Сотрудничество как основа активизации учебной деятельности
Автор: Жилин Глеб Валерьевич Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СКОШ №3 Населённый пункт: г.Котельники МО Наименование материала: статья Тема: Сотрудничество как основа активизации учебной деятельности Раздел: среднее образование
Жилин Глеб Валерьевич, учитель МБОУ СКОШ №3 г.Котельники МО
Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной
деятельности учащихся средней школы
Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной
деятельности учащихся средней школы в современных условиях базируется
на новых требованиях как к содержанию, так и к методам и организационным
формам преподавания и должно быть направлено на развитие личности и
подготовке ее к профессиональной деятельности.
Новые стандарты образования предъявляют к учителям и учащимся новые
требования.
Идея
учебно-педагогического
сотрудничества
с
целью
ориентации
учащихся
средней
школы
на
ценность
образования,
на
необходимость
учиться
является
особенно
актуальной
в
условиях
современной жизни (противоречивости социально-экономических реформ,
нестабильности социальной ситуации), потому что образование располагает
возможностями
развития
у
детей
способности
к
наделению
смыслом
значения
учения
в
жизнедеятельности,
вводит
школьников
в
культуру,
затрагивает все стороны их личности. Образование - это такая ценность,
которая
освещает
выбор
учениками
жизненной
стратегии.
Учебно-
педагогическое
сотрудничество
должно
стать
основой
в
деятельности
учащихся по освоению знаний. Именно через сотрудничество открываются
новые
возможности
для
детей,
для
определения
себя
в
обществе,
для
взаимодействия
с
педагогами,
одноклассниками,
родителями
и
миром,
окружающем
их.
Современное
общество
заинтересовано
в
выпускниках
школы, умеющих обновлять свои знания и творчески изменять мир на основе
научных знаний. Мы делаем попытку
исследовать и
изучить влияние
сотрудничества
на
личностное
развитие
учащегося,
на
активизацию
его
учения, как сотрудничество раскрывает значительные резервы не только для
повышения эффективности обучения детей, но и для развития, формирования
личности
учащегося.
Для
решения
вопроса
успешного
учебно-
педагогического
сотрудничества,
его
влияния
на
активизацию
учебной
деятельности детей, на их воспитание необходимо накапливать и описывать
экспериментальные
данные,
полученные
в
результате
педагогической
практики.
Проведенное нами исследование (анкеты, интервьюирование, опросники)
показали,
что
у
школьников
низкий
уровень
мотивации
учебной
деятельности.
Основная
причина
заключается,
на
наш
взгляд,
в
недостаточном уровне активности учащихся в овладении системой знаний и
способов деятельности. Требуется принципиально новый подход к учебно-
педагогическому сотрудничеству, которое будет ориентировать учеников на
успех,
на
ценность
образования
и
которое
будет
способствовать
формированию
мотивации
учения
школьников
к
познавательной
деятельности и которое, в конечном счете, приведет к успешной учебе и
развитию многосторонней личности.
Процесс учебно-педагогического сотрудничества будет проходить
более эффективно, если в учебно-педагогическом процессе систематически и
целенаправленно осуществляется взаимодействие учителя с учениками, и
направлено
оно
на
активное
мотивированное
овладение
знаниями
и
способами учебной деятельности.
