Автор: Качур Марина Валериевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Росинка" Населённый пункт: г. Щелково Московской области Наименование материала: Проект Тема: "Искусство быть смьей" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 «Росинка»
Щелковского муниципального района Московской области
141100 Московская обл., г. Щелково, ул. Неделина,
Проект
Развитие детско-родительских отношений
Тема: «Искусство быть семьей»
Подготовили:
Воспитатели
Качур М.В.
г. Щелково
2016 г.
Пояснительная записка
«Счастливое общество состоит из счастливых личностей»
Положительное
воздействие
семьи
на
нравственное
воспитания
ребенка
состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей –
матери,
отца,
бабушки,
дедушки,
брата,
сестры
не
относится
к
ребенку
лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем
никакой
другой
социальный
институт
не
может
потенциально
нанести
столько
вреда
в
нравственном
воспитании
детей,
сколько
может
сделать
семья.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что особая роль в развитии
ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится
фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более
поздних
этапах
развития.
В
процессе
постоянного
контакта
с
ребенком,
родители
помогают
регулировать
и
упорядочивать
его
аффективные
взаимоотношения
с
окружающим
миром,
осваивать
разнообразные
психотехнические
приемы
аффективной
организации
его
поведения,
стабилизации
аффективных
процессов.
Нарушения
внутрисемейных
отношений
может
приводить
к
различным
нарушениям
психического
развития.
Наиболее
чувствительными
к
воздействию
семейного
неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его
представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку
полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его
представления
о
себе
и
образ
себя
в
значительной
мере
связаны
с
отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с
характером родительских установок и качества привязанности как родителей
к ребенку, так и ребенка к родителям. Ребёнок вырастет, а сформированные у
него
качества
личности,
духовно-
нравственные,
культурные
ценности,
нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый
человек,
проходя
свой
жизненный
путь,
делая
порой
нелегкий
выбор.
Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу
человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции,
и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет,
и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.
Цель: оказать родителям поддержку в установлении и развитии отношений
партнерства
и
сотрудничества
родителей
с
ребенком;
развитие
чувства
сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг
друга; выработка навыков адекватного общения.
Задачи: помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему
современного нравственного развития дошкольника и оценить свой вклад в
решение этой проблемы; помогать и поддерживать современную семью в
осмыслении ценностей партнерских отношений.
Тип
проекта:
практико-информационный,
по
содержанию
«Ребенок
и
семья»; детско-взрослый, где ребенок субъект проектирования; внутри семьи;
по количеству – состава семьи; продолжительность - 1 год.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Диагностический
2 этап. Организационный
3 этап. Развивающий
4 этап. Аналитический
Участники:
воспитатели,
специалисты
(логопед,
педагог-психолог),
родители и дети.
1.
Диагностический этап .
Основной его целью является саморефлексия родителей. Анкетирование.
2.
Организационный этап.
Основная
задача
заключается
в
том,
чтобы
сплотить
родителей,
сформировать
группу,
ознакомить
родителей
с
целями
и
задачами
проекта. Создать пространство для проявления творческой активности
родителей
и
детей,
учитывая
их
актуальные
потребности,
а
так
же
принимать
детско-родительские
предложения
и
модификации
в
содержании работы.
Создать
«Полезную
книгу
для
родителей»
в
которой
будет
собрана
информация
по
повышению
психолого-педагогической
грамотности
родителей.
Общие принципы работы:
1.
Принцип творческой активности.
2.
Организация
ситуации
общения
таким
образом,
чтобы
дать
возможность детям и родителям понять и попробовать новые способы
поведения, экспериментирование с ними ; вовлечение их в различные
игровые упражнения и их обсуждение.
3.
Принцип исследовательской позиции.
4.
Создание
проблемных
ситуаций,
в
которых
участникам
самим
необходимо будет найти приемлемое для себя и для данной ситуации
решение проблемы – идти собственным путем.
