Напоминание

Дидактические игры с куклами в развитии эмоциально-познавательной сферы детей дошкольного возраста.


Автор: Качур Марина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 "Росинка"
Населённый пункт: г. Щелково Московской области
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Дидактические игры с куклами в развитии эмоциально-познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель: Показать формы и приёмы работы по развитию эмоционально- познавательной сферы дошкольников в процессе воспитания и обучения.
Эмоции:
- играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё; - побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; - помогают приспособиться к разным ситуациям; - способствуют раскрытию творческих способностей; - сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышление, памяти, внимания, речи...; - являются показателем общего состояния ребёнка, его физического и психологического самочувствия. Для развития эмоций необходимо использовать разные виды деятельности. Надо создавать ребёнку условия для взаимоотношений с окружающими, а также включение ребёнка в разнообразные жизненные ситуации.
Игра
как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребёнку. Игрушка важна для развития и личности ребёнка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребёнка, занимались многие педагоги и психологи, такие как Н. К. Крупская, Е. А. Коссаковская, Д. В. Менджерицкая и другие. Игрушка забавляет, радует ребёнка, в тоже время воспитывает его и развивает. Она учит ребёнка жить и действовать; в игре ребёнок отражает и творчески перерабатывает свой жизненный опыт. Совершенно необходимы для ребят игрушки, вызывающие смех, незамысловатые по тематике, но веселящие ребёнка, воспитывающие чувство юмора. Игрушка антихудожественная и неряшливо оформленная вредна для ребёнка. Большое внимание следует уделить игрушке для детского коллектива. Игрушка, объединяющая ребят в интересной коллективной игре, воспитывает умение вместе, дружно и творчески действовать.

Дидактические игры и игрушки
, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи воображения, воли и пр. организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно. Игрушки существуют для того, чтобы дети с ними играли. Кроме того, они должны служить для совершенствования различных физических, двигательных и умственных функций. Игрушка как материальный центр игры в значительной степени способствует умственному развитию ребёнка. Ребёнок видит в игрушке лиц и предметы действительной жизни. Игрушка отражает и воспроизводит ребёнку мир в уменьшительной форме. Если ребёнок ежедневно играет с игрушкой, он лучше и обстоятельней знакомится с нею. Тем самым он получает основные представления о предметах и явлениях действительной жизни. Ребёнок знакомится с предметами-игрушками и включает их в свои игры, где наделяет их по собственному усмотрению и в соответствии с требованиями игры определённой функцией. При этом он узнаёт их особенности, цвет, форму, отдельные части и учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают. В процессе умственного воспитания игрушка оправдывает себя прежде всего как предмет, который напоминает уже ранее непосредственно полученные конкретные представления о реальных предметах и помогает ему лучше их осознать и понять. Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. Развитию личности ребёнка способствуют не только умственные импульсы, которые ребёнок получает от окружающего мира, но в значительной степени и импульсы, помогающие формировать его отношения к лицам и предметам. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства.
В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления. В связи с этим он воспроизводит и своё эмоциональное отношение к отдельным лицам и предметам из окружающего мира. Но в игре настоящих людей и настоящие предметы заменяют игрушки. Игрушка, следовательно, выступает в качестве объекта, к которому устремляются и на который распространяются эмоции ребёнка. С эмоциональным воспитанием в дошкольном возрасте тесно связано нравственное воспитание. Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного обобщённого эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне. О влиянии на психику ребёнка игрушки, очень «близкой к действительности», говорил немецкий педагог К. Ланге. Он указывал на то, что взрослые допускают большую ошибку, считая, что игрушки, очень «близкие к действительности и реалистически исполненные», наиболее отвечают сво ему назначению. На с амом деле « т е х н и ч е с ко е совершенствование постепенно отнимает всю чарующую прелесть творчества, не тронутого безличной выучкой и ремесленной усталостью». Развивая эту мысль, российский педагог Л.Г. Оршанский, указывал на то, что слишком часто чувствуется деспотическое стремление взрослых внести поучительное в беззаботную детскую игру. Они не хотят допустить, чтобы дети тратили время «без пользы», предлагая всевозможные «полезные» игрушки, помогающие усваивать те знания, которые потом будут нужны для жизни. Но именно такие игрушки, по мнению Л.Г. Оршанского, не дают никакой пользы для ребёнка: «Такие игрушки не будят, не волнуют, они не дают работы – всё уже сделано на фабрике. Фантазия, это, так сказать, кровообращение молодой души, не работает; а притупляясь, она требует всё более острых впечатлений. Способность радоваться при этом падает, в душе не рождается ничего нового».
Отечественные и зарубежные исследователи – В.В. Абраменкова, В. Лосева, А. Луньков, В. Мухина, Г. Лендрет – установили, что игрушка оказывает огромное влияние на формирование всех сфер психики ребёнка. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.

