Напоминание

Информационно коммуникативные технологии в работе с дошкольниками


Автор: Лебензон Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №35
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: статья
Тема: Информационно коммуникативные технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание. 1. Вступительная записка 2. Что такое ИКТ технологии 3. Использование развивающих компьютерных игр 4. Использование мультимедийных презентаций 5. Использование интерактивной доски 6. Сохранение здоровья детей при работе с ИКТ технологиями 7. Приложение
Пояснительная записка

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Поэтому ИКТ технологии полностью соответствуют новым требованиям ФГОС.
Что такое информационно коммуникативные технологи

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. В отличие от обычных технических средств обучения информационно- коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности; - делать НОД более наглядными, интенсивными; - активизировать познавательный интерес; - активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.); - реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Области применения ИКТ для развития дошкольников:

 Использование развивающих компьютерных игр  Использование мультимедийных презентаций.  Использование интерактивной доски
Использование развивающих компьютерных игр.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи.
Компьютерные игры обладают рядом преимуществ:
 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;  движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;  проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;  предоставляет возможность индивидуализации обучения;  ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;  в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;  позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);  компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие игры для детей:  развитие широкого спектра навыков и представлений,  занимательность.
Классификация обучающих игр:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. 2. Игры-путешествия. 3. Простейшие игры по обучение чтению, математике и др. Использование таких игр позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Достоинтсва применения компьютерных слайдовых презентаций:
 осуществление полисенсорного восприятия материала;  возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;  объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;  возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;  активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;  компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений.
Использование интерактивной доски
Интерактивная доска - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор. Компьютер посылает изображение проектору. Проектор передает изображение на интерактивную доску. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: одно прикосновение к поверхности интерактивной доски равносильно щелчку левой кнопкой мыши.
Интерактивная доска дает возможность демонстрировать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, составлять игры, занятия, в реальном времени наносить на изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, установить соответствие, выполнить сортировку картинок по заданному признаку. Преимущества использования интерактивной доски в работе с дошкольниками способствует: 1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации за счет яркости и привлекательности объектов для детей дошкольного возраста; 2. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания; 3. Одновременное использование нескольких каналов восприятия в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств; 4. Визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
Особенности оформления заданий для дошкольников
Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния. Рост не позволяет детям использовать всю поверхность доски. Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для
вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей). Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивная доска является универсальным средством и для использования её в образовательном процессе.
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером.
Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при

использовании средств мультимедиа в образовательном процессе.
Исследования воздействий учебных занятий с использованием аудиовизуальных средств, в т. ч. персонального компьютера, на работоспособность и функциональное состояние организма детей
дошкольного возраста показали, что для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий в процессе занятий большое значение имеют следующие факторы:  длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа  продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах занятия  выполнение требований к режиму использования компьютеров на занятиях и в свободное время В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для показа презентаций используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ презентаций непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2. Таблица 2
Требования к организации просмотра диафильмов
Расстояние проектора от экрана (м) Ширина экранного изображения (м) Расстояние 1-го ряда от экрана (м) 4,0 1,2 2,4 3,5 1,0 2,1 3,0 0,9 1,8 2,5 0,75 1,5 2,0 0,6 1,2
Непрерывная длительность просмотра в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Экран должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время показа их следует обязательно надеть. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Математические игры
«Все компьютерные игры для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных игр предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Игры для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические игры помогают детям закрепить
представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных играх дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим играм занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.
Пример игровых заданий:
«Больше, меньше, равно»
«Вычитание в пределах 10» «Запомни цифры» «Знакомство с действием вычитание» «Знакомство с действием сложение» «Найди значение примеров» «Определение времени по часам» «Решение задач» «Сложение в пределах 10» «Установление соответствия» «Фигура и форма»
Игры по развитию речи и обучению грамоте
Подобные игры способствуют развитию внимания, слухового восприятия, укреплению памяти, развитию логического мышления. В результате работы с данным играми у детей развивается представление о звуках, о дифференциации звуков и букв в слове. Развивается морфологическая сторона речи; формируются представления о семантических связях и отношениях слов. В результате работы с ресурсом развивается интерес к слову, умение выделять признаки предметов, активизируется использование и понимание образных слов; происходит качественное совершенствование словаря. При игре вдвоем формируются навыки взаимодействия и работы в команде, умения обсуждать, объяснять, помогать друг другу. Формируется устная речь, адекватная самооценка. Дети учатся быть сосредоточенным, внимательным к своим действиям. У них повышается познавательный интерес.
Я представляю игровые задания, направленные на развитие темпа речи, дети знакомятся с буквами и звуками, закрепляют графический образа букв, учатся определять положение звука в словах, делить слова на слоги, ставить ударение. Знакомятся со словами предметами, действиями и признаками.
Пример игровых заданий:
«Узнавание букв» «Конструирование букв» «Определение количества слогов в слове» «Живое – неживое» «Неподходящие признаки» «Признаки» «Ударные и безударные звуки»
Игры по ознакомлению с природой
Данные игры формируют представления об окружающем мире, развивают познавательный интерес, а также развивают у ребенка речевую активность и логическое мышление. У детей развивается желание вести познавательно-исследовательскую деятельности, развивается внимание. Расширяется словарный запас. Формируется способность к обобщению свойств и характеристик предметов. Мною представлены игры для проверки и уточнения знания ребенка о временах года и названиях месяцев, закономерностях смены времен года и причинах этого явления. Представлены разнообразные игры с загадками о растениях и животных, игры о поведении в природе.
Пример игровых заданий:
«Вершки – корешки»
«Водные явления природы» «Воздушные явления природы» «Загадки. Дикие животные. Домашние» и др. «Название месяцев» «Правила поведения в природе» «Представления о Земле» «Цветы садовые и полевые» «Что загрязняет природу» «Цветы садовые и полевые» «Экологические знаки»
Игры по художественно – эстетическому развитию
Благодаря таким играм у детей гармонично развиваются различные психические функции: ассоциативно-образное мышление, внимание и восприятие, воображение и пространственное мышление. Благодаря регулярной работе с такими играми укрепляется память, происходит эстетическое и этическое развитие. Формируется позитивное отношение к истории музыкальной культуры. Закрепляются знания о музыкальных инструментах. Такие игры направлены на приобщение детей к музыкальной культуре. У детей развивается тембровый слух, формируется понимание роли и места музыкальных инструментов в жизни человека. Формируется чувство патриотизма. Эти игры предназначены для продуктивно-творческой, познавательно- исследовательской самостоятельной деятельности детей. Представляют собой интерактивную мастерскую, в которой можно конструировать поделки
из элементов различных росписей. Также знакомят с музыкальными инструментами обычными и народными, с историей инструмента, особенностями строения и извлечения звука, о способах игры на них. Дети ближе знакомятся с произведениями известных художников, поэтов, композиторов. Узнают о том, как музыканты объединяются в оркестр, о роли дирижера, о дирижерской палочке. Знакомятся с цирковым искусством.
Пример игровых заданий:
«Городец» «Дирижер и оркестр» «Зима глазами художника» «Музыка в цирке» «Народные музыкальные инструменты»


В раздел образования