Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у детей средней группы посредством наблюдений в природе".


Автор: Букина Анастасия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Усогорский детский сад "Снежанка"
Населённый пункт: Усогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей средней группы посредством наблюдений в природе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования администрации МР «Удорский» муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Усогорский детский сад «Снежанка» Опытно – экспериментальная работа по теме:
«Формирование элементарных математических

представлений у детей средней группы

посредством наблюдений в природе».
Исполнитель: Букина Анастасия Витальевна
пг. Усогорск, 2017 г. Оглавление: Введение 3 Глава I. Теоретические основы формирования элемент арных математических представлений у детей среднего возраста посредством наблюдений на прогулке. 1.1. Актуальность и значение ФЭМП. 4-6 1.2. Наблюдение в природе как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста. 6-7 Глава II. Опытно-экспериментальная работа, направленная на ФЭМП у детей пятого года жизни посредством наблюдений на прогулке. 2.1. Задачи, содержание, выводы констатирующего эксперимента. 8-12 2.2. Задачи, содержание, выводы формирующего эксперимента. 13-14 2.3. Задачи, содержание, выводы контрольного эксперимента. 14-17 Заключение. 18 Библиография. 19 Приложение. 2

Введение
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал: что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познания различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский: он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает в передаче чувств и мыслей в речи. Дети лучше себя чувствуют в естественных условиях, сливаясь с природой. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей, обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии личности, самостоятельности мышления. Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний, в том числе и математических. В связи с этим мы ставим перед собой задачу: выявить возможности формирования математических знаний у детей дошкольного возраста, через наблюдения на прогулке. Цель работы: исследование формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста. Объектом исследования выступал процесс, обеспечивающий развитие элементарных математических представлений детей пятого года жизни посредством наблюдений на прогулке. Предмет исследования – содержание наблюдений и методика их проведения с детьми пятого года жизни. Нами была выдвинута гипотеза, что исследование специально подобранных и разработанных наблюдений существенно улучшит процесс развития элементарных математических представлений у детей пятого годя жизни, если - выявлены психолого-педагогические особенности развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; - выявлены и теоретически обоснованы возможности наблюдений на дошкольном этапе развития детей; - подобрана и проведена серия специальных, доступных по содержанию наблюдений, с учетом принципа последовательности и систематичности, учета индивидуальных особенностей детей. 3
Выдвинутая нами гипотеза определила задачи опытно-экспериментальной работы: 1. изучить теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений посредством наблюдений на прогулке; 2. изучить особенности сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни; 3. разработать и внедрить содержание и методику наблюдений, развивающих элементарные математические представления у детей пятого года жизни.
Глава

I.

Теоретические

основы

формирования

элементарных

математических

представлений у детей пятого года жизни посредством наблюдений на прогулке.

1.1. Актуальность и значение ФЭМП. Содержание работы по ФЭМП.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Дети постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам. (Разложил предметы двух групп неточно друг под другом, и не видно, поровну ли их. Измерил не аккуратно – получил неправильный результат.) Так в процессе обучения на занятиях по развитию математических представлений у детей воспитывают нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику. В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению, как начальному способу познания количественной характеристики окружающего, при этом у детей развивается глазомер, что весьма важно для их развития. Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названием чисел, геометрических фигур (круг, ромб, квадрат, треугольник и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и так далее. Знакомство с величиной, с пространственными ориентирами, формой у ребенка начинается очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в 4
пространстве, тогда как долго не может не испытывать например, потребности в счете. Поэтому, постепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго не может не испытывать например, потребности в счете. Поэтому, постепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Воспитателям необходимо уделить внимание обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и строить обучение по принципу постепенного движения: от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эсперического к научному. Умение правильно определить и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию качественных отношений больше – меньше, равенство – неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, больше – меньше, позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений. Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник осваивает «схему» собственного тела, которая по сути, и является для него системой отсчета. Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий, происходит через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Представление о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел, и решено арифметических задач. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно. Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил и получать удовольствие от самого процесса труда. А для этого необходимо учитывать возрастные особенности детей и 5
дидактические принципы построения развивающего обучения, анализировать трудности и типичные ошибки детей, показывая пути их преодоления. Формирование математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Вывод: таким образом, занятия математикой приобретает значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач. Нужно, чтобы ребенок мог видеть в окружающих предметах количественные отношения, пространственные формы, чтобы он мог ориентироваться во времени.




