Автор: Истомина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №54 " Белоснежка" Населённый пункт: Сахалинская обл. г Южно-Сахалинск Наименование материала: Статья Тема: В мире бумажных комочков Раздел: дошкольное образование
Способность к творчеству – отличительная черта человека,
благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не
нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к
выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном
детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность
ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной
искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Творческая личность – это достояние всего общества. Для себя
поставила цель – помочь детям через изобразительную деятельность
развивать познавательные процессы, эмоционально – волевой сферы,
сенсорику, моторику; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк
радости от творчества. В ходе изо деятельности происходит развитие
интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации;
своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается
речь. Занимаясь с детьми, я отметила, что не все нетрадиционные техники в
изо деятельности направлены на развитие мелкой моторики, мускулатуры
рук, формирование плавности, ритмичности, четкости и точности движений,
поэтому я использую инновационные технологии, такие, как, «торцевание» с
использованием клея и пластилиновой основы.
Торцевание
– это один из видов продуктивной деятельности – техника
изготовления объемных поделок из бумаги. Это вид бумажного
конструирования – искусство бумагокручения, при котором с помощью
наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек -
торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно,
мозаики, открытки и т.д.
Цель:
Закрепить технику торцевания, обеспечить отработку умений при
торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз», приклеивание
деталей на клей.
Материалы:
цветные салфетки(можно использовать гофрированную бумагу),
стержень от шариковой авторучки или шашлычная шпажка ,
клей ПВА,
ножницы,
цветная бумага или картон.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить приемы аппликации в технике торцевания ,
закрепить знания по технике безопасности с ножницами, закрепить умения
детей выполнять коллективную аппликацию по заданной теме.
2. Развивающие: развивать мелкую моторику, развивать тактильные
ощущения, развивать пространственное мышление и воображение.
3. Воспитательные: формирование аккуратности и бережного отношения к
материалам, формировать умение замечать недостатки в своей работе и
исправлять их.
Методы и приёмы
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять задание, воспитателю
необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование
игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный
методический приём. Он повышает положительное эмоциональное
отношение детей к занятию.
В дошкольном возрасте всегда в конце образовательной деятельности должна
присутствовать похвала для всех детей, даже если у кого-то получилось не
очень хорошо. Похвала способствует желанию и в дальнейшем что-то
творить .
Существуют два вида торцевания:
- на бумаге (торцовки приклеивают на бумагу - основу);
- на пластилине (торцовками выкладывается основа из пластилина).
Торцевание на бумаге бывает:
объёмное ,многослойное ,контурное ,плоскостное.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и
воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и
полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры
используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки).
Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется,
помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.
Продуктивная деятельность, к которой относится и изо деятельность
благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам
непосредственно действует с предметами.
Проведение творческой художественной деятельности с
использованием нетрадиционных техник:
-способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- развивает в детях свободно выражать свой замысел;
- пробуждает детей к творческим поискам и решениям;
- развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности
и объемности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
- во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных
техник деятельности дает положительный результат, дети получают
истинное удовлетворение от художественной деятельности.
Важен также анализ работ творческих работ детей. Анализ важен
прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности,
учатся решать изобразительные задачи. Оценивается не сам ребенок,
а его работа творческая. Важно, перед тем, как показать детям
нетрадиционную технику, педагог прежде всего сам должен изучить
все тонкости данной техники, ее особенности, методику, используемые
материалы.
Пошаговый процесс изготовления:
Нарисуем на плотной бумаге или картоне любой узор, или возьмём
готовый из любой раскраски и наклеим его на плотную бумагу.
Для начала нам необходимо приготовить бумажные квадратики для
торцевания. Берем рулон гофрированной бумаги, не разворачивая его,
отрезаем небольшой кусочек. Намечаем необходимую ширину для
квадратиков и начинаем вертикально нарезать полоски .Полосочки , не
раскручивая, начинаем нарезать на квадратики, размером приблизительно 1
см. Чем меньше у Вас будут квадратики, тем красивее получатся торцовочки.
Возьмём стержень (тупой конец) или шпажку поставим на середину
квадратика. Сомнём квадрат и прокатаем его между пальцами.У нас
получится цветная трубочка - торцовочка. Обмакнём торцовочку в клей,
поставим её на рисунок и уберём стержень.У нас получится вот такая
трубочка – торцовочка.
Каждую следующую торцовочку приклеиваем рядом с предыдущей.
Стараемся ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось
промежутков.
Заполним торцовками всё оставшееся пространство. После создания фона
работу оформим в паспорту и поместим в рамку.
При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь
последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности.
Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению
инструкции типа: «Приклей дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети
хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную
взаимосвязь различных действий и явлений. Кроме этого, ребенок
приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл
постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их
лексические, фонетические, грамматические оттенки.
В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие
восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает
действительно практическую направленность и имеет большое значение для
выполнения той или иной предложенной деятельности.