Формирование у детей интереса к чтению через проектную деятельность: "Книга".
Автор: Пирогова Олеся Филипповна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 39 г. Владивостока" Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край Наименование материала: Образовательный проект Тема: Формирование у детей интереса к чтению через проектную деятельность: "Книга". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 39 г. Владивостока».
Образовательный проект.
Формирование у детей интереса к
чтению через проектную деятель-
ность:
«Книга».
Выполнили:
Воспитатели подготовительной группы
общеразвивающей направленности полного дня
Башкирцева О.Н. и Пирогова О.Ф.
Владивосток, 2017 г.
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
Пояснительная записка:
Тип проекта: познавательно – творческий.
Целевая аудитория: воспитанники подготовительной группы общераз-
вивающей направленности полного дня, педагоги, родители.
Срок реализации: 1 неделя.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное»; «Художественно –
эстетическое развитие».
Средства реализации: игровая деятельность; НОД; ЧХЛ; беседы; про-
дуктивная деятельность; совместная работа с родителями; экскурсия в биб-
лиотеку; семейная мастерская.
Актуальность : Приобщение детей дошкольного возраста к художе-
ственной литературе является одним из актуальных направлений, так как,
войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получе-
нием информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают,
прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Образовательный проект
«Книга».
Обращение к данному направлению «Приобщение детей дошкольного
возраста к художественной литературе, как средство развитие речи», обуслов-
лено рядом причин:
- во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художе-
ственной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художествен-
ной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут
только её поверхностный пласт
- во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и пере-
дачи семейного чтения;
- в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не
только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и стано-
вится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художествен-
ной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки,
прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотно-
шений. Художественная литература развивает мышление и воображение ре-
бенка, обогащает его эмоции.
Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важ-
ность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи
указывали
педагоги,
психологи,
лингвисты
К.Д.
Ушинский,
Е.И.
Тихее-
ва, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А.
Леонтьев, Ф.А. Сохини др.
Одной
из
особенностей
восприятия
литературного
произведения
детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно ак-
тивный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует,
борется с его врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ,
придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже мо-
жет понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитан-
ного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической
форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, пережива-
ний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственно-
го и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую
литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формиру-
ет нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспи-
тывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное
произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики об-
раза, определения, которыми оперирует ребенок.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, прису-
щим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
Чтобы
полностью
реализовать
воспитательные
возможности
литературы,
необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания
этого вида искусства дошкольниками.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и
животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а
значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное
воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А
именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач,
стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о при-
знании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоз-
зренческом и нравственном становлении ребёнка.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными
играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за ру-
бежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у
младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в струк-
туре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев
старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных
игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно
сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и
служат прекрасным воспитательным средством.
В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные не-
посредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг,
которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки,
театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например,
озвученные с помощью технических средств.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам прояв-
лять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, реко-
мендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с
малышами и помогать при анализе произведения.
Цель проекта: формирование интереса детей к книгам, привлечение
внимания родителей к значению и важности книг в процессе воспитания де-
тей, через комплексное воздействие и выполнение творческого задания -
самодельной книги.
Задачи проекта:
создать условия для формирования у детей интереса к данной теме,
поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной дея-
тельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
способствовать воспитанию бережного отношения к книге;
пробудить желание к чтению книг;
расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;
развивать познавательные, творческие способности у детей через про-
дуктивную деятельность, совместное чтение, умение вести диалог, вы-
разительно рассказывать, импровизировать сказки;
привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к худо-
жественной литературе;
продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов.
Предполагаемый результат проекта:
повышение у детей интереса к книге;
умение делиться с педагогом, родителями и детьми разнообразными
впечатлениями от прочитанного рассказа, бесед и творчества по теме;
развитие индивидуальных особенностей в творческой, речевой деятель-
ности;
развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи
адекватные возрасту: применять свои знания в продуктивной деятель-
ности, конструировать по собственному замыслу.
