Автор: Сафронова Алёна Юрьевна Должность: учитель изобразительного искусства, мхк Учебное заведение: Школа-интернат № 33 ОАО "РЖД" Населённый пункт: с.Толбага, Петровск-Забайкальский район, Забайкальский край Наименование материала: рабочая программа Тема: Диалог культур, 5 класс Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
В
федеральных
государственных
образовательных
стандартах
приоритетное
формирование
российской
гражданской
идентичности
рассматривается
в
контексте
воспитания
толерантной
личности,
обладающей
поликультурными и диалоговыми компетентностями для конструктивного взаимодействия с представителями иных
культурно-религиозных
традиций
в
поликультурном
пространстве
России.
Актуальность
предлагаемой
темы
элективного курса связана с необходимостью разработки и адаптации современных образовательных технологий в
области
поликультурного
образования,
а
также
с
необходимостью
поиска
эффективных
педагогических
решений
проблемы
нарастания
в
подростково-молодёжной
среде
ксенофобских,
националистических,
экстремистских,
расистских,
фундаменталистских
настроений,
религиозной
нетерпимости
и
прочих
проявлений
интолерантного
поведения.
Актуальность данной темы также определяется значимостью формирующейся ситуации мультикультурализма,
связанной с лавинообразным ростом миграционных потоков, нередко характеризующихся оседанием мигрантов в тех
местах,
которые
имеют
железнодорожное
сообщение.
Работа
с
детьми-мигрантами,
проблемы
их
адаптации
и
интеграции в поликультурное пространство российской школы и шире – в поликультурное пространство российского
общества – сравнительно новая и сложная задача. Востребованность данной тематики также существенно возрастает в
условиях введения новой образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая
для основной школы пока ещё находится в стадии разработки.
Общая характеристика учебного курса.
Полноценное
осуществление
межкультурного
и
межконфессионального
диалога
средствами
образования
предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в образовательный процесс вовлечены представители
разных
культурных
общностей
–
цивилизационно-культурных,
культурно-исторических,
этно-конфессиональных,
локально-региональных,
этно-лингвистических
и
прочих,
которые
изучают
духовный
мир,
традиции,
историю
и
культуру людей, сформированных не только в собственной культурной традиции, но и в условиях инокультурного опыта.
Это образование акцентирует внимание обучающихся и учителя на взаимодействие различных картин и образов мира, в
том числе исторических; на наложение мировоззренческих, идеологических, этических и религиозных систем, на
взаимовлияние различных уровней и форм идентичности, на специфику культурных и образовательных интересов
разных сообществ, включая и те, к которым принадлежит большинство учителей и учащихся.
Поэтому данный курс имеет ярко выраженную рефлексивную и культурологическую направленность, нацелен на
формирование
поликультурных
компетентностей
и
культуротворческих
способностей
обучающихся.
Он
углубляет
содержание трёх образовательных областей: основы духовно-нравственной культуры народов России, гуманитарно-
филологической и социально-гуманитарной. Элективный курс строится на метапредметной и межпредметной основе,
аккумулируя мировоззренческие идеи и содержательные линии курсов истории, обществознания, основ религиозных
культур и светской этики, литературы, русского языка, мировой художественной культуры. Элективный курс реализует
перспективную линию на продолжение образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в основной школе, которую разработчики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
связывают
с
усилением
культурологического
и
религиоведческого
содержания
гуманитарных
предметов.
Цели настоящего курса определяются национальным воспитательным идеалом, а также целями образовательных
областей, зафиксированными в ФГОС:
-
становление
высоконравственного
гражданина
России,
укорененного
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального народа России;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре нашей страны, к семье, населенному пункту,
региону;
- развитие представлений о единстве и многообразии культурного пространства России и мира, о языке как основе
национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию роли
культурных различий в истории и современности России;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, на духовных традициях народов
России;
Собственно целью
курса
«Диалог
культур»
является
создание
педагогических
условий
для
воспитания
толерантной личности, укоренённой в культурных традициях многонационального народа России, осознающей свою
российскую гражданскую идентичность, способной конструктивно взаимодействовать в поликультурном пространстве
России,
открытом
и
поликультурном
мире
для
укрепления
гражданского
мира
и
согласия
в
обществе
на
основе
приобретения позитивного опыта межкультурного взаимодействия.
Задачи курса «Диалог культур»:
-
способствовать
принятию
школьниками
ценности
культурного
многообразия
как
основы
конструктивного
межкультурного взаимодействия людей;
-
содействовать
становлению
у
учащихся
непротиворечивой
формулы
многоуровневой
идентичности
с
приоритетом российской гражданской идентичности;
- содействовать развитию интереса школьников к вопросам культуротворчества и культуросозидания, духовно-
нравственного
и
морально-нравственного
самопознания,
самопроектирования,
самокоррекции,
самоактуализации
и
самореализации личности;
- обучать школьников навыкам рефлексии оснований мышления, поведения, деятельности, общения, умению
выявлять различия в образах и картинах мира, преодолевать собственные стереотипы и предубеждения, развивать
эмпатические способности;
-
сопровождать
школьников
в
определении
собственной
позиции
в
многообразии
общественных
и
мировоззренческих точек зрения, эстетических и культурных предпочтений;
- мотивировать школьников к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран
на основе взаимного интереса и уважения, «золотого правила нравственности»;
- создавать учебные ситуации, в которых проявляется стремление учеников уважать иное мнение, историю других
народов и стран, воспринимать их культуру в её самоценности и самодостаточности;
- учить детей вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие
ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- обучать школьников характеризовать свои поступки, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на
основе
культуры
того
или
иного
народа,
его
мировоззрения,
базовых
российских
гражданских
ценностей,
общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей
разных культур, позиций, мировоззрений.
