Напоминание

Формирование у детей интереса к чтению через проектную деятельность: "Книга".


Автор: Пирогова Олеся Филипповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 39 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: Формирование у детей интереса к чтению через проектную деятельность: "Книга".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 39 г. Владивостока».
Образовательный проект.

Формирование у детей интереса к

чтению через проектную деятель-

ность:

«Книга».

Выполнили:

Воспитатели подготовительной группы

общеразвивающей направленности полного дня

Башкирцева О.Н. и Пирогова О.Ф.

Владивосток, 2017 г.

«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С.Я.Маршак.
Пояснительная записка:

Тип проекта:
познавательно – творческий.
Целевая аудитория:
воспитанники подготовительной группы общераз- вивающей направленности полного дня, педагоги, родители.
Срок реализации:
1 неделя.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное»; «Художественно – эстетическое развитие».
Средства реализации:
игровая деятельность; НОД; ЧХЛ; беседы; про- дуктивная деятельность; совместная работа с родителями; экскурсия в биб- лиотеку; семейная мастерская.
Актуальность
: Приобщение детей дошкольного возраста к художе- ственной литературе является одним из актуальных направлений, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получе- нием информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Образовательный проект

«Книга».

Обращение к данному направлению «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи», обуслов- лено рядом причин: - во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художе- ственной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художествен- ной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт - во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и пере- дачи семейного чтения; - в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и стано- вится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художествен- ной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотно- шений. Художественная литература развивает мышление и воображение ре- бенка, обогащает его эмоции. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важ- ность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихее- ва, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохини др. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно ак- тивный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже мо- жет понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитан-
ного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, пережива- ний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственно- го и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формиру- ет нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспи- тывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики об- раза, определения, которыми оперирует ребенок. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, прису- щим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Проблема
детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о при- знании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоз- зренческом и нравственном становлении ребёнка. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за ру- бежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в струк- туре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных
игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные не- посредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам прояв- лять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, реко- мендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Цель проекта:
формирование интереса детей к книгам, привлечение внимания родителей к значению и важности книг в процессе воспитания де- тей, через комплексное воздействие и выполнение творческого задания - самодельной книги.
Задачи проекта:
 создать условия для формирования у детей интереса к данной теме, поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной дея- тельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;  способствовать воспитанию бережного отношения к книге;  пробудить желание к чтению книг;  расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;  развивать познавательные, творческие способности у детей через про- дуктивную деятельность, совместное чтение, умение вести диалог, вы- разительно рассказывать, импровизировать сказки;  привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к худо- жественной литературе;  продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов.
Предполагаемый результат проекта:

 повышение у детей интереса к книге;  умение делиться с педагогом, родителями и детьми разнообразными впечатлениями от прочитанного рассказа, бесед и творчества по теме;  развитие индивидуальных особенностей в творческой, речевой деятель- ности;  развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту: применять свои знания в продуктивной деятель- ности, конструировать по собственному замыслу.
Продукт проектной деятельности:
1.Создание библиотеки «Как хорошо уметь читать» в группе. 2.Совместно изготовленные закладок и читательских билетов в сю- жетно-ролевой игре «Библиотека».
Этапы реализации проекта:

1. подготовительный этап:
1. определение проблемы; постановка цели и задач проекта; 2. пополнить развивающую среду с привлечением родителей; 3. подбор художественной литературы по теме; 4. подбор дидактического и демонстрационного материала (энциклопе- дий, художественной литературы, фотографий).
2. основной этап.
День недели Вид деятель- ности Тема Программное содержание Поне- дель- ник Познаватель- ная, коммуни- кативная. «Зачем нужны кни- ги?». беседа о важности книги в нашей жизни, как по- могает в развитии, как нужно относиться к кни- гам. Показ слайдов, рассматривание книг разных видов и жанров. Создание книжного уголка, с привлечением родителей. Речевая игра «Подскажи словечко», «Придумай сказку». Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Втор- ник Познаватель- ная, продук- тивная, ком- муникатив- ная. «Библио- тека». Сюжетно – ролевая игра «Библиотека», «Книж- ный магазин». Конструирование (оригами) «За- кладка» и «Читательский билет». Экскурсия в библиотеку. Среда Коммуника- тивная, про- «Мастер- ская книг». Ситуативный разговор «Нужно ли беречь кни- ги?», НОД по развитию речи «Книжка заболе-
дуктивная. ла», труд в книжном уголке (подклеивание порванных книжек). Сюжетно-ролевая игра «Мастерская для книг». Дидактическая игра: «Кому, что нужно для ра- боты?». Чет- верг Познаватель- ная, продук- тивная. «Откуда приходит книга?» Презентация о том, как создаются книги. Руч- ной труд «Книжки – малышки». Пятни- ца Коммуника- тивная д е я- тельность, ЧХЛ. «Книга лучший друг». Чтение сказок басен, былин, небылиц, посло- виц. Настольная игра «Кубики со сказками». Дидактическая игра: «Путаница». Музыкальная презентация «Г.Остер «Вредные привычки». Вручение детям младшей группы книжек-малы- шек, сделанных своими руками.
Работа с семьей:
привлечение родителей к совместному участию с детьми в оформле- нии книжного уголка, консультация по теме «Как привить детям любовь к чтению».
3. заключительный этап
1. Заключительная беседа и выявление степени усвоения изученного ма- териала детьми; 2. Анализ проделанной работы и степени выполнения поставленных задач проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к образовательному проекту

«Книга».
Приложение А. Приложение А.
Конспект сюжетно - ролевой̆

игры «Библиотека».

