Связь экспериментирования с развитием речи у ребенка в дошкольном возрасте
Автор: Ерюшева Елизавета Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: Саратовская область, город Энгельс Наименование материала: Статья Тема: Связь экспериментирования с развитием речи у ребенка в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
речи у ребенка в дошкольном возрасте
В
последнее
время
возросли
требования
к
качеству
дошкольного
образования, в том числе всё больше внимании уделяется развитию речи
дошкольников.
В
современной
научной
литературе
формирование
речи
рассматривается
как
целенаправленная
педагогическая
деятельность,
обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. В
«Концепции
дошкольного
воспитания»
(1989г.)
сказано,
что
овладение
родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном
возрасте
и
рассматривается
в
современном
дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное
и
полноценное
овладение
речью
является
первым
важнейшим
условием
становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного
развития
ее.
Своевременное
–
значит
начатое
с
первых
же
дней
после
рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового
материала и осуществляющееся в полную силу его возможностей на каждой
возрастной
ступени.
Внимание
к
развитию
речи
ребенка
на
первых
возрастных ступенях особенно важно, потому что в это время интенсивно
растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям
физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их
естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки
развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Экспериментирование – это метод близкий к идеальному. Знания,
Полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,
наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы
как и почему.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным,
исследователем,
первооткрывателем.
Китайская
пословица
гласит:
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я
пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит
и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-
экспериментальной деятельности в практике моей работы. Дети дошкольного
возраста
по
своей
природе
пытливые
исследователи
окружающего
мира,
поэтому
организация
детского
экспериментирования,
которая
понимается
н а ми
ка к
о с о б ы й
с п о с о б
д у хо в н о —
практического
о своения
действительности,
направлена
на
создание
таких
условий,
в которых
предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных
ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать
окружающий
мир,
заложена
генетически
и
является
одним
из
главных
и е с т е с т в е н н ы х
п р о я в л е н и й
д е т с к о й
п с и х и к и .
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов?
Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом
данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются,
какие
мучительные
ощущения
возникают
у
ребёнка
при
лишении
возможности
загружать
свою
память
различными
новыми
сведениями.
Природа
сделала
инстинкт
познания
в
раннем
возрасте
очень
мощным,
практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового
ослабевает.
Основная
масса
людей
в
зрелом
возрасте
живёт
и
работает,
используя
багаж
знаний,
накопленный
на
предыдущих
стадиях
индивидуального
развития,
и
не
испытывает
особых
страданий
при
невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему
некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как
бесцельную. Однако лишение возможности экспериментировать, постоянные
ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте
приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на
всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности
обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось
системой дошкольного образования. Единственный выход – это широкое
внедрение
метода
организованного
и
контролируемого
детского
экспериментирования – дома и в детском саду.