Новые формы работы с детьми и родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов.
Автор: Савченко Анжела Владимировна Должность: социальный педагог Учебное заведение: Областное Государственное Бюджетное Учреждение Социального Обслуживания РЦ "Сосновая горка" Населённый пункт: Иркутская область, Зиминский район, с. Самара Наименование материала: статья Тема: Новые формы работы с детьми и родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов. Раздел: среднее профессиональное
Савченко Анжела Владимировна.
Место работы: Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая
горка»
Юридический адрес: 665359,Иркутская область, Зиминский район, с. Самара
Новые формы работы с детьми и родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов.
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой
определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером
взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребёнка,
закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у
матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка, которое обусловлено его
болезнью.
Подавляющее большинство родителей ребенка с инвалидностью живет в условиях постоянного
психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку проблем в
такой семье множество, по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые
необходимо решать. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности,
усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть
неблагоприятным. В таких семьях нередко возникают проблемы межличностных отношений,
конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним.
Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно
оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Наиболее частый тип воспитания в
таких семьях — гиперопека, тормозящая личностное развитие ребенка, лишающая его
самостоятельности, способствующая формированию у него чувства неполноценности,
неуверенности в себе. Отсюда важность коррекционной работы с семьей ребенка – инвалида.
Семье, в которой есть больной ребенок, прежде всего, необходимо помочь овладеть ситуацией,
раскрыть нравственные, психологические, творческие ресурсы, которые есть у каждого из ее
членов, научить правильным методам воспитания, развития ребенка, т.к. ведущая роль в
социализации и подготовке детей к взрослой жизни отводится семье. Именно к родителям
ребенок испытывает наибольшее доверие, именно в семье процесс сотрудничества с ребенком в
ходе его развития не знает временных границ. Заниматься развитием, обучением, воспитанием
можно в любое время. Если при этом родители будут применять эффективные правильные
методы, то успех не только гарантирован, но есть надежда на достижение высоких результатов.
Учитывая недостаточный уровень педагогической компетентности родителей в вопросах
коррекции развития в условиях семьи, возникает необходимость оказания им
квалифицированной помощи и содействия на базе Центра «Сосновая горка»
Необходимо:
- интенсивно погружать родителей в реабилитационную среду и ликвидировать педагогическую
неграмотность родителей.
- оказывать помощь в установлении правильных детско-родительских отношений, помощь в
адекватной оценке возможностей ребенка.
- оказывать помощь в преодолении трудностей, мешающих достичь результата в процессе
сотрудничества взрослого и ребенка
- способствовать формированию активной жизненной позиции ребенка с ограниченными
возможностями, стимулировать появление новых умений и навыков у детей с ограниченными
возможностями;
- организовывать эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей с целью
гармонизации семейных взаимоотношений.
В системе отношений взрослого и ребенка, взрослый является ведущим звеном, от него зависит,
как складываются эти отношения, поэтому, так важно, помогать родителям приобретать навыки
сотрудничества с ребенком.
Нормализация воспитания ребенка с ограниченными возможностями начинается с повышения его
социальной значимости в семье. Развивающие занятия в отрыве от семьи не принесут желаемой
пользы. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребенка, развить
виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения посильных заданий. Поэтому
нужны специальные занятия родителей совместно с детьми. Формы деятельности
разнообразные, ненавязчивые. Важно, чтобы в эту работу родитель вовлекался вместе с
ребенком, чтобы в этой деятельности ребенок и родитель имели возможность взаимодействовать
друг с другом, и, с широким кругом лиц, для которых они имеют достаточно высокий социальный
статус. У родителей под влиянием этих контактов постепенно изменяется стереотип социальных
взаимодействий со своим ребенком. В процессе совместной деятельности происходит
эмоциональное сближение детей и родителей, а также происходит сближение с другими
участниками проекта.
Необходимость решения задач, описанных выше, побудило нас придумать новую форму работы с
семьями, имеющими детей-инвалидов, которую мы назвали Аванпроект. В переводе с
французского «аван» означает «первый», т.к. в ряду мероприятий по реализации программы
работы с родителями «Мы вместе», действующей в реабилитационном центре уже несколько лет,
Аванпроект занимает одно из первых мест.
Цель проекта: Укрепление позитивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих
детей – инвалидов через внедрение в процесс реабилитации «Аванпроектов».
Задачи Проекта:
•создавать условия для гармонизации отношений в семье, воспитывающей ребенка с
ограниченными возможностями, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей;
•организовывать мероприятия, которые помогут родителям в приобретении навыков
сотрудничества с ребенком, оказать помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как
физических, так и психологических)
•оказать информационную поддержку родителям детей с инвалидностью, научить правильным
методам воспитания, развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
•организовать эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей;
Проект направлен на следующую категорию: Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, которые
проходят реабилитацию в РЦ «Сосновая горка». Ежемесячно – 15-16 семей.
Реализация Аванпроекта осуществляется в совместной деятельности социальных педагогов,
инструкторов по труду, воспитателей, музыкального руководителя.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный:
1.1. Отбор семей для участия в Аванпроекте.
Сбор и анализ информации о семьях, которые проходят реабилитацию в Центре. Социальные
педагоги проводят собеседование с родителями и первичную диагностику с детьми, изучают
особенности отношений в семье, особенности воспитания, возможности детей, специфику
двигательной активности, развитие мелкой моторики, уровень развития коммуникативных
навыков и др. На основе диагностики социальных педагогов отбираются семьи для участия в
проекте.