Дидактические игры с куклами в развитии эмоциально-

познавательной сферы детей дошкольного возраста.

«В волшебной стране Фей и Гномов»

«Весёлые гномики» дидактическая игра, направленная на

изучение и закрепление дней недели
Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра. Развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику рук.
Правила игры:
Первый вариант "Какого гномика не стало" Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаза и отгадывают, какой гномик убежал. Второй вариант «Расставь правильно» Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности. Третий вариант Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера – воскресенье, а завтра, если сегодня вторник и т. д.
Четвертый вариант Воспитатель предлагает расселить гномиков в доме по квартирам. Цвет гномика соответствует цвету двери. Возраст детей: от 5 лет Комплектность игры: гномики - дни недели (7 шт.) Дом (1шт.) Жили-были гномики каждый в своем домике На лесной опушке у маленькой речушки. И любили гномики убираться в домике, Мыли окна и полы, терли чуть не до дыры. Ложки мыли, чашку, где варили кашку С ягодным вареньем всем на удивленье. Каждый день они варили и друзей своих кормили Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей! В ПОНЕДЕЛЬНИК с ежевикой, ВТОРНИК - с ягодкой брусникой, С земляникою по СРЕДАМ угощали всех обедом А в ЧЕТВЕРГ и по СУББОТАМ в лес ходили на работу, А наступит ВОСКРЕСЕНЬЕ - надо вновь варить варенье! Так и жили гномики в чистых своих домиках На лесной опушке на радость всем зверюшкам!
Дидактическая игра по закреплению предлогов


«Поиграем в прятки с гномиками»
Цель: Практическое использование в речи предложных конструкций, выполнение действий по инструкции. Оборудование: Макет домика, сделанный из картона и декорированный самоклеющейся пленкой, фигурки гномов и Феи, искусственное дерево, фигурки пчелок и птички.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть с гномиками. - В этом домике живут гномики. Давайте с ними поиграем. Нужно выбрать себе гномика-друга и спрятать его. А потом рассказать об этом. Придумать предложение, используя маленькие слова – предлоги. Воспитатель прячет гномика и спрашивает : «Где он?» - Гномик спрятался В домике. Затем достает гномика из домика и спрашивает: «Что сделал гномик?» Гномик вышел ИЗ домика. Предлагает ребенку спрятать гномика и рассказать : «Где он?» - Гномик спрятался ЗА домиком. Потом гномик решил вернуться к друзьям. Что он сделал? Гномик вышел ИЗ – ЗА домика.
Далее воспитатель предлагает детям придумать друг другу задания и рассказать: «Где находится их гномик» - Гномик спрятался НА крыше домика. - Гномик слез С крыши домика. - Фея стоит ОКОЛО домика. - Гномик спрятался ПОД деревом. - Гномик вылез ИЗ – ПОД дерева. - Гномик спрятался МЕЖДУ деревом и домиком. - Птичка и пчелки летают НАД домиком.
Дидактическая игра «Посчитаем по порядку»
Цель: - упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах пяти. Дети определяют номер по порядку каждого гнома.
Дидактическая игра «Эмоции» 4-7 лет.
Цель: - расширять представления об эмоциях, их названиях и описании; - обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами; - формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние с помощью мимики.