5.
Принцип партнерского общения.
6.
Создание
таких
ситуаций,
при
которых
дети
и
родители
учатся
признавать ценность другого, принимать решения с учетом мнения и
состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.
7.
Принцип объективизации взаимоотношений.
8.
Взаимоотношения
детей
и
родителей
постепенно
переводятся
с
импульсивного
на
осознанный
уровень.
Универсальным
средством,
позволяющим
осознать
свои
взаимоотношения
в
семье,
является
обратная связь.
Перспективное планирование
Месяц
Занятие
Задачи
1
2
3
Ноябрь
Вводное занятие.
Как предстоит
работать и строить
взаимоотношения
(родители)
С о з д а н и е
д о б р о ж е л а т е л ь н о й
атмосферы;
знакомство
с
целью,
задачами и правилами работы детско-
родительской
группы;
исследование
детско-родительских отношений.
Занятие 1.
(дети-родители)
Дружба начинается
с улыбки
С о з д а н и е
п о л о ж и т е л ь н о й
п с и хо л о г и ч е с ко й
а т м о с ф е р ы ;
сплочение
группы;
исследование
в н у т р и с е м е й н ы х
о т н о ш е н и й ;
формирование
чувства
доверия
к
участникам группы.
Ход занятия:
Приветствие, разминка.
Игры:
« Л а с к о в о е
и м я » ,
« У г а д а й » ,
«Неоконченные
п р е д л ож е н и я » ,
«Снежинки»
Рисование «Моя семья»
Р е ф л е к с и я :
р о д и т е л и
и
д е т и
о б с у ж д а ю т
в
п а р а х
н а и б о л е е
интересные моменты занятия, вносят
пожелания и предложения.
Прощание: игра «Солнечные лучики».
Домашнее
задание:
совместно
с
ребенком
вспомнить
любимую
игру,
ч то б ы
п р ед с т а в и т ь
е е
д р у г и м
участникам
группы.
Принести
рулон
обоев
для
игры
«Рисуем
всей
группой»
Декабрь
Занятие 2
(дети - родители)
Папа, мама, я
С о з д а н и е
б л а г о п р и я т н о г о
п с и хо эмо ц и о н а л ь н о го
к л и м ат а
общения
членов
группы;
обучение
родителей
снятию
психологического
н а п р я ж е н и я ;
р а з в и т и е
межполушарного
взаимодействия
у
детей, коммуникативных качеств детей
и родителей; воспитание уважения к
чужой работе и пространству.
Ход занятия:
П р и в е т с т в и е :
и г р а
« Д р у ж б а
начинается с улыбки».
Разминка:
проверка
дома шне го
задания «Научи своей любимой игре»
Упр. «Сорока-ворона».
Игры: «Головоломка на ковре»
Коллективное рисование
Рефлексия
Прощание
Занятие 3
(дети - родители)
Радость общения
С п л о ч е н и е
г р у п п ы ;
с н я т и е
п с и хом ы ш еч н о го
н а п р я ж е н и я ;
развитие
коммуникативных
навыков,
креативности;
сплочение
семейной
диады.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка : игра «Доброе животное»
Упражнения: «Ветер дует на…»
«Если бы я был(а) мамой …»
Игра «Головоломка на ковре»
Рисование с закрытыми глазами
Рефлексия
Прощание: Упражнение «Пожелания»
Январь
Занятие 4
(дети - родители)
Мы очень весело
живем.
С о з д а н и е
п о л о ж и т е л ь н о й
п с и хо л о г и ч е с ко й
а т м о с ф е р ы ;
сплочение
группы;
установление
доверительного
контакта
внутри
диады;
актуализация
альтернативных
проявлений
чувства
любви;
развитие
невербальной креативности.
Ход занятия:
Приветствие:
упражнение
«Передай
улыбку»
Разминка:
упражнение
«Давайте
поздороваемся».