Содержание программы курса построено таким образом, чтобы максимально актуализировать межпредметные
связи
с
изучаемым
материалом
по
истории,
обществознанию,
основам
религиозных
культур
и
светской
этики,
литературе.
Материал
курса
для
5
класса
является
пропедевтическим
для
дальнейшего
изучения
России
как
многонационального, многоконфессионального государства. Он существенно углубляет обществоведческую часть курса
«Окружающий мир» в начальной школе и отдельные аспекты курса обществознания в 5 классе в плане изучения
этногенеза народов России и формирования современной этно-лингвистической карты страны. Материал курса в 5
классе также ориентирован на всестороннее изучение культуры первобытности и первобытных народов, на поиски
архетипов бессознательного в жизни современного человека. Одновременно с этим в курсах истории и обществознания в
5
классе
также
изучаются
вопросы,
связанные
с
историей
первобытности,
что
позволит
вычленить
собственно
культурологический аспект этой проблематики.
Содержание курса в 6 классе связано с важнейшими культурологическими понятиями «свои» и «чужие», в нём
поднимается проблема понимания иного, другого. Здесь также освещаются пространственно-временные характеристики
тематики
диалога
культур,
материал
строится
с
опорой
на
знания
школьников
по
истории
Древнего
мира
и
Средневековья, особенно в плане становления исторических пространств Запада и Востока.
Курс
в
7
классе
касается
историко-культурного
процесса
формирования
многонационального
российского
общества
и
государства,
поликультурной
палитры
повседневной
жизни
россиян,
их
традиций
и
контактов,
формированию
границ
России
и
изучению
трансграничных
отношений.
Школьники
изучают
культурологические
аспекты истории России, опираясь на соответствующий материал по отечественной истории. Помимо этого, в 7 классе на
уроках всемирной истории обучающиеся знакомятся с процессом становления мировой цивилизации в ходе Великих
географических открытий и движением миграционных потоков, что способствует лучшему усвоению такой важной
темы, как миграции и мигранты.
Содержание курса в 8 классе посвящено изучению проблемы «Мировые цивилизации и культуры» на основе
исследования базовых универсалий культуры, раскрытию роли религиозного фактора в типологии мировых цивилизаций
и культур, а также теме цивилизационного и этно-конфессионального многообразия России. Определённое место
отведено изучению цивилизующей роли городов как пространства наиболее интенсивных контактов и конфликтов
представителей различных цивилизаций, культур и верований. Курс завершается перспективами диалога культур и
цивилизаций в современном мире.
Данный курс в перспективе планируется довести до конца основной и старшей школы. Значительная роль в нём
будет отведена изучению мировых религиозных культур.
Программа
подготовлена
в
соответствии
с
содержанием
и
структурой
учебных
пособий
на
бумажных
и
электронных
носителях.
В
совокупности
эти
материалы
могут
быть
использованы
в
основной
школе
в
качестве
дидактических
средств
предпрофильной
подготовки
учащихся,
а
в
старшей
школе
—
учебно-методического
сопровождения учебных предметов по выбору или реализующих региональный компонент.
Описание места учебного курса в базисном образовательном плане.
Настоящий
курс
предназначен
для
обучающихся
основной
(5-8
классы)
ступени
обучения.
Он
является
элективным курсом и может быть включён в базисный образовательный план школ, реализующих ФГОС в 5 классе, как
часть, формируемая участниками образовательного процесса, и в базисный учебный план основной школы как курс по
выбору обучающихся.
Общий (суммарный) объём курса составляет 140 часов, что соответствует 34 часам учебного времени в год (1 час.
в неделю. Ц учебном плане школы-интерната № 33 ОАО «РЖД» на изучение курса выделен 1 час в 5 классе как часть,
формируемая участниками образовательного процесса.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
–
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику;
–
ни одна культура не может быть лучше другой;
–
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Личностные
результаты освоения элективного курса направлены на формирование ценностных ориентиров,
основанных
на
идеях
патриотизма,
любви
и
уважения
к
Отечеству;
на
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны. К ним
относятся:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации в окружающем мире, понимание безусловной ценности человеческой жизни;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять знания для осмысления сущности современных общественных
явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе.
-
осознание
своей
идентичности
как
гражданина
страны,
члена
семьи,
этнической
и
религиозной
группы,
локальной и региональной общности;
Метапредметные
результаты освоения элективного курса направлены на формирование умений выполнять
познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной и исследовательской технологий и в
доступной социальной практике. Они предполагают:
1) исследование несложных реальных связей и зависимостей культурологического характера;
2) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
3) поиск и извлечение нужной информации в адаптированных источниках различного типа;
4)
перевод
информации
из
одной
знаковой
системы
в
другую
(из
текста
в
иллюстрацию
и
наоборот,
из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
5) участие в проектной, поисковой и исследовательской деятельности и социальных практиках, оформление
результатов деятельности в форме слайдовых презентаций;
6) оценку собственных учебных достижений, в том числе на критериальной основе, поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
поликультурной среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
7) обретение опыта позитивного межкультурного взаимодействия на принципах диалога и взаимопонимания через
определение собственного отношения к поликультурным явлениям;
8)
умение
организовать
работу
и
непосредственно
работать
в
группе
в
интерактивном
режиме,
выполняя
различные функциональные обязанности.