1.2.Выбор тематики и разработка сценариев Аванпроекта.
1.3.Подбор специалистов для проведения мероприятий «Аванпроекта».
1.4.Составление сметы расходов.
2.Основной: Проведение мероприятий Аванпроекта в течение трех дней (ежемесячно)
Первый день – Тренинг для родителей или «Школа для родителей»
Второй день – Творческая мастерская для детей и родителей.
Третий день – развлекательно - познавательное мероприятие
3. Заключительный.
3.1.Проведение мониторинга (анкеты, отзывы родителей в «Книге отзывов»)
3.2.Опубликование результатов мониторинга на сайте Центра.
Описание новой социальной услуги или новых методик, технологий, применяемых в рамках
проекта.
«Аванпроект» - групповой метод работы с семьёй, педагогическое предложение для родителей и
детей, находящихся на реабилитации в нашем Центре, позволяющее родителям в течение трёх
дней, организовав с ребёнком творческий союз, участвовать в мероприятиях различного
характера, проявлять свою индивидуальность, демонстрировать способности, как самого
родителя, так и ребёнка.
Совместная публичная деятельность способствуют укреплению позитивных детско-родительских
отношений, способствуют эмоциональному сближению родителей и детей.
Первый день – информационный.
Оказание информационной и психологической помощи родителям детей с инвалидностью,
ознакомление с основными закономерностями влияния неверной родительской позиции в
отношениях с детьми на процесс социализации ребенка, обогащение воспитательного опыта
родителей, знакомство с основными подходами к воспитанию и развитию ребенка с
ограниченными возможностями.
В первый день организовывается форма совместной деятельности родителей, когда они могут,
ближе познакомиться друг с другом, обсудить и решить наиболее важные вопросы воспитания.
Перед педагогами стоит непростая задача: привлечь всех родителей к активному участию, сделать
общение нескучным, полезным, установить взаимодействие между родителями, подобрать такие
методы работы, которые позволят:
- снизить уровень напряженности в группе, создать положительный эмоциональный настрой, дать
участникам возможность более открытого, откровенного общения;
- помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия и доброжелательности,
улучшить взаимопонимание, сделать обсуждение проблем наиболее эффективным;
- настроить на сотрудничество в последующих мероприятиях.
Второй день – совместное творчество.
Социальные педагоги в сотрудничестве с инструкторами по труду организуют занятие творческой
мастерской, где ребенок и взрослый в творческом союзе работают над решением какой-либо
практической задачи, которую предлагает педагог, обычно изготавливают поделку из теста,
бисера, осваивают какую-либо технику (например «Квиллинг», «Айрис-фолдинг»), создают в
процессе занятия какой-либо новый продукт, обучаются чему-то новому.
Педагоги, прежде всего, учат родителей правильно организовывать взаимодействие с ребенком,
осуществлять помощь ребенку только тогда, когда это действительно ему необходимо, не делать
за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
Важно организовать сотрудничество в процессе творчества не только внутрисемейное, но и
межсемейное.
Третий день – конкурсы, игры, соревнования.
Педагоги организуют развлекательно-познавательное мероприятие для всех детей и родителей -
участников Аванпроекта, где все получают возможность публично демонстрировать свои
способности, участвовать в различных конкурсах, играх. Родителей обучают организовывать
совместный досуг, продуктивно проводить время с ребенком, организовывать развивающие игры,
развлечения, которые доступны ребенку . Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в
нестандартных ситуациях, помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических,
так и психологических), возможность стимулировать появление у своего ребенка новых навыков и
умений.
Проводятся Аванпроекты в нашем Центре с января 2014 года. В творческой копилке педагогов
такие «Аванпроекты», как:
•
«Цветы – душа людей, открытая добру»;
•
«Мама и я - образованная семья»;
•
«Весенний марафон»;
•
«Книжкины друзья»
•
« Моя мамочка и я»;
•
«Краски осени»
•
«Семейная регата»
Сами по себе, формы работы, которые используются в мероприятиях Аванпроекта не новы. Но
объединение всех этих форм, объединение родителей и детей на протяжении трех дней в
творческую группу позволяет достичь качественно нового результата. Во-первых, происходит
развитие навыков сотрудничества с ребенком и развитие тех навыков, которые нужны для того,
чтобы быть членами коллектива, формируются определенные модели поведения, культура
взаимоотношений и взаимодействия, обогащение социального опыта семей. Кроме того
развивается позитивное мышление, происходит осознание своих возможностей для развития,
рост самосознания и развитие широкого спектра способностей.
Во - вторых, все участники проекта близко знакомятся и становятся достаточно сплоченным
коллективом, иногда общаются, помогают друг другу не только на протяжении срока
реабилитации, но и после
Ожидаемые результаты Проекта
1.
Установление в семье, воспитывающей ребенка-инвалида более правильных детско-
родительских отношений, эмоциональное сближение детей и родителей.
2.
Повышение качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, вовлечение родителей в коррекционную работу
3.
Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, приобретение навыков правильного взаимодействия, сотрудничества с
ребенком
4.
Родители научатся правильно организовывать эмоционально-насыщенное
взаимодействие со своими детьми, будут более адекватно оценивать возможности ребенка.