Напоминание

Новые формы работы с детьми и родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов.


Автор: Савченко Анжела Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Областное Государственное Бюджетное Учреждение Социального Обслуживания РЦ "Сосновая горка"
Населённый пункт: Иркутская область, Зиминский район, с. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Новые формы работы с детьми и родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Савченко Анжела Владимировна. Место работы: Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая горка» Юридический адрес: 665359,Иркутская область, Зиминский район, с. Самара
Новые формы работы с детьми и родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов.
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребёнка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка, которое обусловлено его болезнью. Подавляющее большинство родителей ребенка с инвалидностью живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку проблем в такой семье множество, по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. В таких семьях нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Наиболее частый тип воспитания в таких семьях — гиперопека, тормозящая личностное развитие ребенка, лишающая его самостоятельности, способствующая формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе. Отсюда важность коррекционной работы с семьей ребенка – инвалида. Семье, в которой есть больной ребенок, прежде всего, необходимо помочь овладеть ситуацией, раскрыть нравственные, психологические, творческие ресурсы, которые есть у каждого из ее членов, научить правильным методам воспитания, развития ребенка, т.к. ведущая роль в социализации и подготовке детей к взрослой жизни отводится семье. Именно к родителям ребенок испытывает наибольшее доверие, именно в семье процесс сотрудничества с ребенком в ходе его развития не знает временных границ. Заниматься развитием, обучением, воспитанием можно в любое время. Если при этом родители будут применять эффективные правильные методы, то успех не только гарантирован, но есть надежда на достижение высоких результатов. Учитывая недостаточный уровень педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции развития в условиях семьи, возникает необходимость оказания им квалифицированной помощи и содействия на базе Центра «Сосновая горка» Необходимо: - интенсивно погружать родителей в реабилитационную среду и ликвидировать педагогическую неграмотность родителей.
- оказывать помощь в установлении правильных детско-родительских отношений, помощь в адекватной оценке возможностей ребенка. - оказывать помощь в преодолении трудностей, мешающих достичь результата в процессе сотрудничества взрослого и ребенка - способствовать формированию активной жизненной позиции ребенка с ограниченными возможностями, стимулировать появление новых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями; - организовывать эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей с целью гармонизации семейных взаимоотношений. В системе отношений взрослого и ребенка, взрослый является ведущим звеном, от него зависит, как складываются эти отношения, поэтому, так важно, помогать родителям приобретать навыки сотрудничества с ребенком. Нормализация воспитания ребенка с ограниченными возможностями начинается с повышения его социальной значимости в семье. Развивающие занятия в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребенка, развить виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения посильных заданий. Поэтому нужны специальные занятия родителей совместно с детьми. Формы деятельности разнообразные, ненавязчивые. Важно, чтобы в эту работу родитель вовлекался вместе с ребенком, чтобы в этой деятельности ребенок и родитель имели возможность взаимодействовать друг с другом, и, с широким кругом лиц, для которых они имеют достаточно высокий социальный статус. У родителей под влиянием этих контактов постепенно изменяется стереотип социальных взаимодействий со своим ребенком. В процессе совместной деятельности происходит эмоциональное сближение детей и родителей, а также происходит сближение с другими участниками проекта. Необходимость решения задач, описанных выше, побудило нас придумать новую форму работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, которую мы назвали Аванпроект. В переводе с французского «аван» означает «первый», т.к. в ряду мероприятий по реализации программы работы с родителями «Мы вместе», действующей в реабилитационном центре уже несколько лет, Аванпроект занимает одно из первых мест. Цель проекта: Укрепление позитивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей – инвалидов через внедрение в процесс реабилитации «Аванпроектов». Задачи Проекта: •создавать условия для гармонизации отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей; •организовывать мероприятия, которые помогут родителям в приобретении навыков сотрудничества с ребенком, оказать помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических) •оказать информационную поддержку родителям детей с инвалидностью, научить правильным методам воспитания, развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
•организовать эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей; Проект направлен на следующую категорию: Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, которые проходят реабилитацию в РЦ «Сосновая горка». Ежемесячно – 15-16 семей. Реализация Аванпроекта осуществляется в совместной деятельности социальных педагогов, инструкторов по труду, воспитателей, музыкального руководителя. Этапы реализации проекта: 1.Подготовительный: 1.1. Отбор семей для участия в Аванпроекте. Сбор и анализ информации о семьях, которые проходят реабилитацию в Центре. Социальные педагоги проводят собеседование с родителями и первичную диагностику с детьми, изучают особенности отношений в семье, особенности воспитания, возможности детей, специфику двигательной активности, развитие мелкой моторики, уровень развития коммуникативных навыков и др. На основе диагностики социальных педагогов отбираются семьи для участия в проекте. 1.2.Выбор тематики и разработка сценариев Аванпроекта. 1.3.Подбор специалистов для проведения мероприятий «Аванпроекта». 1.4.Составление сметы расходов. 2.Основной: Проведение мероприятий Аванпроекта в течение трех дней (ежемесячно) Первый день – Тренинг для родителей или «Школа для родителей» Второй день – Творческая мастерская для детей и родителей. Третий день – развлекательно - познавательное мероприятие 3. Заключительный. 3.1.Проведение мониторинга (анкеты, отзывы родителей в «Книге отзывов») 3.2.Опубликование результатов мониторинга на сайте Центра.
Описание новой социальной услуги или новых методик, технологий, применяемых в рамках