Предметные результаты освоения элективного курса предполагают:
- владение базовыми понятиями и категориями (диалог, культура, религия, мораль, культурное разнообразие,
идентичность и др.); обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных
обучающимися; целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
- понимание школьниками непреходящей ценности этно-конфессионального разнообразия; потребность в общении
с представителем иной религиозно-культурной традиции;
-
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
мировоззренчески
неоднородной
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога, на правовой основе;
-
использование знаний об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и
внешкольной жизни как основы для диалога в поликультурной среде;
- мотивация школьников на сохранение памятников истории и культуры (участие в создании школьных музеев,
учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- создание условий для взаимодействия между обучающимися на основе «золотого правила нравственности»,
стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- осмысление неожиданных для учащихся поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей,
символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
-
стремление
предотвращать
и
умение
разрешать
конфликтные
ситуации,
формирование
навыков
принятия
компромиссных решений; развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей различных традиций;
-
умение
определять
непротиворечивую
формулу
собственной
идентичности,
рассмотрение
её
как
элемента
исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества.
Формы, методы и технологии преподавания
В ходе преподавания элективного курса будут использоваться следующие формы и методы :
–
метод моральных дилемм и дискуссий;
–
исследовательский метод;
–
уроки – экскурсии;
–
деловые и ролевые игры;
–
тестирование, анкетирование, социалогические опросы;
–
викторины и другие конкурсы;
–
творческие мастерские;
–
использование информационно-коммуникационных технологий;
–
диалоговые технологии;
–
технология
проектирования
образовательной
среды
поликультурной
направленности
со
свойствами
диалогичности;
–
рефлексивные технологии;
–
исследовательские технологии;
–
технология проектирования, в т.ч. социального проектирования;
Основное содержание курса «Диалог культур» 5-7 классы
№
Название раздела
Количеств
о часов
Элементы содержания (основные темы)
Планируемые результаты
(предметные)
Примечание
Тема
1
Кто мы? Откуда
мы?
18
Откуда ты пришёл в этот мир, человек?
Такое
долгое
детство…
Близкие
–
далёкие
Мы в гостях у первобытного человека,
первобытный человек в гостях у нас
Человек
и
климат:
быть
или
не
быть
человечеству?
Укрощение огня.
Такой многоликий огонь…
От жеста – к слову
Учитель, с именем твоим…
Зачем человеку нужен «центр»?
Позитивные знания, религия, искусство
С чем пришёл ты в этот мир, человек?
Давать
определение
основным
понятиям; уметь обобщать их;
учиться извлекать информацию
из
текста,
анализировать
её,
самостоятельно формулировать
собственное мнение.
Определять
и
формулировать
проблему
занятия,
выдвигать
гипотезы,
составлять
план
действий и работать по плану.
Работать
по
самостоятельно
разработанному
плану,
давать
оценку
своим
личностным
качествам,
усваивать
позицию
ученика
Работать по плану, сверять свои
действия с целью. В диалоге с
у ч и т е л е м
о т р а б а т ы в а т ь
критерии оценки деятельности
на уроке.
Определять
и
формулировать
цель
деятельности,
составлять
план
действий
по
решению
задачи,
быть
психологически
готовым к участию в тренинге.
Умение учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с учителем
Знание требований к участию в
диспуте.
Самостоятельно
определять
основной вопрос
(проблему) урока;
работать по плану, сверять свои
действия
с
целью.
Вместе
с
у ч и т е л е м ,
с о о т н о с и т ь
результаты своей деятельности
с целью и оценивать его.
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять
цель
учебной
деятель но сти;
в
д и а л о г е
с
у ч и т е л е м
совершенствовать
критерии
оценки деятельности на уроке.
Определять
и
формулировать
цель деятельности. Составлять
план
действий
по
решению
проблемы
Тема
2
Путешествие
с
солнечным
Лучиком
16
Древнейшие
народы
на
территории
нашей
страны
По обе стороны от Урала, или Мир Леса и Тундры.
Народы уральской семьи.
Кочевой Мир Великой Степи.
Мир
Гор
и
Предгорий.
Древности
Кавказа.
Народы Кавказа в древности
Мир Лесостепей и Ополий. Восточные славяне в
древности. Русь и Степь
С в я т а я
Р у с ь :
о т
С о ф и и
–
к
Т р о и ц е .
Ум е н и е
с а м о с т о я т е л ь н о
о р г а н и з о в а т ь
р а б о т у
в
м а т е р и а л ь н о й
и
информационной среде общего
образования
(в
том
числе
с
учебными картами)
Определять
и
формулировать
цель
деятельности
(увидеть
п р о б л е м у,
у д е р ж и в а т ь
мысленно задачу). Осуществить
Культурологические символы Древней Руси.
У
истоков
русской
государственности
Лицом
к
Западу и к Востоку: под сенью двуглавого орла.
В
н е к о т о р о м
ц а р с т в е ,
в
н е к о т о р о м
самодержавстве…
От Руси – к России, от царства - к империи.
план
действий
по
решению
проблемы.
У ч и т ь с я
в ы д в и г а т ь ,
подтверждать
и
опровергать
г и п о т е з ы
п р и
р е ш е н и и
исследовательских проблем.
Осваивать
способы
решения
п р о б л е м
т в о р ч е с к о г о
и
поискового характера
Давать определения понятиям,
пришедшим
с
православием:
г у м а н н ы й ,
м и л о с е р д и е ,
со ст радание,
с оч у в с т в и е ;
у ч и т ь с я
а н а л и з и р о в а т ь ,
с р а в н и в а т ь
и
о б о б щ а т ь
и н ф о р м а ц и ю ;
с т р о и т ь
логиче ские
р а с с у ж д е н и я ;
преобразовывать информацию.
С т р о и т ь
л о г и ч е с к о е
р а с с у ж д е н и е ;
у м е т ь
преобразовывать
информацию
из
одного
вида
в
другой
из
текста в таблицу, схему.
