"Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Панова Юлия Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Улыбка" Населённый пункт: ЯНАО Пуровский р-он п. Ханымей Наименование материала: конспект круглого стола Тема: "Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Круглый стол для родителей подготовительной группы
«Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста»
Цель : повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· практическое усвоение игр и упражнений, направленных на развитие
связной речи;
· обеспечение педагогической поддержки семьи в вопросах речевой
компетенции.
Участники : родители подготовительной группы, воспитатели, учитель-
логопед.
План проведения
Мероприятие
Ответственный
Вступительное слово.
Воспитатель
Панова Ю.А.
Просмотр презентации «Развитие связной речи
старших дошкольников»
Воспитатель
Панова Ю.А.
Практическая часть
«Речевые игры и упражнения».
Воспитатели
Панова Ю.А.
Полюхович Л.М.
Буклеты «Речевые игры и упражнения дома»
Воспитатель
Полюхович Л.М.
Сотрудничество с родителями в рамках проекта
«Буквоед».
Учитель-логопед
Сигай О.В.
Итог круглого стола
Воспитатели, родители
учитель-логопед
Вступительное слово:
–
Здравствуйте,
уважаемые
родители!
Мы
очень
рады
видеть
вас
на
сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том,
какую
роль
играет
развитие
связной
речи
в
формировании
речевой
готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют
показатели
речевого
развития
ребёнка
старшего
дошкольного
возраста?
(Ответы родителей).
–
Связная
речь
является
показателем
речевого
развития
ребёнка.
Ведь
шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных
предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно
расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что
для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются
новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи
окружающих.
Как
способствовать
развитию
связной
речи
и
облегчить
процесс
усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру
презентации.
Просмотр презентации «Развитие связной речи старших дошкольников»
-
Я
предлагаю
вашему
вниманию
презентацию
«Развитие
связной
речи
старших дошкольников».
- А теперь давайте обсудим отдельные моменты в презентации, которые
вызвали у вас интерес или вопрос.
Практическая часть «Речевые игры и упражнения»
Воспитатель
задает
вопрос
родителям:
Какие
игры
либо
речевые
упражнения они могут вспомнить (ответы родителей).
- Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду
предлагать
вам
задания
и
упражнения
по
развитию
связной
речи,
а
вы
выполнять их.
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – …
(большой,
серый,
толстый,
добрый);
мяч
–
…
(круглый,
футбольный,
кожаный);
торт
–
…
(сладкий,
фруктовый,
шоколадный,
вкусный);
снег
(белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.); дождь
(холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) и т. д. (Ответы родителей).
Упражнение 2. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня
был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А
если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка -
невидимка…».
Упражнение 3. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку,
мультфильм.
Например:
как
можно
назвать
сказку
«Красная
шапочка»?
(«Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить
бабушку от волка» и т. д.).
Упражнение
4.
Игра
«Снежный ком». Способствует развитию памяти,
умения
распространять
предложения
и
логически
выстраивать
члены
предложения. Первый игрок называет нераспространенное предложение:
«Машина едет». Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое
слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т.д. Слова
можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное
предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по
дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по
широкой дороге и т.д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или
пропускает слова в растущем предложении.
Сотрудничество с родителями в рамках проекта «Буквоед».
Учитель-логопед
предлагает
родителям
ознакомиться
с
проектной
деятельностью и принять участие в ней совместно с детьми.
Цель проекта: изучение ребенком букв русского алфавита, обучение навыкам
чтения.
Задачи проекта:
1.
В игровой форме познакомить ребенка с буквами русского алфавита.
2.
Расширить знания
родителей о приемах и методах закрепления с
ребенком знаний букв русского алфавита.
3.
Развитие у ребенка памяти, мышления, речи.
4.
Укрепление дружеских детско–родительских взаимоотношений.
5.
Пополнение развивающей среды группы.
Гипотеза. Познакомить родителей с методами и приёмами изучения алфавита
детьми в игровой форме.
Итог круглого стола
– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким
вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь
вам
советом,
рекомендациями.
Но
вам
необходимо
помнить,
что
самое
большое
влияние
на
формирование
личности
ребёнка
оказывают
ваши
реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих
детей.
Памятка для родителей
«Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников».
1. Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20
(дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
2. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
3. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку
непонятные слова, которые встречаются в тексте.
4. Поощряйте, чаще хвалите малыша, радуйтесь его успехам, подбадривайте
его, если что-то не получается.
5. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок
торопится
высказать
свои
мысли
или
говорит
тихо,
напоминайте
ему:
говорить надо внятно, чётко и не спеша.
6. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7.
Много
читайте
ребёнку
классическую
художественную
литературу,
научите его внимательно слушать.
Памятка для родителей
«Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников».
1. Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20
(дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
2. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
3. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку
непонятные слова, которые встречаются в тексте.
4. Поощряйте, чаще хвалите малыша, радуйтесь его успехам, подбадривайте
его, если что-то не получается.
5. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок
торопится
высказать
свои
мысли
или
говорит
тихо,
напоминайте
ему:
говорить надо внятно, чётко и не спеша.
6. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7.
Много
читайте
ребёнку
классическую
художественную
литературу,
научите его внимательно слушать.