Конспект открытого занятия по обучению грамоте в Старшей логопедической группе
Автор: Фомина Людмила Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ лицей № 27 детский сад "Дельфинчик" Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия Наименование материала: конспект Тема: Конспект открытого занятия по обучению грамоте в Старшей логопедической группе Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в Старшей логопедической группе
На тему: «Путешествие в Царство Грамоты:
Звук М, Мь. Буква М»
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Научить детей характеризовать звуки М, Мь с опорой на различные виды контроля;
- Развивать у детей фонематический слух и восприятие
- Учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Методы и приёмы: проблемная ситуация, словесный, наглядный, игровой,
репродуктивный;
Оборудование: «Видео-письмо» из царства Грамоты, Буквы на экране вперемешку,
карточки - дыхательная гимнастика, зеркала, схемы анализа – артикуляции звуков,
картина «Корова на лугу», сигнальные фонарики, простой и 3 цв. карандашей, счетные
палочки, ребусы – 3 шт., портреты принцессы Азбуки, карточки раздаточные: для
звукового анализа и печатание букв, физминутка - танец, упражнения для глаз,
стихотворения про буквы: У,А,О,И,П, Т, К; загадка, кисть или поролон, вода в
непроливашке, мультимедиа, проектор, экран, презентация.
ТСО: Таней «Лягушачий джаз» - фонограмма;
Предварительная работа:
1.Работа по схемам анализа – артикуляции звука,;
2.Знакомство с артикуляционным аппаратам (модель);
3.Работа с карточками «Дыхательная гимнастика»;
4.Работа с Сигнальными фонариками;
5.Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Говорим правильно», О.С.Гомзяк;
1.
Знакомство с кассами букв и слогов;
2.
Отгадывание ребусов:
1. П/игра «Мышеловка» /Дети играют в кругу, выбирают 3-4 детей – мышки/:
«Ах как мышки надоели, всё погрызли, всё поели,
Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас!
Как поставим мышеловки, переловим всех зараз!»
2. Организационный момент: (создание проблемной ситуации)
- Ребята, проходите, посмотрите как много у нас гостей! Давайте
поздороваемся!
Дети проходят в группу, здороваются с гостями.
(Экран на нем буквы вперемешку)
П: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?
Дети подходят к экрану.
П: Ребята, вот видео- письмо, от кого же оно?
(На экране цветок, и он говорит):
Ребята смотрят и слушают видео-письмо от принцессы Азбуки.
П: «Ребята, здравствуйте!!! В моём царстве Грамоты произошла беда.
Злая колдунья Клякса заколдовала всех моих жителей и меня - принцессу
Азбуку.
ПОМОГИТЕ, нам!
П: Поможем, ребята принцессе Азбуке и всем её жителям? Да, поможем!!!
П: Все готовы отправиться в долгий и нелёгкий путь?
П: Кто живёт в этом царстве? В этом царстве живут звуки, буквы.
Вероника Т: В этом царстве живут слоги и слова.
П: Вы согласны, ребята? Да. (дети сигналят большим пальцем).
3. П: Чтобы нам попасть в царство Грамоты, превратимся в буквы! Для этого
нужно вспомнить стихи про буквы.
П: Заклинание: «Раз, два, три – дети в буквы превратились!»
Дети рассказывают стих-ие про буквы:
1. Буква У совсем проста
Тянет рожки из… хвоста.
2. Буква А, буква А –
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету.
3. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? три
А какая буква? – И.
4. На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
5. Два столбика стояли рядом,
К Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.
6. Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.
7. В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
П: Молодцы, ребята!
Итог: Чем отличаются буквы от звуков? Звуки мы слышим и
произносим,
Буквы мы пишем и читаем.
П: Ребята, вы согласны с Алиной?
П: Ребята, проходите, садитесь! Да, мы согласны! (сигналят)
Дети садятся за столы.
Дыхательная гимнастика с использованием карточек
Цель: Развитие правильной воздушной струи.
П: Для чего необходима дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика
нужна нам, чтобы правильно произносить звуки.
П: Ребята, приготовьте карточки для дыхательной гимнастики: все правила
помнят ( воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем)
Дети берут карточки, повторяют правила:
Воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем.
П: Молодцы, ребята! (Дети убирают карточки.)
а)Игра «Отгадай загадку»
Задание: «Отгадай загадку» Дети слушают загадку и отгадывают:
П: Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Всем детям молоко дает. Это корова.
П: Как мычит корова?
Дима С: «Му…му…му»
П: Какой звук мы слышим?
Мы слышим звук «М..ммм»
П: Ребята, приготовьте зеркала и схемы.
Упражнения: Дети приготовили зеркала и схемы:
выполняют артикуляционную гимнастику (смотрят на экран, называют
упражнение и показывают перед зеркалом)
«Лягушка»
«Бегемотик»
«Слоник»
«Месим тесто»
Это лягушка. (показывают лягушку)
Это бегемотик. (показывают бегемотика)
Это слоник. (показывают слоника)
Это упражнение – месим тесто. (показывают месим тесто).
П: Молодцы, ребята!
П: Работаем по схеме:
Что помогает нам при произнесении звука М?
Дети работают со схемой:
Катя В: Нам помогают губы;
П: Вы согласны, ребята? Все: Да, согласны!