Продукт проектной деятельности:
1.Создание библиотеки «Как хорошо уметь читать» в группе.
2.Совместно изготовленные закладок и читательских билетов в сю-
жетно-ролевой игре «Библиотека».
Этапы реализации проекта:
1. подготовительный этап:
1.
определение проблемы; постановка цели и задач проекта;
2.
пополнить развивающую среду с привлечением родителей;
3.
подбор художественной литературы по теме;
4.
подбор дидактического и демонстрационного материала (энциклопе-
дий, художественной литературы, фотографий).
2. основной этап.
День
недели
Вид
деятель-
ности
Тема
Программное содержание
Поне-
дель-
ник
Познаватель-
ная, коммуни-
кативная.
«Зачем
нужны кни-
ги?».
беседа о важности книги в нашей жизни, как по-
могает в развитии, как нужно относиться к кни-
гам.
Показ
слайдов,
рассматривание
книг
разных
видов
и
жанров.
Создание
книжного
уголка, с привлечением родителей.
Речевая игра «Подскажи словечко», «Придумай
сказку». Дидактическая игра: «Из какой сказки
герой».
Втор-
ник
Познаватель-
ная,
продук-
тивная,
ком-
муникатив-
ная.
«Библио-
тека».
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека», «Книж-
ный магазин». Конструирование (оригами) «За-
кладка» и «Читательский билет».
Экскурсия в библиотеку.
Среда
Коммуника-
тивная,
про-
«Мастер-
ская книг».
Ситуативный разговор «Нужно ли беречь кни-
ги?», НОД по развитию речи «Книжка заболе-
дуктивная.
ла»,
труд
в
книжном
уголке
(подклеивание
порванных книжек).
Сюжетно-ролевая игра «Мастерская для книг».
Дидактическая игра: «Кому, что нужно для ра-
боты?».
Чет-
верг
Познаватель-
ная,
продук-
тивная.
«Откуда
приходит
книга?»
Презентация о том, как создаются книги. Руч-
ной труд «Книжки – малышки».
Пятни-
ца
Коммуника-
тивная
д е я-
тельность,
ЧХЛ.
«Книга
лучший
друг».
Чтение сказок басен, былин, небылиц, посло-
виц.
Настольная
игра
«Кубики
со
сказками».
Дидактическая игра: «Путаница».
Музыкальная презентация «Г.Остер «Вредные
привычки».
Вручение детям младшей группы книжек-малы-
шек, сделанных своими руками.
Работа с семьей: привлечение родителей к совместному участию с детьми в оформле-
нии книжного уголка, консультация по теме «Как привить детям любовь к чтению».
3. заключительный этап
1.
Заключительная беседа и выявление степени усвоения изученного ма-
териала детьми;
2.
Анализ проделанной работы и степени выполнения поставленных задач
проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к образовательному проекту
«Книга».
Приложение А.
Приложение А.
Конспект сюжетно - ролевой̆
игры «Библиотека».
(подготовительная группа)
Цель: обогащение игрового опыта детей.
Задачи:
-строить сюжет игры на основе личного опыта,
-побуждать детей к активной связной речи,
-развивать коммуникативные навыки в ходе игры,
-уточнить представление детей о библиотеке, правилах пользования.
-воспитывать бережное отношение к книге.
Подготовка к игре: оформление игровой зоны «Библиотека»; надписи
отделов библиотеки; выставка книг; формуляры; новые книги; периодика;
телефон; клей; скотч; ножницы.
Методические приемы: диалоги, распределение ролей, монологи, отга-
дывание загадок.
Действующие лица:
Заведующая библиотекой -1 чел.
Библиотекари - 2чел.
Читатели- 5-6 чел.
Шофёр- 1чел.
Книжкин доктор-1 чел.
Продавец склада-1 чел.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все
вы любите, когда вам читают книги. А где обычно вы берете книги? Можно
выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в…( библиотеку).
Воспитатель читает стихотворение:
Мы словно попали в волшебное царство:
В нём тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Воспитатель: У нас в группе появилась библиотека. Я хочу познакомить
вас с ней познакомить.
