Автор: Романова Мария Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ Воротынский детский сад №4 "Солнышко" Населённый пункт: Нижегородская область, Воротынский район р.п. Воротынец Наименование материала: конспект занятия по автоматизации звука "р" Тема: "Приключения с роботом" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Воротынский детский сад №4 «Солнышко»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-
ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА
«Приключения с роботом Робиком»
Выполнила:
Учитель-логопед МБДОУ
Воротынский детский сад №4 «Солнышко»
Романова М.А.
р.п. Воротынец
2014 год
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [р] на материале темы «Приключения с роботом»
Оборудование:
1.
Фигурки робота и Пети;
2.
Рисунок с изображением зонта;
3.
Звуковые дорожки;
4.
Таблица с буквами;
5.
Мольберт;
6.
Таблица-домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
7.
Карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова);
8.
Карточки со стихотворениями.
Этап
Методы и
приемы
Содержание этапа и речь психолога
Ответы и действия
детей
1.
Вводная
часть
Сюрпризный
момент
-
Здравствуйте
, меня зовут
Рубик! Я
робот,
который
прилетел к
вам, чтобы
научиться
всему тому,
что умеет
делать
человек. У
меня есть
друг Петя,
вместе с
Дети здороваются
Ответы детей
которым я
познаю мир.
-Я хочу
научиться
правильно
говорить. В
нашем языке
много
разных
звуков и мне
очень
хочется
произносить
их чётко и
правильно.
-Ребята, вы
поможете
мне?
Пальчиковая
гимнастика
«Робот»
Выполняем пальчиковую гимнастику:
К нам пришёл сегодня Рубик.
Две руки, две ноги и голова имеется
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.
Дети ритмично
сжимают и
разжимают кулачки
Хлопают в ладоши,
ногами по полу,
повороты головой,
руки на ушках
ритмично сжимают и
разжимают кулачки,
затем
складывают руки в
замок, переплетая
пальцы
2.
Основная
часть
Рубик приглашает вас присесть на свои места.
Сегодня мы повторим звук [Р]. Как правильно образуется
звук [Р] :
• губы находятся в положении следующего гласного;
• зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
• кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и
вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
• посередине языка идет воздушная струя, которую
можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
• под воздействием сильной воздушной струи кончик
языка начинает вибрировать;
• мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки,
закрывает проход в носовую полость, воздушная струя
идет через рот;
• голосовые складки напряжены, сближены и колеблются,
в результате чего образуется голос.
Дети повторяют
движения за
логопедом
Произносят звук [ Р ]
Изолированное
произнесение
звука [Р]
Закрепление
зрительного
образа буквы Р.
Развитие
зрительного
восприятия
«Найди букву».
Автоматизация
звука [Р] в
слогах
«Почини
зонтик».
Артикуляцио
нная
гимнастика
«Звуковые
дорожки».
Р а б о т а
с
карточками
Вопро сы
и
ответы
Р а б о т а
с
карточками
Зрительно контролируются положение языка за
верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно-
теплая прерывистая струя.
Для того чтобы произносить его правильно, надо
выполнять специальные упражнения для языка:
«Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Индюк».
На нашей планете роботы очень любят рисовать
дорожки. Дорожки не простые, а звуковые.
-А вы хотите попробовать нарисовать звуковые дорожки?
- Возьмите карандаши и проведите линию по дорожке не
отрывая его от листа, произнося на одном выдохе звук (р-
р-р-р-р-р).
-Найдите и обведите все буквы Р, четко произнося при
этом звук [Р].
-Наши друзья, решили отправиться в поход и стали
собирать вещи.
-Ребята, а вы хотите с ними пойти в поход?
-Поможем Рубику и Пете починить зонт на случай дождя.
-Соедините на рисунке буквы Р только с гласными
буквами. Прочитайте получившиеся слоги, чётко
Дети вместе с
логопедом выполняют
артикуляционную
гимнастику
Дети рисуют и при
этом произносят звук
[Р]
Дети обводят букву Р
Ответы детей
Дети читают слоги
произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.
Развитие
фонематическо
го слуха
Игра «Поймай
звук».
Автоматизация
звука [Р] в
словах
«Собери
рюкзак для
друзей».
Связная речь.
Автоматизация
звука в
предложении
Автоматизация
звука[Р] в
Физкультмин
утка «Робот»
Работа со
схемами
Хотите поиграть с Рубиком и Петей в игру «Поймай
звук»?
-Я буду называть слова, а вы если услышите звук [Р] ,
хлопните в ладоши. (Называю 8-10 слов)
-Молодцы!
Рубик и Петя собирают рюкзак, который может
пригодиться им в походе.
-Поможем им собрать рюкзак?
С собой им надо взять только те предметы, в названии
который слышится звук [Р]. Назовите их, не забудьте
правильно произносить звук [Р].
Показываю предметы, дети называют их и складывают
в рюкзак предметы, в названии которых слышится звук
[Р].
-Молодцы!
-Выберите картинку и составьте предложение о том, что
увидели Рубик и Петя в дороге. На мольберт
выставляются картинки.
Стоит робот на дороге,
У него согнулись ноги,
Может он махать руками,
Может хлопать он глазами,
Может даже головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(движения выполняются соответственно тексту)
В путешествии они познакомились с Карлсоном и
подружились. Карлсон попросил друзей выполнить
Услышав звук
[Р] дети хлопают в
ладоши
Ответы детей
Ответы детей
Дети составляют
предложения
Дети повторяют
движения за
логопедом
словах
Определение
места звука в
слове
задание. Но оно для них оказалось тяжёлым.
Помогите пожалуйста им справиться.
Поможем им, ребята?
На мольберт выставляется таблица дом, состоящая из
трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа»,
а сверху (на чердаке»), находится графическая схема,
показывающая место автоматизируемого звука в слове
(звук в начале, в середине и в конце слова). Дети должны
разложить все картинки по своим «квартирам». Затем
логопед просить назвать все картинки, в которых звук в
начале слова; в середине слова; в конце слова. Назовите,
что изображено на карточках.
Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш,
помидор, сыр, топор).
Ответы детей
Развитие
слухового
внимания и
памяти
Игра-загадка
Вечером перед сном друзья решили учиться сочинять
стихи.
Попробуем и мы сочинять с ними стихи. Доскажите
слово и повторите предложение целиком. Детям
предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На
мольберт вывешивается картинка (подсказка).
Он огромный словно шкаф,
А зовут его ... (жираф).
Удивленно смотрит Люба
На горбатого … (верблюда)
Вот так чудо - огород,
мы стоим разинув … (рот).
В сильный холод в декабре
Ответы детей
Домашнее
задание:
выучить
стихотворение
«Робот»
Подведение
итогов
Чтение
художествен
ной
литературы
Вопрос
Беседа
Зайчик спит в своей … (норе).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий … (кот).
Какие вы у меня молодцы! Справились со всеми
заданиями.
Дома вам нужно будет разучить стихотворение «Робот».
Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу,
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.
-Ребята, чем мы занимались на занятии и что
понравилось?
-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и
ясно произносили звук [Р] в слогах, слова,
предложениях, и этому научили наших гостей. Наши
гости вам благодарны. Теперь следите за своей речью и
не забывайте про звук [Р].
Ответы детей