Игра – упражнение «Мы любим друг
друга»
Упражнение «Что ты видишь?»
Игра «Головоломки на ковре»
Упражнение «Сердечки».
Рисование в парах
Игра
«Мы
с
мамой
(папой)
вдвоем
очень весело живем»
Рефлексия
Прощание «Круг друзей»
Занятие 5
(дети-родители)
Я и ты – все мы
разные
С о з д а н и е
п о л о ж и т е л ь н о й
п с и хо л о г и ч е с ко й
а т м о с ф е р ы ;
сплочение группы; обучение навыкам
с н я т и я
п с и х о э м о ц и о н а л ь н о г о
н ап р я же н и я ;
р а з в и т и е
у м е н и я
о п и с ы в а т ь
с в о е
н а с т р о е н и е ,
понимания
настроения
д р у г и х ,
эмпатии ассоциативного мышления.
Приветствие по кругу.
Упражнение «Здравствуй..»
Разминка : игровое упражнение «Цвет
моего настроения»
Упражнение «Щепки на реке»
Игра «Головоломки на ковре»
Упражнение «Цветопись настроения»
Рефлексия
Прощание игра «Солнечные лучики»
Занятие – тренинг
6
(родители)
Затруднительные
ситуации в
общении родителя
с ребенком;
причины и
способы их
разрешения.
(при участии
психолога)
Привлечение
родителей
к
анализу
причин
возникновения
конфликтных
ситуаций
в
общении
с
ребенком,
к
п о и с к у
у д а ч н ы х
с п о с о б о в
родительского поведения.
Ход занятия:
Приветствие:
психогимнастическое
упражнение «Здравствуйте»
Введение в тему.
Арт-терапевтическое
упражнение
«Мир детства, мир взрослых»
Упражнение «Проигрывание ситуаций
».
Прощание.
Подведение
и т о г о в
тренинга.
Семейная гостиная
«По страницам
любимых книг»
Любовь к книге у ребенка необходимо
развивать с самого раннего возраста.
В
книгах,
как
нам
известно,
заложен
м н о г о л е т н и й
о п ы т
ж и з н и .
предшествующих поколений. Занятие
представляет собой выбор и прочтение
любимой
семейной
книги.
Целью
служит
формирование
ч у в с т в а
близости между родителями и детьми,
принятие друг друга, развитие навыков
общения
и
определение
общих
интересов.
Февраль
Занятие 7
(дети - родители)
Где живет сказка?
С о з д а н и е
п о л о ж и т е л ь н о й
п с и хо л о г и ч е с ко й
а т м о с ф е р ы ;
с п л о ч е н и е
г р у п п ы ;
с н я т и е
психоэмоционального
напряжения;
развитие
творческого
мышления,
коммуникативных
форм
поведения,
способствующих
самоактуализации
и
самоутверждению.
Ход занятия:
Приветствие:
упражнение
«Передай
улыбку»
Разминка
упражнение
«
Догони
игрушку»
Игра «Головоломки на ковре»
Колллективное
придумывание
и
разыгрывание сказки.
Коллективное
рисование
сказочного
сюжета.
Упражнение «Колыбель»
Рефлексия
Прощание: игра «Солнечные лучики»
Занятие 8
(дети - родители)
Что такое дружба?
С о з д а н и е
п с и х о л о г и ч е с к о й
положительной атмосферы; сплочение
группы
;
развитие
невербального
общения;
умения
выражать
свои
чувства
и
чувства
другого
через
п р и к о с н о в е н и е ;
р а з в и т и е
невербальных
средств
мышления,
в о о б р а ж е н и я ;
у с т а н о в л е н и е
доверительных отношений родителя и
ребенка,
снятие
телесных
барьеров;
совершенствование
выразительных
движений.
