферат по теме
текущие
Итоговая аттестация в форме тестирования экзамен
4
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Разделы и темы
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельные работы
обучающихся.
Макси-
мальный
объём
Кол-во
ауд
часов
Уро-
вень осв
Введение
Содержание учебного материала:
Значение и содержание учебной дисциплины «Математика», её связь с другими
дисциплинами. Новейшие достижения и перспективы развития.
3
2
1
Раздел 1.
Элементы линейной алгебры
9
6
Тема 1.1
Определители и их свойства,
методы решений систем
уравнений
Содержание
учебного
материала:
Свойства определителей
Метод обратной
матрицы метод Крамера , метод Гаусса
6
4
1
Практическое занятие № 1 Метод обратной матрицы
Метод Гаусса
3
2
Раздел 2. Элементы математического анализа
24
16
Ур-ь
вень
Тема 2.1
Уравнение прямой.
Содержание: Прямая на плоскости. Уравнения прямой: с угловым коэффициентом,
через две точки.
3
2
1
Тема 2.2
Параметрическое уравнение
прямой.
Содержание: Прямая на плоскости. Параметрическое и каноническое уравнения
прямой.
3
2
2
Практическое занятие № 2 Составление уравнений прямых, заданных различными
способами
3
2
Тема 2.3
Содержание учебного материала:
.Дифференцирование сложной функции. Неопределённый интеграл. Интегрирование методом
методом по частям. Интегрирование рациональных, иррациональных, функций. Универсальная
подстановка. Методы интегрирования в определённом интеграле.
6
4
1
Содержание: Производные и дифференциалы высших порядков. Правило «Лопиталя».
Интегрирование рациональных функций
. Практическое занятие 4 Интегрирование рациональных функций «Универсальная
подстановка».
3
2
Тема 3.2
Дифференциальны
е уравнения
Содержание учебного материала:
Определение дифференциального уравнения.
Уравнения с разделёнными и разделяющимися
переменными. Задача Коши. Однородные уравнения. Уравнения, приводящиеся к однородным.
Линейные
неоднородные
уравнения
1-ого
порядка.
Метод
Бернулли.
Дифференциальные
уравнения 2-ого порядка. Задача Коши. Линейные однородные уравнения
9
6
2
Практическое занятие 5 Решение дифференциальных уравнений 1-ого порядка
3
2
Практическое занятие 6 Решение линейных однородных дифференциальных уравнений 2-ого
порядка с постоянными коэффициентами.
3
2
Тема 3.3
Ряды.
Содержание учебного материала:
Числовой ряд. Определение числового ряда, суммы ряда. Свойства рядов. Необходимый признак
сходимости
рядов.
Признак
сравнения.
Интегральный
признак
сходимости
рядов.
Признак
Даламбера. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница функций в р Нахождение суммы ряда
по определению. Исследование сходимости положительных рядов. Знакочередующиеся ряды.
Признак Лейбница. Абсолютная и условная сходимость.
Практическое занятие 7 . Абсолютная и условная сходимость. Радиус и интервал сходимости.
Ряды Тейлора. Ряд Маклорена.
9
3
6
2
1
Раздел 4. Основы теории вероятностей и математической статистики
27
18
Уро-
вень
Тема 4.1
Событие и вероятность.
Содержание учебного материала:
Основные
определения.
Определение
и
свойства
вероятности.
Теорема
сложения
вероятностей.
3
2
2
Практическое занятие № 8
Содержание:
Решение
простейших
задач
на
определение
вероятности
события;
на
определение
вероятности события с использованием теоремы сложения.
3
2
2
Тема 4.2
Дискретные и
непрерывные случайные
величины
Содержание учебного материала:
Случайная величина, её функция распределения. Математическое ожидание и дисперсия
дискретной случайной величины. Законы распределения случайных величин.
3
2
2
Содержание: Практическое занятие № 8
Случайная
величина.
Дискретная
и
непрерывная
случайная
величина,
закон
распределения случайной величины.
3
2
2
Тема 4.2
Элементы математической
статистики
Содержание учебного материала:
Генеральная совокупность и выборка. Оценка параметров генеральной совокупности по её
выборке. Доверительные интервалы для параметров нормального распределения. Проверка
статистических гипотез. Линейная корреляция.
9
6
2
Практическое занятие № 9 Проверка статистических гипотез. Линейная корреляция.
3
2
Практическое занятие №
10
Практическое занятие № 10
Нахождение математического ожидания, дисперсии и
среднего
квадратичного
отклонения
дискретной
случайной
величины,
заданной
законом распределения.
3
2
2
Итого:
96
64
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ .
3.1.
Векторная алгебра.
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и
практической деятельности.
Определение вектора. Линейные операции над векторами, их свойства.
Базис и координаты вектора. Действия над векторами,
заданными своими
координатами.
Модуль вектора. Расстояние между двумя точкам.
Проекция вектора на ось.
Алгебраические свойства скалярного векторного и смешанного произведения
векторов.
Выражения произведений векторов в декартовых координатах.
Геометрические приложения произведений векторов.
3.2. Кривые второго порядка.
Уравнение прямой, проходящей через две точки .
Каноническая и параметрическая форма уравнения прямой.
Каноническая форма уравнения окружности. Координаты центра и радиус
окружности
Каноническая форма уравнения эллипса. Эксцентриситет, координаты
фокусов, длины осей эллипса.
Каноническая форма уравнения гиперболы. Эксцентриситет, координаты
фокусов, длины осей гиперболы.
Каноническая форма уравнения параболы. Уравнения директрисы и
координаты фокусов.
3.3. Математический анализ.
