Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Моногарова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " детский сад №19" Населённый пункт: г.Ливны Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема
сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни
сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в
частности
игрушек
и
предметов
домашнего
обихода.
Он
знакомится
с
произведениями
искусства:
живописью,
музыкой,
скульптурой.
Малыша
окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием,
запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного
воспитания,
так
или
иначе,
всё
это
воспринимает.
Но
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
грамотного
педагогического
руководства
со
стороны
взро слых,
оно
нередко
оказывается
п оверхн о стн ым ,
неполноценным.
А
ведь
ощущение
и
восприятие
поддаются
развитию,
совершенствованию,
особенно
в
период
дошкольного
детства.
И
тут
на
помощь
приходит
сенсорное
воспитание. Сенсорное
воспитания
–
это
целенаправленное
совершенствование
и
развитие
у
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
сенсорных
процессов
(ощущения,
восприятия,
представления)
Именно
в
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает
хаотичные
представления
ребенка,
полученные
при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения, развивает внимание;
-дает
ребенку
возможность
овладеть
новыми
способами
предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей
представлений о сенсорных эталонах . В качестве сенсорных эталонов цвета
выступают семь цветов спектра и оттенки по светлоте и насыщенности, в
качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая
система
мер.
Свои
виды
эталонов
имеются
в
слуховом
восприятии
(это
фонемы родного языка, высотные, ритмические характеристики звуков), свои
– во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов –
длительный и сложный процесс. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов
– это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств
веществ. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается
познание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания
в
значительной
степени
зависит
от
того,
насколько
совершенно
ребенок
слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее
значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства
ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Для
детей
младшего
дошкольного
возраста
используют
сочетание
обучения
сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности
детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы,
позволяет
избежать
формальных
дидактических
упражнений.
Поэтому
совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на
выяснение
смысла
свойств
предметов
и
явлений
или
выяснение
их
«сигнального
значения»,
т.
е.
ребенок
должен
соотносить
полученную
информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
В раннем детстве основная задача - обеспечить накопление представлений о
цвете, форме, и величине предметов. В младшем дошкольном возрасте еще
нет
возможности
и
необходимости
знакомить
детей
с
общепринятыми
сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах
предметов.
Однако
проводимая
работа
должна
строиться
таким
образом,
чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и
группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть
обеспечено
путем
ознакомления
ребенка
лишь
с
3—4
разновидностями
каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной,
охватывающего,
по
возможности,
все
основные
варианты.
Вместе
с
тем
обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей
свойств,
так
как
в
этом
случае
не
будет
создаваться
нужная
почва
для
последующего овладения системой эталонов. Сенсорное воспитание имеет
также огромную роль в обучении детей звуковому анализу слов. По этому
развитие фонематического слуха до уровня, необходимого для овладения
грамотой, включают в себя переработку первичного фонематического слуха,
формирующегося у детей в процессе речевого общения, на основе освоения
звукового строя родного языка. Сенсорное воспитание также служит базой
для изучения математики и овладения письмом. Таким образом, сенсорное
развитие,
с
одной
стороны,
составляет
фундамент
общего
умственного
развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в
детском саду и в школе, для многих видов труда.
Для обобщения сенсорного
опыта детей используют дидактические игры, которые проводятся в утренние
часы, во вторую половину дня.
Сенсорное воспитание планируется и проводится в тесной взаимосвязи со
всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по
ознакомлению
с
величиной,
формой,
цветом
предметов
возможна
при
наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего,
это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по
вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании
красками.
Особое место в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста
отводится
индивидуальной
работе. Важно
помнить,
чтобы
эта
работа
не
превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен заинтересовать и
вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом .
Особая
роль
в
сенсорном
воспитании
детей
принадлежит
природе.
Чем
больше органов чувств "задействовано" в познании, тем больше признаков и
свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно,
тем богаче становятся его представления.
Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста - это поэтапный
процесс,
который
включает
в
себя
планирование,
систематичность
и
повторяемость
пройденного
материала.
Основным
методом
сенсорного
воспитания
детей
является
обследование.
Способы
обследования,
применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых,
от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Прочность и
глубину знаний и умений детей обеспечивает вариативность выполнения
заданий,
рекомендуемая
вместо
механического,
ситуативного
заучивания.
При планировании и проведении занятий по ознакомлению с величиной,
формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Литература:
1.
Н.Н.
Подъяков,
В.А.
Аванесова
«Сенсорное
воспитание
в
детском
саду» - М., «Просвещение», 1981.
2.
Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста» - М., «Просвещение», 1983
3.
Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
4.
Е.Б.
Волосова
«Развитие
ребенка
раннего
возраста
(основные
показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
5.
Абдуллаева
Ш.А.
Формирование
сенсорного
опыта
и
методика
его
организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
6.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга
для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/
Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.