Автор: Дугаржапова Ирина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 50 Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область Наименование материала: Статья Тема: "Выбор обуви для профилактики плоскостопия" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад № 50
Учебно-методический материал
Статья
Тема: «Выбор обуви для профилактики плоскостопия»
Подготовила
Воспитатель: Дугаржапова И.В
Красногорск 2017 г.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
Выбор обуви для профилактики плоскостопия
Профилактика плоскостопия должна проводиться систематически и
комплексно,
начиная
с
самого
раннего
возраста.
На
ранних
этапах
она
включает
профилактику
и
своевременное,
полноценное
лечение
рахита,
патологии
центральной
нервной
системы,
укрепление
мышц
и
сумочно-
связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа.
По
мере
того
как
ребенок
осваивает
вертикальную
позу,
ходьбу,
растет
значение подбора рациональной обуви.
Рациональной
(ортопедически
верной)
для
здоровых
детей
до
трех
лет
является
обувь,
плотно
обхватывающая,
но
не
сдавливающая
ногу,
с
задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-
0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи-
восьми
лет
тоже
необходима
обувь
с
каблуком
высотой
до
1
см
и
возможностью переката. Задник может быть мягким. Старшие дети могут
носить более высокий каблук (до 4 см), но в любом случае обувь должна
позволять выполнить перекат.
В быту широко распространено мнение о пользе босохождения для
формирования сводов и функций стоп. Это отчасти верно. Ходить босиком по
естественным
поверхностям
(по
песку,
земле,
камешкам,
траве)
или
по
искусственно созданным неровностям (по наклонной плоскости вверх и вниз,
гороху, фасоли, массажному коврику) полезно. Это тонизирует мышцы стопы,
заставляет их работать. Но хождение босиком или в носках по ровному полу
детям не полезно: на такой поверхности нет рельефа, который стопа могла бы
обхватывать, нет колющих элементов, способных тонизировать мышцы стоп,
но нет и мягкой фиксации пятки, среднего и переднего отделов еще не до
конца
сформированной стопы. В сандалиях такая фиксация есть. Поэтому ходьба
босиком
по
гладкому
полу
сама
по
себе
здоровому
ребенку
вреда
не
причиняет, но при наличии минимального мышечного дисбаланса создает
возможности для формирования неправильной постановки стоп на опору и
развития такой патологии, как серповидные или плоско-вальгусные стопы.
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно
использовать стельки-тренажеры, в которых область свода выложена
массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6
часов в день. Удобно вкладывать подобные стельки в обувь, которую ребенок
носит
в
детском
учреждении.
Время
активности
ребенка
в
дошкольном
учреждении
или
в
начальной
школе
примерно
равно
рекомендуемому
времени ношения стелек. В выходные дни ребенок не посещает учебное
заведение, и стопы отдыхают.
Стельки-тренажеры оказывают более выраженный эффект на формирование
сводов стоп, чем стельки, в которых вся поверхность выложена массажными
элементами.
Невзирая
на
то,
что
в
последнем
случае
тонизирующему
влиянию подвергается вся поверхность стопы, стимулов для формирования
сводов
не
возникает.
При
использовании
стелек-тренажеров
ребенок
напрягает мышцы стопы таким образом, чтобы изменить ее конфигурацию и
сформировать
свод.
Это
позволяет
избежать
контакта
с
колющими
элементами стелек.
При наличии дефектов стоп полезно использовать специальные
ортопедические стельки, способствующие исправлению дефекта, либо обувь
с выкладкой свода и высокой боковой поддержкой.__
Список литературы:
Н.Г Коновалова «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и
младшего школьного возраста»
Волгоград «Учитель» 2012г.