"Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми в старшей группе"
Автор: Литвинова Галина Всеволодовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №47" Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми в старшей группе" Раздел: дошкольное образование
Тема недели
НОД
Образовательная деятельность в режимных
моментах по реализации образовательной темы
Проектирование
ППС в рамках
реализации
образовательной
темы
Взаимодействие с
родителями
Волшебный
мир книг
Путешествие в
бумажное царство
Беседа
с
детьми
на
тему:
«Моя
любимая
книга».
Ситуативный
разговор
«Нужно
ли
беречь
книги?»
Знакомство
и
разучивание
пословиц и загадок о книге. Настольные игры
«Собери и угадай», «Угадай сказку». Труд в
уголке
книги
(ремонт
книг),
воспитывать
желание к постоянному общению с книгой и
бережному отношению к ней.
Опыт: «Мир бумаги». Дать детям сведения о
различных видах бумаги (салфеточная, писчая,
оберточная,
чертежная),
дать
возможность
сравнивать их качественные характеристики и
свойства,
понять,
что
свойства
материала
обуславливают способ его использования
Книжная
выставка
для
детей
«Такие
р а з н ы е
к н и г и » .
Иллюстративный
материал
по
теме:
«Детские
писатели».
Использование ИКТ
-
презентация
на
т е м у :
« И с т о р и я
создания книги».
Квадраты,
в ы р е з а н н ы е
и з
р а з н ы х
в и д о в
бумаги,
емкости
с
водой,
ножницы,
рабочие листы.
Печатная
информация
для
родителей
«Как
научить
ребенка
любить
книги».
Индивидуальная
бе с ед а
« К а к и е
книжки
читают
дома?».
Совместное
т в о р ч е с т в о
–
рисование
любимых
литературных
героев.
Предложить
родителям
побе седовать
с
д е т ь м и
о
любимых
книгах
своего детства.
Город, в
котором я живу
Мы живем в
Воронеже
Беседы «Что мы видели на улице?», «Дом, в
котором
я
живу»,
«Как
мы
бережем
свой
город».
Исследовательская
деятельность
«Почему
так
названа
улица?».
Строительная
игра «Мой город». С/р «Экскурсия по городу».
Д/и «Узнай и назови». Чтение и разучивание
Фотовыставка
« Ул и ц ы
н а ш е г о
города».
Использование ИКТ
– презентация «Моя
м а л а я
Р о д и н а » .
Размещение
м а т е р и а л о в
в
родительском
уголке по истории
Воронежа.
Экскурсия
стихов
о
родном
городе.
Слушание
песен
о
Воронеже.
Знакомить
детей
с
историей
и
культурой
родного
города.
Уточнить
знание
достопримечательностей
родного
города.
Во спитывать
бережно е
и
з а б о т л и в о е
отношение к своему городу.
Опыт: «Строим снежный город». Помочь детям
увидеть
возможности
преобразования
снега,
п о о щ р я т ь
с т р е м л е н и е
к
у ч а с т и ю
в
коллективной деятельности.
Опыт: «Что такое бетон?» Познакомить детей с
бетоном,
его
качествами,
свойствами,
со
способом его изготовления.
Альбом
«Город,
в
котором я живу».
Снег, вода, лопатки,
ведра.
Презентация
«Стройка»,
цемент,
пе сок,
щ е б е н к а ,
в о д а ,
е м к о с т и ,
л о п а т к и
д л я
размешивания,
фотографии
бетонного завода.
р о д и т е л е й
с
детьми по городу.
Предложить
родителям
нарисовать вместе
с детьми рисунок
«Мой город».
О дружбе и
друзьях
Давайте говорить
друг другу
комплименты!
Беседы «Что такое дружба?», «Как надо играть
с другом?». Упражнения «Дружба начинается с
улыбки»,
«Подари
движение
другу».
Д/и
«Опиши, а мы отгадаем», «Угадай по голосу».
С/р «День рождения друга». Прослушивание
песен «Настоящий друг», «Когда мой друг со
мной». Чтение Н. Кузнецова «Мы поссорились
с подружкой», В. Драгунский «Друг детства»,
Л.
Толстой
«Два
товарища».