1.2. Наблюдение в природе как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста.
Роль природы в воспитании ребенка огромна. Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое мы испытываем, когда босиком шлепаем по лужам после дождя, или запах сена, на котором мы лежа смотрим небо. А там плыли облака, и мы сравниваем их, то со сказочным городом, то с каким-то животным. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, поэтому она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Их привлекают зеленые луга и леса, бабочки, жуки, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Если же говорить о роли природы в формировании математических знаний, то она очень велика. Система игр, упражнений, практических заданий способствуют познанию окружающей природы. Однако ребенка нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными его пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировать правильные представления о ней. Для этого не нужно специально везти ребенка за город, знакомить ребенка с природой можно в городе, во дворах, скверах и парках. Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него математического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость «смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить, - ведите его в природу»: - советовал К.Д. Ушинский. Принимая во внимание все выше сказанное, формирование интереса к математике должно осуществляться по разделам: «количество и счет», «величина», «геометрические фигуры», «ориентировка в пространстве», «ориентировка во времени». Через природу мы можем закрепить математические знания, такие как «количество и счет». Например, мы говорим детям, что солнце – оно одно на всей земле, а звезд – их много, не сосчитать. 6
Форму и величину предметов можно закрепить при наблюдении. Зимой на прогулке мы лепим снеговика, сначала мы скатали один большой ком, затем средний, а для головы поменьше. Весной можно рассмотреть клумбы для цветов, они тоже бывают разные по форме: круглые, квадратные, треугольные. Ориентироваться по параметрам величины, можно наблюдая за деревьями. При наблюдении предметом внимательного рассматривания могут быть отдельные объекты живой природы (деревья, цветы, овощи), при этом дети выясняют их особенности в данное время года («осенью листья на деревья желтые и красные», «весной листики маленькие зелененькие»). Воспитатель учит детей замечать и правильно обозначать словом цвет, форму, величину растения. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), обращать внимание на их цвет («желтый золотой шар», «красный георгин», «оранжевые ноготки»), величину цветка («самый большой цветок у георгина, самые маленькие - у ноготков»), на величину и форму листьев и стебля («у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие»). Дети уже в среднем возрасте знают названия деревьев, растущих на участке детского сада (клен, тополь, береза). Теперь можно проверить, знают ли они, где у дерева ствол, ветки, какие по форме листья у березы, а какие у тополя, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев? В любое время года интересно проходят рассматривание и описание овощей и фруктов, их формы, размер. Формировать и закреплять представления о времени можно через беседу. Например, в зимнее время мы наблюдаем за солнцем: в первую половину дня оно светит, а во вторую нет. Пространственную ориентацию можно закреплять во время прогулок, игр. Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей. Наблюдения, экскурсии в природу необходимо связывать с другими занятиями, а так же с повседневной жизнью детей. Например: прогулка в осенний парк подсказывает тему рисования - «Осенние листья», где дети закрепляют форму листьев. А после рассматривания овощей и фруктов проводится их лепка или рисование, дидактическая игра, где дети закрепляют форму, размер, цвет. Продумывая наблюдения, прогулки с детьми пятого года жизни, надо помнить, что малыши быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью – выполнением различных несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдений знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие. Можно предложить детям следующие задания: «В эту корзину соберем только большие листья, а в эту - только маленькие»; «Соберем букет из пяти желтых цветов, а теперь добавим к ним две зеленые травинки». Вывод: организуя с детьми наблюдения, решаются ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В процессе наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, ориентироваться во времени. 7

