Напоминание

Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Моногарова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " детский сад №19"
Населённый пункт: г.Ливны
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взро слых, оно нередко оказывается п оверхн о стн ым , неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание. Сенсорное воспитания – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления) Именно в этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения, развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах . В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, высотные, ритмические характеристики звуков), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Для детей младшего дошкольного возраста используют сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения», т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. В раннем детстве основная задача - обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов. В младшем дошкольном возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах
предметов. Однако проводимая работа должна строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Сенсорное воспитание имеет также огромную роль в обучении детей звуковому анализу слов. По этому развитие фонематического слуха до уровня, необходимого для овладения грамотой, включают в себя переработку первичного фонематического слуха, формирующегося у детей в процессе речевого общения, на основе освоения звукового строя родного языка. Сенсорное воспитание также служит базой для изучения математики и овладения письмом. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе, для многих видов труда. Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры, которые проводятся в утренние часы, во вторую половину дня. Сенсорное воспитание планируется и проводится в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Особое место в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится индивидуальной работе. Важно помнить, чтобы эта работа не
превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом . Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Чем больше органов чувств "задействовано" в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста - это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Прочность и глубину знаний и умений детей обеспечивает вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания. При планировании и проведении занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития. Литература: 1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981. 2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» 4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999 5. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975. 6. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.


В раздел образования