Пословицы
и
поговорки
о
дружбе.
Рассказ
о
друге
по
алгоритму. Расширять представления детей о
дружбе.
Развивать
умения
договариваться,
помогать друг другу. Формировать способность
к сопереживанию, желание прийти к другу на
К а р т о ч к и
« М о е
настроение».
Настольная
и г р а
«Мозаика».
Букет
для друга, пирог для
друга.
С о зд а н и е
фотоальбома
«Я
и
мои друзья».
Консультация
«Особенности
эмоционального
мира
дошкольника».
Беседа «Умеет ли
В а ш
р е б е н о к
дружить?».
Предложить
родителям
принести
фотографии
для
оформления
фотоальбома
на
помощь
в
сложной
ситуации.
Воспитывать
умение внимательно и с уважением относиться
друг к другу. Познавательно-исследовательская
деятельность в ходе словесной игры, которая
начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».
Какое настроение было у твоего друга, когда ты
г о в о р и л
е м у
к о м п л и м е н т ы ?
К а к и е
комплименты
можно
сказать
маме,
папе,
воспитателю?
Понравилось
ли
Вам
говорить
комплименты?
тему:
«Я
и
мои
друзья».
Эти разные
животные
Дикие и
домашние
животные
Беседа
«Обитатели
климатических
зон».
Прослушивание аудиозаписи «Чей голос?». Д/и
«Узнай
животное»,
«Чей
хвост?»,
«Кто
где
живет?»,
«Самые
самые»,
«Каких
животных
мы знаем?». Расширять представления детей об
обитателях
климатических
зон.
Формировать
представление
о
том,
как
можно
помочь
животным,
о
безопасном
поведении
с
животными (в лесу, в зоопарке, в цирке, на
улице,
дома).
Знакомить
с
Красной
книгой.
Воспитывать любовь к животным.
Опыт: «Могут ли животные жить в земле?».
Выяснить, что есть в почве для жизни живых
организмов
(воздух,
вода,
органические
остатки). Вывод: животные могут жить в земле,
потому что в ней есть воздух для дыхания,
питание, вода.
Опыт: «Наверх». Выяснить, что в почве есть
воздух и вода, необходимые для жизни живых
организмов.
Вывод:
в
почве
находятся
необходимые для жизни воздух, вода.
Иллюстрации,
изображающие
диких
и
домашних
животных.
Загадки
о животных.
Почва,
спиртовка,
металлическая
тарелочка,
стекло
и л и
з е р к а л о ,
емкость с водой.
Земляные
ч е р в и ,
земля,
камни,
3
стакана, вода.
Предложить
родителям
посетить вместе с
детьми
зоопарк.
Принять участие в
выставке
совместного
т в о р ч е с т в а
с
детьми
на
тему:
«Мое
л юб и мо е
животное».
Наша армия
Армия России
Бе с ед а
о
р о с с ийс ко й
а рмии.
Ч т е н и е
Альбомы «Военные
Консультация
для
охраняет мир
стихотворений
«Кто
нужнее?»,
«Шапка
не
в е л и т »
А .
Ме тя е ва .
Р а с с м а т р и в а н и е
иллюстраций военных разных родов войск. Д/и
«Кому
что
нужно?»,
загадки
о
военном
снаряжении,
технике.
П/и
«Доставь
пакет».
Расширять представления о российской армии.
П р од о л ж а т ь
з н а ко м и т ь
с
в о е н н ы м и
п р о ф е с с и я м и ,
с
н о в ы м и
во й с ка м и
–
к о с м и ч е с к и м и .
Р а з в и в а т ь
у м е н и я
устанавливать
зависимости
между
родами
войск и одеждой военных.
Опыт:
«Разведчики».
Понимать,
как
можно
многократно
отразить
свет
и
изображение
предмета,
т.е.
увидеть
его
там,
где
его
не
должно быть видно.
Опыт:
«Парашют».
Выявить,
что
воздух
обладает
упругостью.
Понять,
как
может
использоваться сила воздуха (движения).
профессии»,
«Военная техника».
Модели
во е н н о й
техники.
Зеркала.
Парашют,
игрушечные
человечки,
емкость
с водой.
