Автор: Бирбина Надежда Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Иванчугская ООШ" Населённый пункт: с. Иванчуг, Астраханская область Наименование материала: конспект экологического занятия Тема: "Насекомые" Раздел: дошкольное образование
«Насекомые»
Воспитатель:
Бирбина
Надежда Павловна
0
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НАСЕКОМЫЕ»
Цели: расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять
характерные
особенности
насекомых;
воспитывать
особое
отношение
к
миру
природы; активизировать словарный запас; развивать интерес к миру природы,
эстетическое отношение к окружающей действительности.
Предварительная
работа.
Чтение
художественной
литературы
о
насекомых,
отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
Материал и оборудование. Ноутбук, проектор. Презентация «Насекомые»; бабочка
на палочке.
Ход занятия.
Воспитатель: Скажите, дети, какое сейчас время года? А как вы узнали, что на
дворе весна? Какие признаки весны вы знаете?
Дети: Весна. Растаял снег, на улице тепло и светло. Солнышко светит ярко.
Прилетели птицы с юга. Пробуждается земля, все кругом оживает.
Воспитатель: С приходом весны просыпается вся земля и вместе с ней разные
насекомые? А каких насекомых вы знаете?
Дети: Муха, пчела, кузнечик, комар, стрекоза, бабочка.
Воспитатель: Мы сегодня отправимся в весеннюю полянку и узнаем очень много
нового и интересного о насекомых. Вы готовы туда отправиться?
Дети: Да!
Звучит музыка. Презентация «Насекомые».
Воспитатель:
Как
много
насекомых
мы
увидели!
Поупражнялись
правильно
проговаривать их названия. Молодцы! Как же всех их вместе называем? Правильно,
насекомые.
Воспитатель:
А
вы
любите
узнавать
что-то
новое?
Делать
какие-то
новые
открытия?
Дети: Да!
1
Звучит музыка. Презентация «Жизненный цикл бабочек».
Воспитатель: А
знаете
ли
вы,
что
бабочка
не
рождается
маленькой?
Она
появляется сразу большой, настоящей бабочкой. А до этого она проходит несколько
стадий.
Схема появления бабочки.
Воспитатель: Жизненный цикл бабочек состоит из четырех стадий: яйцо, личинка,
куколка и взрослая особь. Бабочка откладывает яйца. Из этого количества яиц
остается совсем немного: некоторые съедают птицы, некоторые уносят муравьи и
мухи. Из яичек появляются личинки - гусеницы. Гусеницы питаются листьями
различных растений и быстро растут. Затем гусеница превращается в куколку.
Куколки
бабочек
не
питаются
и
не
передвигаются.
И,
наконец,
из
куколки
выводится бабочка.
Слайд «Бабочки».
Воспитатель:
Смотрите,
какие
бабочки
разнообразные
и
красивые.
Давайте,
ребята,
повторим
и
закрепим
как
же
появляется
бабочка.
Сколько
же
стадий
развития проходит бабочка?
Дети: Состоит из четырех стадий:
1. Яйцо. 2. Личинка – гусеница. 3. Куколка. 4. Бабочка.
Воспитатель: Молодцы, вы все прекрасно поняли и узнали очень интересный факт
о жизни бабочки! А сейчас мы превратимся в маленьких жителей лесной полянки –
кузнечиков.
Физминутка «Кузнечики»:
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
2
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете есть у насекомых враги? Кто они?
Дети: Птицы, люди, звери.
Воспитатель: А как насекомые прячутся от своих врагов?
Дети: Прячутся в траве, в почве, на листьях и коре деревьев.
Воспитатель: Вот посмотрите картинки. Какого цвета кузнечик? А почему он
зеленый?
Дети: Зеленый. Кузнечик сидит на траве.
Воспитатель: Жук какого цвета? Почему?
Дети: Жук сидит на ветке дерева.
Воспитатель: А почему бабочки такие разноцветные?
Дети: Бабочки живут на цветочной поляне.
Воспитатель: Оказывается, не зря природа наделила каждого насекомого своим
собственным, неповторимым цветом. Так они прячутся от своих врагов. В траве не
видно кузнечика, на веточке – жука, а на цветочной поляне не сразу увидишь
бабочку.
Воспитатель: А к нам летит еще одно насекомое.
Красный с пятнами жучок
Сел на тоненький сучок.
На кусточке у забора
Он похож на мухомора,
Лишь у пятен чёрный цвет,
А других отличий нет.
Тли и клещи куст калечат,
А жучок его полечит.
Урожай хороший там
Где поможет он кустам.
Съест вредителей всех ловко.
Кто он?
Дети: Божья коровка.
3
Воспитатель: Правильно, это божья коровка. Смотрите какая она яркая, спинка
красная и на ней черные точки. Наверно, заметна издалека и приходится постоянно
прятаться от врагов. Как вы думаете?
Дети: Прячется, прячется!
Воспитатель: А вот и нет! Божья коровка никогда и ни от кого не прячется! У нее
есть
свой
очень
эффективный
секрет.
Для
защиты
от
врагов
божьи
коровки
выделяют ядовитую жидкость, поэтому ее никто не трогает. За то, что она как
корова выделяет «молоко», ее и называют божьей коровкой. А красная спинка как
бы предупреждает врагов, что трогать ее опасно.
Воспитатель: А мы должны трогать насекомых, вредить им? Почему?
Дети: Нет, мы не должны трогать насекомых.
Воспитатель: Правильно, мы должны бережно относиться ко всему живому, не
должны
трогать
их.
Можем
наблюдать
за
ними,
узнавать
о
них
что-то
новое,
интересное. Ведь каждая букашка, каждый жучок является частью нашей природы и
украшает нашу землю.
Рефлексия.
Воспитатель: Где мы сегодня были? Кого встретили? Что нового узнали?
Дети: Мы были на полянке. Увидели много насекомых, узнали о них много
интересного. Нам очень понравилось!
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось! И насекомым тоже! Скоро мы еще раз
сходим на нашу поляну.
4