2.Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование

элементарных

математических

представлений

у

детей

пятого

года

жизни

посредством наблюдений на прогулке.
Опытно–экспериментальная работа (ОЭР) проводилась в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении «Усогорский детский сад «Снежанка» с сентября 2015г. по апрель 2016г.
2.1.Задачи, содержание, выводы констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2015г.В нём принимало участие 15 детей ,так как во время проведения эксперимента остальные дети болели. Основная цель констатирующего эксперимента- выявить исходный уровень сформированности элементарных математических представлений детей пятого года жизни. Исходя из этой цели, мы выделили основные задачи: 1.Разработать задания для выявления исходного уровня сформированности элементарных математических представлений. 2Разработать и изготовить наглядные пособия к заданиям. 3.Провести мониторинг с детьми пятого года жизни. 4.Проанализировать уровневые показатели констатирующего эксперимента. Первой задачей констатирующего эксперимента было составление и разработка заданий для выявления исходного уровня сформированности элементарных математических представлений пятого года жизни. Для того, чтобы провести констатирующий эксперимент, нам необходимо было разработать задания. Они разрабатывались с учётом « Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Было разработано 9 заданий. Первые два задания направлены на выявление у детей представлений о геометрических фигурах. Третье и четвёртое задание направлено на выявление у детей умений ориентироваться во времени. Пятое и шестое задание направлено на выявление у детей представлений о величине. Седьмое и восьмое задание направлено на выявление представлений о количестве и счёте. И девятое задание направлено на выявление умений ориентироваться в пространстве(содержание заданий см.в приложение № 1) Второй задачей констатирующего эксперимента было изготовление наглядных пособий к заданиям. При изготовлении наглядного материала к заданиям мы учли все требования (яркость, красочность), чтобы привлечь внимание ребёнка, использовали плотный картон, обклеили его скотчем, чтобы он не пачкался (наглядные пособия к заданиям см. в приложении №2) Третья и четвёртая задача констатирующего эксперимента проведение констатирующего эксперимента и анализ её результатов. Констатирующий эксперимент проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Мы учитывали его настроение, желание поработать. Время проведения выбиралось либо утреннее (до завтрака), либо вторая половина дня (после сна и полдника), так как ребёнок должен быть не уставшим, отдохнувшим. Ответы детей заносились в протокол (результаты констатирующего эксперимента см. в приложении № 3) Мы продумали и решили для оценки выполнения заданий взять трехбалльную систему. Разработали критерии этих оценок: так, 3 балла ребёнок получал в том случае, если он приступал к выполнению задания сразу, выполнял самостоятельно и правильно, 2 балла - в том случае, если ребёнок выполнял с помощью взрослого, 1 балл ребёнок получал в том случае, если он не приступал к выполнению задания или выполнил неправильно. 8
Затем был проведен анализ и подсчёт результатов (баллов) по горизонтали и по вертикали таблицы. Анализ результатов по горизонтали таблицы позволил нам выявить уровень сформированности элементарных математических представлений каждого ребёнка, а анализ результатов по вертикали таблицы – уровень усвоения детьми конкретного задания. Для того, чтобы разбить детей на группы по уровню сформированности элементарных математических представлений, нам необходимо было определить границы этих уровней. Мы уже отмечали, что самый высокий балл, который мог получить ребёнок- это 3 , самый низкий – это 1.