Ход занятия:
Приветствие: упражнение «Олени»
Разминка: упражнение «Улитка»
Упражение:
«Руки
з н а ко м я т с я ,
ссорятся, мирятся»
Игра «Головоломки на ковре»
Рисование ладошек друг друга
Упражнение «Подарок друг другу»
Рефлексия
Прощание
Март
Занятие 9
(дети -родители)
Дети и взрослые
С о з д а н и е
п с и х о л о г и ч е с к о й
положительной атмосферы; сплочение
группы
;
улучшение
рефлексии
в за имоот ноше ний
с
р е б е н ко м ;
формирование
умения
получать
дополнительные
знания
о
своем
ребенке, доброжелательной атмосферы
внутри диады; развитие сесетивности
и соотнесения тактильных образов.
Ход занятия:
Приветствие
Разминка:
игра
«По судомоечная
машина»
Упражнение «Найди пару»
Игра «Головоломки на ковре»
Проективный
тест
«День
рождения»
(совместное
рисование
по
замыслу
ребенка)
Упражнение
«Ты
у
меня
с амая
(самый)..»
Рефлексия
Прощание
Занятие тренинг 10
(родители)
Стиль семейных
отношений и
эмоциональное
самочувствие
ребенка.
(при участии
психолога)
Привлечение
родителей
к
анализу
э м о ц и о н а л ь н о й
а т м о с ф е р ы ,
существующей
в
собственной
семье,
отношений
и
тому,
как
это
может
в л и я т ь
н а
э м о ц и о н а л ь н о е
самочувствие
ребенка,
настроение
других членов семьи.
Ход занятия-практикума:
Психогимнастическое
упражнение
«Пожелания»
Введение в тему
Толкование смысла пословиц
Обсуждение дискуссионных вопросов
Инсценирование ситуаций
Медитативное упражнение «Море»
Прощание.
Подведение
и т о г о в
занятия-практикума.
Занятие 11
(дети - родители)
Истина – в
С о з д а н и е
п с и х о л о г и ч е с к о й
положительной атмосферы; сплочение
группы
;
развитие
креативности;
сомнении
формирование творческой атмосферы
внутри
диады
–
умения
получать
дополнительные
знания
о
своем
ребенке;
развитие
невербального
общения.
Ход занятия:
Приветствие
Разминка
:
психогимнастическое
упражнение «Насос и мяч»
Игра «Испорченнй видеотелефон»
Заполнение таблицы «Мой ребенок»
Лепка на свободную тему
Игра «Головоломки на ковре»
Рефлексия
Прощание : Игра «Круг друзей»
Консультация
«Гиперактивный
ребенок. Помощь
семьи»
При участии
логопеда
А к т у а л ь н о с т ь
п р о б л е м ы ;
д и а г н о с т и ч е с к и е
к р и т е р и и
гиперактивности;
воспитательная
стратегия
родителей
гиперактивного
ребенка; правила проведения занятий с
гиперактивным
ребенком;
правила
проведения занятий с гиперактивным
ребенком. Прогноз развития ребенка.
Апрель
Занятие 12
(дети-родители)
Ты да я, да мы с
тобой
С о з д а н и е
п о л о ж и т е л ь н о й
п с и хо л о г и ч е с ко й
а т м о с ф е р ы ,
с п л о ч е н и е
г р у п п ы ;
р а з в и т и е
творческого мышления, невербального
общения,
доверительного
отношения
внутри семейной диады.
Ход занятия:
Приветствие
Разминка: игра «Бантик».
«Конкурс хвастунов»
Упражнение «Покажи дневник»
Игра «Головоломки на ковре»
Игра «Цветик - семицветик»
Рефлексия
Прощание: игра «Круг друзей»
Занятие 13
(дети-родители)
Учимся играя
С о з д а н и е
п с и х о л о г и ч е с к о й
положительной
атмосферы;
развитие
невербального
общения;
поиск
и
о б суж д е н и е
ф о рм
д о с т и ж е н и я
взаимопонимания;
побуждение
к
самораскрытию, исследованию своего
э м о ц и о н а л ь н о г о
с о с т о я н и я ,
переживаний, личных проблем.