Давать
определения
понятиям;
у ч и т ь с я
а н а л и з и р о в а т ь ,
сравнивать,
классифицировать
и обобщать понятия.
Работа с информацией; умение
и с п о л ь з о в а т ь
з н а к о в о -
с и м в о л и ч е с к и е
с р е д с т в а
представления информации для
создания
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов,
схем
р е ш е н и я
у ч е б н ы х
и
практических задач.
6 класс
Тема
1
Ж и в а я
с в я з ь
времён
20
Многоликий мир
«Мы» и «они»: «свои» и «чужие»?
Такие
разные
представления
о
счастливой
жизни, или зачем американцу бумеранг?
В мире символов и смыслов
Что в имени твоём?
Что такое «козёл отпущения», или ещё одна
связь времён
На пути к Истине, или: Как слепые изучали
слона
Гвардейцы
музы
Клио:
расследование
ведут
знатоки
Давать
определение
понятиям,
обобщать
их;
учиться
владеть
п р и е м а м и
о с м ы с л е н н о г о
чтения.
Учиться
извлекать
и н ф о р м а ц и ю
и з
т е к с т а
учебника;
с амо стоятельно;
у ч и т ь с я
р а б о т а т ь
с
иллюстрациями.
У ч и т ь с я
с о п о с т а в л я т ь
и
о т б и р а т ь
и н ф о р м а ц и ю ;
преобразовывать
информацию,
о сущ е с т вля т ь
р е фл е к с и ю
оснований мышления.
Учиться
обобщать
понятия,
осуще ствлять
лог и ч е с кую
операцию перехода от понятия
с меньшим объёмом к понятию
с
большим
объемом.
Учиться
р а б о т а т ь
с
т е с т а м и ,
преобразовывать информацию.
У ч и т ь с я
р а б о т а т ь
с
информацией
(сопоставлять
и
п р о в е р я т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
п о л у ч е н н у ю
и з
р а з н ы х
источников;
анализировать
и
обобщать факты).
Р а б о т а т ь
с
п о н я т и я м и ;
анализировать,
сравнивать
и
классифицировать
понятия,
сопо ст авлять;
работ ать
с
полученной
информацией;
представлять
информацию
в
в и д е
г р а ф и ч е с к о г о
изображения.
У ч и т ь с я
р а б о т а т ь
с
информацией
-
отбирать
для
решения
важных
жизненных
з а д ач
и з
д р .
и с т о ч н и ко в
(словари, энциклопедия); уметь
преобразовывать информацию в
графические
изображения
и
иллюствации.
обобщать и сравнивать понятия;
в л а д е т ь
п р и е м а м и
о с м ы с л е н н о г о
ч т е н и я ,
высказывать свою точку зрения;
преобразовывать информацию в
схемы. Таблицы.
Тема
2
Ч е л о в е к
в
историческом
пространстве-
времени
14
Что?
Где?
Когда?
Понятие
об
историческом
пространстве и историческом времени
Это
элементарно,
Ватсон!»
Человек
иной
исторической эпохи: «вне зоны доступа»?
Запад
есть
Запад,
Восток
есть
Восток»?
Мир
Запада и Мир Востока: встреча культур?
Мир Востока. «Колесо времени».
Мир Запада. «Стрела времени».
Россия: между Западом и Востоком.
У ч и т ь с я
с о п о с т а в л я т ь
и
о т б и р а т ь
и н ф о р м а ц и ю ;
преобразовывать
информацию,
давать определение понятиям
Преобразовывать
полученную
информацию из одного вида в
другую
-
составлять
рассказ;
учиться
строить
логические
рассуждения.
Определять
и формулировать
цель деятельности (понять свои
интересы,
увидеть
проблему,
задачу)
Осуществить
план
д е й с т в и й
п о
р е ш е н и ю
проблемы.
Давать
определения
понятиям:
свобода, равенство, прогресс и
пр.
Давать определения понятиям:
п о р я д о к ,
п о р я д о ч н о с т ь ,
п о р я д о ч н ы й
ч е л о в е к ,
честность;
справедливость,
с т р о и т ь
л о г и ч е с к и е
рассуждения; учиться; выявлять
причины и следствия простых
я в л е н и й ;
у ч и т ь с я
самостоятельно
получать
информацию
7 класс
Тема
1
Такая
многоликая
Россия
18
Поликультурная Россия
«Разнообразие в единстве».
«Русь — Россия».
« П р о с т р а н н а я
и м п е р и я ,
и л и
И м п е р и я
пространства…».
Российская империя в национальном сознании и
исторической памяти ее подданных и потомков.
Уметь
обобщать;
у ч и т ь с я
в л а д е т ь
п р и е м а м и
осмысленного чтения. Учиться
извлекать
информацию
из
т е к с т а
п о с о б и я ;
с а м о с тоя т е л ь н о ;
у ч и т ь с я
работать
с
иллюстрациями
и
картами
Определять
и
формулировать
цель
деятельности,
составлять
план
действий
и
работать
по
п л а н у ;
с а м о с т о я т е л ь н о
использовать
дополнительные
источники.
У ч и т ь с я
с о п о с т а в л я т ь
и
о т б и р а т ь
и н ф о р м а ц и ю ;
преобразовывать
информацию
из карты в текст;
с
использованием
задания
у ч е б н и к а
у ч и т ь с я
с амо стоят ель но
о т б и р а т ь
информацию
Работать
по
предложенному
плану,
использовать
наряду
с
учебниками,
дополнительные
источники.
Формулировать учебную задачу
и удерживать её в сознании.