р о д и т е л е й
н а
тему:
«Важность
правильного
воспитания
н р а в с т в е н н о
–
патриотических
качеств».
Предложить
родителям
принять участие в
организации
выставки
«Военная
техника».
Что из чего и
для чего
Для чего нужны
ткани?
Беседа о ткани. Чтение «Одежда» (из книги К.
Д.
Ушинского
«Родное
слово»),
сказка
В.
Осеевой «Иголочка». Д/и «Угадай профессию»,
«Чего не стало», «Когда что надевать». Опыты
с
тканью.
Составление
алгоритма.
Развивать
умения узнавать вещи из ткани, определять ее
качества
и
свойства.
Закреплять
знания
о
применении
изделий
из
ткани.
Формировать
представления
о
зависимости
погодных
условий
и
одежды
из
различных
тканей.
Знакомить
с
разными
видами
ткани
–
натуральные, искусственные.
Опыт: «Ткани от Матроскина». Формировать у
Иллюстрации
н а
тему:
«Одеж да».
Образцы различных
в и д о в
т к а н и .
Ж у р н а л ы
м о д .
Использование ИКТ
–
п р е з е н т а ц и я
«Одежда,
детская
одежда».
О б р а з ц ы
т к а н и
Предложить
родителям
вместе
с детьми посетить
ателье,
магазины
одежды и тканей.
детей
умение
устанавливать
причинно-
следственные
связи
между
назначением
и
видами материала, закрепить представления о
том, что одежда из тех или иных тканей может
иметь свое назначение.
(шерстяной,
хлопчатобумажной,
болоньи).
Маму я свою
люблю
Поможем маме.
В мире предметов
(безопасность в
доме)
Беседа
о
маме.
Рассказ
ребенка
о
маме
по
фотографии.
Игра
«Придумай
рифму».
Д/и
«Кому
что
надо
для
работы».
Чтение
Е.
Благининой
«Посидим
в
тишине»,
С .
Михалкова «А что у вас?».
Опыт:
«Колющие
и
режущие
предметы
из
разных
материалов».
Познакомить
детей
с
разнообразными
колющими
и
режущими
бытовыми
предметами
и
с
материалами,
из
которых они изготовлены. Выяснить условия
хранения и правила безопасного использования
таких предметов.
Вывод: Независимо от материала, из которого
изготовлены предметы, они все равно остаются
опасными при неумелом обращении с ними,
поэтому
необходимо
соблюдать
правила
безопасности:
не
баловаться,
использовать
только по назначению, хранить в специальных
коробочках
или
местах
для
хранения,
удаленных от маленьких детей.
Фотоальбом
«Весенние
цветы».
Фотографии
мам
и
бабушек.
Использование ИКТ
–
п р е з е н т а ц и я
«Мамы и дети».
Н о ж и
и
в и л к и
пластмассовые,
металлические,
деревянные,
поролон, пенопласт,
грабли,
спицы
из
разных
материалов,
швейные
иголки
и
сломанные
ветки
деревьев.
Консультация
«Традиции
празднования
8
марта».
Предложить
родителям
принять участие в
подготовке
фотовыставки
«Самая
о б а я т е л ь н а я
и
привлекательная».
Встречаем
весну
Кто больше всех
радуется весне?
Беседа о весне. Рассматривание картины И. И.
Левитана «Большая вода». Чтение пословиц и
поговорок
о
весне.
Загадывание
загадок.
Чтение
стихов
С.
Я.
Маршака
«Весенняя
Использование ИКТ
– презентация «Что
т а к о е
в е с н а ? » ,
«Вода».
Совместные
прогулки
р о д и т е л е й
с
детьми.
Удивительные
Рыбье царство в
песенка»,
А.
Фет
«Весна»,
Ф.
И.
Тютчева
«Весна». Д/и «Подбери нужное слово», «Так
бывает или нет?», «Когда это бывает?», «Скажи
добрые
слова
солнышку,
березе,
ручейку».
Продолжать
закреплять
знания
детей
о
свойствах воды. Сформировать представление
о
переходе
воды
из
жидкого
состояния
в
твердое,
свойствах
и
признаках
льд а :
холодный,
твердый,
гладкий,
блестящий,
в
тепле
тает,
превращаясь
в
воду.
