Напоминание

"Мнемотехника – эффективное коррекционное средство в работе учителя – логопеда."


Автор: Прохоренко Марина Алексеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: г. Пролетарск Пролетарский район Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника – эффективное коррекционное средство в работе учителя – логопеда."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«
Мнемотехника – эффективное коррекционное средство в работе учителя –

логопеда.
» В настоящее время наблюдается повышение внимания к развитию личности ребенка и его речевому развитию – как непременному условию для всестороннего развития ребёнка Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Общаясь с детьми, наблюдая за ними и проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что большинство детей испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности я наблюдаю у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Еще на Руси использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро). Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно- схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запаса. Предложите малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке. Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст можно зарисовывать схематично, например, встречающихся на пути Колобка животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Работа на занятиях по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не
так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Проблемой формирования речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию речи детей с общим недоразвитием речи с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий. Одной из таких методик является
— мнемотехника
– это специально разработанный ряд упражнений и способов, позволяющих ускорить запоминание, сформировать представление и отразить полученные знания в речи, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. Структура
мнемотехники:

Мнемоквадрат

– это отдельный схематический рисунок с определённой

информацией.

Мнемодорожка

– это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица

– это схема, в которой заложена определённая информация
.
Мнемотаблицы могут использоваться:

при пересказах художественной литературы.

при обучении составлению рассказов.

при отгадывании и загадывании загадок.

при заучивании стихов.
Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Картинка в данной технике- это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко
научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в дальнейшем ребенок сам научится составлять такие таблицы. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Использование мнемотехники для таких детей сегодня становится всё более актуальным. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; - развитие связной речи старших дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с буквами). Использовать мнемотехнический метод можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети с ОНР придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядят по-разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц специалистам в логопедии удаётся достичь значительных результатов в следующем: - автоматизация поставленных звуков в связной речи; - расширяется круг знаний об окружающем мире; - активизируется словарный запас; - свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни; - развивается фантазия и творческое воображение детей; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку с общим недоразвитием речи запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при постановке и автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Без
специального педагогического воздействия дети с общим недоразвитием речи не могут справиться с этой нелегкой задачей. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей. Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: 1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; 2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы; 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; 4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами) Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки. Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры: 1. восстанавливать последовательность картинок по памяти; 2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме; 3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других; 4. найти лишнюю картинку; 5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на

лету»
.


В раздел образования