Учебное сотрудничество
можно
трактовать
как
совместную
учебную
деятельность,
как
овладение
обобщенными способами учебных действий
и
саморазвитие в решении
учебных задач, поставленных учителем, на основе внешнего контроля и
оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Группа детей действует
по правилу неаддитивности : эффективность работы группы
больше, чем
сумма индивидуальных достижений каждого ее участника. Принцип учебно-
педагогического сотрудничества подразумевает
такой способ организации
учебного процесса, при котором: учащиеся активно общаются друг с другом,
обмениваясь
учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания,
совершенствуя
умения
и
навыки;
между
участниками
складываются
благоприятные межличностные взаимоотношения , служащие условием и
средством эффективности обучения и творческого развития каждого; имеется
пространственный
и
временной
факторы
соприсутствия;
существует
разделение
функций,
действий,
операций
между
участниками;
осуществляется организация и управление деятельностью сотрудничающих
сторон; действия каждого участника зависят от действий других; каждый
ребенок
в
определенной
степени
получает
подкрепление
от
той
роли,
которую он выполняет в структуре сотрудничества; условием успеха каждого
является
успех
остальных;
все
участники
уверены
в
возможности
достижения цели. Чтобы
сотрудничество
способствовало
активизации
учебной деятельности учащихся и было эффективным , важен характер его
организации и внешняя регламентация деятельности участников.
Педагогическая деятельность учителя представляет собой воспитывающее и
обучающее
воздействие
на
ученика,
направленная
на
его
личностное,
интеллектуальное и деятельностное развитие.
Как помочь ребенку хорошо учиться? Это является одной из самых
важных задач, стоящих перед учителем. Прежде всего ребенку должно быть
интересно учиться, интерес в мотивационной сфере как синоним учебной
мотивации. Учитель должен создавать условия возникновения интереса к
учению и важнейшей предпосылкой к этому является воспитание широких
социальных мотивов деятельности. Если этот интерес есть у школьника, то
он учится не ради оценок, похвалы учителя и родителей, а из-за увлечения
учебой,
ребенок
стремится
к
развитию
своему
как
личности.
Но
такой
интерес
возникает
не
сам
по
себе,
он
развивается
в
системе
обучения,
самообразования,
воспитания.
Для
развития
учебного
интереса
у
детей
следует активнее внедрять исследовательский принцип в обучении, сочетая
групповые,
индивидуальные
формы
организации
познавательной
деятельности.
Успешная
реализация
принципа
активности
учащихся
в
обучении
во
многом
зависит
от
оптимального
сочетания
общеклассных,
групповых и индивидуальных форм организации занятий. Основой в этом
процессе обучения является контакт между взаимодействующими сторонами
в
атмосфере
искренности,
уважения,
эмпатийности
и
толерантности.
Внешним
проявлением
контакта
является
поведение
взаимодействующих
субъектов.
Для
контакта
в
классе
показательны
поза
внимания,
взгляды,
жесты
одобрения,
деловая
тишина,
молчаливое
внимание
во
время
размышлений
учителя
с
паузами.
Контакт
-
это
условие
и
следствие
продуктивного
взаимодействия
субъектов,
активизирующее
учебную
деятельность
учащихся
средней
школы.
В
учебном
взаимодействии
психологический контакт определяет возможность продуктивного общения,
важного для эффективного сотрудничества.
В
чем
сущность
этого
сотрудничества?
И
как
оно
способствует
активизации
учебной
деятельности
детей?
Формы
этого
учебного
сотрудничества могут быть различны, то есть это может быть коллективная,
кооперативная
и
групповая
формы
работы,
эта
организационная
система
активного взаимодействия характеризуется пространственным и временным
соприсутствием; единством цели; организацией деятельности и управлением
ею;
разделением
функций,
действий,
операций;
наличием
позитивных
межличностных
отношений.
Взаимодействие
осуществляется
в
четырех
плоскостях: учитель-ученик (ученики); ученик-ученик в парах (диадах) и в
тройках(триадах); общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном
коллективе; учитель - учительский коллектив и сотрудничество ученика «с
самим собой»..С тем, чтобы вызвать напряжение мотивационного поля у
школьников, учитель должен хорошо знать каждого своего воспитанника. Это
знание
дает
педагогу
возможность
правильно
подобрать
педагогический
инструментарий.
Учитель
должен
к
каждому
уроку
подбирать
учебно-
воспитательный материал и продумывать виды педагогической деятельности,
учитывая уровень готовности ученика к переработке информации в знания,
целенаправленно
осуществляя
индивидуальный
подход
к
каждому
школьнику.