Производная функции. Правила дифференцирования.
Дифференцирование сложной функции.
Производные и дифференциалы высших порядков.
Неопределённый
интеграл.
Интегрирование
методом
введения
новой
переменной и методом по частям.
Интегрирование
рациональных,
иррациональных,
тригонометрических
функций.
Универсальная подстановка.
Методы интегрирования в определённом интеграле.
Определение дифференциального уравнения.
Уравнения с разделёнными и разделяющимися переменными. Задача Коши.
Однородные уравнения. Уравнения, приводящиеся к однородным.
Линейные неоднородные уравнения 1-ого порядка. Метод Бернулли.
Дифференциальные уравнения 2-ого порядка. Задача Коши.
Линейные
однородные
уравнения
2-ого
порядка
с
постоянными
коэффициентами. Метод Эйлера.
Числовой ряд. Определение числового ряда, суммы ряда. Свойства рядов.
Необходимый признак сходимости рядов. Признак сравнения. Интегральный
признак сходимости рядов. Признак Даламбера.
Нахождение суммы ряда по определению.
Знакочередующиеся
ряды.
Признак
Лейбница.
Абсолютная
и
условная
сходимость.
Функциональные ряды. Степенные ряды. Радиус и интервал сходимости.
Ряды Тейлора.
Ряд Маклорена. Разложение элементарных функций в ряд.
Ряды Фурье. Разложение элементарных функций в ряд.
Нахождение радиуса и области сходимости степенного ряда.
Разложение элементарных функций в ряд Тейлора.
3.4 Основы теории вероятностей и математической статистики
Определение и свойства вероятности. Теорема сложения вероятностей.
Случайная величина, её функция распределения.
Математическое
ожидание
и
дисперсия
дискретной
случайной
величины.
Законы распределения случайных величин.
Генеральная совокупность и выборка. Оценка параметров генеральной
совокупности по её выборке.
Доверительные интервалы для параметров нормального распределения.
Проверка статистических гипотез.
4.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Техник
должен
обладать
общими
компетенциями,
включающими
в
себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
ПК
2.2.
Проектировать
изделия
средней
сложности
основного
и
вспомогательного производства.
ПК 2.3. Составлять технические задания на проектирование технологической
оснастки.
ПК
2.4.
Разрабатывать
рабочий
проект
деталей
и
узлов
в
соответствии
с
требованиями Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД).
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Занятия учебной дисциплины проводятся в кабинете математики.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Маркерная магнитная белая доска
2.
Маркеры четырёх цветов
3.
Макеты геометрических тел
4.
Раздаточный материал разных уровней
5.
Учебники «Математика» В.Т.Лисичкин М. «Высшая школа» 1991 год – 20
штук.
6.
Учебник «Высшая математика» (4-е издание) И. И. Баврин М. «Academa» -
2008 год
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Проектор
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
К.Н.Лунгу, В.П.Норин и др. «Сборник задач по высшей математике» (1 курс) М.
«АЙРИС ПРЕСС» 2012 год.
К.Н.Лунгу, В.П.Норин и др. «Сборник задач по высшей математике» (2 курс) М.
«АЙРИС ПРЕСС» 2010 год.
И. И. Баврин М. Учебник «Высшая математика» (4-е издание) «Academa» - 2010
год
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2011
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2011
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
Практическое занятие № 1 Метод обратной матрицы
Метод Гаусса
Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2 Составление уравнений прямых,
заданных различными способами
Практическое занятие № 2
Составление уравнения окружности. Нахождение координат центра
и радиуса окружности.
Тестирование
Составление уравнения эллипса. Нахождение эксцентриситета,
координат фокусов, длин осей эллипса
Тестирование
Составление уравнения гиперболы. Нахождение эксцентриситета,
координат фокусов, гиперболы.
Тестирование
Практическое занятие№ 3 Составление уравнений кривых второго
порядкапараболы, гиперболы ,эллипса, окружности.
Практическое занятие № 3
Практическое занятие 4 Интегрирование рациональных функций
«Универсальная подстановка».
Практическое занятие № 4
Неопределённый интеграл. Интегрирование методом введения новой
переменной и методом по частям.
Практическое занятие № 4
Интегрирование рациональных, иррациональных,
тригонометрических функций.
Индивидуальные задания
Методы интегрирования в определённом интеграле.
Тестирование
Уравнения с разделёнными и разделяющимися переменными. Задача
Коши. Однородные уравнения.
Тестирование
Практическое занятие 5 Решение дифференциальных уравнений
1-ого порядка
Практическое занятие № 5
Практическоезанятие№6 Р е ш е н и е
л и н е й н ы х
о д н о р о д н ы х
дифференциальных
уравнений
2-ого
порядка
с
постоянными
коэффициентами.
Практическое занятие № 6
Практическое занятие 7 . Абсолютная и условная сходимость.
Радиус и интервал сходимости. Ряды Тейлора. Ряд Маклорена..
Необходимый признак сходимости рядов.
Практическое занятие № 7
Признак сравнения. Интегральный признак сходимости рядов.
Признак Даламбера.
Индивидуальные задания
Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Абсолютная и
условная сходимость.
Индивидуальные задания
Функциональные ряды. Степенные ряды. Радиус и интервал
сходимости. Ряды Тейлора. Ряд Маклорена.
Тестирование
Фурье. Разложение элементарных функций в ряд.
Тестирование
Нахождение радиуса и области сходимости степенного ряда.
Разложение элементарных функций
Индивидуальные задания
Практическое занятие № 8
Дискретная
и
непрерывная
случайная
величина,
закон
распределения случайной величины.
Практическое занятие № 8
Практическое