Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2-ой младшей группе в соответствии с ФГОС
Автор: Сермягина Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад № 46 "Игрушка" Населённый пункт: городской округ Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья из опыта работы Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2-ой младшей группе в соответствии с ФГОС Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2
младшей группе в соответствии с ФГОС.
Сермягина Наталья Сергеевна
Воспитатель МБУ детский сад № 46 «Игрушка»
г.о.Тольятти, Самарская область
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний
день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем
повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л.
Новоселова).
В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды
в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных:
меняются требования общества к подрастающей личности, на смену
авторитарной педагогике пришла личностно - ориентированная модель
воспитания детей, и это требует организационных изменений.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи
гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.
Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-
развивающей среды. Одна из наших задач - создать для каждого ребенка
разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить
себя.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении
окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку
познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает
двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности,
способствует саморазвитию и самореализации.
Микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Центр сюжетно-ролевой игры. На четвертом году жизни ребенку
необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями
атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же
важными и большими.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать
роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование
коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих
способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни;
гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин»,
«Парикмахерскую», «Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние
животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов;
машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг,
молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Центр физической культуры.
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление
мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия ;
профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного
позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы: мячи; обручи; скакалки; кегли; мешочки с
грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных
игр, утренней гимнастики.
Центр изобразительного искусства.
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный
отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов
окружающей действительности.
Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; гуашь; цветные
восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для
промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам;
пластилин; стеки; салфетки из ткани.
Музыкально – театральный центр
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование
исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе
литературных произведений.
Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки,
контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен,
дудочки, металлофон, барабан, погремушки и др.) ; музыкальные
дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол.
Книжный центр
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;
Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг; книжки по программе,
любимые книжки детей; альбомы для рассматривания: «Профессии»,
«Времена года»; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по
познавательному и речевому развитию и т. д. Срок пребывания книги в
уголке определяем интересом детей к этой книге. В среднем срок ее
пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель.
Центр строительных игр.
Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных
геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость,
прочность, шершавости – гладкости их поверхности, в приобретении умений
воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,
стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми
самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в
приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать
видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства
не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект,
видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность
создания их из различных форм.
Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными
способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных
форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.),
машинки, для обыгрывания. Из конструктора дети строят постройки,
необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор
используем на занятиях, зарядке, на праздниках.
Центр природы
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: комнатные растения; подобраны картинки по
временам года, муляжи овощей и фруктов; лейки, распылитель для цветов,
палочки для рыхления земли. Дети должны узнавать растения и называть
основные части растения (стебель и листья).
Познавательный(учебный) уголок
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций
вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного
восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков;
знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение
группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения
групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие
способности использовать речь для определения смысла своих действий;
формирование умения группировать предметы, последовательно составлять
картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения
описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.
Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим
песком, рассматривают различные состояния воды. др.
Оборудование и материалы: - игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, игры
с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие
настольно-печатные игры; магнитная доска, счетные палочки. Материалы по
развитию речи и познавательной деятельности. Серии из 4 картинок: времена
года (природа и сезонная деятельность людей). Сюжетные картинки крупного
формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной,
социобытовой).
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений,
возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют
эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Важно, чтобы
предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной
к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но
и развивающаяся. При организации предметно-пространственной среды в
детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая
деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая
работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к
организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие
интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к
взаимодействию.