Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Автор: Шкрадова Людмила Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 103 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
через организацию детского экспериментирования
Шкрадова Л.А.
воспитатель МБДОУ г.Иркутска
детского сада №103
Дошкольное образование призвано формировать у детей те компетенции,
которые станут основой их обучения в начальной школе.
Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает
познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для
детей старшего дошкольного возраста.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего
мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов,
воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму ». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование
доступно уже детям дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют
глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны;
отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену;
превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Дети способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку
превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем
растение пьет? и т.д.
Немаловажное значение в развитии познавательной активности имеет
хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она
стимулирует
самостоятельную
исследовательскую
деятельность
ребенка,
создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельного
выбора
деятельности
и
условий
ее
реализации
мною
в
группе
создан исследовательский центр.
В нем представлены:
приборы-помощники:
увеличительные
стекла,
песочные
часы,
компас,
магниты;
разнообразные
сосуды
из
различных
материалов:
пластмасса,
стекло,
керамика, разного объема и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т. д.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы,
детали конструктора и т. д.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
При
оборудовании
центра
учитывались
следующие
требования:
безопасность
для
жизни
и
здоровья
детей,
достаточность,
доступность
расположения.
В центре много дидактических игр: «Необычные цветы», «Волшебная
грядка»,
«Кто,
чем
питается»,
«Чей
хвост?»,
«Такие
разные
животные»,
«Природа – не природа, «Коробка ощущений» и др..
В центре имеется уголок зеленых посадок – «огород на окне», где дети
выращивают из семян фасоль, овес, ухаживают за посадками лука, моркови,
петрушки.
В
данном
центре
дошкольникам
предоставляется
возможность
экспериментировать
и
играть
с
различным
материалом,
исследовать
его,
проводить элементарные опыты.
О с н о в н о й
ф о р м о й детской
экспериментальной
деятельности
являются опыты. Их я начала проводить как в образовательной деятельности,
так
и
в
совместной
деятельности с детьми, в режимных моментах. Мои
воспитанники
с
огромным
удовольствием
выполняли
опыты
с
объектами
неживой
природы:
песком,
глиной,
снегом,
воздухом,
камнями,
водой,
магнитом.
Такие
опыты
чем-то
напоминают
ребятам
фокусы,
они
необычны,
а
главное
-
они
всё
проделывают
сами. Тем
самым
у
детей
развивалась
любознательность,
наблюдательность,
и
умение
находить
пути
решения
проблемных ситуаций.
Дошколятам нравится деятельность, в процессе которой совместно со
взрослыми
они
совершают
свои
первые
открытия,
учатся
объяснять
и
доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям,
ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые
задачи и самостоятельно их решать.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов мною была
создана картотека опытов.
При ознакомлении дошкольников с миром природы особое место отводиться
методу наблюдения, которое я провожу как на прогулке, так и в группе. В
процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают
достоверный
материал
для
формирования
понятий.
Сущность
наблюдений
заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выявлять в
них существенное и второстепенное, замечать в окружающем происходящие
изменения,
устанавливать
их
причины.
Дети
с
большим
интересом
рассматривают снежинки, которые падают на одежду. Узнают, что снежинки
бывают разной формы, что они тают, если падают на ладошку или на лицо.
Наблюдая за сосульками, дети выясняют, что они – гладкие, шершавые, узнают,
что сосульки очень хрупкие, тают от тепла.
Одним
из
важнейших
направлений
воспитательно-образовательной
деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у
дошкольников
я реализую в индивидуальных беседах, консультациях, через
различные виды наглядной агитации.
С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей мною были
проведены: родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к
о п ы т н о - э кс п е р и м е н т а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и » ,
ко н сул ьт а ц и и
д л я
родителей: «Почему
дошкольнику
полезно
быть
исследователем», «Какие
опыты интересны детям», «Домашняя лаборатория».
Чтобы заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности
я
проводила
тематические
недели:
«Маленькие
исследователи»,
«Неделя
науки», где мы вместе с детьми показывали интересные опыты.
Мною так же были разработаны буклеты и памятки для родителей: «Чего
нельзя
и
что
нужно
делать
для
поддержания
интереса
детей
к
экспериментированию»,
«Как
помочь
маленькому
и с с л ед о ват е л ю » ,
«Занимательные опыты».
Родители
активно
принимали
участие
в
организации
и
проведении
различных
мероприятий
(проекты:
«Необычное
рядом»,
«Огород
на
окне»,
акции:
«Лучший
домик
для
птиц»,
«Украсим
клумбы
цветами»,
конкурсы:
«Чудеса с обычной грядки», «Зимняя сказка»).
Из этого следует, что работа по данной теме ведется не зря. Дети с
интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом
активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов
экспериментированием
в
домашних
условиях.
Взрослые
поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое,
самостоятельно
выяснить
непонятное,
желание
вникнуть
в
сущность
предметов, явлений, действительности.
Результатами работы явились позитивные сдвиги в познавательном
развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность.
В ходе проведенной работы по формированию основ познавательной
компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников было
доказано, что данная система работы эффективно помогла детям стать наиболее
инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения
информации, а затем работать с ней, т.е. развивать свои исследовательские
способности.
Таким
образом,
опыт
моей
работы
позволяет
мне
сделать
следующий вывод: Если ребёнок-исследователь найдет поддержку у педагогов и
родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный,
умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.