Соня Д: Зубы вместе с губами смыкаются и размыкаются;
П: Вы с Соней согласны?
Все сигналят.(да)
Юля Е: Язык лежит спокойно, за нижними зубами;
П: Юля правильно сказала?
Все сигналят. (да)
Олег У: Воздушная струя теплая, имеет преграду;
П: Олег правильно ответил? Все: Да, имеет преграду.
Аурика В: Голосовые связки работают, звук согласный, звонкий.
П: Вы с Аурикой, согласны?
Все: Да, согласны.
Итог: Какой же это звук? Саша П: Звук М – согласный, звонкий.
Рассматривание картины на экране «Корова на лугу»
Цель: Называть слова со звуком [м], выделяя звук голосом.
Дети рассматривают картину и называют слова со звуком [м], выделяя
голосом
П: Ребята, посмотрите на картину «Корова на лугу». По картине назовите
слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак,
ромашка, камыш, муравей.)
Катя В: М аки.
Гоша М: До м .
Вероника Т: Ка м ыш.
Лия Г: М алина.
Алина Г: Ро м ашка.
Влад П: М уравей.
Никита К: Ды м .
Юля Х: М ухи.
Дима С: Мы выделяли согласный, твердый звук [м].
Итог: Какой звук в этих словах вы выделяли?
Игра «Сигнальщики»
Цель: Слушать внимательно и определять в слогах звук м или мь –
твердый или мягкий согласный.
Дети слушают задание и приготавливают сигналки.
Задание: Ребята, внимательно послушайте слоги, покажите сигнальными
фонариками их.
Ма, ми, му, мю, ме, мэ, мо, мё.
Дети показывают сигналками слоги.
Итог: Какие звуки в слогах вы определяли?
Ксюша С: Мы определяли сигналками согласный твердый звук м и согласный
мягкий звук мь.
Физминутка – танец «Лягушачий джаз»
Цель: Развитие у детей общей моторики, координации движений, речи;
Дети выполняют танец с текстом
Дети садятся за столы.
Игра «Выложи букву» (из счетных палочек)
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
П: Ребята, посмотрите, какая буква появиться на мольберте?
Дети смотрят, выкладывают из палочек букву М.
Сколько элементов у этой буквы?
(смоченной губкой или кисточкой рисую букву М на мольберте, дети
выкладывают из палочек на столе эту букву, считают элементы у буквы)
Олег Ю: У этой буквы четыре элемента.
Итог:
П: Молодцы, ребята! Повторите за мной – стихотворение про букву М:
«Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.»
Все вместе повторяют стих-ие про букву М.
1)Задание: Печатание букв М, м на карточке – простым карандашом.
Цель: Развитие зрительного гнозиса, глазомера, внимания, мелкой
мускулатуры пальцев рук; следить за правильной осанкой
Задание:
П: Ребята, это задание необходимо выполнять простым карандашом –
печатание букв М, м
Дети печатают на карточках буквы М, м.
2) Задание: Определить место звука М или мь.
Цель: развивать фонематический слух.
П: У вас три картинки на карточке. Что надо делать с ними?
Катя В: Нужно найти место звука М или мь в словах: мост, гном, лимон.
Необходимо назвать картинку, определить где звук М – вначале, в конце или в
середине, раскрашиваем цветным карандашом.
Дифференцированный подход
Индивидуальная работа с Колей А, Гошей М, Олегом Ю (звуковой анализ
слов).
Итог: Ребята, что вы сейчас делали?
Юля Е: Мы определяли место звука М в словах цветными карандашами.
11.Упражнение для глаз - презентация
П: Ребята, необходимо выполнить ещё одно задание!
Задание: «Разгадывание ребусов»
Цель: Развивать внимательность и логическое мышление.
Дети слушают и отгадывают ребусы.
Дима С: Тум и ещё плюс бочка, получилось слово – тумбочка.
1)
Тумбочка
Ваня М: Майка нарисована, слог «ка» зачеркнут, получилось Май – это
весенний месяц.
2)
Май
Влад П: Слог Па на черте сверху, слог Ма – под чертой, получилось слово
Панама.
3)
Панама
Итог: Ребята, все задания вы выполнили правильно!
Какие задания вы выполняли?
Ваня М: Мы вспомнили стихи про буквы, повторили правила о звуках и
буквах.
Дима С: Выполняли дыхательную, артикуляционную гимнастики.
Влад П: Познакомились со звуком М и мь, по схеме определяли, что нам
помогает при произнесение этого звука М.
Соня Д: Рассматривали картину и называли слова со звуком М, выделяли
голосом.
ГошаМ: Сигнальными фонариками показывали слоги.
Вероника: Вылаживали из счетных палочек букву М, и считали элементы
буквы М, печатали букву М.
Лия Г: Определяли место звука по карточке.
Юля Е: Отгадывали ребусы.
П: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран!
Голос и портрет- Принцессы Азбуки:
Принцесса: Ребята, спасибо! Вы все хорошо и правильно выполнили
задания! Меня и всех жителей Моего царства Грамоты расколдовали!
За это я вам отправляю своё сердце на память!
На экране появляется - Принцесса Азбуки, и она говорит. ( дети смотрят и
слушают)
Дети все вместе говорят: Спасибо!
Принимают подарки - сердца от принцессы Азбуки.