Развивать
умение решать познавательные задачи и делать
выводы.
Опыт: «Лед и снег – тоже вода». Помочь детям
доказать с помощью опыта, что лед и снег тоже
вода.
Опыт:
«Взаимодействие
воды
и
снега».
Выявить
свойство
воды:
чем
выше
ее
температура,
тем
в
ней
быстрее,
чем
на
воздухе, тает снег. Выявить способность воды
остывать
под
действием
внешних
условий.
С р а в н и в ат ь
с в о й с т в а
в од ы
и
с н е г а :
прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость.
Проверить
способность
снега
под
действием
тепла превращаться в воду.
Вывод: Вода может быть в жидком и твердом
(снег, лед) состоянии. Чем выше температура
воды, тем быстрее в ней тает снег. Вода со
льдом или снегом на холоде быстро остывает.
Растаявший в воде снег увеличивает ее объем,
но уменьшает ее прозрачность.
Бе с еда
о
водо емах,
рыбах
( м о р с к и х ,
И л л ю с т р а ц и и
о
весне.
С о с у л ь к а
( и л и
пластина
льда
из
морозилки), миска.
Емкость
с
водой
разной температуры
( у р о в е н ь
в о д ы
отмечен
меткой),
снег,
т а р е л оч к и ,
мерные
ложки
или
совочки.
Иллюстрации
Предложить
родителям
провести с детьми
наблюд ение
з а
изменениями
в
погоде и природе.
Рекомендации для
родителей
«Игры
с
в о д о й
в
домашних
условиях».
Привлечь
места нашей
планеты
реке Усманке
пресноводных,
аквариумных),
о
загрязнении
воды. Загадки, стихотворения. Д/и «Угадай что
за рыба?», «Кого поселить в водоеме?». П/и
«Караси
и
щука».
Чтение
А.
С.
Пушкин
«Сказка
о
рыбаке
и
рыбке»,
Н.
Носов
«Карасик»,
К.
Бальмонт
«Золотая
рыбка».
Познакомить детей с различными водоемами –
озеро, пруд, море, болото. Систематизировать
представления
об
обитателях
водоемов.
Формировать
обобщающее
понятие
«рыбы»,
знакомить
с
классификацией
рыб
(речная,
озерная,
морская),
строением
тела.
Уметь
сравнивать рыб (внешний вид, отличительные
признаки,
чем
питаются).
Воспитывать
бережное отношение к природе.
Опыт:
«Озеро».
Участвовать
в
коллективном
преобразовании
объекта,
закрепить
умения
работать
с
различными
материалами
и
инструментами.
«Рыбы».
Использование ИКТ
– презентация «Как
м о ж н о
п о м о ч ь
природе?»
Пластиковый
ко н т е й н е р ,
м о х ,
т о р ф ,
м е л к и е
камешки,
искусственные
растения, крышка из
пластмассы,
пластилин,
цветная
бумага,
ножницы,
краски,
кисточки,
клей, схема макета.
р о д и т е л е й
к
п о м о щ и
в
изготовлении
а т р и б у т о в
к
играм.
Предложить
родителям
принять участие в
создании
альбома
«Наша
семья
на
рыбалке».
Неделя театра
Как вести себя в
театре
Беседа о театре. Рассматривание слайдов. Игра
«Забавные
медведи».
Загадки
о
сказках.
Обыгрывание фрагментов сказок. Воспитывать
любовь
к
искусству.
Развивать
устойчивый
интерес
детей
к
театральной
деятельности.
Развивать умения узнавать русские народные
И л л ю с т р а ц и и
к
сказкам.
Шапочки-
маски
сказочных
героев.
Порекомендовать
родителям
посетить с детьми
кукольный
театр.
Предложить
изготовить вместе
сказки
с
помощью
загадок,
атрибутов
к
сказкам.
Поддерживать
желание
детей
участвовать
в
игре-драматизации.
Поощрять
исполнительское
творчество
детей.
Развивать
воображение.
Опыт: «Теневой театр». Помочь детям узнать,
как
образуется
тень.