Чтобы начать игру, я предлагаю вам от-
гадать загадки:
Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты …(Читатель)
— Молодцы!
Как
вы
считаете
в
библиотеке
должны быть читатели? (ответы детей)
— Кто хочет быть читателем? (дети сами распределяют роли).
— А что будут делать читатели в библиотеке? (рассматривать книжные
выставки, выбирать книги, читать журналы и т.д.)
- Какие правила пользования библиотекой вы знаете? (книги нужно сда-
вать в срок, беречь их, в библиотеке не шуметь и т.д.)
Следующая загадка:
Таблетки и микстуру
Вам продаёт аптекарь,
Учебники и книги
Найдёт вам...(Библиотекарь)
- Кто работает в библиотеке? А что он должен там делать? Кто желает
быть библиотекарем? (дети распределяют роли библиотекаря)
— Какие
отделы
есть
в
библиотеке?
(абонемент,
читальный
зал,
«Книжкина мастерская»).
— Теперь договоритесь, кто из вас будет библиотекарем на абонементе,
а кто в читальном зале.
Почему? (мне нравится заполнять формуляр, рассказывать о новых кни-
гах)
-Библиотекари,
займите
свои
ме-
ста.
Вот ещё одна загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Кни-
га)
- Кто из вас хотел бы продлить
жизнь книгам?
Нужно будет их аккуратно подклеить, придать им опрятный внешний
вид.
Кто отгадал загадку?
- Вот ты и будет книжным доктором. Пройди, пожалуйста, к себе в ма-
стерскую. Ребята, а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?
(ответы детей: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из
магазина)
-Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.
Кто привозит, доставляет книги в библиотеку? Ответ: водитель, шофёр
(дети договариваются о ролях)
Дети начинают игру.
1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент
Наполнено царство таинственным светом,
Здесь спряталась где- то в тени тишина.
И слышно дыхание каждой страницы,
И можно услышать книг голоса…
Мы рады видеть вас.
У нас сегодня новое поступление книг.
Прошу пройдите к стеллажам.
Прошу познакомиться. (показывает книги и рекомендует их).
Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки?
(ответы детей) Молодцы, что знаете правила.
Дети выбирают книги.
- Тебе понравилась эта книга?
-Подойдите ко мне, я запищу вам книгу. (библиотекарь заполняет фор-
муляр)
- Можете пройти в читальный зал. Там открылась новая выставка пери-
одики (дети по желанию проходят в
другой зал)
2-й
библиотекарь:
Я
пригла-
шаю вас в читальный зал
В этом зале есть старые книги,
а есть молодые.
Их
все
за
всю
жизнь
невоз-
можно прочесть.
Но каждая дарит нам радость
познанья,
Поэтому нужно их свято беречь.
Библиотекарь: В читальном зале книги домой не выдаются. Можно по-
смотреть их в зале.
-
В
нашей
библиотеке
есть
книжкина
мастерская.
Сегодня
наш
«Знайка» приглашает всех желающих
помочь
в
ремонте
книг,
сделать
за-
кладки
для
книг,
чтобы
вам
было
удобно пользоваться книгой. (желаю-
щие проходят в мастерскую)
2-й библиотекарь: Мы рады вас
приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными кни-
гами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю
вам обратить внимание вот на эту необычную книгу. (библиотекарь показыва-
ет и рассказывает). После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за
столы)
Заведующая: Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со скла-
да.
Продавец склада(магазина): - Добрый день. К нам поступила новая ли-
тература.
Не
хотели
бы
вы
приобрести
для
своей
библиотеки?
Заведующая(воспитатель): — Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте
курьера.
Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.
Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?
Шофёр-курьер: Через час.
Заведующая(воспитатель) заходит в читальный зал: - Ребята, скоро в
нашей
библиотеке
будет
новые
поступления,
мы
приглашаем
вас
позна-
комиться с ними.
Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет при-
везённую литературу по накладной. Дети продолжают игру.