Ход занятия:
Приветствие
Разминка : игра «Звездочки»
Упражнение «Разожми кулак»
Этюд «Цветок»
Рисование представленных образов
Игра «Головоломки на ковре»
Рефлексия
Прощание
Май
Занятие 14
(дети-родители)
Дом, где живет
счастье
С н я т и е
н ап р я же н и я ,
с о з д а н и е
дружественной обстановки; развитие у
детей
и
родителей
понимания
и
чувствования
друг
друга,
эмпатии;
д и ф ф е р е н ц и р о в к а
с л у х о в о г о
в о с п р и я т и я ;
с п л оч е н и е
д и а д ;
осознание
взаимосвязи
поколений;
ф о р м и р о в а н и е
у в а ж и т е л ь н о г о
отношения к старшим.
Ход занятия:
Приветствие
Разминка : упражнение «Внимание»
Игра «Интонации»
Задание «Родовое дерево»
Упражнение «Доверительное падение»
Рефлексия
Прощание
Семинар по
развитию связной
речи ребенка
посредством ТРИЗ
технологии.
Игры для развития связной речи.
Занятие 15
(дети-родители)
Воспитание
чувств.
С о з д а н и е
п с и х о л о г и ч е с к и
непринужденной атмосферы; помощь
родителям
и
детям
в
переживании
чувства
поддержки
и
д о в е р и я ,
взаимопонимания
на
глубинном
уровне;
развитие
доверительных
отношений внутри семейной диады.
Ход занятия:
Приветствие
Разминка : игра «Займи свой домик»
Упражнение «Цветок»
Игра «Головоломки на ковре»
Упражнение
«Если
бы
мама
была
королевой»
Рефлексия
Прощание
Июнь
Занятие 16
(итоговое)
Все ли проблемы
мы решили?
Подведем итоги.
Стимулирование у участников группы
готовности и способности с теплотой и
искренностью
относиться
к
людям;
развитие навыков общения и принятия
решений
в
личной
жизни;
ролевое
проигрывание
ситуаций;
отработка
н а в ы к о в
э ф ф е к т и в н о г о
взаимодействия;
получение
обратной
связи
(для
ведущих)
и
возможности
поделиться своими ощущениями (для
участников).
Ход занятия:
Приветствие
Игра «Растопи круг»
Упражнение «Дорогая редакция»
Упражнение
«Конверты
добрых
пожеланий»
Вручение грамот
Обсуждение цикла занятий
Рассматривание
и
рефлексивный
анализ
ранее
сделанных
диадами
рисунков
на
тему
«Моя
семья»,
«Растение»
З а п о л н е н и е
а н к е т ы
о ц е н к и
тренинговых
занятий
родителями
и
детьми.
Прощание : упражнение «Пожелания».
Конечные результаты проекта
- формирование позитивного отношения ребенка к семье и окружающему
миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и
сверстниками, развитие положительной (оптимистической) детской картины
мира;
- развитие творческого потенциала ребенка, способствующего дальнейшему
росту и развитию;
- повышение уровня нравственности и воспитанности детей;
-
преодоление
культурного
отчуждения
личности
ребёнка,
содействие
вовлечению семьи в мир культуры;
- укрепление детско-родительских отношений;
В ходе данного проекта родители смогли научиться лучше разбираться в
мотивах
детского
поведения;
сформировали
умение
активного
слушания.
Занятия
помогли
развить
у
родителей
рефлексию
собственного
опыта
общения
с
ребенком,
то
есть
критически
оценить
собственную
воспитательную деятельность. Взрослые научились «выходить за привычные
рамки»
своих
воспитательных
установок
и
стереотипов
мышления,
признавать
за
ребенком
право
на
собственный
выбор
и
на
собственную
позицию. Родители заново открыли для себя радость общения с ребенком.