Автор: Тудвасева Валентина Валентиновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Юсьвинский детский сад "Улыбка" Населённый пункт: село Юсьва, Пермский край Наименование материала: конспект НОД Тема: "Части тела человека" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Улыбка»
Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности
логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с применением
национального компонента.
(ОНР, 1 год обучения).
Тема: «Части тела человека».
Автор: Тудвасева Валентина Валентиновна,
учитель-логопед.
2017 год.
Тема: «Части тела человека».
Цель: Активизировать словарь по теме – «Части тела человека» и
познакомить с их названиями на коми-пермяцком языке.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить координировать речь с движениями;
- учить навыкам словообразования;
- учить образовывать сложные предложения;
- познакомить с названиями частей тела на коми-пермяцком языке;
- учить грамматически-правильной речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать дыхание, мимическую и артикуляционную мускулатуру;
- развивать общую и мелкую моторику;
- расширять и активизировать словарь;
- развивать самоконтроль за речью;
- познакомить со стихотворением В. Рычкова «Зимние радости» (« Тöвся
гаж»).
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь к родному языку;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,
«Здоровье», «Художественное творчество».
Оборудование: кукла Митя в национальном костюме, книга «Куим типок»,
ИКТ (презентация для детей), мяч, картинки-символы для игры «Сложные
слова», индивидуальные листы для работы детей, карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом? Как?
- Привет!
- Ребята, а как можно поздороваться с взрослыми людьми?
- Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!
- А еще можно сказать – «Бур лун!», что на коми-пермяцком языке
означает–«доброе утро» или «здравствуйте».
Мотивационно-ориентировочный этап.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Митя (кукла в коми-пермяцкой
одежде) и принес книжку. Он сказал, что коми-пермяцкий поэт, Виктор
Рычков, написал стишок про него. Послушайте его (читаю стихотворение
«Зимние радости» на коми-пермяцком языке)
- На каком языке написан этот стих?
- Вы поняли, о чем говорится в нем?
- Послушайте, как в переводе на русский язык звучит это стихотворение.
(читаю стихотворение на русском языке)
- Что делал Митя? (катался на санках)
- Где он катался? (на берегу реки Иньва)
- Что у него покраснело? (нос, щеки, руки)
- Как обобщенно назовем эти слова? (части тела человека)
- Как на коми-пермяцком языке звучат эти слова?
Я предлагаю сегодня вам закрепить названия частей тела человека на
русском языке и познакомиться с коми-пермяцкими названиями.
II. Основная часть. Поисковый этап.
- Ребята, давайте вспомним, как устроено наше тело.
1 слайд – части тела человека. Знакомлю детей и с названиями на коми-
пермяцком языке.
2 слайд – тело
- Будем называть части тела сверху вниз. С чего начнем?
3 слайд – голова
4 слайд – волосы
Дид./игры - «Какие бывают волосы?» (подбор прилагательных: длинные,
короткие, прямые, волнистые, кудрявые, темные, светлые и т. д.),
«Что можно делать с волосами?» (подбор глаголов: расчесать, заплести,
помыть и т.д.)
5 слайд – лицо
Мимические упражнения для лица – «Эмоции». Дети по заданию логопеда
показывают разные эмоции – радость, грусть, удивление, испуг, восторг,
злобу, восхищение.
6 слайд – лоб
Игра «1,2, много» (Один лоб, два лба, много лбов).
- Что ниже лба, ребята?
7 слайд – глаза
Игра «Сложные слова» (синеглазый, черноглазый и т.д.)
- Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень
устают, напрягаются. Что нужно делать? Конечно, отдыхать. Гимнастика для
глаз.
- Что дальше на лице человека?
8 слайд – нос
Дыхательное упражнение - «Согреем ручки» (вдох через нос, а выдох через
рот: Х-Х-Х..)
9 слайд – щеки
Упражнение для щек – «Помидорчик».
10 слайд – рот
11 слайд – зубы, губы, язык
Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Горка», «Санки».
12 слайд – ухо
Что могут делать уши? (слушать, слышать, прислушиваться)
Наш Митя очень любит слушать сказку «Приключения Буратино» и
предлагает с героями этой сказки поиграть в игру – «Скажи наоборот»
13, 14 слайды – У Пьеро лицо грустное, а у Буратино…
- У Буратино нос длинный, а у Пьеро…
- У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса-Барабаса…
- У Карабаса-Барабаса глаза злые, а у Мальвины…
Физминутка. Подвижная игра «1,2,3 – фигуру покажи!» (дети принимают
позу рук и ног, как на карточке)
Стихотворение с выполнением движений по тексту:
Дотронься до носика,
Подбородок потри,
Игру начинаем – на меня посмотри!
Потрогай-ка, глазки,
Коленки найди!
Игру продолжаем – на меня посмотри!
Коснись-ка, волосиков
И ушек коснись,
Потрогай-ка, губки и мне улыбнись!
Теперь же попробуй
И локти найди –
И их обязательно сильно согни.
Игра завершилась – на меня посмотри.
- Вот мы и отдохнули. Что дальше назовем, какую часть тела?
15 слайд – шея
16 слайд – грудь
17 слайд – живот
Игра «Один – много» с мячом. (Логопед называет разные части тела в
единственном числе – дети во множественном).
18 слайд – спина
19 слайд – руки
- Что мы делаем руками?
Закрепление правила: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и
пишем».
Игра «Какое слово не подходит?» (рука, рученька, ручной, срочно,
однорукий)
20 слайд – ладонь
21 слайд – палец
Пальчиковая игра «Спасибо нашим пальчикам».
22 слайд – ноги
23 слайд – ступня
Закрепление правой, левой руки, ноги.
Практический этап.
Работа с раздаточными листами.
Дети проводят стрелки от органа к картинке и проговаривают предложение.
Упражнение «Что для чего?»
- Чем мы видим? (Мы видим глазами.)
- Чем мы слушаем? (Мы слушаем ушами.)
- Чем мы нюхаем? (Мы нюхаем носом.)
- Чем мы едим? (Мы едим ртом.)
Упражнение «Помоги художнику». Дорисовать недостающую часть лица и
назвать на коми-пермяцком языке (синнез, пельез, ныр, эм).
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Что мы сегодня делали, о чем говорили?
- Мы коми-пермяки и должны знать свой родной язык, говорить на нем.
- Послушайте еще раз стихотворение про Митю, и оно уже будет вам больше
понятным.
- Спасибо Мите.
- До свидания! Адззисьлытöдз! (Дети прощаются с куклой).
- Вам понравилось занятие? Если – да, то поставьте красный магнитик на
доску; если – нет, то синий.