-Заведующая: Дети, вам понравилось в библиотеке? Здесь много нового
и интересного. Нам пора возвращаться домой. Возьмите свои книжки
.
Приложение Б.
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».
(подготовительная группа).
Программные задачи:
Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответ-
ствии с сюжетом игры. Способствовать творческому использованию в играх
представлений об окружающей жизни, подбирать и создавать недостающие
для игры предметы (сертификаты, деньги для покупок, чеки и т.д.), знать рус-
ских поэтов, читать стихи выразительно.
Развивать речь, творческое воображение, способность совместно
развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом
сверстников;
продолжать
формировать
умение
договариваться,
обсуждать
действия всех играющих.
Продолжать укреплять здоровье детей, следить за осанкой, разви-
вать способность к самоконтролю.
Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверст-
ника, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, спра-
ведливо решать споры. Воспитывать любовь, развивать интерес к поэзии, а
также бережное отношение к книге.
Словарная
работа: Обогащение
словаря:
сертификат,
продавец-
консультант. Активизация словаря: книжный магазин, книга-сборник, рус-
ские поэты.
Материал: Книги, микрофон, ножницы, фотоаппарат, кассовый аппарат,
флажки, книга-сборник стихов, руль шофёра, красная лента, шляпы, сумки,
игровые деньги, сертификаты, конфеты.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель – Сегодня мы поиграем в магазин, но не просто в магазин,
а в открытие книжного магазина. А что такое открытие магазина?
Дети – (Это праздник, хорошее настроение, подарки и т.д.)
Воспитатель – Правильно! Кто работает в магазине?
Дети – (продавцы…)
Воспитатель – Кого мы выбираем продавцами-консультантами? (Выбор
детей) Далее выбирают директора магазина, кассира.
Воспитатель – Для нашей игры нам нужны: шофёр, для поездки и ещё
на общественных праздниках всегда присутствуют журналисты и важные го-
сти из администрации, например, глава города. Мы выбираем журналиста га-
зеты «Владивосток» и главу города Владивостока. (Дети)
Воспитатель – Занимаем места. Садимся красиво, спинки держим ров-
но. (Дети садятся в построенный автобус, машут флажками, шофёр имитиру-
ет движение с рулём, звучит музыка). Выходят из автобуса, подходят.
Директор магазина – Добрый день! Сегодня у нас праздник, открывает-
ся «Магазин книги». Спасибо, что пришли и разделили с нами эту радость!
Попросим главу города Владивостока разрезать красную ленту и впустить
первых посетителей нашего магазина. (Звучит торжественная музыка).
Директор магазина – Обратите внимание на левой стороне рассказы и
стихи русских писателей и поэтов, на правой вы попадёте в мир сказок зару-
бежных и русских писателей-сказочников.
(Дети заходят и рассматривают на стендах книги, общаются с продав-
цами-консультантами – те советуют, показывают. Воспитатель наблюдает,
подсказывает, участвует как посетитель, при необходимости. Дети проходят к
кассе, покупают книги, обмениваются деньгами и чеками.)
Директор магазина - Внимание! Присаживайтесь на приготовленные
места. Новинка! Хит месяца! Сборник стихов о весне русских поэтов. (Пока-
зывает, ставит на стенд для демонстрации.) И так презентация! Прослушайте
избранное. (Дети-продавцы читают стихотворения: «Подснежник» Белозёро-
вой; «Салют весне» Александровой; «Весенние воды» Тютчева; «Подснеж-
ник проснулся» Беловой; «Весна» Плещеевой.
Директор магазина – А теперь самое приятное, каждому из вас мы да-
рим подарочные сертификаты на книги в нашем магазине и сладкие подарки!
До новых встреч!
Приложение В.
Конспект НОД на тему «Экскурсия в районную детскую библиоте-
ку г. Владивостока» (подготовительная группа).
Тип НОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Интеграция
образовательных
областей: «Познавательное
развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игро-
вая, продуктивная.
Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать
детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей реалистические представления
о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практи-
ке знаний ПДД, при переходе через перекресток.
Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книж-
ные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.
Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и
уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятель-
ного ухода за книгой.
Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты,
игровые, наглядные, практические.
Предварительная работа: Чтение художественного произведения, бесе-
да о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности
проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотека-
рем.
Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть.
1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения
в общественных местах и на улице.
2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому
перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы
решили переходить дорогу?
Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с
воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).
Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед
началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Не-
льзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, води-
тель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой при-
чине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начи-
найте движение.
2. Основной этап.
Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспо-
мним правила поведения в библиотеке.
Дети:
- надо внимательно слушать;
- разговаривать можно только шепотом;
- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку;
- взял посмотреть, положи на место.
Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю
вас в дом, где живут книги.
Библиотекарь: Здравствуйте
дети! Есть такой дом на свете, в кото-
ром собраны для вас путеводители по
жизни. Дом этот большой или малень-
кий, но всегда удивительный, называ-
ется он…
Давайте попробуем отгадать загадку:
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.
Молодцы,
конечно,
это библио-
тека!
«Библио»
по-гречески
–
книга, «тека» -хранилище. Меня
зовут___________________,
и
я
работаю
в
этом
удивительном
доме библиотекарем.
Немного из истории биб-
лиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать
свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки
на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В
Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего
растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писа-
ли на пергаменте, на березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папиру-
сы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова
стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу
и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Пи-
сатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали
рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, что-
бы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творит-
ся в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине ку-
пить, в библиотеке.)
- А зачем нужно читать кни-
ги? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Я убеди-
лась, что вы хотите стать умными,
хотите много узнать нового.
Итак, библиотека – это дом
книги.
В
библиотеке
очень
много
книг, журналов и все это называ-
ется книжным фондом. Для того,
чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем ме-
сте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и
свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По
этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В
ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг.
Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт
тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматрива-
ют). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записыва-
ются все книги, которые вы прочтете.
В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный
зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас
есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это
книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь
рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)
Библиотекарь: К н и г и
–
как
люди:
рождаются,
живут,
стареют
и
могут
болеть. Главные причины
– время и небрежное от-
ношение к книге. Книга
может полностью разру-
шится.
Чтение стихотворе-
ния С.Я. Маршак «Книж-
ка
про
книжки». Ребята
чтобы такого не случилось с
вашими книжками, помните правила пользования книгой:
Правила обращения с книгой
Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень
обложку.
При чтении книг пользуйся закладкой.
Не загибай книжные страницы.
Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные
листочки.
Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые не-
возможно очистить.
Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать, как
нужно вести себя в библиотеке.
«Правила пользования библиотекой».
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим чита-
телям.
Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библио-
текарь вычеркнул книгу.
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно,
чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не оста-
нется ни одной книги.
Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их
взяли
Библиотекарь: Ребята,
а
вы
любите читать книги? Назо-
вите свою любимую книгу?
(дети отвечают)
А сейчас, ребята, я за-
гадаю вам загадки.
Будьте внимательны!
1. Без языка, без голо-
са, а все расскажет.
(книга)
2. Не куст, а с листочка-
ми, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.
(книга)
3. Кто говорит молча?
(книга)
4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.
(книга)
5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.
(книги)
-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята по-
вторяют (прием словарной работы).
Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо
вели, а самое главное вы запо-
мнили, как нужно вести себя в
библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Воспитатель: Ребятки,
а
что
же
вы узнали о профессии библио-
текарь? (рефлексия) (обобщение)
(дети отвечают)
Библиотекарь. Ребята,
на
этом наша экскурсия подошла к
концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родите-
лями.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познава-
тельную экскурсию и книгу и прощаются.
3. Заключительный этап. Во вторую половину дня сюжетно-ролевая игра
«Библиотекарь» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе).
ПриложениеГ.
Беседа с детьми:
«Зачем нужны книги?»
