Напоминание

"Использование русских народных сказок как средства обучения пересказу детей 5-6 лет "


Автор: Шушляева Кристина Николаевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО Вятский Государственный Гуманитарный университет
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование русских народных сказок как средства обучения пересказу детей 5-6 лет "
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование русских народных сказок как средства обучения

пересказу детей 5-6 лет
В дошкольном возрасте большое место отводится развитию у ребенка связной речи. Пересказ литературных произведений развивает речевые навыки ребенка, способствует обогащению словаря, формирует у ребенка «чувство языка», то есть способность оценивать правильность речи в соответствии с принятыми языковыми нормами. Большое значение также имеет воспитание у ребенка таких положительных качеств как доброта, отзывчивость, сопереживание, чуткость, сострадание. В старшем дошкольном возрасте выделены задачи обучения детей пересказу: учить детей самостоятельному перессказыванию небольших произведений без помощи вопросов воспитателя; излагать содержание произведения выразительно, близко к тексту, использовать авторские слова и выражения. В толковом словаре В. И. Даля понятие «перессказывание» изложено как повторение чужих изложений, не добавляя своего [1] Таким образом, в старшем дошкольном возрасте можно выделить следующую цель обучения пересказа детей: учить воспроизводить прослушанное художественное произведение, используя предложенные автором выразительные средства (эпитеты, повторы, сравнения). Большое значение в подготовке обучения перессказыванию имеет выбор произведения. Оно должно подчиняться нескольким требованиям. Наиболее важным требованием, по нашему мнению, является доступность содержания произведения ребенку. В старшем дошкольном возрасте на занятиях по ознакомлению с художественной литературой используют русские народные сказки: «Маша и медведь», «Морозко», «Лиса и журавль», «Царевна-лягушка», «Снегурочка» и другие. Следующим требованием является присутствие в сказках знакомых детям действующих героев, имеющих особенности характера и поведения. К примеру, часто в сказках преподносят лисицу как хитрую, льстивую, лживую героиню. В
доказательство этого можно рассмотреть сказку «Журавль и лиса». По сюжету лиса зовет в гости журавля, угощает его кашей, наложенной в плоскую тарелку. Здесь представлена хитрость лисы. А в сказке «Колобок» лиса просит колобка спеть ей песенку, запрыгнув к ней на язычок. При этом она хвалит колобка за исполнение: «Ах, песенка хороша, да слышу я плохо» Этими словами лиса льстит колобку и обманом заманивает его. Еще одним требованием можно выделить: наличие четкой композиционной линии. В качестве примера может служить русская народная сказка «Царевна- лягушка». В ней прослеживается четкость последовательность в действиях героев: сначала братья встретили своих будущих жен, жены выполняли задания царя, а затем Иван-царевич отправился в путь, чтобы спасти свою лягушку. Можно также выделить значимость размера выбранного произведения. Небольшая по объему сказка может содержать достаточное количество информации для усвоения ее ребенком. К тому же она будет легче усваиваться. Простой, но в то же время богатый язык произведения привлекает ребенка. Русские народные сказки соответствуют данному требованию [7] Таким образом, используя на занятиях русские народные сказки, нужно обращать внимание на объем, понятность изложения, красочность языка, присутствие знакомых героев, четкость сюжетной линии. Обучая детей пересказу русской народной сказки, можно руководствоваться некоторыми приемами: - рассказывание воспитателем сказки с последующей беседой о ней; - рассказывание сказки педагогом, а затем повторение наиболее важных фраз хором; - пересказ произведения, при котором педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает; - воспроизведение текста сказки детьми с подсказкой фраз или слов воспитателем; - оценка педагогом услышанного пересказа ребенка либо привлечение других детей к оценке;
- предложение педагогом улучшения пересказа предыдущего рассказчика; - оценка педагогом пересказанного текста ребенком [2] Итак, обучая детей пересказу, прежде всего, нужно использовать вышеизложенные приемы. Таким образом, художественная литература является действенным средством воспитания и развития ребенка. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают с чуткостью относиться к настроению близких и окружающих их людей. У них появляется способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это является основой воспитания доброго, отзывчивого, честного, умеющего сопереживать человека. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Путешествие в мир сказки развивает фантазию ребенка, побуждает его к собственному сочинительству. Список литературы: 1. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – Спб., 1863- 1866. 2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина . – М.: Просвещение, 1984. –223с. 3.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.


В раздел образования