Напоминание

"Искусство быть смьей"


Автор: Качур Марина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Росинка"
Населённый пункт: г. Щелково Московской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Искусство быть смьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Росинка» Щелковского муниципального района Московской области 141100 Московская обл., г. Щелково, ул. Неделина,
Проект

Развитие детско-родительских отношений

Тема: «Искусство быть семьей»



Подготовили:
Воспитатели Качур М.В. г. Щелково 2016 г.

Пояснительная записка

«Счастливое общество состоит из счастливых личностей»
Положительное воздействие семьи на нравственное воспитания ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в нравственном воспитании детей, сколько может сделать семья.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем, что особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития. Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно- нравственные, культурные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.

Цель:
оказать родителям поддержку в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; выработка навыков адекватного общения.
Задачи:
помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему современного нравственного развития дошкольника и оценить свой вклад в решение этой проблемы; помогать и поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнерских отношений.
Тип

проекта:
практико-информационный, по содержанию «Ребенок и семья»; детско-взрослый, где ребенок субъект проектирования; внутри семьи; по количеству – состава семьи; продолжительность - 1 год.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Диагностический 2 этап. Организационный 3 этап. Развивающий 4 этап. Аналитический
Участники:
воспитатели, специалисты (логопед, педагог-психолог), родители и дети. 1.
Диагностический этап
. Основной его целью является саморефлексия родителей. Анкетирование.
2.

Организационный этап.
Основная задача заключается в том, чтобы сплотить родителей, сформировать группу, ознакомить родителей с целями и задачами проекта. Создать пространство для проявления творческой активности родителей и детей, учитывая их актуальные потребности, а так же принимать детско-родительские предложения и модификации в содержании работы. Создать «Полезную книгу для родителей» в которой будет собрана информация по повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

Общие принципы работы:
1. Принцип творческой активности. 2. Организация ситуации общения таким образом, чтобы дать возможность детям и родителям понять и попробовать новые способы поведения, экспериментирование с ними ; вовлечение их в различные игровые упражнения и их обсуждение. 3. Принцип исследовательской позиции. 4. Создание проблемных ситуаций, в которых участникам самим необходимо будет найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы – идти собственным путем. 5. Принцип партнерского общения. 6. Создание таких ситуаций, при которых дети и родители учатся признавать ценность другого, принимать решения с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей. 7. Принцип объективизации взаимоотношений. 8. Взаимоотношения детей и родителей постепенно переводятся с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим осознать свои взаимоотношения в семье, является обратная связь.
Перспективное планирование