Учитель
творчески
добивается
того,
чтобы
ученики
активно
входили в зону ближайшего развития. В зоне ближайшего развития школьник
осуществляет
учебно-развивающую
деятельность,
в
результате
которой
у
ребенка
появляются
элементы
образованности
и
воспитанности
.Очень
большие
резервы
повышения
эффективности
обучения
заложены
в
сотрудничестве
по
линии
«ученик-ученик».
А
для
того,
чтобы
возникло
учебное сотрудничество с самим собой, нужно детей учить аналитически
мыслить
и
обнаруживать
изменения
собственной
точки
зрения.
Таким
образом,
сотрудничество
обучающегося
с
разными
субъектами
учебного
процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что,
соответственно, требуется учитывать при организации сотрудничества. Дети
разные:
с
разными
особенностями
восприятия,
памяти,
воображения,
мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и
представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого
отличает
относительная
быстрота
умственной
ориентировки;
один
запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один
может организованно работать, другой вообще работает по настроению, есть
ли желание учиться или учится по принуждению. Поэтому необходимо в
учебном
процессе
взаимодействие
по
всем
линиям
с
учетом
влияния
сотрудничества на деятельность его участников. Нужно фронтальную работу
с классом сочетать с индивидуальной работой с учениками (учитель-ученик).
Следует учитывать не только индивидуальные особенности мыслительной
деятельности ученика, но и некоторые особенности личности: отношения (к
учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к ошибкам, к процессу
овладения знанием, к данному предмету, интересы, характерные проявления
эмоционально-волевой сферы в учении). Следовательно, сотрудничество по
линии учитель-ученик, в основе которого лежит индивидуальный подход в
обучении означает не только ликвидацию пробелов, но и работу по развитию
мышления учащихся, по формированию правильного отношения к учению,
познавательных
интересов.
Активизировать
учебную
деятельность
необходимо
и
через
положение
ученика
в
системе
межличностных
отношений,
через
коллективную
деятельность.
По
сравнению
с
индивидуальной
работой
по
схеме
«
учитель-ученик»
внутригрупповое
сотрудничество в решении учебных задач повышает ориентировочно его
эффективность на 10%. Дух соперничества, соревновательности, с одной
стороны, взаимоподдержки, с другой стороны, усиливает мотив учения. Сила
мотива обусловливается физиологическими и психологическими факторами,
а
также
эмоциями.
Общепризнанным
стимулом
является
и
успех,
вызывающий
положительные
переживания,
удовлетворения
и
чувство
собственного достоинства. Организация внутригруппового сотрудничества
может
быть
по
диадному,
триадному
или
общегрупповому
принципу.
Совместная
деятельность
учащихся
очень
важна.
Ребенок
должен
взаимодействовать
со
сверстниками,
так
как
при
сотрудничестве
с
одноклассниками
происходит
децентрация.
Что
это
значит?
Учащийся,
проявляя
внимание
и
понимание
к
своим
одноклассникам,
вынужден
принимать
к
сведению
отличные
от
своей
точки
зрения
мнения.
И
как
следствие
формируются
такие
свойства
в
ученике
как
объективность,
беспристрастность,
осознанность
и
самокритичность.
Учителю
важно
создать поле учения, чтобы можно было обеспечить пространство для выбора
ориентиров
жизнедеятельности,
а,
следовательно,
проявления
и
предъявления учеником себя другим. Наблюдение за учащимися седьмых
классов средней общеобразовательной школы позволило получить выводы,
что работа в триадах продуктивнее общегруппового сотрудничества (по 7
человек в группе сформировали две группы, две группы по 2 человека и две
группы
по
3
человека,
остальные
были
вовлечены
в
индивидуальную
работу.), а также работы в диадах, то есть доказали, что различные формы
групповой
работы
дают
больший
результат,
чем
индивидуальная
работа.