Давать
определение
понятиям:
человек, мир, внутренний мир,
психология. Учиться обобщать
п о н я т и я ,
о с у щ е с т в л я т ь
логическую операцию перехода
от понятия с меньшим объёмом
к понятию с большим объемом.
Учиться
работать
с
тестами,
преобразовывать информацию в
таблицы
Тема
2
Живая граница
6
«Межи да грани, как мне быть с вами?»
«Дороги и судьбы». Миграции народов:
Твоя школа как поликультурное пространство.
Р а б о т а т ь
с
п о н я т и я м и ;
анализировать,
сравнивать
и
классифицировать
понятия,
сопо ст авлять;
работ ать
с
полученной
информацией;
представлять
информацию
в
виде таблице и схемы; владеть
п р и е м а м и
о с м ы с л е н н о г о
чтения.
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять
цель
учебной
деятельно сти.
В
д и а л о г е
с
у ч и т е л е м
совершенствовать
критерии
оценки деятельности на уроке
Самостоятельно
определять
основной вопрос
(проблему) урока;
работать по плану, сверять свои
действия
с
целью.
Вместе
с
у ч и т е л е м ,
с о о т н о с и т ь
результаты своей деятельности
с целью и оценивать его
понятиям;
обобщать
понятия,
с т р о и т ь
л о г и ч е с к и е
рассуждения; учиться работать
с информацией - отбирать для
решения
важных
жизненных
з а д ач
и з
д р .
и с т о ч н и ко в
(словари, энциклопедия); уметь
преобразовывать информацию в
схемы
8 класс
Тема
1
Великие
религиозно-
культурные
миры
12
Мировые
религии
и
великие
религиозно-
культурные миры.
Индо-буддистский мир.
Конфуцианско-буддистский мир.
Христианский мир в единстве и многообразии
Мир ислама.
Религиозная палитра России.
Определять
и
формулировать
цель
деятельности,
составлять
план действий.
Уметь
обобщать
п о н я т и я ;
учиться
владеть
приемами
осмысленного чтения
Учиться извлекать информацию
и з
т е к с т а
у ч е б н и к а ;
с а м о с тоя т е л ь н о ;
у ч и т ь с я
работать с иллюстрациями.
Работать по плану, сверять свои
действия с целью.
Учиться
давать
оценку
своим
личностным качествам и чертам
характера «Каков Я, Каким хочу
стать? Что надо сделать?»
Определять
и
формулировать
цель
деятельности,
составлять
план
действий
по
решению
задачи.
В
д и а л о г е
с
у ч и т е л е м
отрабатывать критерии оценки
деятельности на уроке.
Давать
определение
понятиям;
осуще ствлять
лог и ч е с кую
операцию перехода от понятия
с меньшим объёмом к понятию
с
большим
объемом;
учиться
р а б о т а т ь
с
т е с т а м и ,
преобразовывать информацию.
Тема
2
Цивилизации
и
культуры
22
Цивилизации и природа.
«Что
видит
кошка
на
балу
у
королевы
у
английской?»
«Конфликты и их разрешение».
«Город — единство непохожих»
Диалог
культур
и
цивилизаций
в
современном
мире.
Диалог
культур
во
имя
гражданского
мира
и
согласия.
Самостоятельно
определять
основной вопрос
(проблему) урока;
работать по плану, сверять свои
действия
с
целью.
Вместе
с
у ч и т е л е м ,
с о о т н о с и т ь
результаты своей деятельности
с целью и оценивать его.
в л а д е т ь
п р и е м а м и
о с м ы с л е н н о г о
ч т е н и я ,
высказывать свою точку зрения;
преобразовывать информацию в
слайдовые презентации.
У ч и т ь с я
с о п о с т а в л я т ь
и
о т б и р ат ь
и н ф о р м а ц и ю
о
к о н ф л и к т а х
н а
э т н о -
конфе ссиональной
п о ч в е ,
анализировать
информацию
с
т о ч к и
з р е н и я
е ё
незаангажированности.
Учиться
выдвигать
версии
решения
проблемы,
выбирать
из
предложенных,
и
искать
с а м о с тоя т е л ь н о
с р е д с т в а
достижения цели.
В л а д е т ь
п р и е м а м и
осмысленного чтения;
представлять
информацию
в
виде рисунков, плакатов и т.д.
Тематическое планирование 5 класс (34 ч.)
№
урока
Тема
занятия
Основно
й
в и д
деятельн
ости
Цели урока
Формы
контроля
Примеч
ание
Важнейшие
мировоззренческ
ие идеи.
Личностные
УУД
Регулятивные УУД,
Познавательные
УУД,
Коммуникативные
УУД
1-2.
Откуда ты
пришёл
в
этот
мир,
человек?
Интеракт
ивная
работа
в
группах
Осознавать
е д и н с т в о
и
целостность
окружающего
мира,
оценивать
его
с различных точек
зрения.
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
д е я т е л ь н о с т и
в
группе,
составлять
п л а н
д е й с т в и й
группы;
реализовывать
его
согласно
ф у н к ц и о н а л у
в
группе.
Давать определение
основным
понятиям;
уметь
о б о б щ а т ь
и х ;
учиться
извлекать
информацию
и з
текста,
анализировать
её,
самостоятельно
формулировать
собственное
мнение.
Учиться
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие,
критически
относиться к своему
и иному мнению
3.
Такое
долгое
детство…
Близкие –
далёкие.
Тренинг-
рефлекси
я
Осознавать
е д и н с т в о
и
целостность
окружающего
мира во времени,
п о н и м а т ь
и
определять
своё
м е с т о
в
ц е п и
поколений.
