"Мнемотехника – эффективное коррекционное средство в работе учителя – логопеда."
Автор: Прохоренко Марина Алексеевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ №6 Населённый пункт: г. Пролетарск Пролетарский район Ростовская область Наименование материала: статья Тема: "Мнемотехника – эффективное коррекционное средство в работе учителя – логопеда." Раздел: дошкольное образование
« Мнемотехника – эффективное коррекционное средство в работе учителя –
логопеда. »
В настоящее время наблюдается повышение внимания к развитию личности ребенка и
его речевому развитию – как непременному условию для всестороннего развития ребёнка
Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые
ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные
действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Общаясь с детьми,
наблюдая за ними и проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала
вывод, что большинство детей испытывают значительные трудности и не владеют
навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности
я наблюдаю у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано
использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в
данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат
приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный
характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их
жизненному опыту.
Еще на Руси использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука.
Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки)
В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро). Значит, уже издревле люди понимали, что
мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет
эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-
схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. –
коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить
ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запаса. Предложите малышу
серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки
вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на
картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке.
Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст
можно зарисовывать схематично, например, встречающихся на пути Колобка животных,
изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие
занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово
разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого
цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в
графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур
(треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего
возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на
яркость символических изображений. Работа на занятиях по мнемотаблицам с детьми
старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из
абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной
теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь
самостоятельно.
Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную
деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не
так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой
деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не
отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми
нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и
методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности,
быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным
запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи.
Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием
четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние,
поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения
действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по
памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу
заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Поэтому использование одних
традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо
изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие
инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.
Проблемой формирования речи занимались многие ученые; например:
В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием
моделирования, который используется как для формирования навыка составления
описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и
сенсорно-графического плана.
В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает
систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Т. А. Ткаченко разработала систему формирования речи с использования наглядности и
моделирования плана высказывания.
Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР.
Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по
совершенствованию речи детей с общим недоразвитием речи с соблюдением поэтапности
и последовательности с лексическим материалом заданий. Одной из таких методик
является — мнемотехника – это специально разработанный ряд упражнений и способов,
позволяющих ускорить запоминание, сформировать представление и отразить полученные
знания в речи, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи
дошкольников. Структура мнемотехники:
Мнемоквадрат
– это отдельный схематический рисунок с определённой
информацией.
Мнемодорожка
– это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица
– это схема, в которой заложена определённая информация .
Мнемотаблицы могут использоваться:
при пересказах художественной литературы.
при обучении составлению рассказов.
при отгадывании и загадывании загадок.
при заучивании стихов.
Мнемотаблицы
—
это
схема,
в
которую
заложена
необходимая
информация
и
основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Картинка в данной
технике-
это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из
таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке,
стихотворению,
пословице
или
загадки.
С
помощью
мнемотаблицы
ребенок
легко
научится
составлять
описательные
рассказы,
осуществлять
пересказ
услышанного
рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.
В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в дальнейшем
ребенок сам научится составлять такие таблицы. Данные схемы служат своеобразным
зрительным планом для создания монологов, помогают старшим дошкольникам с общим
недоразвитием
речи
выстраивать:
строение
рассказа,
последовательность
рассказа,
лексико-грамматическую
наполняемость
рассказа.
Использование
мнемотехники
для
таких детей сегодня становится всё более актуальным. Овладение приёмами работы с
мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,
направленные
на:
-
развитие
основных
психических
процессов
памяти,
внимания,
образного мышления; - перекодирование информации, преобразование из абстрактных
символов
в
образы;
-
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом
воспроизведении;
-
развитие
связной
речи
старших
дошкольников
(составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение,
знакомство с буквами). Использовать мнемотехнический метод можно в различных видах
деятельности.
Действуя
с
моделями,
дети
с
ОНР
придумывают
необыкновенные,
волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить
в путешествие и т. п. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или
явление выглядят по-разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения,
развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять
модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям
преодолеть
различные
затруднения:
самостоятельно
определить
при
рассматривании
предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения
выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является
планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем
— моделей и мнемотаблиц специалистам в логопедии удаётся достичь значительных
результатов
в
следующем:
-
автоматизация
поставленных
звуков
в
связной
речи;
-
расширяется круг знаний об окружающем мире; - активизируется словарный запас; -
свободно
пересказывают
сказки,
как
на
занятиях,
так
и
в
повседневной
жизни;
-
развивается фантазия и творческое воображение детей; - дети преодолевают робость,
застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Не связанные, на первый
взгляд,
между
собой
картинки
соединяются
в
сюжет,
а
сигнальные
схематические
изображения
помогают
активизировать
мыслительные
процессы,
позволяя
ребёнку
с
общим
недоразвитием
речи
запомнить
и
даже
рассказать
небольшое
стихотворение.
Мнемотехника помогает при постановке и автоматизации поставленных звуков у детей,
ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки
опираясь на веселые рисунки. Для успешного освоения программы обучения в школе у
выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои
мысли,
строить
диалог
и
составлять
небольшой
рассказ
на
определенную
тему.
Без
специального педагогического воздействия дети с общим недоразвитием речи не могут
справиться с этой нелегкой задачей. Особое место в работе с детьми в этом направлении
занимает
дидактический
материал
в
форме
мнемотаблиц
и
схем-моделей.
Мнемотехника
основана
на
вербально-логическом
мышлении.
Овладение
приёмами
работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,
направленные на:
1.
Развитие
основных
психических
процессов
памяти,
внимания,
образного
мышления;
2.
Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
3.
Развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом
воспроизведении;
4.
Развитие
связной
речи
дошкольников (составление
описательных
рассказов,
пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами)
Не
связанные,
на
первый
взгляд,
между
собой
картинки
соединяются
в
сюжет,
а
сигнальные
схематические
изображения
помогают
активизировать
мыслительные
процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое
стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей,
ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки
опираясь на веселые рисунки.
Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры:
1.
восстанавливать последовательность картинок по памяти;
2.
смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся
к данной теме;
3.
определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4.
найти лишнюю картинку;
5.
найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на