Напоминание

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА)


Автор: Никонова Виктория Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа № 4"
Населённый пункт: Нарьян-Мар
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА)
Раздел: среднее образование





Назад





Доклад с презентацией

Никонова Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ НАО «СШ № 4»
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - так считал Антуан Сент-Эзюпери. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Государственный стандарт базисного учебного плана определяет назначение учебной дисциплины «Русский язык как родной» социальными функциями родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщение к национальной культуре русского народа. Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения, т.е. формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка предполагает формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения, формирование культуры публичной и разговорной речи в письменной и устной формах. Оригинальное проявление дидактической мысли 20 века, выстроенное на различных концептуальных основаниях, привело к появлению педагогических технологий. Несмотря на многообразие подходов к изучению нового педагогического явления, большинство исследователей выделяют следующие технологии: - личностно-ориентированное обучение, которое предполагает обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации); - технология развивающего обучения - использование материала, требующего мыслительной активности учащихся; - технология проблемного обучения - создание проблемной ситуации, развитие поисковой и исследовательской деятельности учащихся; - технология оптимизации обучения предполагает предупреждение трудностей учебного материала для отдельных учащихся; - технология индивидуализации обучения предполагает развитие индивидуальности ребенка, поддержание престижа учащихся. На современном этапе преподавания русского языка в средней школе особое место отводиться урокам развития речи как основному способу формирования коммуникативной компетенции учащихся. На уроках данного типа учителю важно учесть многие факторы, способствующие успешному обучению учащихся: опора на личный речевой опыт учеников, особый речевой материал, использование которого предполагается правилами русского языка в тексте определенного стиля и типа речи, создание проблемных учебных ситуаций, использование технических средств обучения. 1
Например, урок по теме «Письмо» в 5 классе в большой степени предполагает опору на личный опыт учеников, т.е. использование личностно-ориентированных технологий. В форме опережающего задания к уроку ученикам предлагается подобрать или написать самостоятельно письмо, чаще всего ребята подбирают письма личного характера. Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации). 2. Развитие индивидуальности учащихся. 3. Создание ситуации успеха для каждого учащегося. 4. Развитие творческих способностей учащихся. 5. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. 6. Своевременная помощь учителя.  7. Знание педагогом личностных особенностей Знание – «информация, присвоенная человеком».  Умение - «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки».  Навыки – «действия, выполняемые автоматически».  Элементы функциональной грамотности – «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации». учащихся. 8. Совместное определение вопросов с учащимися. Проблемный подход и в частности проблемная ситуация позволяет стимулировать у учащихся познавательный интерес, познавательную потребность, мотивировать их учебную деятельность и в конечном итоге достигать их познавательной активности разного уровня (воспроизводящей, интерпретирующей, творческой). На этапе
подготовки