Месяц

Занятие

Задачи
1 2 3 Ноябрь Вводное занятие. Как предстоит работать и строить взаимоотношения (родители) С о з д а н и е д о б р о ж е л а т е л ь н о й атмосферы; знакомство с целью, задачами и правилами работы детско- родительской группы; исследование детско-родительских отношений. Занятие 1. (дети-родители) Дружба начинается с улыбки С о з д а н и е п о л о ж и т е л ь н о й п с и хо л о г и ч е с ко й а т м о с ф е р ы ; сплочение группы; исследование в н у т р и с е м е й н ы х о т н о ш е н и й ; формирование чувства доверия к участникам группы.
Ход занятия:
Приветствие, разминка. Игры: « Л а с к о в о е и м я » , « У г а д а й » , «Неоконченные п р е д л ож е н и я » , «Снежинки» Рисование «Моя семья» Р е ф л е к с и я : р о д и т е л и и д е т и о б с у ж д а ю т в п а р а х н а и б о л е е интересные моменты занятия, вносят пожелания и предложения. Прощание: игра «Солнечные лучики». Домашнее задание: совместно с ребенком вспомнить любимую игру, ч то б ы п р ед с т а в и т ь е е д р у г и м участникам группы. Принести рулон обоев для игры «Рисуем всей группой» Декабрь Занятие 2 (дети - родители) Папа, мама, я С о з д а н и е б л а г о п р и я т н о г о п с и хо эмо ц и о н а л ь н о го к л и м ат а общения членов группы; обучение родителей снятию психологического н а п р я ж е н и я ; р а з в и т и е межполушарного взаимодействия у детей, коммуникативных качеств детей и родителей; воспитание уважения к чужой работе и пространству.
Ход занятия:
П р и в е т с т в и е : и г р а « Д р у ж б а начинается с улыбки». Разминка: проверка дома шне го
задания «Научи своей любимой игре» Упр. «Сорока-ворона». Игры: «Головоломка на ковре» Коллективное рисование Рефлексия Прощание Занятие 3 (дети - родители) Радость общения С п л о ч е н и е г р у п п ы ; с н я т и е п с и хом ы ш еч н о го н а п р я ж е н и я ; развитие коммуникативных навыков, креативности; сплочение семейной диады.
Ход занятия:
Приветствие. Разминка : игра «Доброе животное» Упражнения: «Ветер дует на…» «Если бы я был(а) мамой …» Игра «Головоломка на ковре» Рисование с закрытыми глазами Рефлексия Прощание: Упражнение «Пожелания» Январь Занятие 4 (дети - родители) Мы очень весело живем. С о з д а н и е п о л о ж и т е л ь н о й п с и хо л о г и ч е с ко й а т м о с ф е р ы ; сплочение группы; установление доверительного контакта внутри диады; актуализация альтернативных проявлений чувства любви; развитие невербальной креативности.
Ход занятия:
Приветствие: упражнение «Передай улыбку» Разминка: упражнение «Давайте поздороваемся». Игра – упражнение «Мы любим друг друга» Упражнение «Что ты видишь?» Игра «Головоломки на ковре» Упражнение «Сердечки». Рисование в парах Игра «Мы с мамой (папой) вдвоем очень весело живем» Рефлексия Прощание «Круг друзей»
Занятие 5 (дети-родители) Я и ты – все мы разные С о з д а н и е п о л о ж и т е л ь н о й п с и хо л о г и ч е с ко й а т м о с ф е р ы ; сплочение группы; обучение навыкам с н я т и я п с и х о э м о ц и о н а л ь н о г о н ап р я же н и я ; р а з в и т и е у м е н и я о п и с ы в а т ь с в о е н а с т р о е н и е , понимания настроения д р у г и х , эмпатии ассоциативного мышления. Приветствие по кругу. Упражнение «Здравствуй..» Разминка : игровое упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Щепки на реке» Игра «Головоломки на ковре» Упражнение «Цветопись настроения» Рефлексия Прощание игра «Солнечные лучики» Занятие – тренинг 6 (родители) Затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком; причины и способы их разрешения. (при участии психолога) Привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к п о и с к у у д а ч н ы х с п о с о б о в родительского поведения.
Ход занятия:
Приветствие: психогимнастическое упражнение «Здравствуйте» Введение в тему. Арт-терапевтическое упражнение «Мир детства, мир взрослых» Упражнение «Проигрывание ситуаций ». Прощание. Подведение и т о г о в тренинга. Семейная гостиная «По страницам любимых книг» Любовь к книге у ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста. В книгах, как нам известно, заложен м н о г о л е т н и й о п ы т ж и з н и . предшествующих поколений. Занятие представляет собой выбор и прочтение любимой семейной книги. Целью служит формирование ч у в с т в а близости между родителями и детьми,
принятие друг друга, развитие навыков общения и определение общих интересов. Февраль Занятие 7 (дети - родители) Где живет сказка? С о з д а н и е п о л о ж и т е л ь н о й п с и хо л о г и ч е с ко й а т м о с ф е р ы ; с п л о ч е н и е г р у п п ы ; с н я т и е психоэмоционального напряжения; развитие творческого мышления, коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.
Ход занятия:
Приветствие: упражнение «Передай улыбку» Разминка упражнение « Догони игрушку» Игра «Головоломки на ковре» Колллективное придумывание и разыгрывание сказки. Коллективное рисование сказочного сюжета. Упражнение «Колыбель» Рефлексия Прощание: игра «Солнечные лучики» Занятие 8 (дети - родители) Что такое дружба? С о з д а н и е п с и х о л о г и ч е с к о й положительной атмосферы; сплочение группы ; развитие невербального общения; умения выражать свои чувства и чувства другого через п р и к о с н о в е н и е ; р а з в и т и е невербальных средств мышления, в о о б р а ж е н и я ; у с т а н о в л е н и е доверительных отношений родителя и ребенка, снятие телесных барьеров; совершенствование выразительных движений.
Ход занятия:
Приветствие: упражнение «Олени» Разминка: упражнение «Улитка» Упражение: «Руки з н а ко м я т с я , ссорятся, мирятся» Игра «Головоломки на ковре» Рисование ладошек друг друга Упражнение «Подарок друг другу»
Рефлексия Прощание Март Занятие 9 (дети -родители) Дети и взрослые С о з д а н и е п с и х о л о г и ч е с к о й положительной атмосферы; сплочение группы ; улучшение рефлексии в за имоот ноше ний с р е б е н ко м ; формирование умения получать дополнительные знания о своем ребенке, доброжелательной атмосферы внутри диады; развитие сесетивности и соотнесения тактильных образов.
