Напоминание

Современный урок - основа качественного образования


Автор: Цаплина Марина Вениаминовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Энгельсский колледж профессиональных технологий"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок - основа качественного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»
Современный урок – основа

качественного образования
Цаплина Марина Вениаминовна, преподаватель инженерной графики


(
Преподавание инженерной графики в соответствии с ФГОС с применением личностно-ориентированного, компетентностно-деятельностного подходов в обучении
)

Энгельс 2015 г.

Современный урок – это комплекс нестандартных способов и методов обучения, когда преподаватель мобилизует все свое мастерство для достижения определенных образовательных и воспитательных целей, вовлекая в этот процесс учащихся, развивая их способности, умения, желание познать новое, неизведанное. Решению этой задачи служит применение нетрадиционных форм обучения. Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является формирование представлений о системах ЕСКД и СПДС, умение оформлять и выполнять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию. В рамках дисциплины «Инженерная графика» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучается и геометрическое черчение, и основы начертательной геометрии, и машиностроительное черчение и разделы специального черчения. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла, предоставляет учащемуся необходимый объем знаний, на базе которых возможно успешное изучение других технических дисциплин, а так же входящих в профе ссиональные модули междисциплинарные курсы. Таким образом, при изучении содержания дисциплины необходимо показывать применение изучаемых знаний для выполнения определенных практических действий, для решения проблем, возникающих в процессе изучения других общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Для успешного изучения данной дисциплины необходимо сочетание репродуктивной деятельности учащихся с активизацией их самостоятельной поисковой деятельности, развитие пространственного мышления, творческого профессионального мышления. Исходя из задач изучения дисциплины, наиболее подходящей для преподавания рассматриваемой дисциплины является технология проблемно- развивающего обучения. Так же для более эффективного обучения следует внедрять в педагогический процесс элементы других технологий, таких как игровая технология и технология группового обучения. Графическая подготовка является непрерывной для технических специальностей на протяжении всего периода обучения, а не ограничивается изучением на втором курсе «Инженерной графики». Большую роль здесь играет курсовое и дипломное проектирование в рамках профессиональных модулей. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни. Видимо, этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к нетрадиционным формам урока. Однако любому уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учащихся, подчиненная общим целям и
дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности становится развивающим. Определенно важную роль в успехе таких уроков играют творческие принципы их организации. Это может быть: 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма проведения; 2. Максимальное вовлечение учащихся группы в активную деятельность на уроке; 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений; 5. Развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения; 6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента. Понимание необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меня перенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на изучение его самими учащимися, то есть на важность самостоятельной деятельности учащихся по овладению языком и культурой. Есть такая пословица на английском языке, хочу дословно передать ее содержание «Дай человеку рыбу, он съест ее, но через некоторое время проголодается опять, а научи человека ловить эту рыбу, он будет сыт всю жизнь». В связи с этим самостоятельная учебная деятельность становится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса. Формируя навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии продуктивного обучения: 1. Личностно – ориентированную. 2. Интерактивного обучения. 3. Проблемно – поисковую. 4. Игровую. 5. Проектную.
Влияние на личностную сферу учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности можно обеспечить содержанием самостоятельной работы за счёт: а) подбора личностно – значимых тем. в) тщательного отбора форм работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации учащихся. г) переработки, перестраивания, дополнения, изменения материала урока, учебника за счёт привлечения дополнительной информации, интересных фактов. е) привлечения материалов периодической печати на английском языке, презентаций, интернета. Какую же основную цель я преследую? А это: научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:  Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом.  Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний)  Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать над текстом.  Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.  Поставить развитие коммуникативной компетенции на уроках во главу угла. В своей работе применяю инновационные технологии, так как в современных условиях развития науки, быстрого обновления информации без этого обойтись невозможно. Одной из составных частей моих уроков