Задачи:
Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстраци-
ям;
Донести информацию о значении и важности книг;
Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произве-
дений;
Закреплять правила культурного обращения с книгами.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказы-
вает». Ответы детей.
- Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю
рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются.
(На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).
-Почему говорят: «Книга – твой друг, береги её!»? Для чего нужно чи-
тать книги? Да, книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и
интересного,
книги
помогают
нам
познать
окружающий
мир.
«Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете».
Показ слайдов «Зачем нужны книги»
О книгах есть много пословиц. Давайте вспомним, с какими пословицами мы
знакомились.
• «Хорошая книга - лучший друг».
• «Кто много читает, тот много знает».
• «Книга поможет в труде, выручит в беде».
Какие книги вы любите больше всего? Какие книги мы с вами читали?
- Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, ко-
торые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).
Воспитатель
обращает
внимание
на
страницы
книг,
предлагает
их
погладить рукой.
- Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы
сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, по-
мять и т. д.).
- Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться
страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшли-
во.
Книга – это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот
труд, беречь книги. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы пра-
вильно обращаться с книгой?
(дети называют и демонстрируют основные правила)
• Бери книгу только чистыми руками.
• Не перегибайте книгу.
• Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого книга рвется.
• Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
• Не читайте книгу во время еды.
• Нельзя писать на книгах.
- Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно,
спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто на-
писал книгу и как она называется.
Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких об-
ложек).
- Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро
найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке).
Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту пол-
ку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений?
Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть вол-
шебные предметы и волшебные помощники.
(Ставим сборники сказок на одну из полок)
- А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от дру-
гих произведений? (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или
могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ
можно придумать о чём угодно). Какие рассказы вы знаете? Кто автор этих
рассказов.
- А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это
сборники стихов.
- Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают
ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не
раз к ним обратимся.
- Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг су-
ществует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литера-
турных произведений и закрепили правила пользования книгами.
Приложение Д.
Памятка для родителей
«Прививаем детям любовь к чтению»
1.
Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вме-
сте с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски тек-
ста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его
можно читать по ролям.
2.
Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не
хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством
описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение мож-
но вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит
чтение самостоятельно.
3.
Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогиче-
ской литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто
учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увле-
кательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки,
которые интересны вам самим.
4.
Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в дет-
стве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и
даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут
совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы
предложите, ребенок обязательно выберет.
5.
Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энцикло-
педии
с
картинками.
Картинки
помогают
осознать
прочитанное
и
немного отдохнуть.
6.
Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок,
слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он на-
чнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения.
Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполне-
нии известных артистов
7.
Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему
нужную литературу.
8.
Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообра-
зием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понра-
вившуюся ему книгу.
9.
Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, со-
ставляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
10.Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время проле-
тит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие.
Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или
отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха
или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
11.Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни
самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители
прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте.
Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш
не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам смо-
жет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
Приложение Е.
Речевая игра «Подскажи словечко».
Задачи: способствовать воспитанию умения
внимательно слушать педагога, подбирать
слова не просто близкие по звучанию, но и
подходящие по смыслу.
Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает: Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь стих потек как речка,
Помоги ему чуть-чуть подскажи словечко. (Е. Серова)
Есть всего один ответ кто-то знает, кто-то нет
Я хочу устроить бал, я гостей к себе....( позвал)
Каждый тут у нас талант - и певец, и....( музыкант).
Хватит кукситься, скучать, начинаем (танцевать)
Если танцы надоели, покачайтесь на... (качелях).
И качаться надоело? Принимаемся за...( дело).
Лучше уж за стол присесть и мороженое.. .(съесть).
Все наелись, детвора? Поиграть тогда ....(пора).
Pa-paра-начинается... (игра). Ры-ры-ры-у мальчиков... (шары)
Ро-ро-ро- у нас новое ...(ведро). Ру-ру-ру- продолжаем мы ..(игру).
Ре-ре-ре- стоит домик на ...(горе). Ри-ри-ри-на ветках...( снегири).
Ар-ар-ар-кипит новый...(самовар). Ор-ор-ор-созрел красный ...(поми-
дор).