(подготовительная группа)
Цель:
обогащение игрового опыта детей.
Задачи:
-строить сюжет игры на основе личного опыта, -побуждать детей к активной связной речи, -развивать коммуникативные навыки в ходе игры, -уточнить представление детей о библиотеке, правилах пользования. -воспитывать бережное отношение к книге. Подготовка к игре: оформление игровой зоны «Библиотека»; надписи отделов библиотеки; выставка книг; формуляры; новые книги; периодика; телефон; клей; скотч; ножницы. Методические приемы: диалоги, распределение ролей, монологи, отга- дывание загадок. Действующие лица: Заведующая библиотекой -1 чел. Библиотекари - 2чел. Читатели- 5-6 чел. Шофёр- 1чел. Книжкин доктор-1 чел. Продавец склада-1 чел. Ход игры: Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. А где обычно вы берете книги? Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в…( библиотеку). Воспитатель читает стихотворение: Мы словно попали в волшебное царство: В нём тысячи книг на полках живут. Придут сюда умные, добрые дети, От корки до корки все книги прочтут.
Воспитатель: У нас в группе появилась библиотека. Я хочу познакомить вас с ней познакомить. Чтобы начать игру, я предлагаю вам от- гадать загадки: Если книгу написал, Значит ты писатель, Если книгу прочитал, Значит ты …(Читатель) — Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели? (ответы детей) — Кто хочет быть читателем? (дети сами распределяют роли). — А что будут делать читатели в библиотеке? (рассматривать книжные выставки, выбирать книги, читать журналы и т.д.) - Какие правила пользования библиотекой вы знаете? (книги нужно сда- вать в срок, беречь их, в библиотеке не шуметь и т.д.) Следующая загадка: Таблетки и микстуру Вам продаёт аптекарь, Учебники и книги Найдёт вам...(Библиотекарь) - Кто работает в библиотеке? А что он должен там делать? Кто желает быть библиотекарем? (дети распределяют роли библиотекаря) — Какие отделы есть в библиотеке? (абонемент, читальный зал, «Книжкина мастерская»). — Теперь договоритесь, кто из вас будет библиотекарем на абонементе, а кто в читальном зале. Почему? (мне нравится заполнять формуляр, рассказывать о новых кни- гах)
-Библиотекари, займите свои ме- ста. Вот ещё одна загадка: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает (Кни- га) - Кто из вас хотел бы продлить жизнь книгам? Нужно будет их аккуратно подклеить, придать им опрятный внешний вид. Кто отгадал загадку? - Вот ты и будет книжным доктором. Пройди, пожалуйста, к себе в ма- стерскую. Ребята, а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку? (ответы детей: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина) -Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада. Кто привозит, доставляет книги в библиотеку? Ответ: водитель, шофёр (дети договариваются о ролях) Дети начинают игру. 1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент Наполнено царство таинственным светом, Здесь спряталась где- то в тени тишина. И слышно дыхание каждой страницы, И можно услышать книг голоса… Мы рады видеть вас. У нас сегодня новое поступление книг. Прошу пройдите к стеллажам. Прошу познакомиться. (показывает книги и рекомендует их).
Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки? (ответы детей) Молодцы, что знаете правила. Дети выбирают книги. - Тебе понравилась эта книга? -Подойдите ко мне, я запищу вам книгу. (библиотекарь заполняет фор- муляр) - Можете пройти в читальный зал. Там открылась новая выставка пери- одики (дети по желанию проходят в другой зал) 2-й библиотекарь: Я пригла- шаю вас в читальный зал В этом зале есть старые книги, а есть молодые. Их все за всю жизнь невоз- можно прочесть. Но каждая дарит нам радость познанья, Поэтому нужно их свято беречь. Библиотекарь: В читальном зале книги домой не выдаются. Можно по- смотреть их в зале. - В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Сегодня наш «Знайка» приглашает всех желающих помочь в ремонте книг, сделать за- кладки для книг, чтобы вам было удобно пользоваться книгой. (желаю- щие проходят в мастерскую) 2-й библиотекарь: Мы рады вас приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными кни-
гами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу. (библиотекарь показыва- ет и рассказывает). После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы) Заведующая: Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со скла- да. Продавец склада(магазина): - Добрый день. К нам поступила новая ли- тература. Не хотели бы вы приобрести для своей библиотеки? Заведующая(воспитатель): — Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера. Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его. Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ? Шофёр-курьер: Через час. Заведующая(воспитатель) заходит в читальный зал: - Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас позна- комиться с ними. Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет при- везённую литературу по накладной. Дети продолжают игру. -Заведующая: Дети, вам понравилось в библиотеке? Здесь много нового и интересного. Нам пора возвращаться домой. Возьмите свои книжки .
Приложение Б.
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».
(подготовительная группа). Программные задачи:  Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответ- ствии с сюжетом игры. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, подбирать и создавать недостающие для игры предметы (сертификаты, деньги для покупок, чеки и т.д.), знать рус- ских поэтов, читать стихи выразительно.  Развивать речь, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников; продолжать формировать умение договариваться, обсуждать действия всех играющих.  Продолжать укреплять здоровье детей, следить за осанкой, разви- вать способность к самоконтролю.  Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверст- ника, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, спра- ведливо решать споры. Воспитывать любовь, развивать интерес к поэзии, а также бережное отношение к книге. Словарная работа: Обогащение словаря: сертификат, продавец- консультант. Активизация словаря: книжный магазин, книга-сборник, рус- ские поэты. Материал: Книги, микрофон, ножницы, фотоаппарат, кассовый аппарат, флажки, книга-сборник стихов, руль шофёра, красная лента, шляпы, сумки, игровые деньги, сертификаты, конфеты. ХОД ИГРЫ
Воспитатель – Сегодня мы поиграем в магазин, но не просто в магазин, а в открытие книжного магазина. А что такое открытие магазина? Дети – (Это праздник, хорошее настроение, подарки и т.д.) Воспитатель – Правильно! Кто работает в магазине? Дети – (продавцы…) Воспитатель – Кого мы выбираем продавцами-консультантами? (Выбор детей) Далее выбирают директора магазина, кассира. Воспитатель – Для нашей игры нам нужны: шофёр, для поездки и ещё на общественных праздниках всегда присутствуют журналисты и важные го- сти из администрации, например, глава города. Мы выбираем журналиста га- зеты «Владивосток» и главу города Владивостока. (Дети) Воспитатель – Занимаем места. Садимся красиво, спинки держим ров- но. (Дети садятся в построенный автобус, машут флажками, шофёр имитиру- ет движение с рулём, звучит музыка). Выходят из автобуса, подходят. Директор магазина – Добрый день! Сегодня у нас праздник, открывает- ся «Магазин книги». Спасибо, что пришли и разделили с нами эту радость! Попросим главу города Владивостока разрезать красную ленту и впустить первых посетителей нашего магазина. (Звучит торжественная музыка). Директор магазина – Обратите внимание на левой стороне рассказы и стихи русских писателей и поэтов, на правой вы попадёте в мир сказок зару- бежных и русских писателей-сказочников. (Дети заходят и рассматривают на стендах книги, общаются с продав- цами-консультантами – те советуют, показывают. Воспитатель наблюдает, подсказывает, участвует как посетитель, при необходимости. Дети проходят к кассе, покупают книги, обмениваются деньгами и чеками.) Директор магазина - Внимание! Присаживайтесь на приготовленные места. Новинка! Хит месяца! Сборник стихов о весне русских поэтов. (Пока- зывает, ставит на стенд для демонстрации.) И так презентация! Прослушайте избранное. (Дети-продавцы читают стихотворения: «Подснежник» Белозёро-
вой; «Салют весне» Александровой; «Весенние воды» Тютчева; «Подснеж- ник проснулся» Беловой; «Весна» Плещеевой. Директор магазина – А теперь самое приятное, каждому из вас мы да- рим подарочные сертификаты на книги в нашем магазине и сладкие подарки! До новых встреч! Приложение В.
Конспект НОД на тему «Экскурсия в районную детскую библиоте-