Именно в этом возрасте закладывается основа личности, ребенок пытается
«найти
себя»,
равняются
на
определенные
идеалы,
формируют
свои
ценностные ориентации, на первый план выступают познавательные мотивы.
Ребятам неудобно приходить с невыученными уроками. Они отметили, что
им
неприятно,
когда
учитель
«поднимает»,
а
они
не
могут
ответить,
а
одноклассники
видят
эту
ситуацию.
Они
хотят
предстать
перед
одноклассниками в лучшем виде. Они беспокоятся об авторитете в группе.
Но именно одноклассники в этом случае помогут не замыкаться в себе,
избавиться от чувства собственного бессилия, принять помощь соученика.
Работая
в
группе,
ребята
стали
испытывать
большую
степень
ответственности и понимание долга, это признали все дети из наших групп.
Нарастает
у
них
и
стремление
выяснить
свои
возможности
и
выявить
недостатки. У ребят есть стремление углубить, расширить свои знания, чтобы
занять в классе определенное положение. Педагогическое сотрудничество
позволяет формировать общественно ценные мотивы познания, приобщать
школьников
к
знаниям,
помогает
им
добиваться
успехов.
Мы
ставили
учащихся
из
нашей
группы
в
позицию
людей,
обладающих
свободой
и
несущих
ответственность
за
действия
и
поступки.
Мы
учитывали
органическую связь между учебной и внеурочной деятельностью учащихся
по предмету, по интересам. Стремясь вносить изменения как в позицию
ученика,
так
и
в
позицию
одногруппников,
при
входе
в
педагогические
ситуации определяли основания педагогического взаимодействия, диалога с
учениками.
У
детей,
работающих
в
группе,
складывается
иной
тип
отношения к учению, они активнее в работе, не боятся трудностей, у них
преобладают
положительные
эмоции,
ведь,
чтобы
ученик
не
делал,
его
деятельность окружается эмоцией. У ребят активизируется работа органов
чувств, обостряется восприятие, возбуждается воображение, мобилизуется
воля.
С
эмоциями
связано
мышление:
возникшая
эмоция
осуществляет
дополнительную энергетическую мобилизацию познавательной деятельности
ученика.
Без
нее
он
при
первой
же
трудности
остановится
в
решении
проблем.
Наше исследование подтвердило то, что успешное учебно-педагогическое
сотрудничество бывает тогда, когда в классе благоприятный эмоциональный
климат
на
занятии.
Активность
одного
ученика
стимулирует
другого,
повышается работоспособность. Слабоуспевающих учеников из класса мы
кооперировали
с
более
успешными
ребятами
в
учебной
деятельности,
формировали общественное мнение и вызывали у учащихся сопереживание,
включали учеников в коллективистские формы организации различных видов
деятельности,
создавали
ситуацию
успеха
(снятие
страха
перед
сложной
темой,
прием
скрытой
инструкции,
прием
экспрессивного
воздействия,
педагогическая
поддержка,
упреждающий
контроль
и
т.д.).
Важно,
что
организация группового обучения предполагает учитывать индивидуально-
психологические особенности мышления ребят и индивидуальные качества
личности. В группах следует организовать работу так, чтобы ребята сами
видели
движение
вперед
и
получали
радость
от
первых
успехов.
Благоприятный социально-психологический климат в диаде, триаде, в группе
способствует
активизации
учения.
От
реакции
детей
на
ответы
своих
одноклассников многое зависит, мы должны учитывать тот факт, что класс,
школа - это не только место учебы, но и место общения. Как мы ранее
отметили,
детям в этом возрасте небезразлично то, что о них думают
одноклассники. От этого зависит, насколько комфортно ребенку в группе, не
должно
быть
вражды,
неприязни,
антипатии.
Успех
ученика
повышает
стремление
ребенка
быть
в
обществе
одноклассников
и
учителей,
ему
приятно одобрение со стороны своих товарищей по учебе.