Детям предлагалось 9 заданий. Следовательно, можно определить границы следующим образом, используя такую формулу: Max- min = x= 3-1 =0,6 Количество уровней 3 Решив эту формулу, мы определили границы уровня сформированности элементарных математических представлений экспериментальной группы: Низкий уровень-1-1,6 Средний уровень-1,7-2,3 Высокий уровень-2,4-3 Итак, по результатам анализа каждого ребёнка было получено следующее: С высоким результатом два ребёнка( 14%) ,с среднем уровнем – 9 детей( 60%), а с низким уровнем – 4 ребёнка( 26%) Данные результатов покажем в виде диаграммы: Результаты по уровню сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни (констатирующий эксперимент) Как было отмечено, что 26 % по результатам констатирующего эксперимента оказались на низком уровне развития. При выполнении заданий мы выяснили, что эти дети не умеют ориентироваться в пространстве, не умеют определять величину. Для этих детей характерно то, что задания они выполняли без особого желания, не были заинтересованы и в получении правильного результата. Значит, в формирующем эксперименте мы должны обратить внимание на развитие интереса к математической деятельности. Мы считаем, что обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности этих детей. 9
Средний уровень развития 60% получили большинство детей. В основном они с заданиями справились самостоятельно, но в некоторых моментах им необходима была помощь, где-то отвлекались. С высоким уровнем развития 14% детей. Стопроцентных положительных ответов не было ни у одного ребёнка. Далее, анализируя таблицу по вертикали, нами была разработана графическая диаграмма, где показаны результаты по усвоению конкретных заданий детьми .На графике по горизонтали мы отметим номера заданий, а по вертикали -% усвоение конкретной задачи. Результаты усвоения конкретных заданий детьми (констатирующий эксперимент) Как видно из таблицы и графика задания выполнены неплохо. На самом низком уровне оказалось выполнение первого задания( 33,3%), направленная на выявление представлений о геометрических фигурах. 57,7 % задания, направленные на выявление умений сравнивать равные множества( 6 задание), сравнивать два предмета по длине. 64,4 % задание 9, направленное на выявление умений ориентироваться в пространстве. 75,5 % задания, направленные на выявление умений ориентироваться во времени( 3 задание), умений сравнивать два предмета по тяжести( 7 задание). 80% задание 5, направленное на выявление представлений о количестве и счёте. На самом высоком уровне 91,1 % 4 задание, направленное на выявление умений ориентироваться во времени. Вывод: Таким образом, закончив констатирующий эксперимент и разрешив все намеченные нами задачи, мы получили следующие результаты : уровень сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни неплохой( 2 – из 15 детей имеют высокий результат, 9 – из 15 детей- средний уровень). Но, мы должны отметить, что у детей нет стопроцентных ответов по всем заданиям, поэтому в формирующем эксперименте нам нужно добиться более высоких результатов. Детей со средним уровнем приблизить к высокому, а детей с низким уровнем развития постараться поднять к среднему уровню. Исходя из анализа результатов выполнения заданий, в целом дети с ними справляются ( в среднем задачи детьми усваиваются на 70 %). 10
В формирующем эксперименте нам необходимо обратить внимание на развитие таких умственных действий, как нахождение геометрических фигур в природе, измерение величины, на ориентировку во времени.
2.2. Задачи, содержание, выводы формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент проводился с января 2016 года по апрель 2016 года. Целью формирующего эксперимента является формирование элементарных математических представлений у детей пятого года жизни посредством наблюдений в окружающем. Исходя из цели, мы выделили основные задачи: 1. подобрать и разработать наблюдения; 2. подготовить наглядный материал; 3. апробировать наблюдения по формированию элементарных математических представлений; 4. проанализировать процесс проведения. Исходя из задач, мы выбрали методы формирующего эксперимента: подбор и разработка наблюдений, проведение, анализ проведения. Первой задачей формирующего эксперимента было подобрать и разработать наблюдения. Для того, чтобы выявить эффективность наблюдений в развитии элементарных математических представлений, нам необходимо было их подобрать. При подборе наблюдений мы учитывали принцип доступности и принцип активности. Доступно – это понятно, значит, разрабатывая эти наблюдения, мы должны учитывать какими знаниями и умениями владеют дети данной группы. Наблюдения должны быть понятны и интересны. Анализ и подбор наблюдений