Ир-ир-ир-мой папа ...(командир). Арь-арь-арь-на стене висит…( фо-
нарь).
Вот теперь настал черед, сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь... ( низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).
Скажу я слово потолок, а ты ответишь... (пол).
Скажу я слово потерял, и скажешь ты...(нашел).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты:.. (храбрец).
Теперь начало я скажу,- ну, отвечай:.. (конец)
Приложение Ж.
Художественно- эстетическое развитие
Изготовление книжки малышки по подгруппам:
«Книжка –малышка в подарок младшим детишкам»
( подготовительная к школе группа)
Цель: Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге, желание
мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям.
Задачи:
1. Формирование умения планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить корректи-
вы в первоначальный замысел;
2. Совершенствование уровня накопленных практических навыков че-
рез продуктивную деятельность (рисование, аппликация, работа с клеем и
ножницами).
3. Развитие связной речи, умение обговорить содержание будущей кни-
ги, презентация созданной книги.
4. Формирование умения подбирать соответствующий материал для за-
готовок (картинки, стихи, загадки, пословицы); аргументирование своего вы-
бора.
5. Формирование интереса к созданию собственных книг.
6. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе.
7. Развитие воображения, пространственного мышления, общей ручной
умелости, мелкой моторики рук.
8. Воспитание эстетического вкуса.
Материал: цветной картон, листы бумаги формат А4 (можно разных
цветов, старые раскраски, детские журналы, степлер, клей-карандаш, ножни-
цы, фломастеры, карандаши, краски, восковые мелки).
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие книг, выстав-
ленных на групповой выставке: «Моя любимая книга»
- Ребята как много у вас разных, любимых, интересных книг – это и эн-
циклопедии, и книги раскладушки, и книги игрушки. А вот в группе у малы-
шей совсем мало книг, а деток очень много. Смотрю я на нашу выставку и ду-
маю, как же нам помочь малышам? (Мы можем сделать книги малышам
сами)
- Какая замечательная идея, а у нас получится? (Мы знаем много ска-
зок.
Умеем рисовать. А можно вырезать картинки. Можем, придумать
свою сказку). Дети предлагают различные варианты (какую бы книгу хотел
сделать каждый из них).
- Мы будем пробовать изготавливать книгу самостоятельно, поэтому
предлагаю сегодня сделать это в небольших группах, а уже, когда мы научим-
ся, каждый из вас сделает свою - книжку для малышек. Очень важно, выслу-
шать каждого из команды, и решить какую же книгу вы будете мастерить, о
чём будет ваша книга, и какой материал нужен для работы, что узнают малы-
ши, взяв в руки вашу книжку – самоделку. Когда вы закончите работу, один
из вас должен будет рассказать всем, о том какая книга у вас получилась.
Воспитатель контролирует процесс работы в группах, направляет, по-
могает при необходимости, подсказывает наиболее верные пути решения при
проблемных ситуациях.
Методическое обеспечение:
1. Агеев И.Д. – 500 загадок-обманок для детей. - 2-е изд., перераб., дополн.-
М.: ТЦ Сфера, 2011г.
2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду подготовительная к школе
группа детского
сада» М. Мозаи-
ка –Синтез 2014.
3. ДЕТСТВО:
примерная об-
разовательная
программа до-
школьного об-
разования. Раз-
работано на
основе и в соот-
ветствии с
ФГОС ДО/ Ав-
торский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Рос-
сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
руководители авторского коллектива Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,
О.В.Солнцева и др.- СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014г.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И.
Логинова, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой,
Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. — 244 е.— СПб.: Детство-Пресс,
2004.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, метод. рекомендации. Подготовительная к школе группа.
– М.: Карапуз- Дидактика,2006г.
6. Санкин Л.К. Познание предметного мира: комплексные занятия для детей
5-7 лет – Волгоград. Учитель-2009г.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.
Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.
8. Презентации на компьютере по темам: «Зачем нужны книги», «Откуда при-
ходит книга».
.