Автор: Круглова Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад № 98 Населённый пункт: г. Нижний Тагил Наименование материала: конспект Тема: "История ложки" Раздел: дошкольное образование
Оборудование : банка с вареньем, различные виды ложек, тазик с водой, полотенца для рук, фломастеры, набор пластмассовых ложек .
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Обучения:
формирование представления детей об истории
возникновения ложки, ее разновидностях,
качествах и свойствах;
формирование у детей представление о
длительности времени;
совершенствовать аналитическое восприятие,
стимулировать интерес к сравнению предметов,
познанию их особенностей и назначения.
Развития:
развивать мыслительные процессы: внимание,
память, мышление, восприятие;
развивать мелкую и крупную моторику;
развивать связную речь, обогащать словарь детей
словами: ложкари, старина, сувенир, береста.
Развивать способность к экспериментированию;
Воспитания:
воспитывать интерес к познанию окружающего
мира;
воспитывать самостоятельность, уверенность в
своих умениях, аккуратность;
воспитывать умение взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми;
воспитывать умение договариваться, учитывать
интересы других.
Этапы
(последовательность)
деятельности
Содержание деятельности
Действия,
деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет
к достижению
запланированных результатов
Планируемый
результат
1.
Обсуждение
реального
или
вымышленного
события
Педагог заносит варенье без
ложки. Предлагает
угоститься.
Воспитатель: Я сегодня хочу
вас угостить вареньем.
Угощайтесь, мои дорогие!
(ложек нет - создание
проблемной ситуации)
Воспитатель: Ах, я совсем
забыла приготовить ложки! А
как можно поесть без ложки?
(Обсуждение с детьми
культуры приёма пищи)
Воспитатель: Оказывается,
Педагог
приветствует детей.
Ведет диалог с
детьми.
Психологический
настрой на
предстоящую
деятельность,
создание атмосферы
заинтересованности
и психологического
комфорта.
Приветствуют педагога,
проявляют
заинтересованность.
Слушают стихотворение.
Предполагаемые ответы
детей
Организация и
настрой детей на
познавательно-
исследовательскую
деятельность.
ложка очень важный предмет
и без него невозможно
обойтись.
Не лопата, не совок
Что захватит, то в роток
Кашу, суп или окрошку
Вы узнали? Это …(ложка).
2.
Постановка
цели
исследования
Ребята, а какие бывают
ложки? А хотите больше
узнать о ложках? Слайд №1.
Вы знаете, что история ложек
начинается с древних времен.
Хотите узнать, как это было?
Я
вам предлагаю совершить
волшебное путешествие по
времени.
Люди сравнивают время с
рекой, потому что река бежит
всегда вперед и никогда не
возвращается, также как и
время.
Чтобы нам не заблудиться во
времени, давайте мы
обозначим наши остановки.
И поможет нам в этом «река
времени» Слайд №2.
Чтобы перенестись нам в
давние времена я хочу
предложить вам положить
руки на мои волшебные часы.
Слайд № 3.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Педагог создает
проблемную
ситуацию.
Побуждает детей к
высказыванию,
подводит к
постановке цели.
Педагог наклеивает
на панно «река
времени» «вехи»-
древность, старина,
наше время.
Включаются в беседу,
отвечают на вопросы.
Ответы детей.
Дети настроены на
предстоящую
деятельность.
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
Слайд №4
3. Анализ-сравнение,
активное
обсуждение
демонстрационного
иллюстрированного
или
предметного
материала
Воспитатель: Как вы думаете,
из чего была сделана самая
первая ложка?
Посмотрите, на изображение.
Самая первая ложка была
сделана из камня, глины,
которую обжигали на костре.
Слайд №5. Как вы думаете,
удобно ли было есть такой
ложкой? Почему? Да, она
была очень неровная и не
прочная, во время еды она
обжигала рот. Что это?
Ракушки. Слайд №6. Когда не
было ложек, использовали
ракушки. А удобно ли есть с
ракушки? А представьте, что
вы кушаете горячий суп.
Удобно вам? Почему? Края
острые, неровные. А чего не
хватает? Время шло Люди
начали придумывать другие
ложки. Из чего были еще
ложки? Ложки из рыбьих
костей, из костей животных и
их рогов, из коры деревьев,
из камня. Слайд №7,8.
Воспитатель: ребята давайте
возьмемся за часы и
Использует
наглядные и
информационные
средства. Задает
вопросы,
стимулирующие
процесс мышления.
Активно вступают в диалог,
высказывают свою точку
зрения, отвечают на
вопросы педагога. Делятся
чувствами и эмоциями.