осуществлялся на основе данных в констатирующем эксперименте. Нами было подобрано и разработано 5 наблюдений (содержание наблюдений см. в приложении № 4). Вторая задача формирующего эксперимента – это подготовка наглядного материала к проведению наблюдений. Был изготовлен материал с учетом требований, предъявляемых к наглядным пособиям в детском саду. Следующие две задачи формирующего эксперимента – это провести наблюдения и проанализировать процесс проведения их. Разработанные нами наблюдения мы проводили небольшими группами и со всеми детьми. Как и в констатирующем эксперименте, мы учитывали желание детей, их настроение. Если его не было, то старались создать положительный эмоциональный фон, заинтересовать их. При проведении наблюдений мы учли принцип индивидуального подхода. Очень важный принцип, так как дети имеют разный уровень, и что немаловажно, разный характер, разный темперамент, разные увлечения. Время проведения выбиралось на прогулке, в группе. Анализируя процесс проведения наблюдений, можно сказать, что детям понравилось. В основном с поставленными задачами дети справились. Первое наблюдение «Осенние листья» мы провели в группе, где рассматривали осенние листья. Детям очень понравилось. Мы вспомнили осень, окраску деревьев, листопад, закрепили форму, окраску, размер листьев. На втором наблюдении мы рассматривали фрукты, овощи. Каждый ребенок описывал какой-то овощ, фрукт. Детям очень понравилось обследовать, пробовать на вкус. Они очень быстро справились, особенно дети с высоким уровнем развития. Каждый овощ, фрукт они сравнивали с геометрической фигурой. Третье наблюдение мы провели в группе, где мы рассматривали комнатные растения (золотое дерево и алоэ).Дети научились различать и узнавать алоэ. Дети 11
обследовали, сравнивали между собой комнатные растения по величине, по цвету, обращали внимание на размер и форму листьев. Четвёртое наблюдение мы провели во время посадки лука. Дети закрепили характерные признаки луковиц (круглая или вытянутая, цвет, есть донце и верхушка) Мы закрепляли порядковый счёт в пределах 5. Пятое наблюдение провели ранней весной. Снег почти растаял, но так как ночью были заморозки, то с крыш свисало много сосулек и они попадали вниз. Мы закрепили порядковый счет в пределах 5, сравнивали. С заданием справились очень хорошо, правильно отвечали на все задаваемые вопросы. Шестое наблюдение мы провели на прогулке в лес. Мы сравнивали дерево и куст по длине, высоте, по толщине. Детям понравилось обследовать, отвечали на все задаваемые вопросы правильно. Провели работу по ориентировке в пространстве. Седьмое наблюдение провели в группе, где рассматривали почки и первые листочки деревьев. Дети рассматривали маленькие листочки деревьев, сравнивали их с осенними листьями. Вывод: анализ проведения показал, что детям нравятся наблюдения. Они с удовольствием отвечают на вопросы. Мотивация побуждает детей думать, размышлять, рассуждать. Все дети справлялись с заданиями, а полученные знания использовали в деятельности. Это говорит о том, что наблюдения являются эффективным средством развития элементарных математических представлений.
2.3. Задачи, содержание, выводы контрольного эксперимента
. Третьим этапом было проведение контрольного эксперимента. Он проводился с 01 по 15 апреля 2016 года. Целью контрольного эксперимента являлось выявление эффективности проведенной нами работы, то есть эффективность использования наблюдений в развитии элементарных математических представлений у детей пятого года жизни. В проведении контрольного эксперимента были выбраны следующие задачи: 1. подобрать и разработать задания для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений; 2. изготовить наглядные пособия к диагностическим заданиям; 3. провести контрольный эксперимент с детьми и проанализировать ее результаты; 4. провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов. Первой задачей контрольного эксперимента было подобрать и разработать задания для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений. Для проведения контрольного эксперимента нам необходимо было подобрать и разработать задания. Было разработано, так же как и в констатирующем эксперименте, девять заданий. В них были включены те же разделы, что и в