Закрепить
имеющиеся
навыки работы с шаблонами, бумагой, клеем,
ножницами.
Проявить
сценические
умения
в
ходе работы над спектаклем.
К а р т о н ,
ч е р н а я
бумага,
ножницы,
к л е й ,
ш а б л о н ы .
Диапроектор
или
фильмоскоп,
оборудование
для
теневого театра.
с детьми фигурки
д л я
т е н е в о г о
театра.
Я и мое тело
Мое тело. Кожа
Беседа
о
нашей
коже,
ее
исследование.
Д/и
«Найди пару», «Умываемся».
Опыты: «Как передаются микробы от человека
к
человеку»,
«Как
микробы
боятся
мыла».
Формировать
элементарные
представления
детей
о
том,
что
кожа
–
это
покров
тела
человека. Показать детям, какую роль играет
кожа. Развивать умения работать в коллективе.
Уметь
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы. Воспитывать стремление заботится о
своем здоровье, соблюдать чистоплотность.
Опыт:
«Осязательный
центр
человека».
Сравнить
температуру
воды
в
нескольких
емкостях. Вывод: Ощущение тепла или холода
возможно благодаря чувствительности кожи.
Опыт:
«Тепловые
и
холодовые
точки
у
человека».
Определить
р а с п ол оже н и я
«тепловых»
(воспринимающих
тепло)
и
«холодовых»
(воспринимающих
холод)
точек
на разных участках кожи (на ладони и на лице).
Иллюстрации «Тело
человека».
Емкости
с
водой
–
холодной,
теплой,
горячей.
Стаканы с холодной
и
горячей
водой,
спица.
Вывод:
Кожа
–
это
чувствительный
орган
живых
существ.
Кожей
человек
имеет
возможность различать тепло и холод, мелкие
(невидимые)
отверстия
(поры)
в
коже
позволяют
крови
получать
кислород
для
дыхания.
Неделя
вежливости
Вежливость и
доброта – две
сестры
Беседы
«Мои
хорошие
поступки»,
«Как
пригласить
в
гости?».
Рассматривание
и
ситуативные беседы по сюжетным картинкам
«Хорошо
-
плохо».
Обсуждение
выражений
«Умную речь хорошо и слушать», «Лисица –
старая
льстица».
Чтение
В.
Осеева
«Добрая
хозяюшка»,
А.
Барто
«Игра
в
стадо»,
В.
Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский
сад».
Д/игры
«Копилка
вежливых
слов»,
«Думай,
не
ошибись»,
«Оцени
поступок».
Закрепить знания детей о значении вежливых
слов.
Формировать
у
детей
представления
о
н р а в с т в е н н ы х
н о р м а х
о т н о ш е н и й
с
о к руж а ю щ и м и ,
р а з в и ват ь
д р у ж е с к и е
доброжелательные отношения в коллективе.
Воспитывать
культуру
общения,
чуткость,
отзывчивость, сопереживание.
Познавательно–исследовательская
деятельность. Выяснение правил вежливости.
«Где живет вежливость?». Вечер вопросов и
ответов:
«Какие
правила
кул ьту р н о го
поведения
вы
знаете?»,
«Какие
правила
вам
трудно
выполнять?»,
«Какие
вы
знаете
пословицы о культуре поведения?»
Сюжетные картинки
по
теме
« Ур о к и
вежливости».
Детская
художественная
л и т е р а т у р а
с
иллюстрациями
С.
М а р ш а к ,
В .
М а я ко в с к и й ,
Г.
Остер.
Сюжетные
картинки «Хорошие
манеры».
Б е с е д ы
с
родителями
п о
теме
«Первоначальный
источник
формирования
вежливого
отношения
р е б е н к а
к
окружающим
–
это семья». Папка-
передвижка
«О
в е ж л и в о с т и
с
улыбкой».
Домашнее
задание:
предложить
родителям
п р и д у м а т ь
с
ребенком
рассказ
на тему «Как дети
выручили из беды
товарища».
Этот
Этот загадочный
Беседа
о
космосе.
Просмотр
презентации
Подбор
Предложить
удивительный
космос
космос
«Космос».
Чтение
К.
Курбатов
«Я
хочу
в
космос»,
Э.
