Напоминание

"Основные принципы закаливания"


Автор: Дугаржапова Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 50
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные принципы закаливания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад № 50 Учебно-методический материал Статья Тема: «Основные принципы закаливания» Подготовила Воспитатель: Дугаржапова И.В Красногорск 2017 г. 1

Основные принципы закаливания

( без них эффект от закаливания не может быть достигнут )

1. Принцип систематичности.
К сожалению, нельзя закалить ребенка «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке в течение года можно достигнуть успеха от закаливания. Самая частая жалоба родителей следующая: «Летом бегает босиком, не одевается, мокнет под дождем... и никогда не кашляет. Зимой — не вылезает из болезни». Это потому, что нарушены принципы систематичности. А без этого любая сосудисто- двигательная реакция угаснет, как угасают все условные рефлексы без подкрепления. Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого нужно использовать прогулки, игры и др. Нужно приучать ребенка не бояться холодной воды, ходить босиком, лепить снежки голыми руками. Если зимой это все невозможно, воспользуйтесь местными закали- вающими процедурами.
2. Принцип постепенного увеличения силы раздражителя.
Каждая закаливающая процедура вызывает определенную реакцию. Например, при воздействии холодной воды увеличивается глубина и частота дыхания. Если такой реакции нет, значит, температура снижена недостаточно (не надо забывать, что у детей раннего возраста эффект может наступить на второй- третий день!). Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная» кожа, посинение губ), то, вероятнее всего, температура воды снижена слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание, т. е. силу нужно увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть менее продолжительным. В некоторых книгах даны четкие установки снижать температуру воды через два дня на третий и т. д. Увеличение силы раздражителя может происходить медленно. Необходимо ориентироваться на реакцию ребенка (см. принципы I ниже).
3. Принцип учета индивидуальных и типологических особенностей

ребенка.
Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят любые закаливающие процедуры (обливание ног или всего тела прохладной водой, душ, воздушные ванны). Эффект от закаливания у них наступает быстрее. Детям-шустрикам полезны успокаивающие процедуры. Это дети, у которых преобладают процессы возбуждения. Они неусидчивы, любят подвижные игры, часто отвлекаются (даже во время еды, поэтому у них снижен аппетит), они возбуждены перед сном, засыпают плохо, спят неспокойно и мало, а пробуждаясь, сразу активны. Таким детям показаны теплые ванны на ночь или обтирания. 2
Дети-мямлики предпочитают спокойные игры, много спят, пробуждаются медленно, не сразу включаются в деятельность. Им необходимы бодрящие процедуры — душ, обливание. Индивидуальный подход при закаливании — это учет возраста ребенка, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни: • не следует начинать специальные процедуры во время болезни и сразу же после нее, так как организм ослаблен и не сможет выработать защитную реакцию; • детям, отстающим в развитии, закаливающие процедуры тоже проводят более осторожно (например, у недоношенных детей нет жировой ткани, которая защищает от потери тепла); • детям, которые росли в тепличных условиях, силу раздражителя увеличивают постепенно. Вообще эффект от закаливания наступает через несколько месяцев; • если ребенок поступил в детский сад, не следует спешить срочно закалять его от всех болезней и неприятностей. В период адаптации организм находится в состоянии стресса, он более чувствителен ко всему, и реакция на любую новую закаливающую процедуру может быть антифизиологичной,
4. Принцип положительной эмоциональной реакции ребенка на

процедуры.
Если во время сеанса закаливания ребенок спокоен, то он и дальше будет положительно принимать эту процедуру. Если же Он капризничает, сопротивляется, нужно найти причину этого и отменить процедуру или перенести на другое время. 5. Все книжные рекомендации по поводу температур, методик и пр. только примерные, так
как необходимо учитывать климатические условия
(если ребенок постоянно проживает на Севере, в Якутии или Красноярском крае, ему не придется гулять на улице, так как «по инструкции» температура прогулки не должна быть ниже -15 °С). Естественно, постоянство и систематичность закаливания предусматривают необходимость приучения ребенка к тем температурам, в которых ребенку предстоит жить.
6. Принцип полиградационности.
Необходимо соблюдать этот принцип — периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п., чтобы ребенок не привыкал к стереотипу закаливания. При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.
7. Принцип — все закаливающие процедуры нужно проводить на разных

уровнях терморегуляции
(в покое и при различной двигательной активности). Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. О каком тренирующем эффекте можно говорить, если ребенок недоволен, плачет, испытывает 3
дискомфорт? Он скорее заболеет от действия (даже кратковременного) холодового фактора, чем закалится. Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья. Список литература: Л.Г Голубева, И.А Прилепина «Закаливание дошкольника» Москва «Просвещение» 2007 4


В раздел образования