констатирующем эксперименте. А содержание и наглядный материал в этих диагностических заданиях были другими. Содержание мы подобрали сложнее, чем в констатирующем эксперименте (содержание заданий см. в приложении № 5). Второй задачей контрольного эксперимента было изготовить наглядные пособия к заданиям. При изготовлении наглядного материала мы придерживались тех требований, о которых было сказано выше в § 2.1. на стр.9 нашей работы (наглядное пособие см. в приложении № 2). Третья задача контрольного эксперимента – проведение контрольного эксперимента с детьми и проанализировать ее результаты. Задания проводились индивидуально с каждым ребенком. Мы учитывали его настроение и желание поработать. 12
Оценивались ответы по трехбальной системе, как и в констатирующем эксперименте. Критерии оценок смотри в § 2.1. на стр.10 нашей работы. Результаты мы отразили в таблице (таблицу см. в приложении № 6). Таким образом, из результатов контрольного эксперимента мы видим, что 10 детей оказались на высоком уровне развития. 8 детей из них в констатирующем эксперименте имели средний уровень. В констатирующем эксперименте 4 ребёнка имели низкий уровень, а в контрольном поднялись на средний уровень. Со всеми заданиями справились. Анализируя таблицу по горизонтали, то есть уровень развития математических представлений у детей средней группы, мы получили следующие данные: высокий уровень – 10 детей (67%); средний уровень – 5 детей (33%); низкий уровень – 0 детей. Результаты уровня развития математических представлений у детей в контрольном эксперименте мы отразили в виде диаграммы: Результаты по уровню сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни (контрольный эксперимент) Анализируя таблицу по вертикали, мы можем определить, насколько поднялся процент усвоения детьми конкретных задач. В целом процент стал выше в среднем на 14,9% (было 65,8%, а теперь 80,7%). Необходимо отметить, что одно задание было выполнено на 97,7%, одно задание – 91,1%, три задания – на 82,2%. Результаты усвоения конкретных задач контрольного эксперимента мы отразили в виде графика: 13
Четвертая задача контрольного эксперимента – провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов. После проведения заданий с детьми мы пришли к выводу, что опытно- экспериментальная работа, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей пятого года жизни посредством наблюдений на прогулке, дала положительные результаты. Для того, чтобы подтвердить нашу гипотезу (эффективность использования наблюдений в развитии элементарных математических представлений у детей пятого года жизни), мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и конкретного экспериментов. Результаты анализа отразили в виде таблицы и графических рисунков. Сравнение результатов усвоения детьми конкретных задач (констатирующий и контрольные эксперименты) № задания Усвоение конкретных задач в констатирующем эксперименте (%) Усвоение конкретных задач в контрольном эксперименте (%) 1 33,3 82,2 2 57,7 64,4 3 75,5 88,8 4 91,1 97,7 5 80 80 6 57,7 82,2 7 75,5 91,1 8 57,7 82,2 9 64,4 57,7 Средний % 65,8 80,7 Как видно из таблицы, процент усвоения детьми конкретных задач повысился. Для наглядности эти результаты мы представили и графически. Сравнение результатов усвоения конкретны задач в констатирующем и контрольном экспериментах 14
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что количество детей с высоким уровнем развития поднялось до 10 человек, со средним уровнем стало 5, а детей с низким уровнем развития не осталось вообще. Наглядно мы это показали в виде диаграммы. Сравнение результатов по уровню сформированности элементарных математических представлений детей пятого года жизни в констатирующем и контрольном экспериментах С левой стороны рисунка мы изобразили результаты констатирующего эксперимента, а с правой – результаты контрольного. Из диаграммы видно, что детей с высоким уровнем развития в контрольном эксперименте стало больше, а с низким уровнем вообще не стало. Вывод: Таким образом, результаты проделанной работы подтвердили эффективность использования наблюдений в формировании элементарных математических представлений у детей пятого года жизни. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. 15