Прати
«Звезды
и
планеты»,
Н.
Харрис
«Земля
и
космос».
П/и
«Звезды».
Развивать у детей элементарные представления
о
Солнечной
системе,
о
движущихся
вокруг
телах:
планетах,
кометах.
Дать
возможность
увидеть, почему в космосе темно. Познакомить
с тем, как удаленность от Солнца влияет на
температуру воздуха, как расстояние до Солнца
влияет
на
время
обращения
планеты
вокруг
него. Развивать познавательный интерес детей.
Поощрять
выдвижение
гипотез,
выполнение
творческих заданий.
Опыт:
«Далеко
-
близко».
Дать
детям
предст авление
о
Солнечной
с и с т е м е .
Познакомить детей с тем, как удаленность от
Солнца влияет на температуру воздуха.
Опыт: «На орбите». Дать детям представления
о
притяжении
Земли,
значении
движения
в
космосе
планет
и
спутников,
строении
Солнечной
системы.
Установить,
ч т о
удерживает спутники на орбите.
Опыт:
«Темный
ко смо с».
Дать
д е тя м
представления
о
космосе,
космическом
пространстве.
Объяснить,
почему
в
космосе
темно.
Опыт: «Чем ближе, тем быстрее». Дать детям
представление о земной орбите. Объяснить, как
расстояние
до
Солнца
влияет
на
время
обращения Земли вокруг него.
фотографий,
и л л ю с т р а ц и й
о
космонавтах,
космических
исследованиях.
Использование ИКТ
–
п р е з е н т а ц и я
«Космос».
Два
т е рм ом е т р а ,
настольная
лампа,
длинная
линейка
(метр).
Шарик,
ведерко
с
привязанной к ручке
веревкой.
Изображения
космического
пространства,
ф о н а р и к ,
с т о л ,
линейка.
Пластилин,
л и н е й к а ,
р е й к а
длиной 1 метр.
родителям
с о в е р ш и т ь
с
детьми экскурсию
в планетарий.
Пернатые
Птицы нашего
Беседа
о
птицах.
Чтение
отрывков
из
Использование ИКТ
Предложить
друзья
края
э н ц и к л о п е д и и
« Мо я
п е р в а я
к н и г а » .
Ст и хот в о р е н и я
и
з а г а д к и
о
п т и ц а х .
Пальчиковые
игры
«Птичка»,
«Дятел».
Прослушивание «Мир птичьих голосов». Д/и
«Чьи следы?», «Чей домик?», «Чей клюв?». П/и
«Гуси-лебеди».
Расширять
кругозор
детей
и
формировать
целостные
представления
о
птицах: внешний вид, строение (части тела),
питание,
приспособление
к
условиям
жизни,
значимость
для
человека.
Помочь
детям
понять,
почему
говорят
«Как
с
гуся
вода»,
почему
у
водоплавающих
птиц
такой
клюв.
Устанавливать
связь
между
строением
и
о б р а з о м
ж и з н и
п т и ц
в
э к о с и с т е м е .
Воспитывать интерес и бережное отношение к
птице.
Опыт: «Почему говорят, «Как с гуся вода»?».
Помочь
детям
установить
связь
между
строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Опыт: «Почему у водоплавающих птиц такой
клюв?» Помочь детям определить связь между
строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Опыт: «У кого какие клювы?» Научить детей
–
п р е з е н т а ц и я
«Птицы».
А у д и о з а п и с ь
с
г о л о с а м и
п т и ц .
Книги,
и л л ю с т р а ц и и
с
изображением
птиц
и птенцов.
Перья
куриные
и
гусиные, емкости с
в о д о й ,
ж и р ,
пипетка,
растительное масло,
бумага
с
рыхлой
структурой,
кисточка.
М а ке т ы
к л ю в о в
(пинцет,
широкие
щипцы),
емкость
с
в о д о й ,
к р о ш к и
х л е б а ,
з е р н о ,
изображения птиц.
Плотный ком земли
родителям
провести с детьми
экскурсию в парк
и
наблюдение
за
перелетными
птицами,
прилетевшими
в
н а ш и
к р а я .