проекта.
«Аванпроект» - групповой метод работы с семьёй, педагогическое предложение для родителей и детей, находящихся на реабилитации в нашем Центре, позволяющее родителям в течение трёх дней, организовав с ребёнком творческий союз, участвовать в мероприятиях различного характера, проявлять свою индивидуальность, демонстрировать способности, как самого родителя, так и ребёнка.
Совместная публичная деятельность способствуют укреплению позитивных детско-родительских отношений, способствуют эмоциональному сближению родителей и детей. Первый день – информационный. Оказание информационной и психологической помощи родителям детей с инвалидностью, ознакомление с основными закономерностями влияния неверной родительской позиции в отношениях с детьми на процесс социализации ребенка, обогащение воспитательного опыта родителей, знакомство с основными подходами к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями. В первый день организовывается форма совместной деятельности родителей, когда они могут, ближе познакомиться друг с другом, обсудить и решить наиболее важные вопросы воспитания. Перед педагогами стоит непростая задача: привлечь всех родителей к активному участию, сделать общение нескучным, полезным, установить взаимодействие между родителями, подобрать такие методы работы, которые позволят: - снизить уровень напряженности в группе, создать положительный эмоциональный настрой, дать участникам возможность более открытого, откровенного общения; - помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия и доброжелательности, улучшить взаимопонимание, сделать обсуждение проблем наиболее эффективным; - настроить на сотрудничество в последующих мероприятиях. Второй день – совместное творчество. Социальные педагоги в сотрудничестве с инструкторами по труду организуют занятие творческой мастерской, где ребенок и взрослый в творческом союзе работают над решением какой-либо практической задачи, которую предлагает педагог, обычно изготавливают поделку из теста, бисера, осваивают какую-либо технику (например «Квиллинг», «Айрис-фолдинг»), создают в процессе занятия какой-либо новый продукт, обучаются чему-то новому. Педагоги, прежде всего, учат родителей правильно организовывать взаимодействие с ребенком, осуществлять помощь ребенку только тогда, когда это действительно ему необходимо, не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Важно организовать сотрудничество в процессе творчества не только внутрисемейное, но и межсемейное. Третий день – конкурсы, игры, соревнования. Педагоги организуют развлекательно-познавательное мероприятие для всех детей и родителей - участников Аванпроекта, где все получают возможность публично демонстрировать свои способности, участвовать в различных конкурсах, играх. Родителей обучают организовывать совместный досуг, продуктивно проводить время с ребенком, организовывать развивающие игры, развлечения, которые доступны ребенку . Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в нестандартных ситуациях, помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических), возможность стимулировать появление у своего ребенка новых навыков и умений.
Проводятся Аванпроекты в нашем Центре с января 2014 года. В творческой копилке педагогов такие «Аванпроекты», как: • «Цветы – душа людей, открытая добру»; • «Мама и я - образованная семья»; • «Весенний марафон»; • «Книжкины друзья» • « Моя мамочка и я»; • «Краски осени» • «Семейная регата» Сами по себе, формы работы, которые используются в мероприятиях Аванпроекта не новы. Но объединение всех этих форм, объединение родителей и детей на протяжении трех дней в творческую группу позволяет достичь качественно нового результата. Во-первых, происходит развитие навыков сотрудничества с ребенком и развитие тех навыков, которые нужны для того, чтобы быть членами коллектива, формируются определенные модели поведения, культура взаимоотношений и взаимодействия, обогащение социального опыта семей. Кроме того развивается позитивное мышление, происходит осознание своих возможностей для развития, рост самосознания и развитие широкого спектра способностей. Во - вторых, все участники проекта близко знакомятся и становятся достаточно сплоченным коллективом, иногда общаются, помогают друг другу не только на протяжении срока реабилитации, но и после Ожидаемые результаты Проекта 1. Установление в семье, воспитывающей ребенка-инвалида более правильных детско- родительских отношений, эмоциональное сближение детей и родителей. 2. Повышение качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вовлечение родителей в коррекционную работу 3. Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение навыков правильного взаимодействия, сотрудничества с ребенком 4. Родители научатся правильно организовывать эмоционально-насыщенное взаимодействие со своими детьми, будут более адекватно оценивать возможности ребенка.


В раздел образования