Заключение
Проведённая нами работа показала, что педагогический процесс и взаимовлияние знаний по математике и природе, оказывает большое влияние на формирование элементарных представлений у детей в их активной деятельности. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть и в природе. Точность и строгость математики как науки, никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям, иначе маленькие дети будут учиться, не зная, что это – математика. Основная цель занятий математикой – дать детям ощущения уверенности в своих силах, основание на том, что мир упорядочен и поэтому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека! После проделанной работы, речь детей обогатилась. Дети стали наблюдательны, повысился интерес к математике, к природе. Процесс познания природы во всем ее многообразии, способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон. Природа представляет возможность для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: В педагогическом процессе детского сада, ознакомление с природой с целью развития мышления и речи детей, должно уделяться особое внимание. Для этого можно использовать различные задания, игры, связанные с природным материалом, целевые прогулки, наблюдения, а это в свою очередь даст в последствии эффективный результат. Проведенная работа показала, что знания по математике и природе, оказывают большое влияние на формирование математических представлений у детей в их активной деятельности. 16
Библиография 1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание, 1988 - №6 – с. 27-32. 2. Белашистая А.Ф. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Академия, 2004. 3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1978. 4. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Учебное пособие для педагогических институтов. Семинарские, практические и лабораторные занятия по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений у детей». – М.: Просвещение, 1987. 5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. 6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. Под ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – Детство-Пресс, 2005. – 244 с. 7. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитания детского сада. – М.: Просвещение, 1992. 8. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1974. 9. Лучич М.В. Детям о природе. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2-е, доработанное. – М.: Просвещение, 1989. 10. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу. Изд. 2-е, дополнительное. – М.: Просвещение, 1969. 11. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспиткателй детского сада. Изд. 3-е, переработал и исправил. – М.: Просвещение, 1976. 12. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, дополнительное. – М.: Просвещение, 1985. 13. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, переработанное. – М.: Просвещение, 1984. 14. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007. – 240с. 15. Саморукова П.Г. и др. Как знакомить дошкольника с природой. Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, доработанное. – М.: Просвещение, 1983. 16. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под. Ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 1988. 17. Хуртина В. Учите детей наблюдению. Дошкольное воспитание. – 1986 - №4 – с. 14-16. 18. Шпаргалки на каждый день. Методика математического развития детей дошкольного возраста. Сост. Рочева О.И., Кравцова Н.В. – Сыктывкар, 2002. 19. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. Приложение 1 17
Диагностические задания для выявления исходного уровня сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни (констатирующий эксперимент) 1 задание. Цель: выявить умение детей находить геометрические фигуры в окружающем мире. - У какого дерева листочки похожи на круг, треугольник, квадрат? 2 задание. Цель: выявить умение детей находить геометрические фигуры в окружающем мире. - Что на улице бывает круглым, треугольным, квадратным? 3 задание. Цель: выявить умение детей ориентироваться во времени, в частях суток. - Когда мы выходим на прогулку? Как называется эта часть суток? 4 задание. Цель: выявить умение детей ориентироваться во времени, в частях суток. - Когда мы идем с садика домой? Как называется эта часть суток? 5 задание. Цель: выявить умения детей - Принести столько листочков, сколько показывает карточка. Материал: карточки с числовыми фигурами. 6 задание. Цель: выявить умение детей сравнивать равные множества. Материал: четыре цветка, пять бабочек. В саду расцвели цветы. Сначала один цветок, потом еще один, потом еще один, и так далее. - Сколько цветов в саду? (много, четыре цветка) Прилетели бабочки, увидели красивые цветы и стали на них садиться. Детям предлагается задание: посадить бабочки на цветы столько, сколько цветов. 7 задание. Цель: выявить умение детей в сравнении предметов. Материал: карточки. - «Подбери по величине» 8 задание. Цель: выявить умение детей в сравнении двух предметов по длине. Материал: две одинаковые по ширине, но разные по длине полоски: зеленая и красная. Мишка и зайчик хотят добраться до домика. Мишка пойдет по красной дорожке, а зайчик – по зеленой. Кто быстрее доберется? Детям предлагается задание: сравнить дорожки путем наложения. 9 задание. Цель: выявить умение детей ориентироваться в пространстве от себя. - Скажи, что находится впереди тебя, слева, справа, сзади. Приложение 3 18
