Напоминание

театрализованная игра как средство эмоционального развития


Автор: Тодор Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП Детский сад №53 ( ГБОУ СОШ №26)
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: театрализованная игра как средство эмоционального развития
Раздел: дошкольное образование





Назад





Театрализованная игра

как средство эмоционального развития.
Из опыта работы Тодор С.П. В наше время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. Взрослые всегда стремятся дать детям знания, научить их считать, писать, читать, а вот об эмоциональном развитии мало кто думает. И каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограниченны, а игры однообразны. Вместе с тем наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Быть творческим человеком – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этими вопросами, я подумала о театре. В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Поэтому для работы мной была выбрана театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности. Работа началась с упражнений для развития мимики, артикуляционной гимнастики, а также сценариев театральных игр, игр- даматизаций для детей разного возраста. Посмотрела журнал «Дошкольное воспитание», прежде всего те материалы, в которых педагоги дошкольных учреждений делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс. Провела педагогическое наблюдение.
Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений составила перспективный план работы с детьми. Работу начала с детьми 3 лет. Сначала знакомила детей со сказками: «теремок», «колобок», «репка» (настольный театр), «волк и семеро козлят» (пальчиковый театр), затем предлагала детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая их внимание на то, как можно с ними действовать например, потанцевать, спеть колыбельную. Для этого использовала музыку разного характера, учила двигаться под неё. После использовала игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте!») и на развитие пантомимы («Идёт медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др.) Так дети становились более уверенными в движениях, мимики, жестах. Практиковала упражнения на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой приём, как совмещение действий и проговариванием слов. Заметила, что дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. С их помощью детям легче показывать разнообразные движения персонажей, выполнять игровые упражнения, например «Гномы», «Самолёты загудели». Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, были подобранны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравятся, когда на занятия приходят куклы. Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи, и обыгрывали их с помощью различных жестов, движений, мимики. Для этого использовали настольных кукол, которых можно не только рассмотреть, но и потрогать. Я показала, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили». Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольными персонажами. Детям с более развитой речью предлагала
придумывать небольшие диалоги для кукол. Старалась поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочинённых диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощает малыша, даёт возможность поверить в свои силы. Исходя из особенностей психического развития маленьких детей, театрализованные игры, строила на материале знакомых сказок «Колобок», «Репка». В течение года дети с помощью настольных сказок учились показывать сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Для развития актёрского мастерства использовала этюды, давала задания по развитию интонационной выразительности речи, предлагала спеть песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»; произнести фразы «Оторвали мишке лапу» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялся их смысл. Или попросить игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, как ребёнок её попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и т.д. Работая со старшими детьми, большое внимание уделяла дикции, каждую встречу начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали скороговорки. Дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей. Такие задания помогали детям лучше овладевать своим телом, осознавать пластические возможности движений. Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовалась индивидуальными особенностями детей. Особое внимание уделяла анализу сюжета игры, уточнению знаний о явлениях и предметах, об их назначении, сравнительной характеристике героев. В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песен, потешек, стихотворений, разыгрывали сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом я напоминала детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение. Обучая детей действовать с куклой, обращала их внимание на важное правило:
кукла должна быть повёрнута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, начали подготовку к представлению сказок. Достигнутые результаты подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности.  Дети освоили невербальное средства общения (жесты, мимика, движения).  Их речь стала более связной, выразительной, расширился словарный запас.  Дети научились выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им; стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость  Занятие с театральными куклами развили фантазию и воображение.


В раздел образования