ку г. Владивостока» (подготовительная группа).
Тип НОД: усвоение новых знаний. Форма организации: экскурсия. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игро- вая, продуктивная. Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки. Задачи: Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практи- ке знаний ПДД, при переходе через перекресток. Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книж- ные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации. Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятель- ного ухода за книгой. Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические. Предварительная работа: Чтение художественного произведения, бесе- да о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности
проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотека- рем. Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке. Ход экскурсии: 1. Вводная часть. 1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице. 2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу? Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение). Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Не- льзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, води- тель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой при- чине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начи- найте движение. 2. Основной этап. Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспо- мним правила поведения в библиотеке. Дети: - надо внимательно слушать; - разговаривать можно только шепотом; - если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку; - взял посмотреть, положи на место. Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в кото- ром собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или малень- кий, но всегда удивительный, называ- ется он… Давайте попробуем отгадать загадку: Снаружи смотришь – Дом как дом, Но нет жильцов обычных в нём. В нём книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины: И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай … Как называют этот дом? Попробуй, угадай. Молодцы, конечно, это библио- тека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Немного из истории биб- лиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писа- ли на пергаменте, на березовой коре. Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папиру- сы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Пи- сатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, что- бы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творит- ся в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине ку- пить, в библиотеке.) - А зачем нужно читать кни- ги? (ответы детей) Молодцы, ребята! Я убеди- лась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Итак, библиотека – это дом книги. В библиотеке очень много книг, журналов и все это называ- ется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем ме- сте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг.
Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматрива- ют). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записыва- ются все книги, которые вы прочтете. В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги) Библиотекарь: К н и г и – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное от- ношение к книге. Книга может полностью разру- шится. Чтение стихотворе- ния С.Я. Маршак «Книж- ка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой: Правила обращения с книгой  Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.  При чтении книг пользуйся закладкой.  Не загибай книжные страницы.  Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.  Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
 Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые не- возможно очистить.  Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять. Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать, как нужно вести себя в библиотеке. «Правила пользования библиотекой».  В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим чита- телям.  Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библио- текарь вычеркнул книгу.  С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.  Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не оста- нется ни одной книги.  Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назо- вите свою любимую книгу? (дети отвечают) А сейчас, ребята, я за- гадаю вам загадки. Будьте внимательны! 1. Без языка, без голо- са, а все расскажет. (книга) 2. Не куст, а с листочка- ми, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)
3. Кто говорит молча? (книга) 4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (книга) 5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких, Помогаем детям мы стать разумными людьми. Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас. (книги) -Молодцы! Все эти загадки были о книгах. Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята по- вторяют (прием словарной работы). Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запо- мнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале? Дети: Тихо, не шуметь! Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библио- текарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают) Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родите- лями. Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познава- тельную экскурсию и книгу и прощаются. 3. Заключительный этап. Во вторую половину дня сюжетно-ролевая игра «Библиотекарь» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе).
ПриложениеГ.
Беседа с детьми:

«Зачем нужны книги?»

Задачи:
 Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстраци- ям;  Донести информацию о значении и важности книг;  Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произве- дений;  Закреплять правила культурного обращения с книгами.
Ход беседы

Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказы- вает». Ответы детей. - Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги). -Почему говорят: «Книга – твой друг, береги её!»? Для чего нужно чи- тать книги? Да, книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и
интересного, книги помогают нам познать окружающий мир. «Книга поможет узнать обо всем: Про одежду и дом, про собаку и кошку, Про всех понемножку. В веселых стихах о разных часах, О числах и счете тоже прочтете». Показ слайдов «Зачем нужны книги» О книгах есть много пословиц. Давайте вспомним, с какими пословицами мы знакомились. • «Хорошая книга - лучший друг». • «Кто много читает, тот много знает». • «Книга поможет в труде, выручит в беде». Какие книги вы любите больше всего? Какие книги мы с вами читали? - Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, ко- торые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки). Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой. - Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, по- мять и т. д.). - Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшли- во. Книга – это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книги. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы пра- вильно обращаться с книгой? (дети называют и демонстрируют основные правила)
• Бери книгу только чистыми руками. • Не перегибайте книгу. • Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого книга рвется. • Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой. • Не читайте книгу во время еды. • Нельзя писать на книгах. - Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто на- писал книгу и как она называется. Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких об- ложек). - Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке). Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту пол- ку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть вол- шебные предметы и волшебные помощники. (Ставим сборники сказок на одну из полок) - А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от дру- гих произведений? (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно). Какие рассказы вы знаете? Кто автор этих рассказов. - А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов. - Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не раз к ним обратимся.
- Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг су- ществует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литера- турных произведений и закрепили правила пользования книгами. Приложение Д.


Памятка для родителей

«Прививаем детям любовь к чтению»
1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вме- сте с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски тек-
ста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям. 2. Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение мож- но вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно. 3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогиче- ской литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увле- кательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим. 4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в дет- стве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет. 5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энцикло- педии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть. 6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он на- чнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполне- нии известных артистов 7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу. 8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообра- зием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понра- вившуюся ему книгу.
9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, со- ставляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя. 10.Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время проле- тит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи. 11.Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте. Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам смо- жет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. Приложение Е.
Речевая игра «Подскажи словечко».
Задачи: способствовать воспитанию умения внимательно слушать педагога, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих, Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь стих потек как речка, Помоги ему чуть-чуть подскажи словечко. (Е. Серова) Есть всего один ответ кто-то знает, кто-то нет
Я хочу устроить бал, я гостей к себе....( позвал) Каждый тут у нас талант - и певец, и....( музыкант). Хватит кукситься, скучать, начинаем (танцевать) Если танцы надоели, покачайтесь на... (качелях). И качаться надоело? Принимаемся за...( дело). Лучше уж за стол присесть и мороженое.. .(съесть). Все наелись, детвора? Поиграть тогда ....(пора). Pa-paра-начинается... (игра). Ры-ры-ры-у мальчиков... (шары) Ро-ро-ро- у нас новое ...(ведро). Ру-ру-ру- продолжаем мы ..(игру). Ре-ре-ре- стоит домик на ...(горе). Ри-ри-ри-на ветках...( снегири). Ар-ар-ар-кипит новый...(самовар). Ор-ор-ор-созрел красный ...(поми- дор). Ир-ир-ир-мой папа ...(командир). Арь-арь-арь-на стене висит…( фо- нарь). Вот теперь настал черед, сыграть в игру наоборот. Скажу я слово высоко, а ты ответишь... ( низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко). Скажу я слово потолок, а ты ответишь... (пол). Скажу я слово потерял, и скажешь ты...(нашел). Скажу тебе я слово трус, ответишь ты:.. (храбрец). Теперь начало я скажу,- ну, отвечай:.. (конец)
Приложение Ж.
Художественно- эстетическое развитие