Порекомендовать
родителям
дома
вместе
с
детьми
подобрать
познавательную
л и т е р а т у р у
о
п т и ц а х
и
п о
возможности
п р и н е с т и
в
детский
сад
для
выставки.
устанавливать зависимость между характером
питания
и
некоторыми
о собенно стями
внешнего вида птиц.
или
глины,
макеты
клювов
из
разных
материалов, емкость
с
водой,
м елкие
легкие
камешки,
кора
дерева,
зерна,
крошки.
Цветущая
весна
Лес весной.
Весенние
первоцветы
Беседа
о
весне,
цветах.
Загадки.
Сказка
о
цветах. Алгоритм. Слушание П. И. Чайковского
« В а л ь с
ц в е т о в » .
Т а н е ц
с
б у к е т а м и
искусственных цветов. Чтение Г-Х. Андерсен
«Дюймовочка»,
А.
Платежков
«Неизвестный
цветок»,
А.
Кюппер
«Маленький
садовник».
Д/и
«Узнай
цветок»,
«Составь
цветок»,
«Собери
букет».
П/и
«Пчелы
и
цветы».
Формировать
представление
детей
о
цветах.
Развивать умение определять их по описанию,
уметь составлять и читать алгоритм, находить
связь
между
цветущими
растениями
и
насекомыми. Дать детям возможность, проведя
опыт,
убедится
в
необходимости
почвы
для
жизни растений, понять, как качество почвы
влияет на рост и развитие растений, выделить
разные по составу почвы. Знакомить с работой
садовника, флориста.
Опыт: «Испарение влаги с листьев растений».
Дать
детям
возможность
проверить,
куда
исчезает вода с листьев растений.
Опыт:
«Неизвестные
семена».
Дать
детям
возможность убедится в необходимости почвы
для
жизни
растений,
понять,
как
качество
почвы
влияет
на
рост
и
развитие
растений,
Использование ИКТ
–
п р о с м о т р
презентации
«Цветы».
Иллюстрации
«Весенние
первоцветы».
Растение,
полиэтиленовый
пакет, нить.
С е м е н а
р а з н ы х
цветов,
влажные
бумажные салфетки,
ф о р м о ч к и
д л я
Совместные
п р о г у л к и
в
весенний
лес
и
наблюд ение
з а
изменениями
в
природе.
Предложить
родителям
вместе
с
д е т ь м и
подготовить
семена и посадить
цветы на клумбе.
выделить разные по свойству почвы.
Опыт: «Где цветы?» Помочь детям установить
особенности
опыления
растений
с
помощью
пчел, обнаружить пыльцу на цветах.
п еч е н ь я ,
п о ч в а ,
письмо-загадка
с
незаконченным
алгоритмом
проведения опыта.
Ц в е т ы
м а т ь - и -
мачехи,
одуванчик,
сережки
цветущей
б е р е з ы ,
о с и н ы ,
лупа, ватный шарик.
Майские
праздники
Весенние
праздники
Беседа о праздниках: праздник Весны и труда,
Д е н ь
П о б е д ы ,
п р а зд н и к
с л а в я н с ко й
письменности,
о
государственной
символике.
Просмотр
слайдов.
Стихи.
Д/и
«Найди
флаг
России».
Исследование
российского
флага
с
зарисовкой. Д/и «Найди отличия». Эскизы к
о ф о рм л е н и ю
п р а зд н и ко в .
Р а с ш и р я т ь
представления
детей
о
родной
стране,
о
государственных
праздниках.
Формировать
интерес
к
ближайшей
окружающей
среде:
к
детскому саду, дому, где живут дети, участку
детского
сада.
Обращать
внимание
на
своеобразие
оформления
разных
помещений.
Развивать
умение
замечать
изменения
в
оформлении
помещений,
объяснять
причины
таких изменений, вносить свои предложения о
возможных вариантах оформления. Знакомить
с
р а б о т о й
д и з а й н е р а .
В о с п и т ы в а т ь
уважительное
отношение
к
государственной
символике.
Опыт:
«Передача
солнечного
«зайчика»».
Помочь
понять,
как
можно
многократно
Альбомы
«Родная
с т р а н а » ,
« Н а ш
город».