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
проблему
занятия,
выдвигать гипотезы,
с о с т а в л я т ь
п л а н
действий и работать
по плану.
Осуществлять
рефлексию
оснований
мышления,
приобретать
навыки
самопознания.
У ч а с т в о в а т ь
в
диалоге
с
с амим
собой,
отыскивать
элементы
менталитета
первобытного
человека в сознании
и
бессознательном
нашего
современника
4.
М ы
в
Написани
Осознавать
Р а б о т а т ь
п о
Учиться
Учиться выстраивать
гостях
у
первобыт
ного
человека,
первобыт
ный
человек
в
гостях
у
нас.
е эссе.
единство
человечества,
определять
себя
к а к
е г о
неотъемлемую
часть.
Учиться
оценивать
поступки людей с
различных
точек
з р е н и я ,
в
различных
ситуациях,
о п и р а я с ь
н а
общечеловеческие
ценности.
Понимать,
ч т о
уважение предков
–
в а ж н е й ш а я
черта
сознания
культурного
человека.
самостоятельно
разработанному
плану, давать оценку
своим
личностным
качествам, усваивать
позицию ученика.
рефлексии,
преодолевать
просвещенческий
стереотип
высокомерного
о т н о ш е н и я
к
первобытности.
Учиться
обобщать
важнейшие
понятия,
осуществлять
логическую
операцию перехода
о т
п о н я т и я
с
меньшим
объёмом
к
п о н я т и ю
с
большим
объемом.
Учиться
преобразовывать
визуальную
и н ф о р м а ц и ю
в
вербальную (текст).
толерантное
отношение
к
тому,
кто не похож на тебя,
владеть
письменной
и устной речью.
5-6.
Человек и
климат:
быть
или
н е
б ы т ь
человечес
тву?
Работа
с
Интернет-
источника
ми.
Осознавать
е д и н с т в о
и
целостность
окружающего
мира, личностную
значимость
решения
глобальных
проблем
человечества.
Работать
по
плану,
с в е р я т ь
с в о и
действия с целью. В
диалоге
с
учителем
отрабатывать
критерии
о ц е н к и
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке.
Давать определение
понятиям,
учиться
р а б о т а т ь
с
информацией:
с о п о с т а в л я т ь
и
проверять
информацию,
п о л у ч е н н у ю
и з
разных источников;
анализировать
и
обобщать факты.
понимать
д р у г и е
п о з и ц и и ,
п р и
необходимости
корректно
убеждать
других
в
правоте
с в о и х
п о з и ц и й ;
уметь
договариваться.
7-8.
Укрощени
е огня.
Такой
многолик
ий
огонь…
Психолог
ический
тренинг
«Пока
горит
свеча»,
«Театр
теней».
Самоуважение
и
позитивная
самооценка,
чувство
собственного
достоинства;
осознавать
себя
членом
сообщества;
учиться
п р и н и м а т ь
и
проявлять
заботу
о ближних.
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
деятельности,
с о с т а в л я т ь
п л а н
д е й с т в и й
п о
решению
з а д ач и ,
быть
психологически
готовым к участию в
тренинге.
Выдвигать
версии
решения проблемы,
в ы б и р а т ь
и з
предложенных;
обобщать
понятия;
учиться работать с
информацией.
В ы с т р а и в а т ь
и
перестраивать
стиль
своего
общения
со
сверстниками;
учиться
договариваться
с
другими,
согласуя
свои
интересы
и
взгляды,
у ч и т ь с я
вести диалог.
9-10.
От
жеста
– к слову.
Перевод
информац
и и
и з
одной
знаковой
системы в
другую.
Умение
рационально
распоряжаться
временем,
видеть
преимущества
разных
знаковых
систем.
Умение
учитывать
выделенные
учителем ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в
сотрудничестве
с
учителем
Умение переводить
информацию
и з
одной
з н а ко в о й
системы в другую с
использованием
рефлексии..
Понимать
непреходящее
з н ач е н и е
в т о р о й
сигнальной системы,
общения,
ком м у н и к а ц и и
в
процессе
выделения
человека
из
мира
животных, развивать
навыки
вл а д е н и я
у с т н о й
и
письменной речью.
11-12.
Учитель,
с
именем
твоим…
Учебный
диспут.
Знание
основных
моральных норм и
ориентация на их
выполнение,
дифференциация
м о р а л ь н ы х
и
конвенциональны
х
норм;
развитие
Знание требований к
участию в диспуте.
Владение
навыками
ведения
диспута,
пособность
аргументированног
о
п р е д ъ я в л е н и я
собственной
позиции.
У ч и т ь с я
в е с т и
диалог,
Уметь
взглянуть
на
ситуацию
с
иной
п о з и ц и и
и
договариваться
с
одноклассниками
с
других позиций
морального
с о з н а н и я
к а к
переходного
от
доконвенциональ
н о г о
к
конвенционально
му уровню.
13-14.
Зачем
человеку
нужен
"центр"?
Рождение
социальн
ого
пространс
т в а
и
социальн
ого
времени.
Общение
и труд.
Моделиро
вание
процесса
на основе
определё
нной
версии
Учиться
оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
безопасного
образа
жизни
и
сохранения
здоровья;
самостоятельно
выбирать
стиль
поведения,
обеспечивающий
безопасный
образ
ж и з н и
и
сохранения
здоровья
Самостоятельно
определять основной
вопрос
(проблему) урока;
работать
по
плану,
с в е р я т ь
с в о и
действия
с
целью.
Вместе
с
учителем,
соотносить
результаты
с во е й
д е я т е л ь н о с т и
с
целью
и
оценивать
его.