Результаты по уровню сформированности элементарных математических представлений посредством наблюдений на прогулке у детей пятого года жизни (констатирующий эксперимент) Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общ. балл Ср. балл Уровень Ян Ш. 1 2 3 3 3 2 2 2 2 20 2,2 средний Юля К. 1 1 2 2 2 2 2 2 2 16 1,7 средний Настя К. 1 2 3 3 3 2 3 2 3 22 2,4 высокий Аня Л. 1 1 2 2 2 2 2 1 1 14 1,5 низкий Денис Д. 1 2 2 3 2 1 2 2 2 17 1,8 средний Андрей А. 1 1 2 2 2 1 2 1 2 14 1,5 низкий Аня К. 1 2 2 3 2 2 3 2 2 19 2,1 средний Кристина С. 1 2 2 3 3 2 2 2 2 19 2,1 средний Вова И. 1 2 2 3 2 2 2 2 2 18 2 средний Даша С. 1 2 2 3 2 1 2 1 1 15 1,6 низкий Вова А. 1 2 3 3 2 2 3 2 2 20 2,2 средний Настя Ч. 1 2 3 3 3 2 3 2 3 22 2,4 высокий Софья К. 1 1 2 2 2 1 2 1 1 13 1,4 низкий Руслан М. 1 2 2 3 3 2 2 2 2 19 2,1 средний Соня У. 1 2 3 3 3 2 2 2 2 20 2,2 средний Общий балл усвоения заданий 15 26 34 41 36 26 34 26 29 29,2 Усвоение заданий в % соотношении 33,3 57,7 75,5 91,1 80 57,7 75,5 57,7 64,4 65,8 Уровень Кол-во детей % высокий 2 14 средний 9 60 низкий 4 26 19
Приложение 4 Наблюдения Январь 1. «Осенние листья» Цель: уточнить представления детей о листьях, их форме, размере, окраске. 2. «Рассматривание овощей» Цель: уточнить представление о внешнем виде овощей (морковь продолговатая, оранжевого цвета, разной величины, тонкая или толстая; свекла – темно-бурого цвета, круглая, разной величины); совершенствовать умение сравнивать, уметь находить геометрические фигуры в предметах. Февраль 3. Рассматривание комнатных растений (золотое дерево и алоэ) Цель: научить различать и узнавать алоэ (стебель прямой, листья толстые и продолговатые с зарубинами, поверхность гладкая), золотое дерево (стебель прямой, покрыт корой, листья жесткие, темно-зеленый цвет с желтыми пятнами); совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине. 4. «Посадка лука» Цель: уточнить знания детей о характерных признаках луковиц (круглая или вытянутая; цвет разный – желтый, лиловый; чешуйки гладкие); упр-ть в правильных приемах посадки луковиц; закрепить счет в пределах 5. Март 5. «Наблюдение за сосульками» Цель: уточнить представление детей о сосульках, их размере; закрепить порядковый счет в пределах 5. 6. «Наблюдение за деревьями и кустарниками» Цель: уточнить понятие «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста, совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также по толщине, развитие глазомера, закрепить умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. Апрель 7. «Первые листья на деревьях» Цель: повторить названия деревьев, обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья), совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, совершенствовать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. 20
Приложение 5 Диагностические задания для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни (контрольный эксперимент) 1 задание. Цель: выявить умение детей находить геометрические формы в предметах. - Какие овощи, фрукты похожи на круг, треугольник, овал? 2 задание. Цель: выявить умение детей находить геометрические формы в окружающем. - У какого дерева листочки похожи на круг, треугольник, овал. 3 задание. Цель: выявить умение детей ориентироваться в частях суток, их последовательности. Материал: карточки с изображением действий в разные части суток. - Мальчик Петя послал детям свои фотографии, чтобы они посмотрели, чем он занимается в течение дня, но они все перепутались. Помогите навести порядок в фотографиях. 4 задание. Цель: выявить умение детей пользоваться словами «вчера», «сегодня», «завтра». - Что ты делал вчера? Что будешь делать завтра? Что было сегодня? 5 задание. Цель: выявить умение детей считать в пределах 5. 7 задание. Цель: выявить умение детей сравнивать между собой три предмета, по их массе. - Что тяжелее веточка или шишка? - Шишка или листик? 8 задание. Цель: выявить умение детей сравнивать по величине. Найди на участке самое высокое дерево. - Что выше береза или рябина, рябина или ель? 9 задание. Цель: выявить умение детей различать пространственные направления. - Что находится слева от клумбы? - Что находится справа от домика? 21
Приложение 6 Результаты по уровню сформированности элементарных математических представлений у детей пятого года жизни (контрольный эксперимент) Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общ. балл Ср. балл Уровень Ян Ш. 3 2 3 3 3 3 3 3 2 25 2,7 высокий Юля К. 2 2 3 3 2 3 3 2 2 22 2,4 высокий Настя К. 3 2 3 3 3 3 3 3 2 25 2,7 высокий Аня Л. 2 2 2 3 2 2 3 2 1 18 2 средний Денис Д. 3 2 3 3 3 2 3 2 2 22 2,4 высокий Андрей А. 2 2 2 3 3 2 2 2 1 18 2 средний Аня К. 2 2 3 3 3 3 3 2 2 22 2,4 высокий Кристина С. 2 2 3 3 3 2 3 3 2 22 2,4 высокий Вова И. 2 2 2 3 3 2 2 2 2 19 2,1 средний Даша С. 2 2 2 3 3 2 2 2 1 18 2 средний Настя Ч. 3 2 3 3 3 3 3 3 2 25 2,7 высокий Софья К. 2 1 2 2 2 2 2 2 1 16 1,7 средний Руслан М. 3 2 3 3 3 3 3 3 2 25 2,7 высокий Соня У. 3 2 3 3 3 3 3 3 2 25 2,7 высокий Общий балл усвоения заданий 37 29 40 44 36 37 41 37 26 35,5 Усвоение заданий в % соотношении 82,2 64,4 88,8 97,7 80 82,2 91,1 82,2 57,7 80,7 Уровень Кол-во детей % высокий 10 67 средний 5 33 низкий 0 22
23


В раздел образования