Предполагаемые ответы
детей.
Дети складывают ложки.
Дети танцуют под
аудиозапись ансамбля
ложкарей.
Проявляют интерес
к истории ложек.
Развивают
мыслительные
операции:
сравнение, анализ,
синтез и др.
переместимся в старину.
произносим: слайд №9.
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
Слайд №10
Воспитатель: Как вы думаете,
какими ложками ели раньше
на Руси? (ответы детей). На
Руси ложку изготовили
довольно рано из бересты.
Слайд №11 Простые русские
люди с незапамятных времен
ели щи да кашу деревянными
ложками. Слайд №12. Ложки
на Руси вырезали из дерева -
липы. Ложки получались
легкими, удобными, они не
нагревались от горячей пищи.
Ложки на Руси делали с
выдумкой: расписные,
вырезные, непохожие на
другие. Слайд №13 Ложки
изготавливали специальные
мастера, их называли
ложкари, ложечники.
Мастера ложечники
изготовляли и расписывали
разными узорами ложки. Так
же их дарят как подарок -
сувенир.
А как ещё использовали
ложки на Руси?
В России ложку используют
ещё как музыкальный
инструмент. Слайд 14.
Давайте послушаем ансамбль
ложкарей. Кто хочет, может
подвигаться под музыку.
А короли пользовались
ложками из серебра и золота.
Слайд №15. Пора
перемещаться в наше время
. Слайд №16.
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
И домой мы попадем.
Слайд №17.
А какими ложками мы
пользуемся в наше время?
Давайте вспомним. Слайд №
18-23.
Воспитатель: Ребята,
посмотрите, сколько разных
ложек мы посмотрели. Слайд
№24. История ложек очень
интересна я хочу вам
предложить создать свой
Музей ложек. Слайд №25.
Воспитатель: Ребята, а сейчас
я вам предлагаю подойти к
столу и рассмотреть, сколько
разных ложек. Возьмите их в
руки, потрогайте,
Дети под музыку
выполняют любые
танцевальные
движения.
рассмотрите. Чем они
отличаются? (дети называют
характеристики).
Можно проверить, какая
тяжелее?
Проводим опыт с водой
(тазик с водой, стоит на
столе). А еще из ложек
можно сделать театр.
4.
Инд
работа
по:
сортировке
мелких
иллюстраций
на
панно
«река
времени»
Здесь на столе очень много
картинок, все они могут
найти своё место на «реке
времени». Давайте мы их все
вместе дружно разместим.
Включает детей в
самостоятельную
деятельность.
Предоставляет
время для
творческой
деятельности,
наблюдает за
детьми во время
выполнения задания
Переносят полученный опыт
из одной деятельности в
другую.
Анализируют, сравнивают.
Умение делать
логические выводы;
Умение планировать
самостоятельную
(совместную)
деятельность.
5.
Анализ,
сборка
общей
таблицы
сопоставление
результатов
исследования
Посмотрим на результат
нашей работы. Все согласны,
где расположены картинки?
Если все согласны, то давайте
приклеим картинки в
древность, старину и наше
время.
Привлекает детей к
подведению итогов,
к рефлексии
(самоанализу).
Просит обосновать
свой выбор
Выражают собственное
суждение. Осваивают
временную
последовательность
появления ложки.
Выбирают картинки и
приклеивают на
соответствующий их
временному периоду
участок «реки времени».
Умение
обосновывать мысли,
выражать чувства.
Умение делать
выводы.
6.
Вывешивание
таблицы
на
стене
группового
помещения
Рассматривание и анализ
«Реки времени»
- Ребята, а что вам больше
всего понравилось в нашем
Помогает детям
повесит на стену
панно. Беседа с
детьми о
Делятся впечатлениями,
выражают собственное
мнение о проделанной
работе.
Умение оценивать
результат своей
деятельности.
путешествие?
- Вы довольны своей
работой?
- Что бы вы ещё хотели
узнать?
проведенной работе.
7.
Дополнение
таблицы
детьми
в
самостоятельной
деятельности
- У меня есть предложение,
сделать всем вместе театр из
ложек. Вот вам
пластмассовые ложки и набор
маркеров. Давайте превратим
их в веселый театр. А банку
варенья вы можете
попробовать в своей группе
после обеда, на десерт.
Настрой на новую
предстоящую
деятельность.
Выражают эмоции
посредством речи, мимики,
жестов. Дети рисуют на
пластмассовых ложках.
Оценивают свои
действия: что хотели
сделать – что
получилось;
оценивают процесс
деятельности