И л л ю с т р а ц и и
о
Великой
Отечественной
войне.
З е р к а л а ,
с х е м а
многократного
Совместные
п р о г у л к и
п о
праздничному
городу
с
детьми.
Предложить
родителям сделать
фотографии
для
стенгазеты
«Майские
п р а з д н и к и
в
Воронеже».
отразить свет и изображение предмета, то есть
увидеть его там, где его не должно быть видно.
Вывод:
Солнечный
свет
и
предмет
можно
многократно
отразить,
если
в
том
месте
на
стене,
куда
попал
солнечный
«зайчик»,
поместить еще одно зеркало.
Опыт:
«Радуга
на
стене».
Познакомить
с
механизмом образования цветов. Вывод: Цвет
предметов
зависит
от
того,
какие
световые
волны отражает предмет, а какие поглощает.
изображения.
Граненое
с т е к л о
( д е т а л ь
о т
хрустальной
люстры).
Книжкина
неделя
Путешествие в
страну книг
Беседа о книгах. Чтение стихотворение «Как
хорошо
уметь
чит ать».
Д/и
« П ом о г и
б и бл и о т е к а р ю » .
А л го р и т м .
З а г а д к и .
Пословицы.
Игра-викторина.
Игра
«Заболела
эта
книжка».
Продолжать
знакомить
детей
с
появлением
книги,
с
особенностями
работы
людей в библиотеке. Приобщать к книге для
развития
познавательной,
творческой
и
эмоциональной активности, развивать у детей
у с т о й ч и в ы й
и н т е р е с
к
к н и г е
к а к
к
произведению
искусства,
источнику
знаний.
Формировать умение классифицировать книги,
способствовать
пониманию
и
правильному
осмыслению
содержание
произведения.
Воспитывать желание к постоянному общению
с книгой и бережному отношению к ней.
Опыт: «Мы пишем книгу». Совершенствовать
графические
умения
детей,
побуждать
детей
участвовать
в
коллективном
создании
книги,
воспитывать понимание того, что от отношения
к работе зависит ее результат. Вывод: Книга
получилась
интересной
и
красочной
только
Использование ИКТ
–
п р о с м о т р
презентации
«Как
получилась
книжка».
Книжная
выставка для детей
« Т а к и е
р а з н ы е
книги».
Иллюстративный
материал
по
теме
«Детские
писатели»,
«Библиотека».
Бу м а г а ,
к р а с к и ,
кисточки,
карандаши,
фломастеры, картон,
клей,
ткань,
нитки,
Предложить
родителям
посетить
библиотеку
вместе
с
детьми,
записаться и взять
книгу для чтения.
Родительская
акция
«Сказка
на
ночь»,
«Подари
книгу детям».
потому,
что
все
дети
отнеслись
к
работе
серьезно, добросовестно.
игла.
Человек и мир
природы
Сбережем
удивительный
мир растений и
насекомых
Беседа о живой и неживой природе, о Красной
книге.
Загадки,
стихотворения.
Исследование
цветочных растений, насекомых. Д/и «Кто как
передвигается»,
«Двойняшки».
Ситуативный
разговор с просмотром слайдов «Какие бывают
насекомые?» Ситуативный разговор «Кто такой
энтомолог и чем он занимается?» Чтение Н.
Абрамцевой
«Сказка
о
веселой
пчелке»,
С.
Рубиной
«Божья
коровка»,
В.
Бианки
«Как
муравьишка домой спешил».
Опыт:
«Как
пчелки
переносят
пыльцу?»
Выявить, как происходит процесс опыления у
растений.
И л л ю с т р а ц и и
о
живой
и
неживой
природе,
цветущие
растения,
насекомые.
Ватные
ш а р и к и ,
к р а с и т е л ь
д в у х
ц в е т о в ,
м а к е т ы
цветов,
коллекция
насекомых, лупа.
Совместные
прогулки
в
парке
и
наблюдение
за
насекомыми.
Собираем
коллекцию.
Проекты:
Тема: «День матери». Октябрь – ноябрь.
Тема: «Елочные игрушки». Декабрь – Январь.
Тема: «Мы любим цирк (театр)». Февраль – Март – Апрель.