театрализованная игра как средство эмоционального развития
Автор: Тодор Светлана Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП Детский сад №53 ( ГБОУ СОШ №26) Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: театрализованная игра как средство эмоционального развития Раздел: дошкольное образование
как средство эмоционального развития.
Из опыта работы Тодор С.П.
В
наше
время
резко
повысился
социальный
престиж
интеллекта,
научных знаний. Взрослые всегда стремятся
дать детям знания, научить их
считать, писать, читать, а вот об эмоциональном развитии мало кто думает.
И каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии,
среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой
сфере.
Дети
меньше
удивляются
и
восхищаются,
реже
сопереживают.
Их
интересы ограниченны, а игры однообразны. Вместе с тем наше общество как
никогда нуждается в активных и творческих людях.
Быть творческим человеком – значит искать и создавать то, что не
встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество –
это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же
разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу
трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни?
Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать,
выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над
этими вопросами, я подумала о театре. В мире, насыщенном информацией
разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это
может дать театр. Поэтому для работы мной была выбрана театрализованная
деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной
сферы детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.
Работа
началась
с
упражнений
для
развития
мимики,
артикуляционной
гимнастики,
а
также
сценариев
театральных
игр,
игр-
даматизаций для детей разного возраста. Посмотрела журнал «Дошкольное
воспитание»,
прежде всего те материалы, в которых
педагоги дошкольных
учреждений
делились
своим
опытом
по
внедрению
театрализованной
деятельности в педагогический процесс. Провела педагогическое наблюдение.
Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия,
воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку,
как развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений составила
перспективный план работы с детьми.
Работу начала с детьми 3 лет. Сначала знакомила детей со сказками:
«теремок», «колобок»,
«репка» (настольный театр), «волк и семеро козлят»
(пальчиковый театр), затем предлагала детям поиграть с игрушками (мягкими,
резиновыми)
обращая
их
внимание
на
то,
как
можно
с
ними
действовать
например, потанцевать, спеть колыбельную.
Для этого использовала музыку разного характера, учила двигаться под неё.
После использовала игровые упражнения на отработку мимики, жестов
(«Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте!») и на развитие пантомимы
(«Идёт медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук
упал на спинку» и др.) Так дети становились более уверенными в движениях,
мимики, жестах. Практиковала упражнения на развитие речи. С маленькими
детьми
хорошо
использовать
такой
приём,
как
совмещение
действий
и
проговариванием слов. Заметила, что дети легко усваивают речевой материал, в
котором много глаголов. С их помощью детям легче показывать разнообразные
движения персонажей, выполнять игровые упражнения, например «Гномы»,
«Самолёты загудели». Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи,
были подобранны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравятся,
когда на занятия приходят куклы. Дети с удовольствием вступают с ними в
беседу, отгадывают загадки, описывают предметы. На занятиях учили потешки,
прибаутки, короткие стихи, и обыгрывали их с помощью различных жестов,
движений, мимики.
Для
этого
использовали
настольных
кукол,
которых
можно
не
только
рассмотреть, но и потрогать. Я показала, как нужно управлять ими, чтобы они
«ожили».
Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя
кукольными
персонажами.
Детям
с
более
развитой
речью
предлагала
придумывать небольшие диалоги для кукол. Старалась поддержать в детях
желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочинённых
диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощает малыша, даёт возможность
поверить в свои силы.
Исходя
из
особенностей
психического
развития
маленьких
детей,
театрализованные игры, строила на материале знакомых сказок «Колобок»,
«Репка».
В течение года дети с помощью настольных сказок учились показывать сказки
«Теремок»,
«Колобок»,
«Репка».
Для
развития
актёрского
мастерства
использовала
этюды,
давала
задания
по
развитию
интонационной
выразительности
речи,
предлагала
спеть
песенку
Козы
из
сказки
«Волк
и
семеро козлят»; произнести фразы «Оторвали мишке лапу» так, чтобы каждый
раз, благодаря изменению ударного слова, менялся их смысл. Или попросить
игрушку
так,
чтобы
всякий
раз
можно
было
определить,
как
ребёнок
её
попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и т.д.
Работая со старшими
детьми,
большое
внимание
уделяла
дикции,
каждую
встречу
начинали
с
несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали скороговорки. Дети
выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей.
Такие
задания
помогали
детям
лучше
овладевать
своим
телом,
осознавать
пластические возможности движений.
Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных
играх. При выборе игр руководствовалась индивидуальными особенностями
детей. Особое внимание уделяла анализу сюжета игры, уточнению знаний о
явлениях и предметах, об их назначении, сравнительной характеристике героев.
В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать
навыки,
полученные
ранее.
Используя
тексты
знакомых
песен,
потешек,
стихотворений, разыгрывали сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и
движений кукол. При этом я напоминала детям о том, как важно не забывать об
интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.
Обучая детей действовать с куклой, обращала их внимание на важное правило:
кукла должна быть повёрнута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда
дети
научили
своих
кукол
двигаться
вдоль
ширмы,
не
пропадать,
начали
подготовку к представлению сказок.
Достигнутые
результаты
подтвердили
целесообразность
выбора
театрализованной деятельности.
Дети
освоили
невербальное
средства
общения
(жесты,
мимика,
движения).
Их речь стала более связной, выразительной, расширился словарный
запас.
Дети
научились
выражать
свои
чувства,
понимать
чувства
других
и
сопереживать
им;
стали
более
уверенными
в
себе,
научились
преодолевать робость, застенчивость
Занятие с театральными куклами развили фантазию и воображение.