Напоминание

"Правила жизни моего ребенка"


Автор: Полковая Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21 "Земляничка" города Димитровграда Ульяновской области"
Населённый пункт: Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Тренинг для родителей детей дошкольного возраста
Тема: "Правила жизни моего ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ТРЕНИНГДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: «ПРАВИЛА ЖИЗНИ МОЕГО РЕБЕНКА».
План: 1. Вступление педагога-психолога. Упражнение – знакомство «Хвасталки» 2. Сообщение педагога-психолога на тему: «О задачах правового воспитания в дошкольном возрасте». 3. Практическое упражнение - мозговой штурм «Права моего ребенка». 4. Как знакомить детей с их правами? (упражнение: «Правовая сказка», упражнение «Утверждение»). 5. Практическое упражнение «Пойми меня». 6. Упражнение – рефлексия «Закончи фразу». 7. Подведение итогов тренинга. 1.Приветствие участников тренинга. Ведущий: Здравствуйте. Уважаемые родители, тема сегодняшней нашей встречи очень актуальна в наше время. Мы поговорим о наших детях и их правах. Порой, многим родителям кажется, что наши дети еще малы, чтобы иметь свои права и должны подчиняться взрослым. Но это не совсем так, и о правах и обязанностях наших детей мы будем сегодня говорить. Для того, чтобы мы с вами познакомились, я предлагаю вам упражнение «Хвасталки». Я буду бросать мяч, а вы ловите и произносите фразу «Я ____(имя), мой ребенок_(имя)____какой?)_..»Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка. Это упражнение позволило нам познакомиться и вспомнить, подумать о своем ребенке в позитивном ключе. Сегодня мы с вами поговорим о наших правах и правах наших детей. 2. Правовое воспитание в дошкольном возрасте представляет собой процесс, направленный на усвоение элементарных правовых норм, формирование правовой культуры и, главное, развитие предпосылок активной жизненной позиции ребенка. По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), работу по приобщению детей к правам предлагается начинать в дошкольном возрасте. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые методы и приемы, например знакомство с произведениями, в которых могут встречаться сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей, беседы, дидактические и ролевые игры и др. Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми - родителями. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье.
В последнее время, мы все чаще слышим из средств массовой информации о жестоком обращении с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться и в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла и понимания. А это основные и важнейшие условия для развития нормальной, адаптированной к жизни в обществе, личности.
Поэтому задачами обеспечения правового воспитания в ДОУ являются:

формирование

правовой

культуры

у

дошкольников,

а

так

же

обеспечение охраны и соблюдения прав детей педагогами и родителями.
3. Соблюдение прав ребенка неразрывно связано с соблюдением правил и норм, принятых в нашем обществе и в семье. Например, правило № 1. Уважение и безусловное принятие другого человека (взрослого, сверстника) – реализация прав на имя, свободу, равенство, защиту личного достоинства). Давайте назовем права наших детей, какие права детей вы знаете?
Мозговой штурм «Мои права»
Напишите на ваших листочках те права, которые, по вашему мнению, есть у ваших детей. Все участники группы по очереди называют по одному праву из своего списка, а ведущий записывает их на доске. Каждое право обсуждается. Ведущий дописывает недостающие права. В конце упражнения дается информация о Конвеции о правах ребенка. Давайте рассмотрим Резюме прав, определенных Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (ЮНИСЕВ, Великобритания). Посмотрите, пожалуйста, на экран. (на слайдах) 1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход (ст.9). 2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды (ст.24). 3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни (ст.26, 27). 4. Дети имеют право на медицинский уход (ст.24). 5. Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение (ст.23). 6. Дети имеют право на отдых (ст.31). 7. Дети имеют право на бесплатное образование (ст28 1а). 8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому и небрежному обращению (ст.19). 9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы (ст.32).
10.Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры (ст.30). 11.Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов (ст.12, 13, 15) Детям дошкольного возраста недостаточно просто назвать их право (право ребенка). Чтобы дети осознавали сущность права, используются литературные произведения и сказки.
Упражнение «Правовая сказка»
Участники делятся на три команды. Каждой команде дается определенное право из Конвенции. Они должны вспомнить сказку, в которой это право нарушается. Даются следующие права: 1. Право ребенка на заботу родителей («Колобок», «Мальчик-с-пальчик» и др.) 2. Право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации («Золушка», «Маша и медведь» и др.) 3. Право ребенка на неприкосновенность жилища («Теремок» и др.) А сейчас я предлагаю вам посмотреть сюда. В нашем садике веселом, всех чудес не перечесть, И чудо-дерево здесь есть. Здесь вместо листочков права растут, И люди добрые здесь все живут, А дети малые права все знают, Свои обязанности все соблюдают.
Упражнение «Утверждения»
Давайте проверим, а все ли права детей знаем и соблюдаем мы, взрослые.(На трех корзиночках развешиваются таблички: «Согласен», «Не согласен», «Не знаю».) Участники срывают листочки с дерева на которых написаны спорные утверждения и помещают листочки в корзину с табличкой, выражающей их мнение по вопросу. (Например: Текст на листочке: «Ребенок не должен высказывать свое мнение в обществе взрослых». Родитель берет листочек и помещает рядом с надписью «Не согласен», аргументируя свой ответ). Текст утверждений (на листочках): «Родители имеют право вскрывать письма детей» «Ребенок должен говорить только на языке той страны, в которой он живет» «В присутствии взрослых дети молчат» «Дети могут быть наказаны физически за шалости и непослушание» «Дети должны ходить на те секции, кружки, которые выбрали им родители» «Дети должны дружить с теми детьми, которые нравятся вам» «Дети могут после развода родителей, жить с тем, кем хотят» «Дети могут выбирать себе увлечение и друзей» «Желания и мысли детей должны быть поняты взрослыми»
(Участники тренинга после прочтения ведущим каждого утверждения подходят к какой-либо корзинке с табличкой, согласно своему мнению. Ведущий просит аргументировать их свой выбор. В ходе обсуждения участники могут переходить от одной корзинки к другой). Мы отметили, что желания, мысли, чувства ребенка должны быть поняты родителями, но умеем ли мы, взрослые, понимать наших детей. Давайте выполним упражнение «Пойми меня» и попробуем вместе разобраться со сложными детскими проблемами для того, чтобы обеспечить их право быть понятыми.
Упражнение «Пойми меня» (утверждения на слайдах)

Ребенок говорит

Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение. Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик. Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость. Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность. Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, чувство не любви. У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить. Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость. В заключение нашего мероприятия, я попросила бы вас высказаться о нашем тренинге с помощью игры – упражнения. Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.
Упражнение – рефлексия «Закончите фразу»
Мне понравилось ___________ Мне не понравилось ___________ Ведущему тренинга я желаю ___________ Все родителям детей я желаю____________ Позволю своему ребенку_______________ Мой ребенок имеет право на ____________
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более

актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если

ребенок переживает один из возрастных кризисов. Ребенок взрослеет и

меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские

отношения.

А

для

этого

необходимо

учиться

понимать,

смотреть

и

видеть друг друга и ни при каких обстоятельствам не ущемлять права

ребенка
(родителям раздаются памятки).
Текст памятки.
Советы родителям.
*Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы. *Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. *Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье. *Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть. *Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.


В раздел образования