Напоминание

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в Старшей логопедической группе


Автор: Фомина Людмила Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ лицей № 27 детский сад "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект открытого занятия по обучению грамоте в Старшей логопедической группе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект открытого занятия по обучению грамоте в Старшей логопедической группе

На тему: «Путешествие в Царство Грамоты:

Звук М, Мь. Буква М»

Цели:
Коррекционно – образовательные: - Научить детей характеризовать звуки М, Мь с опорой на различные виды контроля; - Развивать у детей фонематический слух и восприятие - Учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова; Коррекционно – развивающие: - Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; Коррекционно – воспитательные: - Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Методы и приёмы:
проблемная ситуация, словесный, наглядный, игровой, репродуктивный;
Оборудование:
«Видео-письмо» из царства Грамоты, Буквы на экране вперемешку, карточки - дыхательная гимнастика, зеркала, схемы анализа – артикуляции звуков, картина «Корова на лугу», сигнальные фонарики, простой и 3 цв. карандашей, счетные палочки, ребусы – 3 шт., портреты принцессы Азбуки, карточки раздаточные: для звукового анализа и печатание букв, физминутка - танец, упражнения для глаз, стихотворения про буквы: У,А,О,И,П, Т, К; загадка, кисть или поролон, вода в непроливашке, мультимедиа, проектор, экран, презентация.
ТСО:
Таней «Лягушачий джаз» - фонограмма;
Предварительная работа:
1.Работа по схемам анализа – артикуляции звука,; 2.Знакомство с артикуляционным аппаратам (модель); 3.Работа с карточками «Дыхательная гимнастика»; 4.Работа с Сигнальными фонариками; 5.Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Говорим правильно», О.С.Гомзяк; 1. Знакомство с кассами букв и слогов; 2. Отгадывание ребусов: 1. П/игра «Мышеловка» /Дети играют в кругу, выбирают 3-4 детей – мышки/: «Ах как мышки надоели, всё погрызли, всё поели, Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас!
Как поставим мышеловки, переловим всех зараз!» 2. Организационный момент: (создание проблемной ситуации) - Ребята, проходите, посмотрите как много у нас гостей! Давайте поздороваемся! Дети проходят в группу, здороваются с гостями. (Экран на нем буквы вперемешку) П: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Дети подходят к экрану. П: Ребята, вот видео- письмо, от кого же оно? (На экране цветок, и он говорит): Ребята смотрят и слушают видео-письмо от принцессы Азбуки. П:
«Ребята, здравствуйте!!! В моём царстве Грамоты произошла беда.

Злая колдунья Клякса заколдовала всех моих жителей и меня - принцессу

Азбуку.

ПОМОГИТЕ, нам!
П: Поможем, ребята принцессе Азбуке и всем её жителям? Да, поможем!!! П: Все готовы отправиться в долгий и нелёгкий путь? П: Кто живёт в этом царстве? В этом царстве живут звуки, буквы. Вероника Т: В этом царстве живут слоги и слова. П: Вы согласны, ребята? Да. (дети сигналят большим пальцем). 3. П: Чтобы нам попасть в царство Грамоты, превратимся в буквы! Для этого нужно вспомнить стихи про буквы. П:
Заклинание: «Раз, два, три – дети в буквы превратились!»
Дети рассказывают стих-ие про буквы: 1.
Буква У совсем проста

Тянет рожки из… хвоста.
2.
Буква А, буква А –

Алфавиту голова

Знает Вова,

Знает Света,

А похожа на ракету.
3.
Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? три

А какая буква? – И.
4.
На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.
5.
Два столбика стояли рядом,

К Вдруг один переломился,

И к другому прислонился.
6.
Буква «Т» наверняка,

Тень большого молотка,


Буква Т на стол похожа,

На ноге стоит он тоже.
7.
В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.
П: Молодцы, ребята!
Итог: Чем отличаются буквы от звуков?
Звуки мы слышим и произносим, Буквы мы пишем и читаем.
П: Ребята, вы согласны с Алиной?
П: Ребята, проходите, садитесь! Да, мы согласны! (сигналят) Дети садятся за столы.
Дыхательная гимнастика с использованием карточек

Цель: Развитие правильной воздушной струи.
П: Для чего необходима дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика нужна нам, чтобы правильно произносить звуки. П: Ребята, приготовьте карточки для дыхательной гимнастики: все правила помнят (
воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем)
Дети берут карточки, повторяют правила:
Воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем.
П: Молодцы, ребята! (Дети убирают карточки.)
а)Игра «Отгадай загадку»

Задание: «Отгадай загадку»
Дети слушают загадку и отгадывают: П:
Голодная – мычит,

Сытая – жует,

Всем детям молоко дает.
Это корова. П: Как мычит корова? Дима С: «Му…му…му» П: Какой звук мы слышим? Мы слышим звук «М..ммм» П: Ребята, приготовьте зеркала и схемы.
Упражнения:
Дети приготовили зеркала и схемы:
выполняют артикуляционную гимнастику
(смотрят на экран, называют упражнение и показывают перед зеркалом) 
«Лягушка»

«Бегемотик»

«Слоник»

«Месим тесто»
Это лягушка. (показывают лягушку) Это бегемотик. (показывают бегемотика) Это слоник. (показывают слоника) Это упражнение – месим тесто. (показывают месим тесто).
П: Молодцы, ребята!