является презентация. В течение всего учебного года использую презентации как иллюстрации для лучшего понимания и тренировки. Очень часто они являются примерами для работ студентов по прохождению темы. Такую форму работы использую с 1 курса. Студенты делают презентации по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, графики, чертежи, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес и много вопросов, что является хорошим стимулом. В своих работах студенты не только рассказывают о выполнении чертежа, но и пытаются выразить свое отношение к происходящему. Выступления ребят всегда интересны и разнообразны. Применение этой формы работы на уроке повышает активность учащихся, формирует устойчивый интерес к предмету. Р а зл и ч н ы е м ул ьт и м ед и й н ы е п р е зе н т а ц и и р е ш а ют п р о б л е м у аудиовизуального обеспечения урока, экономят время на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят учащихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем. Также в своей работе с целью развития творческого потенциала обучающихся практикую метод проектов. Поскольку проект – это по преимуществу коллективное действие, то он предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми его участниками. Таким образом, реализуется основной принцип новой педагогической технологии – предоставление проектным группам возможности работать как можно больше самостоятельно. При такой форме организации занятий создаются все необходимые условия для формирования у учащихся реального процесса мышления, познания, а так же прививаются навыки самостоятельной деятельности, умение работать с различными информационными источниками. Активизации рефлексии учащегося на уроках инженерной графики способствует создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него. Использование мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том, что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. Так возможно использование следующих игр: интервью, разыгрывание ситуаций: «Мотор», «Болт», «Шайба», «Вал» и др.
Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий: составляют письменные ответы, описывают характер чертежа, описывают линии, обычаи; пишут мини – отчеты. Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию моторной деятельности: моделирование и составление рамки по образцу. Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию. Дисциплина «Инженерная графика» в системе технического образования входит в ряд базовых общеобразовательных дисциплин. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально- экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профе ссиональными с и туа ц и я м и . Компетентностный подход предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации педагогического процесса. В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. В современных условиях все шире используется внедрение компьютерных графических программ в учебный процесс. ФГОС СПО для технических специальностей ставит одной из важнейших задач умение разрабатывать различные чертежи с использованием информационных технологий. Безусловно, преподаватели столкнулись со многими трудностями, начиная от неумения студентов элементарно владеть компьютером на уровне пользователя до нехватки количества часов, выделенного на занятия. Тем не менее, не смотря на трудности, компьютерные технологии являются мощным инструментом в реализации методов геометрии и графики и позволяют моделировать практически любые конструкции. Таким образом, наши выпускники должны уметь работать в качестве пользователей в графических системах, позволяющих создавать чертежно-конструкторскую документацию. Работа на компьютерах построена так, что студенты не просто изучают графический пакет – AutoCAD или КОМПАС, а продолжают изучение инженерной графики. Наиболее эффективно организовать процесс обучения параллельно, сочетая ручную графику и выполнение чертежей на компьютерах. Следует отметить, что студенты изучают компьютерную
графику очень заинтересованно, и даже слабые студенты на таких занятиях работают с большим интересом. В дальнейшем наши студенты применяют полученные навыки работы в графических редакторах при изучении междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Конечно, за современными информационными технологиями большое будущее, но развитие у студентов пространственного воображения невозможно, используя только компьютер. Часть графических работ студенты выполняют на бумаге и часть – на компьютере. Выполнение работ на бумаге является обязательным, так как каждый технически грамотный специалист должен владеть чертежным инструментом, для того, чтобы достичь профессионального творческого мышления, необходимо обучение традиционным графическим приемам эскизирования. Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. Развитие пространственного мышления имеет особую значимость, так как развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выпускников школ, где очень небольшое количество часов на предмет «Черчение» или его вовсе нет. Учащиеся приходят к нам с очень слабо развитым пространственным воображением. Большую роль играет самовнушение и микроклимат в учебных группах. Если учащийся почему-то пришел к выводу, что "он не способен", что "ничего не получится", то, конечно, сколько времени он ни сидел бы над задачей, он все равно задачи не решит. Такое самовнушение студента парализует его волю, лишает его концентрации мысли. В этом случае надо добиться перелома в психике учащегося, вселить в него уверенность в своих силах, возбудить волю. Возможно, что учащемуся, потерявшему веру в