Дидактическая игра «Домики для гномиков»
Цели: 1. Учить детей соотносить предметы по цвету; 2. Развивать мелкую моторику рук; 3. Воспитывать внимательность и усидчивость.
Ход игры:
Проводится пальчиковая игра «На опушке дом стоит». Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые дома! Они все разного цвета. Вот этот дом какого цвета? Дети: Красный. Воспитатель: Правильно. А этот дом какого цвета? Дети: Желтый! (Аналогичная работа проводится по другим цветам. Если цвет назван правильно, взрослый хвалит малыша.) Воспитатель: А знаете, ребята, кто живет в этих домах? В них живут веселые гномы. В красном доме живет гном одетый в красную одежду. Какого цвета у гнома шапочка? Дети: Красная. Воспитатель: А у этого гнома? (дети отвечают на вопрос) (Подобный диалог продолжается по поводу всех цветов и костюмчиков гномов.) Воспитатель: Гномы очень любят свои дома и никогда их не путают. Видите, у каждого гнома дом такого же цвета, что и его одежда. Попробуйте поместить каждого гнома в свой дом.
Далее дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь лишь тем малышам, которые затрудняются. В конце занятия проводится любая подвижная игра.
Логопедическая игра «Прятки с гномиками»
Цель: развитие фонематического слуха, умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки изолированно, в слогах, словах у детей 3-х лет. Оборудование: Два домика с синей и зеленой крышей, два гнома с синей и зеленой шапкой.
Ход игры:
Воспитатель знакомит ребенка с игрушками, объясняет, что домик с синей крышей и гном в синем колпаке любят твердые звуки, а зеленый дом и гном – мягкие звуки. Предлагается послушать звук/слова, определить твердый или мягкий это звук и указать на соответствующую игрушку.
Варианты игр:
1. Воспитатель произносит ряд звуков/слогов/слов с мягкими и твердыми согласными звуками, ребенок кидает фишку в домик соответствующего цвета. 2. Воспитатель произносит ряд звуков/слогов/слов с мягкими и твердыми согласными звуками, ребенок поднимает гнома в колпачке соответствующего цвета. 3. Воспитатель произносит ряд звуков/слогов/слов с мягкими и твердыми согласными звуками, ребенок прячет либо синего гнома в синий дом, либо зеленого в зеленый.

Дидактическая игра «Прятки с гномиками»
Инструкция: - Познакомься, это гномики Бим и Бом. Один гном любит мягкие звуки, а другой твердые. Угадай, какой гном любит твердые звуки? Почему? (синий, потому что у него синий колпак). Определи какого гнома зовут Бим, а кого Бом. Посушай, звук [Б] в имени Бом твердый или мягкий? Значит гном Бом – в синем колпачке, а Бим в зеленом. Гномики Бим и Бом решили спрятать твердые и мягкие звуки в словах. Послушай слово. Определи, какой в нем звук. Если мягкий, подними зеленого гномика, а если твердый – синего. Речевой материал подбирается исходя из целей (дифференциация двух парных звуков в разных словах, дифференциация разных парных звуков в словах и т. п.)
"Звуковые гномы"
Цель: научить детей дифференцировать гласные и согласные твёрдые и мягкие звуки. Дети определяют (по шапке гномов, какие звуки нужно помочь ему собрать, и называют слова с данным звуком. Слова «складываются» в корзинки гномов. Гномики отлично подходят для проведения интегрированных занятий. На занятиях по конструированию преследуем несколько целей: запоминаем цвета, активизируем словарный запас, создаём постройки и обыгрываем их и т. д. Наличие в группе такого пособия - это беспроигрышный вариант для детей каждой возрастной группы. Гномики выручат педагога на занятиях по всем видам деятельности. А в индивидуальной работе с детьми младшего возраста им нет цены.
Дидактические игры – это одно из главных средств воспитания детей. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться находить решение в той или иной ситуации самостоятельно, тем самым ребенок реализует себя как целостно развитая личность. В процессе игры мы закрепляем правильные правила поведения, систематизируем и углубляем знания по предметам, развиваем речь и пополняем словарь, формируем нравственные качества. Итак, дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживает ся ст руктура, т.е. о сновные э л е м е н т ы , характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Одним из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на п роц е ссы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Мастер-класс
для воспитателей
Дидактические игры с куклами в развитии

эмоциально-познавательной сферы детей

дошкольного возраста.

«В волшебной стране Фей и Гномов»
Подготовила: Воспитатель Качур М.В


В раздел образования