Умение
с т р о и т ь
логические
рассуждения,
видеть
причинно-
следственные
связи.;
Учиться
толерантно
строить отношения с
у ч е н и ка м и
и н ы х
п о з и ц и й
и
интересов,
находить
к о м п р о м и с с ы
с
ними.
15-16.
Позитивн
ые
знания,
религия,
искусство
.
Реконстру
кция
образа
мира
Понимание
значимости
внутреннего мира
человека,
убеждённость
в
принципиальной
познаваемости
внешнего мира.
Самостоятельно
о б н а р у ж и в а т ь
и
формулировать
учебную
проблему,
о п р ед е л я т ь
ц е л ь
учебной
д е я т е л ь н о с т и ;
в
диалоге
с
учителем
совершенствовать
критерии
о ц е н к и
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке.
У м е т ь
д а в а т ь
определения
понятиям;
развивать
эмпатиче ские
и
рефлексивные
способности.
Владеть
приемами
монологической
и
диалогической речи;
понимать
д р у г и е
п о з и ц и и ,
п р и
необходимости
корректно
убеждать
других
в
правоте
с в о и х
п о з и ц и й ;
уметь
договариваться.
17-18.
С
ч е м
пришёл
ты в этот
мир,
человек?
Пишем
продолже
ние
современ
ной
экологиче
ской
сказки.
Осознавать
е д и н с т в о
и
целостность
окружающего
мира.
У ч и т ь с я
оценивать
поступки людей с
различных
точек
з р е н и я ,
в
различных
ситуациях,
о п и р а я с ь
н а
общечеловеческие
ценности.
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
деятельности.
Со ст авлять
п л а н
д е й с т в и й
п о
решению проблемы.
Учиться
с о п о с т а в л я т ь
и
отбирать
информацию;
преобразовывать
и н ф о р м а ц и ю
в
т аблицу,
с х е м у,
графическое
изображение.
Владеть
устной
и
письменной
речью,
приемами
монологической
и
диалогической речи;
понимать
д р у г и е
п о з и ц и и ,
у м е т ь
договариваться,
для
того
чтобы
сделать
что-то сообща.
19.
Древнейш
ие народы
на
территори
и
нашей
страны.
Работа
с
картой;
виртуальн
ое
путешест
вие.
Осознание
чувства
сопричастности
и
гордости за свою
Родину, народ и её
древнюю
Умение
самостоятельно
организовать
работу
в
материальной
и
информационной
с р е д е
о б щ е г о
Преобразовывать
полученную
информацию
и з
о д н о г о
в и д а
в
д р у г у ю
-
составлять рассказ;
П о н и м а т ь
и
принимать
другие
позиции,
систему
взглядов и интересов
другого.
историю.
образования
(в
том
числе
с
учебными
картами)
учиться
ст роить
логические
рассуждения.
20.
П о
о б е
стороны
от
Урала,
или
Мир
Л е с а
и
Тундры.
Народы
уральской
семьи.
Исследов
ание
волшебно
й
сказки
«В стране
Царевны-
Лягушки»
Достижение
устойчивой
мотивации
изучения
сказочных
с ю ж е т о в
к а к
объектов
исследованияОри
е н т а ц и я
в
нравственном
с о д е р ж а н и и
и
смысле
поступков,
ка к
собственных,
так
и
литературных
героев.
Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать конечный
результат.
Составлять в группе
п л а н
р е ш е н и я
проблемы.
Учиться
добывать
информацию
и з
различных
источников;
преобразовывать
полученную
информацию
и з
о д н о г о
в и д а
в
другой.
Владеть
приёмами
смыслового
чтения,
п и с ь м е н н о й
и
у с т н о й
р е ч ь ю ,
у ч и т ь с я
в и д е т ь
культурологические
символы и смыслы в
специфической
информации.
21-22.
Кочевой
Мир
Великой
Степи.
Исследов
ание
волшебно
й
сказки
«В стране
Кощея
Бессмерт
н о г о
и
Змея
Горыныча
»
Учиться
оценивать
поступки
людей
исторического
п р о ш л о г о
в
различных
ситуациях,
о п и р а я с ь
н а
общечеловеческие
ценности.
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
деятельности
(увидеть
проблему,
удерживать
мысленно
задачу).
Осуществить
план
д е й с т в и й
п о
решению проблемы.
Использование
различных
способов
поиска,
обработки, анализа,
п е р е д а ч и
и
интерпретации
информации;
освоение
способов
решения
проблем
т в о р ч е с к о г о
и
поискового
характера.
Владеть
приёмами
смыслового
чтения,
п и с ь м е н н о й
и
у с т н о й
р е ч ь ю ,
у ч и т ь с я
в и д е т ь
культурологические
символы и смыслы в
специфической
информации.
23-24.
Мир
Гор
и
Лингвист
ическое
Учиться
оценивать
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
Учиться выдвигать,
подтверждать
и
Понимать
человека
исторического
Предгори
й.
Древност
и Кавказа.
Народы
Кавказа
в
древност
и.
исследова
ние
«Нартског
о эпоса».
поступки людей с
различных
точек
з р е н и я ,
в
различных
ситуациях,
о п и р а я с ь
н а
общечеловеческие
ценности.
деятельности
( п о н я т ь
с в о и
интересы,
увидеть
проблему,
задачу)
Осуществить
план
д е й с т в и й
п о
решению проблемы.
опровергать
г и п о т е з ы
п р и
решении
исследовательских
проблем.
прошлого,
владеть
приёмами
гибкого
ч т е н и я
и
рационального
слушания;
составлять
п р ед с т а вл е н и е
о
тексте
как
продукте
речевой
(коммуникативной)
деятельности.
25-26.
Мир
Лесостеп
е й
и
Ополий.