себя, целесообразно сначала дать для решения самые простые задачи, чтобы дать ему возможность поверить в свои силы. На умственные процессы и, следовательно, на успешность обучения влияет так же ряд факторов, которые с виду не имеют к ним никакого отношения. Это такие стороны личности человека, как эмоции, чувства, настроение в данные момент, темперамент, характер и другие. Только при условии того, что если задача доступна учащемуся, если цели ее решения ясны, он чувствует свое движение вперед и создаются при этом положительные эмоции. В новых условиях обучения большая доля учебного материала отводится на самостоятельное изучение студентами. В связи с этим возникает необходимость такой учебно-методической разработки, которая способствовала бы быстрому и полному освоению учебного материала студентами, развитию графических навыков выполнения чертежей. Наглядность раздаточного материала хороша на начальном этапе графического обучения (карточки-задания, образцы работ, модели, учебные таблицы, листы-задания). Однако, появляется необходимость разработки
такого пособия, которое сконцентрировало бы в себе и краткое изложение теоретического содержания, и необходимый объем практических работ, а также сокращало бы время на ненужные графические операции (перечерчивание), было бы многовариантное, направленное на развитие творческого интереса учащихся, способствовало самовыражению, самореализации. Таким средством обучения стала рабочая тетрадь на печатной основе. Рабочая тетрадь представляет собой эффективное дидактическое средство обучения студентов, которое помогает рационализировать работу учителя и экономить время. Выполнение заданий, включенных в тетрадь, ставит своей целью приобретение и развитие студентами навыков построения изображений, развитие пространственных представлений. Порядок расположения разделов тетради соответствует их последовательности в рабочей программе. Каждый раздел состоит из графических упражнений, рекомендуемых для аудиторий и домашней работы. Рабочая тетрадь представляет собой простую и реальную возможность внедрения результатов дидактической и методической науки. Желательно наличие электронного учебника, который включал бы все виды учебной деятельности - лекции, практические занятия, методические указания, тестирование по разделам. Такое пособие по дисциплине «Инженерная графика» полностью освободило бы студентов от поиска информации, повысило интерес к дисциплине. Такой учебник является большой поддержкой в работе преподавателя, предоставляет более широкие возможности преподавания дисциплины. Важнейшим условием эффективности обучения является наличие оперативной обратной связи, которая позволяет судить об успешном освоении той или иной темы. С этой целью проводятся контрольные мероприятия: письменный опрос, тестовый контроль, выполнение индивидуальных заданий. Полученные результаты позволяют и студентам и преподавателям скорректировать собственные действия. Специфической особенностью изучения графических дисциплин является индивидуализация обучения, тщательный контроль преподавателем работы каждого студента. При чтении лекций по графическим дисциплинам удобно использовать электронные презентации формата Microsoft PowerPoint, состоящие из набора слайдов. Основой таких лекций является набор электронных слайдов, передающий на экран всю графическую информацию. Студентам интересны наглядные красочные изображения, они осваивают материал быстрее и лучше запоминают содержание. При изложении материала с помощью электронной презентации время лекции и практического занятия используется эффективно. Преподавателю не надо изображать решение какой-либо задачи у доски, ведь всю последовательность решения можно поместить на отдельных слайдах. Например, в «Строительном черчении» -
последовательность выполнения фасадов и разрезов зданий, планов этажей, чертежей конструкций и т.д. В «Инженерной графике» - порядок выполнения технических рисунков сложных деталей, сборочных чертежей, чертежей деталей, эскизов деталей, схем и т.д. Кроме того, слайды могут заменить плакаты, таблицы при изображении достаточно объёмной графической информации. Использование компьютера на занятиях значительно облегчает работу преподавателя, экономит время. В отличие от традиционных видов наглядных средств электронные презентации могут быть не только использованы в процессе чтения лекции по «Инженерной графике», но и предложены студентам на электронных носителях, а также установлены на специальном сервере учебного заведения для свободного доступа студентам. Таким образом, современный учебный процесс направлен на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Наши основные направления работы по реализации ФГОС СПО - это активизация поведения и мышления учащихся, развитие интереса к предмету, вовлечение учащихся в познавательный поиск, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, развивать индивидуальные способности. Заключение - напутствие «Урок есть искусство, его надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст».
Список литературы
Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М., 2004. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. – М., 2000 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого- педагогические основы построения системы развив.обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова): Учеб. пособие для студентов вузов. –М.: Гардарики, 2002. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001 Решетова З. А. Формирование системного мышления в обучении. М.: Юнити- Дана, 2002.


В раздел образования