П: Работаем по схеме:
Что помогает нам при произнесении звука М? Дети работают со схемой: Катя В: Нам помогают губы; П: Вы согласны, ребята? Все: Да, согласны! Соня Д: Зубы вместе с губами смыкаются и размыкаются; П: Вы с Соней согласны? Все сигналят.(да) Юля Е: Язык лежит спокойно, за нижними зубами; П: Юля правильно сказала? Все сигналят. (да) Олег У: Воздушная струя теплая, имеет преграду; П: Олег правильно ответил? Все: Да, имеет преграду. Аурика В: Голосовые связки работают, звук согласный, звонкий. П: Вы с Аурикой, согласны? Все: Да, согласны.
Итог: Какой же это звук?
Саша П: Звук М – согласный, звонкий.
Рассматривание картины на экране «Корова на лугу»

Цель: Называть слова со звуком [м], выделяя звук голосом.
Дети рассматривают картину и называют слова со звуком [м], выделяя голосом П: Ребята, посмотрите на картину «Корова на лугу». По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом.
(Дом, дым, малина, мухи, мак,

ромашка, камыш, муравей.)
Катя В:
М
аки. Гоша М: До
м
. Вероника Т: Ка
м
ыш. Лия Г:
М
алина. Алина Г: Ро
м
ашка. Влад П:
М
уравей. Никита К: Ды
м
. Юля Х:
М
ухи. Дима С: Мы выделяли согласный, твердый звук [м].
Итог: Какой звук в этих словах вы выделяли?

Игра «Сигнальщики»

Цель: Слушать внимательно и определять в слогах звук м или мь –

твердый или мягкий согласный.
Дети слушают задание и приготавливают сигналки.
Задание:
Ребята, внимательно послушайте слоги, покажите сигнальными фонариками их.
Ма, ми, му, мю, ме, мэ, мо, мё.

Дети показывают сигналками слоги.
Итог: Какие звуки в слогах вы определяли?
Ксюша С: Мы определяли сигналками согласный твердый звук м и согласный мягкий звук мь.
Физминутка – танец «Лягушачий джаз»

Цель: Развитие у детей общей моторики, координации движений, речи;
Дети выполняют танец с текстом Дети садятся за столы.
Игра «Выложи букву» (из счетных палочек)

Цель: Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
П: Ребята, посмотрите, какая буква появиться на мольберте? Дети смотрят, выкладывают из палочек букву М. Сколько элементов у этой буквы? (смоченной губкой или кисточкой рисую букву М на мольберте, дети выкладывают из палочек на столе эту букву, считают элементы у буквы) Олег Ю: У этой буквы четыре элемента.
Итог:
П: Молодцы, ребята! Повторите за мной – стихотворение про букву М:
«Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали.»
Все вместе повторяют стих-ие про букву М.
1)Задание: Печатание букв М, м на карточке – простым карандашом.

Цель: Развитие зрительного гнозиса, глазомера, внимания, мелкой

мускулатуры пальцев рук; следить за правильной осанкой

Задание:
П: Ребята, это задание необходимо выполнять простым карандашом – печатание букв М, м Дети печатают на карточках буквы М, м. 2)
Задание: Определить место звука М или мь.

Цель: развивать фонематический слух.
П: У вас три картинки на карточке. Что надо делать с ними? Катя В: Нужно найти место звука М или мь в словах:
мост, гном, лимон.
Необходимо назвать картинку, определить где звук М – вначале, в конце или в середине, раскрашиваем цветным карандашом. Дифференцированный подход Индивидуальная работа с Колей А, Гошей М, Олегом Ю (звуковой анализ слов).
Итог: Ребята, что вы сейчас делали?
Юля Е: Мы определяли место звука М в словах цветными карандашами.
11.Упражнение для глаз - презентация
П: Ребята, необходимо выполнить ещё одно задание!
Задание: «Разгадывание ребусов»

Цель: Развивать внимательность и логическое мышление.

Дети слушают и отгадывают ребусы. Дима С: Тум и ещё плюс бочка, получилось слово – тумбочка.
1)
Тумбочка Ваня М: Майка нарисована, слог «ка» зачеркнут, получилось Май – это весенний месяц.
2)
Май Влад П: Слог Па на черте сверху, слог Ма – под чертой, получилось слово Панама.
3)
Панама
Итог: Ребята, все задания вы выполнили правильно!

Какие задания вы выполняли?
Ваня М: Мы вспомнили стихи про буквы, повторили правила о звуках и буквах. Дима С: Выполняли дыхательную, артикуляционную гимнастики. Влад П: Познакомились со звуком М и мь, по схеме определяли, что нам помогает при произнесение этого звука М. Соня Д: Рассматривали картину и называли слова со звуком М, выделяли голосом. ГошаМ: Сигнальными фонариками показывали слоги. Вероника: Вылаживали из счетных палочек букву М, и считали элементы буквы М, печатали букву М. Лия Г: Определяли место звука по карточке. Юля Е: Отгадывали ребусы.
П: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран!

Голос и портрет- Принцессы Азбуки:

Принцесса: Ребята, спасибо! Вы все хорошо и правильно выполнили

задания! Меня и всех жителей Моего царства Грамоты расколдовали!

За это я вам отправляю своё сердце на память!
На экране появляется - Принцесса Азбуки, и она говорит. ( дети смотрят и слушают) Дети все вместе говорят: Спасибо! Принимают подарки - сердца от принцессы Азбуки.


В раздел образования