Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью"


Автор: Менкеева Светлана Хомутаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: дошкольное образование





Назад













Развитие мелкой моторики у детей

с интеллектуальной недостаточностью



Воспитатель ГКУ ЦССВ

«Кунцевский»

Менкеева Светлана Хомутаевна



Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Отставание в развитии тонкой моторики рук у умственно отсталых детей препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией [31]. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких
координированных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.



Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы(плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых при обучении письму. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольника, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определённым
результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовать веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, игрушки – забавы, подарки и сувениры. Особую роль в подготовке руки к письму грает рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Освоив швы, ребята могут осваивать шитьё. Координация и точность движений развивается у ребёнка в процессе пришивания пуговиц. Таким образом, целесообразно проводить данные виды работ как целые занятия, так как и индивидуальные формы работы во второй половине дня. Поделки из бумаги дошкольники м о г у т описать, рассказать как они выполняли ту или иную поделку, что для этого потребовалось, в какой последовательности необходимо было выполнять. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких ко о р д и н и р о в а н н ы х д в и ж е н и й р у к и . Т е х н и к а п и с ь м а требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисование или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жестокой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложить малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может
показаться, что ребёнку протянуть руку к предмету, доставать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребёнка первых месяцев жизни они ещё отсутствуют, младенец ещё не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребёнка, в том числе и движения рук, носят безусловно- рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они непреднамеренны. Современные исследования доказали, что речевые центры мозга напрямую связаны с тактильными ощущениями. Поэтому логопеды в один голос рекомендуют развивать мелкую моторику рук и пальцев практически от самого рождения. Для эффективности упражнений по развитию мелкой моторики необходимо использовать предметы, разнообразных цветов, форм и текстур. Деткам до полугода можно проводить массажи, они подготовят малыша к новым умениям и подарят интересные ощущения. Очень важно не превращать занятия в принудительный урок. Создайте доброжелательную атмосферу и преподнесите ребенку игрушки для развития мелкой моторики с улыбкой.
Выбираем игрушки для развития моторики
. Не нужно скупать в магазине все развивающие игрушки, которые вам покажут продавцы. Наши мамы и бабушки в свое время, даже не имели представления о том, что с ребенком нужно специально проводить занятия по развитию речи, игрушки для этого особенные покупать. Все советские игрушки прекрасно подходили для этой цели. Многие из них дожили и до наших дней, и развивают теперь наших деток. Давайте вспомним некоторые из них и узнаем о новых предложениях в категории – игрушки, развивающие мелкую моторику:  матрешки;  пирамидки;  неваляшки;  кубики;  погремушки;  шарики, небольшие мячики;  резиновые фигурки, которые легко сжимаются рукой;  мозаика;  пазлы;
 сортеры (игрушки, в которых нужно рассортировывать различные детальки);  шнуровки;  абаки (подставки с палочками, на которые можно нанизывать разные предметы).  Все эти игрушки развивают мышление, логику, пространственное зрение, тактильные ощущения и активизируют речевой центр. Вы можете найти и в своем доме игрушки для развития речи:  большие бусины;  пуговицы;  стаканчики;  баночки (не бьющиеся);  прищепки;  коробочки, шкатулочки;  различные крупы;  резинки для волос и многое другое.  Предлагайте ребенку перекладывать эти предметы из одной емкости в другую, сортировать их по цветам, приклеивать на двухсторонний скотч и т.п.

Выводы: Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, манипулирование пальцами. Игры хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии детей. Эти игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если вдруг станет скучно. Игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность
и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с глубокой умственной отсталостью. Дарите детям игрушки и играйте вместе с ними.


В раздел образования