Восточны
е
славяне
в
древност
и. Русь и
Степь.
Путешест
в и е
в
Тридевят
ое
царство,
Тридесят
ое
государст
в о ,
и л и
такая
загадочна
я
Б а б а -
Яга.
Учиться
оценивать
поступки
героев
н а
о с н о в е
общечеловечески
х ценностей, норм
морали
той
или
иной
исторической
эпохи.
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
деятельности
( п о н я т ь
с в о и
интересы,
увидеть
проблему,
задачу)
Осуществить
план
д е й с т в и й
п о
решению
исследовательской
проблемы.
Осваивать способы
решения
проблем
т в о р ч е с к о г о
и
поискового
характера.
27-28.
Святая
Русь:
от
Софии – к
Троице.
Исследов
ание
волшебно
й сказки о
Отражать степень
укоренённости
в
культуре
родного
н а р о д а
п р и
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
деятельности
( п о н я т ь
с в о и
Давать
определения
понятиям,
п р и ш е д ш и м
с
Учиться
понимать
символику
волшебной
сказки,
рассматривать
её
в
Культурол
огические
символы
Древней
Руси.
Василисе
Прекрасн
ой,
Василисе
Премудро
й.
формировании
славяно-
православной
формы
идентичности.
интересы,
увидеть
проблему,
задачу)
Осуществить
план
д е й с т в и й
п о
решению проблемы
православием:
гуманный,
милосердие,
сострадание,
сочувствие;
учиться
анализировать,
с р а в н и в а т ь
и
обобщать
информацию;
строить логические
рассуждения;
преобразовывать
информацию.
определённом
историко-
культурном
контексте.Доносить
свою
позицию
до
д р у г и х ,
в л а д е я
приемами
монологической
и
диалогической речи
29-30.
У истоков
русской
государст
венности
Лицом
к
Западу
и
к
Востоку:
под
сенью
двуглавог
о орла.
Работа
с
картой.
Сформированност
ь
г р а ж д а н с ко -
патриотических
качеств,
российской
гражданской
идентичности;
Планировать
свою
индивидуальную
образовательную
т р а е к т о р и ю .
В
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно
выбранные критерии
оценки.
Строить
логическое
рассуждение; уметь
преобразовывать
информацию
и з
о д н о г о
в и д а
в
другой из текста в
таблицу, схему.
Владеть
приемами
смыслового
чтения,
р а б о т а т ь
с
иллюстративным
рядом.
31-32.
В
некоторо
м
царстве, в
некоторо
м
самодерж
Рефлекси
я
основани
й
мышлени
я
Учиться
анализировать
поступки
человека
исторического
п р о ш л о г о
в
различных
О п р е д е л я т ь
и
формулировать
цель
деятельности;
осуществлять
д е й с т в и я
п о
реализации
плана.
Соотносить
Давать
определения
понятиям;
учиться
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
о б о б щ а т ь
П о н и м а т ь
и
принимать
другие
позиции,
учиться
в е с т и
д и а л о г ,
понимать
систему
взглядов и интересов
человека
австве…
ситуациях.
О п и р а я с ь
н а
общечеловеческие
,
р о с с и й с к и е .
национальные,
личностные
представления
о
«добре»;
различать
доброе
и
к р а с и в о е
в
культурном
наследии России
р е з ул ьт а т
с в о е й
д е я т е л ь н о с т и
с
целью
и
оценивать
его.
понятия.
исторического
прошлого.
33
От Руси –
к
России,
от
царства
-
к
империи.
Психолог
ический
тренинг
Использовать
тренинговые
ф о р м ы
д л я
самопознания
личности;
испытывать
п от р е б н о с т ь
в
личностной
оценке
событий
исторического
прошлого.
Способствовать
совершенствованию
функций
контроля,
самоконтроля,
оценки и коррекции
знаний, определения
уровня
овладения
умениями,
навыками,
компетенциями,
п о н и м а н и я
с у т и
изучаемого
материала.
Р а б о т а
с
информацией;
умение
использовать
знаково-
символические
средства
представления
информации
для
создания
моделей
изучаемых
о б ъ е к т о в
и
процессов,
схем
решения учебных и
практических
задач.
Уметь
в ы д в и г ат ь
контраргументы, при
необходимости
корректно
убеждать
других
в
правоте
с в о и х
п о з и ц и й .
В л а д е т ь
у с т н о й
р е ч ь ю .
У ч и т ь с я
критически
относиться к своему
мнению
35.
Итоговое
занятие (1
ч.).
История
Защита
индивиду
альных
и
групповы
Учиться
осознавать
себя
членом
сообщества»
Со ст авлять
п л а н
д е й с т в и й
п о
решению
проблемы.
Работать
Обобщать понятия;
Учиться работать с
и н ф о р м а ц и е й
-
самостоятельно
Владеть
презентационными
навыками,
п и с ь м е н н о й
и
далёкая
и
близкая
х
проектов.
осознанно
осваивать
роли
и
формы
общения;
включаться
в
различные
стороны
общественной
жизни; осознавать
с в о и
и
общественные
интересы.
самостоятельно
по
плану,
сверяя
свои
действия с целью. В
диалоге
с
учителем
давать оценку своей
деятельности
извлекать
информацию
и з
различных
источников:
учебника,
дополнительной
литературы,
словарей;
учиться
анализировать
и
сравнивать
полученные факты
и информацию;
владеть
приемами
осмысленного
чтения.
у с т н о й
р е ч ь ю .
Д о н о с и т ь
с в о ю
позицию
до
других
во
время
защиты
п р о е к т а ,
в л а д е я
приемами
монологической
и
диалогической речи.