к

восприятию
новых знаний учитель с целью создания проблемной ситуации организует:  практические действия с приборами, реактивами, таблицами, решением задач и др.;  действия по анализу и сопоставлению фактов, наблюдаемых явлений;  действия по созданию фактической базы для теоретических обобщений (актуализация известных фактов, накопление новых); выдвижение гипотез и привлечение теоретических знаний для их обоснован На этапе
усвоения новых знаний
и их запоминания учитель организует:  действия по проведению обобщений на основе сравнения, сопоставления, анализа, синтеза в процессе изучения нового;  действия по применению полученных сведений на практике;  дает установку на запоминание существенного;  организует изучение нового с использованием учебников или других печатных источников, фильмов, практической работы, демонстрационных опытов или наглядных пособий.  При
применении знаний
в процессе самостоятельной работы учитель обеспечивает обоснованный уровень активности учащихся:  воспроизводящей, интерпретирующей, творческой, контролирует степень самостоятельности учащихся.  Применения проблемного обучения, как формы организации учебного процесса, способствующей развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.  умение решать проблемы;  умение работать в команде;  умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии;  умение критически относиться к проблемам;  умение работать с информацией;  умение ставить цели и определять задачи. “Письмо - письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому”. В.И.Даль 2
«Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова». К.Г.Паустовский.
Приложение
1. Анализ письма личного характера. Солдатские письма.. Я держу в руках потертое временем письмо из нашего школьного музея, его передала жительница нашего села. Я прочту всего несколько строк: Здравствуй, моя родная Любушка! Получил от тебя долгожданное письмо. Я очень беспокоюсь, как ты там одна справляешься с нашим сыном. За меня не переживай, питаюсь я отлично, обут, одет. Одного только не хватает. Хочу дожить до нашей встречи. Все пройдет, я верю, что вернусь к вам. Час нашей победы приближается. Береги сына. До скорой встречи. Крепко целую тебя и сына. 20 октября 1944 года. Твой Иван. Это письмо носит характер частного неофициального письменного общения. Как к любому виду писем, к письмам личного характера существуют определенные требования. Во-первых, надо ясно и просто выражать свои мысли. Во-вторых, необходимо верно выбрать тональность. Так, рассматриваемое нами письмо, адресованное жене, написано простым, понятным языком. Кроме этого, оно подкупает своей задушевностью. Структура данного письма (на доске): 1. Приветствие. 2. Описание событий. 3. Пожелание, просьба. 4. Прощание. 5. Подпись. Нужно отметить, что при написании посланий такого вида нужно учитывать и возраст, и пол адресата. 2. Анализ писем А.Блока – Л.Д.Менделеевой. Анализ писем поэта своей возлюбленной позволяет выявить их структуру (на доске): 1. Обращение. 2. Вступление, которое начинается разнообразно (с пожелания, любезности, извинения) 3. Изложение материала, интересующего адресата. 4. Заключение (изъявление чувств преданности, почтения). 5. Подпись. Дата написания письма. Эти письма также имеют личный характер, что доказывается определенной задушевной тональностью, своеобразной лексикой. Сегодняшним молодым людям есть чему поучиться у Александра Блока. 3. Анализ деловых писем. Язык деловой переписки официален, учтив, корректен, точен и краток. Все деловые письма делятся на реактивные (констатирующие совершившийся факт) и инициативные), предваряющие возможность свершения факта). К реактивным относятся следующие виды писем: сопроводительное письмо, гарантийное письмо, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение. Все эти письма не требуют ответа, их цель – информирование. Деловое письмо может быть и одноаспектным, и многоаспектным, то есть одно и тоже письмо может содержать и просьбу, и напоминание, и гарантию, и предложение. Составляются деловые письма на специальных бланках учреждения, предприятия. Структура информирующих писем следующая: 1. Сообщение определенных сведений. 3
2. Комментирование изложенной информации и сообщение инструкций. 3. Вежливое завершение письма. 4. Подпись ответственного лица. Печать.  Структура любого письма: 1. Приветствие.  2. Вступление.  3.Основная часть.  4. Заключение.  5. Подпись. Дата.  План сообщения.  Определить адресата.  2. Определить вид письма.  3. Выявить структуру письма.  4. Кратко передать содержание письма.  К реактивным относятся следующие виды писем:  сопроводительное письмо, гарантийное письмо, письмо-извещение, письмо- напоминание, письмо-предупреждение. Все эти письма не требуют ответа, их цель – информирование.  Деловое письмо может быть  одноаспектным, и многоаспектным, то есть одно и тоже письмо может содержать и просьбу, и напоминание, и гарантию, и предложение. 
Личностно-

ориентированное обучение
1.
Коммуникативные качества речи
Все главные и принципиальные законы хорошей культурной речи (и устной, и письменной) стары как мир. • Правильно – это так традиционно сложилось, потому что это разумно; • Разумное и традиционное постоянно взаимодействуют, ища компромисса друг с другом; • Правильно – это соответственно норме. •
Говорить

и писать правильно- значит говорить и писать так, чтобы тебя

поняли.
• Ясность речи обычно замутняют многословие и недоговоренность. 4
• “Болтает” человек, когда не знает, что именно хочет сказать, “льет воду”. • Неясность речи ведет к появлению слов- “паразитов”. • Ясная речь – это такая речь, в которой то, что вы сказали, соответствует тому, что вы хотели сказать или написать. • Как в обществе, так и в языке есть свои представления о “прекрасном” и “безобразном”. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают “цветы красноречия Писать и говорить красиво- значит писать так, чтобы написанное тобой соответствовало принятым в современном обществе представлениям о красоте. • Упорядоченность речи; • Соблюдение грамматических норм русского языка; • Планирование устной и письменной работы. • У каждого слова своё • место в речи. Несомненно, что коммуникативно-ориентированное обучение русскому языку должно учитывать особенности реального общения. Это влечет за собой изучение традиций отношений, поведения, ценностей народов, проживающих на территории РФ. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Уровень овладения культурой общения – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера. • « Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». ( Л. Н. Толстой) • «Не для школы, для жизни учимся». (латинское изречение) 5


В раздел образования