Изготовление книжки малышки по подгруппам:

«Книжка –малышка в подарок младшим детишкам»

(
подготовительная к школе группа) Цель: Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям. Задачи: 1. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить корректи- вы в первоначальный замысел; 2. Совершенствование уровня накопленных практических навыков че- рез продуктивную деятельность (рисование, аппликация, работа с клеем и ножницами). 3. Развитие связной речи, умение обговорить содержание будущей кни- ги, презентация созданной книги.
4. Формирование умения подбирать соответствующий материал для за- готовок (картинки, стихи, загадки, пословицы); аргументирование своего вы- бора. 5. Формирование интереса к созданию собственных книг. 6. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе. 7. Развитие воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики рук. 8. Воспитание эстетического вкуса. Материал: цветной картон, листы бумаги формат А4 (можно разных цветов, старые раскраски, детские журналы, степлер, клей-карандаш, ножни- цы, фломастеры, карандаши, краски, восковые мелки). Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие книг, выстав- ленных на групповой выставке: «Моя любимая книга» - Ребята как много у вас разных, любимых, интересных книг – это и эн- циклопедии, и книги раскладушки, и книги игрушки. А вот в группе у малы- шей совсем мало книг, а деток очень много. Смотрю я на нашу выставку и ду- маю, как же нам помочь малышам? (Мы можем сделать книги малышам сами) - Какая замечательная идея, а у нас получится? (Мы знаем много ска- зок. Умеем рисовать. А можно вырезать картинки. Можем, придумать свою сказку). Дети предлагают различные варианты (какую бы книгу хотел сделать каждый из них). - Мы будем пробовать изготавливать книгу самостоятельно, поэтому предлагаю сегодня сделать это в небольших группах, а уже, когда мы научим- ся, каждый из вас сделает свою - книжку для малышек. Очень важно, выслу- шать каждого из команды, и решить какую же книгу вы будете мастерить, о чём будет ваша книга, и какой материал нужен для работы, что узнают малы- ши, взяв в руки вашу книжку – самоделку. Когда вы закончите работу, один из вас должен будет рассказать всем, о том какая книга у вас получилась.
Воспитатель контролирует процесс работы в группах, направляет, по- могает при необходимости, подсказывает наиболее верные пути решения при проблемных ситуациях.
Методическое обеспечение:
1. Агеев И.Д. – 500 загадок-обманок для детей. - 2-е изд., перераб., дополн.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. 2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду подготовительная к школе группа детского сада» М. Мозаи- ка –Синтез 2014. 3. ДЕТСТВО: примерная об- разовательная программа до- школьного об- разования. Раз- работано на основе и в соот- ветствии с ФГОС ДО/ Ав- торский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Рос- сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководители авторского коллектива Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014г. 4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. — 244 е.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, метод. рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: Карапуз- Дидактика,2006г. 6. Санкин Л.К. Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет – Волгоград. Учитель-2009г. 7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2010г. 8. Презентации на компьютере по темам: «Зачем нужны книги», «Откуда при- ходит книга». .


В раздел образования