"Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС"
Автор: Ященко Тамара Аркадьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат №28 ОАО "РЖД" пгт. Смоляниново, Приморский край Населённый пункт: пгт Смоляниново, Приморский край Наименование материала: Доклад на МО учителей технолгии, изо, МХК Тема: "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС" Раздел: среднее образование
технологий обучения в рамках ФГОС».
Выполнила учитель технологии Ященко Тамара Аркадьевна.
пгт. Смоляниново, Приморский край. 2017год.
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая
по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития,
то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные
технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на
создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и
реализовать себя.
Из всего набора педагогических и образовательных технологий остановимся на современных
технологиях.
Обратимся прежде всего к самому понятию «технология».
«Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических приемов, методов
обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент
педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Среди приоритетных технологий выделили:
-Личностно-ориентированное обучение;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Информационно-коммуникационные;
-Технологию уровневой дифференциации
-Игровые технологии;
-Тестовые технологии
-Коллективную систему обучения;
-Технологии проектной деятельности.
Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, творчески
думающего, владеющего современными методами, приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной
практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Каковы показатели их эффективности современных технологий?
Технология личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность
ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования
Почему мы отдаем предпочтение этой технологии обучения.
Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы -
личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её
природных способностей.
Во-вторых , учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель
образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно
выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную
деятельность.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям
школьников, содержанию обучения различной сложности,специфическим особенностям каждого
класса.
Технология использования игровых методов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной
целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным
направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач
в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Технология проектной деятельности.
Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта
То есть ученик учится:
ставить цель, в соответствии со своими потребностями;
намечать план своей деятельности;
подбирать необходимые средства для реализации своей цели;
осуществлять определенную деятельность по плану;
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий,
обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу,
распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства
электронной связи
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе
современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с
информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
-обеспечивает наглядность
-привлекает большое количество дидактического материала
-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета
особенностей их контингента.
Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные
учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный
yспex.
Коллективная система обучения (КСО)
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и
взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их
индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся
сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают
возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно
контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени
учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют
проявлению и развитию способностей каждого ребенка.
Тестовые технологии.
Тестовые технологии:
-во-первых, обеспечивают объективность контроля,исключают субъективный фактор (за одну и ту же
работу ученики получают разные оценки).
-во-вторых - легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы),
экономится время учителя.
-в-третьих - развивается логическое мышление учащихся, внимательность.
В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые
является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и
повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Здоровьесберегающие технологии.
Следующая технология – здоровьесберегающая технология, является первостепенной в XXI веке.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о
здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В нашей школе мы стараемся использовать здоровьесберегающие технологии, но по возможностям
-Введёно 3часа физкультуры
-На уроках проводим физминутки.
-Массажные упражнения.
-Введена внеурочная деятельность «Азбука здоровья»
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки
«портфолио».
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки
(включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его
обучения
Проектная деятельность , которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна
для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего
постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в
самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся
воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё
мнение. И это речь ведь идет о детях, которым 7 лет.Мы рассмотрели педагогические технологии в
учебном процессе, которые можно использовать на уроках , для достижения качественного обучения. Но
учитывая работу в малокомплектных классах с малым контингентом учащихся, приходится обдумывать
и использовать те технологии , которые уместны в данном случае.
Таким образом
Вариативность использования современных технологий даёт положительную динамику и возможность
прогнозировать положительные изменения, в программе развития школы. В результате использования
современных технологий повышается качество обучения учащихся.
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что
делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и
школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми
!»