Напоминание

Формирование нравственной культуры обучающихся на уроках биологии


Автор: Колесникова Татьяна Денисовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование нравственной культуры обучающихся на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад






Колесникова Т.Д., учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов»
Формирование нравственной культуры обучающихся на уроках биологии
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Содержание образования должно быть ориентировано на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. При этом содержание образования должно обеспечивать адекватный мировой уровень общей культуры общества, интеграцию личности в системы мировой и национальной культур, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Учащиеся школы должен владеть принятыми обществом нравственными и эстетическими нормами, которые станут основой поведения и отношения человека к самому себе, к семье, труду, обществу, государству. Усвоение системы ценностей, наличие определенных ценностных ориентаций — это как внутренний стержень, позволяющий человеку жить в обществе. Содержание учебной информации по биологии обладает огромным ценностно- развивающим потенциалом для ориентации учащихся на нравственные и эстетические ценности, необходимо только актуализировать ценностный компонент содержания биологического образования. На уроках биологии я использую технологию педагогического процесса, ориентирующую учащихся на нравственные и эстетические ценности. В основу технологии взяты наработки доктора педагогических наук А. В. Кирьяковой (г. Оренбург). Ее классификация основных ценностей и ценностных ориентаций, которые следует формировать в условиях общего образования, включает в качестве приоритетных ценностей следующие:
человек, жизнь,

красота, познание, труд, отечество. Ценностные ориентации на гуманизм, на экологию

и милосердие, на гармонию, на поиск истины, на свободу.
Ценностные ориентации школьников будут сформированы: 1)если у учащихся будет достаточно знаний о сущности основополагающих нравственных и эстетических ценностей; 2)если у школьников будет сформирована определенно позитивное отношение к этим ценностям и понимание их важности в жизни человека и обществе; 3)если учащиеся владеют некоторым опытом поведения и отношений, основанных на таких ценностях; 4)если у школьников выработается потребность жить в соответствии с данными ценностями. На уроках биологии целенаправленно создаю педагогические ситуации, в которых учащиеся могли бы свободно выражать свое отношение к познанию, труду и другим видам своей деятельности и деятельности других, формировать навыки поведения и межличностного общения, не противоречащие сущности этих ценностей. В качестве технологии, обеспечивающей ценностную ориентацию педагогического
процесса, выступает технология нравственно-эстетической ситуации. НЭС — структурно-целостный и в то же время достаточно вариативный педагогический инструмент. Она включает следующие структурные элементы: цель, фрагмент содержания, способы подачи фрагмента содержания материала и средства реализации целей, деятельность и общение педагога и учащихся, организацию обратной связи, контроль и самоконтроль. НЭС в соответствии с фрагментом содержания может охватывать фрагмент одного урока, представлять собой набор ситуаций на одном и том же уроке, составлять ситуацию урок. На уроках биологии наиболее приоритетным является формирование ценностей:
жизнь,

человек, познание, красота.

Ценность «Жизнь»
(ведущие идеи — жизнь человека, жизнь природы, жизнь планеты). Содержание всех курсов биологии позволяет формировать на уроках эту ценность.
Темы НЭС
самые различные: - « жизнь - уникальное явление природы», урок по теме «Сущность жизни. Основные свойства живой материи» 10 класс; - « фотосинтез - процесс, от которого зависит жизнь», урок по теме «Воздушное питание растений» 6 класс, «Пластический обмен. Фотосинтез» 10 класс; - « доноры спасают жизнь людей», урок по теме «Группы крови. Переливание крови» 8 класс.
Ценность «Человек»
, его здоровье.
Темы НЭС
в 8 классе: - «правильная осанка — залог здоровья человека», урок по теме «Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика»; - «достоинство — совокупность моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе и в людях всех рас», урок по теме «Расы»; - «твое здоровье во многом зависит от тебя», урок по теме «Вредные привычки, профилактика вредных привычек».
Ценность «Познание»
.
Темы НЭС:
- «опасность клещей», урок по теме «Паукообразные. Клещи. 7 класс; - «оказание первой доврачебной помощи при укусе змей», урок по теме «Пресмыкающиеся. Змеи». 7 класс; -«первая помощь при тепловом и солнечном ударе», урок по теме «Роль кожи в теплорегуляции». 8 класс; -« первая помощь при переломах», урок по теме «Скелет. Переломы». 8 класс; -« первая помощь при кровотечениях», урок по теме «Виды кровотечений, первая помощь». 8 класс.
Ценность «Красота»
.
Темы НЭС
: - « красота спасет мир», урок по теме «Живая и неживая природа» в 5 классе; - « красота природы», урок по теме «Среда обитания» в 5,6 классах; - « прекрасное в природе», уроки по темам «Цветок, его строение», «Цветковые растения» в 6 классе, «Класс насекомые», «Многообразие птиц» в 7 классе. Оптимальными приемами в нравственно-эстетических ситуациях являются комментирование, сообщение, выразительный рассказ учителя. Использую диалог, дискуссию, ситуацию сопереживания, ролевую игру, рефлексию. На уроках применяю постановку проблемы, иллюстрации, демонстрации опытов, наглядность, решение ситуативных задач, привлечение опыта учащихся, самооценку. В качестве примера формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке биологии
представляю
нравственно-эстетическую ситуацию «Учитесь творить добро» на уроке в 7

классе по теме «Млекопитающие». Ценность – человек, ведущая идея – добро.

Технологическая карта

Тема урока
: Млекопитающие, особенности внешнего строения Ценностная идея: добро
Тип НЭС
: I
Вид НЭС:
3
Тема НЭС
: Учитесь творить добро
Цель

НЭС
: Формировать и развивать потребность и навыки гуманного отношения к домашним животным
Этапы НЭС

Задачи

этапов

НЭС

Содержание

учебного

материала

Способы

Деятельность

учащихся

Обратная

связь
1.Предъявле н и е и восприятие фрагмента содержания. Контроль и самоконтроль восприятия. Помочь понять учащимся, какую радость и пользу могут приносить человеку домашние животные Млекопитаю- щие - домашние животные (кошки, собаки) Их значение для человека. Привлечение жизненного опыта учащихся Б е с е д а с элементами дискуссии. Высказывание своих мнений. 2.Учебная практика, моделирую- щая жизненную ситуацию Формиро вать навыки оценочных суждений о людях, для которых домашние животные прихоть и л и д а н ь моде Примеры негуманного отношения ч е л о в е к а к домашним животным (бездомные кошки и собаки, у которых были хозяева) Включение в рассказ сведений о поступках людей. Обсуждение, защита своих м н е н и й и оценка поступков людей. В ы в о д и обобщение по результа- там высказыва ний. 3. Контроль и самоконтроль успешности учебной практики Выявить отношение учащихся к домашним животным Ч е л о в е к и домашние животные. Ответствен- ность человека перед «братьями меньшими» 1.Вопросы на уточнение и понимание. 2 . Р а б от а в парах. ? . В ч е м заключается ответствен- ность человека перед животными? 1.Ответы н а вопросы. 2.Защита своих мнений. Рефлексия (буду ли я заводить собаку? Как к ней я буду относить- ся? Как поступить, если кошка и л и с о - бака стали старыми?) Содержание уроков биологии имеет огромный ценностный потенциал для формирования нравственной культуры обучающихся.


В раздел образования