Ход занятия:
Приветствие Разминка: игра «По судомоечная машина» Упражнение «Найди пару» Игра «Головоломки на ковре» Проективный тест «День рождения» (совместное рисование по замыслу ребенка) Упражнение «Ты у меня с амая (самый)..» Рефлексия Прощание Занятие тренинг 10 (родители) Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка. (при участии психолога) Привлечение родителей к анализу э м о ц и о н а л ь н о й а т м о с ф е р ы , существующей в собственной семье, отношений и тому, как это может в л и я т ь н а э м о ц и о н а л ь н о е самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.
Ход занятия-практикума:
Психогимнастическое упражнение «Пожелания» Введение в тему Толкование смысла пословиц Обсуждение дискуссионных вопросов Инсценирование ситуаций Медитативное упражнение «Море» Прощание. Подведение и т о г о в занятия-практикума. Занятие 11 (дети - родители) Истина – в С о з д а н и е п с и х о л о г и ч е с к о й положительной атмосферы; сплочение группы ; развитие креативности;
сомнении формирование творческой атмосферы внутри диады – умения получать дополнительные знания о своем ребенке; развитие невербального общения.
Ход занятия:
Приветствие Разминка : психогимнастическое упражнение «Насос и мяч» Игра «Испорченнй видеотелефон» Заполнение таблицы «Мой ребенок» Лепка на свободную тему Игра «Головоломки на ковре» Рефлексия Прощание : Игра «Круг друзей» Консультация «Гиперактивный ребенок. Помощь семьи» При участии логопеда А к т у а л ь н о с т ь п р о б л е м ы ; д и а г н о с т и ч е с к и е к р и т е р и и гиперактивности; воспитательная стратегия родителей гиперактивного ребенка; правила проведения занятий с гиперактивным ребенком; правила проведения занятий с гиперактивным ребенком. Прогноз развития ребенка. Апрель Занятие 12 (дети-родители) Ты да я, да мы с тобой С о з д а н и е п о л о ж и т е л ь н о й п с и хо л о г и ч е с ко й а т м о с ф е р ы , с п л о ч е н и е г р у п п ы ; р а з в и т и е творческого мышления, невербального общения, доверительного отношения внутри семейной диады.
Ход занятия:
Приветствие Разминка: игра «Бантик». «Конкурс хвастунов» Упражнение «Покажи дневник» Игра «Головоломки на ковре» Игра «Цветик - семицветик» Рефлексия Прощание: игра «Круг друзей» Занятие 13 (дети-родители) Учимся играя С о з д а н и е п с и х о л о г и ч е с к о й положительной атмосферы; развитие невербального общения; поиск и о б суж д е н и е ф о рм д о с т и ж е н и я взаимопонимания; побуждение к самораскрытию, исследованию своего
э м о ц и о н а л ь н о г о с о с т о я н и я , переживаний, личных проблем.
Ход занятия:
Приветствие Разминка : игра «Звездочки» Упражнение «Разожми кулак» Этюд «Цветок» Рисование представленных образов Игра «Головоломки на ковре» Рефлексия Прощание Май Занятие 14 (дети-родители) Дом, где живет счастье С н я т и е н ап р я же н и я , с о з д а н и е дружественной обстановки; развитие у детей и родителей понимания и чувствования друг друга, эмпатии; д и ф ф е р е н ц и р о в к а с л у х о в о г о в о с п р и я т и я ; с п л оч е н и е д и а д ; осознание взаимосвязи поколений; ф о р м и р о в а н и е у в а ж и т е л ь н о г о отношения к старшим.
Ход занятия:
Приветствие Разминка : упражнение «Внимание» Игра «Интонации» Задание «Родовое дерево» Упражнение «Доверительное падение» Рефлексия Прощание Семинар по развитию связной речи ребенка посредством ТРИЗ технологии. Игры для развития связной речи. Занятие 15 (дети-родители) Воспитание чувств. С о з д а н и е п с и х о л о г и ч е с к и непринужденной атмосферы; помощь родителям и детям в переживании чувства поддержки и д о в е р и я , взаимопонимания на глубинном уровне; развитие доверительных отношений внутри семейной диады.
Ход занятия:
Приветствие Разминка : игра «Займи свой домик»
Упражнение «Цветок» Игра «Головоломки на ковре» Упражнение «Если бы мама была королевой» Рефлексия Прощание Июнь Занятие 16 (итоговое) Все ли проблемы мы решили? Подведем итоги. Стимулирование у участников группы готовности и способности с теплотой и искренностью относиться к людям; развитие навыков общения и принятия решений в личной жизни; ролевое проигрывание ситуаций; отработка н а в ы к о в э ф ф е к т и в н о г о взаимодействия; получение обратной связи (для ведущих) и возможности поделиться своими ощущениями (для участников).
Ход занятия:
Приветствие Игра «Растопи круг» Упражнение «Дорогая редакция» Упражнение «Конверты добрых пожеланий» Вручение грамот Обсуждение цикла занятий Рассматривание и рефлексивный анализ ранее сделанных диадами рисунков на тему «Моя семья», «Растение» З а п о л н е н и е а н к е т ы о ц е н к и тренинговых занятий родителями и детьми. Прощание : упражнение «Пожелания».
Конечные результаты проекта
- формирование позитивного отношения ребенка к семье и окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, развитие положительной (оптимистической) детской картины мира; - развитие творческого потенциала ребенка, способствующего дальнейшему росту и развитию;
- повышение уровня нравственности и воспитанности детей; - преодоление культурного отчуждения личности ребёнка, содействие вовлечению семьи в мир культуры; - укрепление детско-родительских отношений; В ходе данного проекта родители смогли научиться лучше разбираться в мотивах детского поведения; сформировали умение активного слушания. Занятия помогли развить у родителей рефлексию собственного опыта общения с ребенком, то есть критически оценить собственную воспитательную деятельность. Взрослые научились «выходить за привычные рамки» своих воспитательных установок и стереотипов мышления, признавать за ребенком право на собственный выбор и на собственную позицию. Родители заново открыли для себя радость общения с ребенком.


В раздел образования