Напоминание

Диалог культур, 5 класс


Автор: Сафронова Алёна Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства, мхк
Учебное заведение: Школа-интернат № 33 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: с.Толбага, Петровск-Забайкальский район, Забайкальский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Диалог культур, 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Пояснительная записка
В федеральных государственных образовательных стандартах приоритетное формирование российской гражданской идентичности рассматривается в контексте воспитания толерантной личности, обладающей поликультурными и диалоговыми компетентностями для конструктивного взаимодействия с представителями иных культурно-религиозных традиций в поликультурном пространстве России. Актуальность предлагаемой темы элективного курса связана с необходимостью разработки и адаптации современных образовательных технологий в области поликультурного образования, а также с необходимостью поиска эффективных педагогических решений проблемы нарастания в подростково-молодёжной среде ксенофобских, националистических, экстремистских, расистских, фундаменталистских настроений, религиозной нетерпимости и прочих проявлений интолерантного поведения. Актуальность данной темы также определяется значимостью формирующейся ситуации мультикультурализма, связанной с лавинообразным ростом миграционных потоков, нередко характеризующихся оседанием мигрантов в тех местах, которые имеют железнодорожное сообщение. Работа с детьми-мигрантами, проблемы их адаптации и интеграции в поликультурное пространство российской школы и шире – в поликультурное пространство российского общества – сравнительно новая и сложная задача. Востребованность данной тематики также существенно возрастает в условиях введения новой образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая для основной школы пока ещё находится в стадии разработки.
Общая характеристика учебного курса.
Полноценное осуществление межкультурного и межконфессионального диалога средствами образования предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в образовательный процесс вовлечены представители разных культурных общностей – цивилизационно-культурных, культурно-исторических, этно-конфессиональных, локально-региональных, этно-лингвистических и прочих, которые изучают духовный мир, традиции, историю и культуру людей, сформированных не только в собственной культурной традиции, но и в условиях инокультурного опыта. Это образование акцентирует внимание обучающихся и учителя на взаимодействие различных картин и образов мира, в том числе исторических; на наложение мировоззренческих, идеологических, этических и религиозных систем, на
взаимовлияние различных уровней и форм идентичности, на специфику культурных и образовательных интересов разных сообществ, включая и те, к которым принадлежит большинство учителей и учащихся. Поэтому данный курс имеет ярко выраженную рефлексивную и культурологическую направленность, нацелен на формирование поликультурных компетентностей и культуротворческих способностей обучающихся. Он углубляет содержание трёх образовательных областей: основы духовно-нравственной культуры народов России, гуманитарно- филологической и социально-гуманитарной. Элективный курс строится на метапредметной и межпредметной основе, аккумулируя мировоззренческие идеи и содержательные линии курсов истории, обществознания, основ религиозных культур и светской этики, литературы, русского языка, мировой художественной культуры. Элективный курс реализует перспективную линию на продолжение образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе, которую разработчики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России связывают с усилением культурологического и религиоведческого содержания гуманитарных предметов. Цели настоящего курса определяются национальным воспитательным идеалом, а также целями образовательных областей, зафиксированными в ФГОС: - становление высоконравственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России; - формирование уважительного отношения к истории, культуре нашей страны, к семье, населенному пункту, региону; - развитие представлений о единстве и многообразии культурного пространства России и мира, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию роли культурных различий в истории и современности России; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, на духовных традициях народов России; Собственно
целью
курса «Диалог культур» является создание педагогических условий для воспитания толерантной личности, укоренённой в культурных традициях многонационального народа России, осознающей свою российскую гражданскую идентичность, способной конструктивно взаимодействовать в поликультурном пространстве
России, открытом и поликультурном мире для укрепления гражданского мира и согласия в обществе на основе приобретения позитивного опыта межкультурного взаимодействия.
Задачи
курса «Диалог культур»: - способствовать принятию школьниками ценности культурного многообразия как основы конструктивного межкультурного взаимодействия людей; - содействовать становлению у учащихся непротиворечивой формулы многоуровневой идентичности с приоритетом российской гражданской идентичности; - содействовать развитию интереса школьников к вопросам культуротворчества и культуросозидания, духовно- нравственного и морально-нравственного самопознания, самопроектирования, самокоррекции, самоактуализации и самореализации личности; - обучать школьников навыкам рефлексии оснований мышления, поведения, деятельности, общения, умению выявлять различия в образах и картинах мира, преодолевать собственные стереотипы и предубеждения, развивать эмпатические способности; - сопровождать школьников в определении собственной позиции в многообразии общественных и мировоззренческих точек зрения, эстетических и культурных предпочтений; - мотивировать школьников к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран на основе взаимного интереса и уважения, «золотого правила нравственности»; - создавать учебные ситуации, в которых проявляется стремление учеников уважать иное мнение, историю других народов и стран, воспринимать их культуру в её самоценности и самодостаточности; - учить детей вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта; - обучать школьников характеризовать свои поступки, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры того или иного народа, его мировоззрения, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений. Содержание программы курса построено таким образом, чтобы максимально актуализировать межпредметные связи с изучаемым материалом по истории, обществознанию, основам религиозных культур и светской этики, литературе.
Материал курса для 5 класса является пропедевтическим для дальнейшего изучения России как многонационального, многоконфессионального государства. Он существенно углубляет обществоведческую часть курса «Окружающий мир» в начальной школе и отдельные аспекты курса обществознания в 5 классе в плане изучения этногенеза народов России и формирования современной этно-лингвистической карты страны. Материал курса в 5 классе также ориентирован на всестороннее изучение культуры первобытности и первобытных народов, на поиски архетипов бессознательного в жизни современного человека. Одновременно с этим в курсах истории и обществознания в 5 классе также изучаются вопросы, связанные с историей первобытности, что позволит вычленить собственно культурологический аспект этой проблематики. Содержание курса в 6 классе связано с важнейшими культурологическими понятиями «свои» и «чужие», в нём поднимается проблема понимания иного, другого. Здесь также освещаются пространственно-временные характеристики тематики диалога культур, материал строится с опорой на знания школьников по истории Древнего мира и Средневековья, особенно в плане становления исторических пространств Запада и Востока. Курс в 7 классе касается историко-культурного процесса формирования многонационального российского общества и государства, поликультурной палитры повседневной жизни россиян, их традиций и контактов, формированию границ России и изучению трансграничных отношений. Школьники изучают культурологические аспекты истории России, опираясь на соответствующий материал по отечественной истории. Помимо этого, в 7 классе на уроках всемирной истории обучающиеся знакомятся с процессом становления мировой цивилизации в ходе Великих географических открытий и движением миграционных потоков, что способствует лучшему усвоению такой важной темы, как миграции и мигранты. Содержание курса в 8 классе посвящено изучению проблемы «Мировые цивилизации и культуры» на основе исследования базовых универсалий культуры, раскрытию роли религиозного фактора в типологии мировых цивилизаций и культур, а также теме цивилизационного и этно-конфессионального многообразия России. Определённое место отведено изучению цивилизующей роли городов как пространства наиболее интенсивных контактов и конфликтов представителей различных цивилизаций, культур и верований. Курс завершается перспективами диалога культур и цивилизаций в современном мире. Данный курс в перспективе планируется довести до конца основной и старшей школы. Значительная роль в нём будет отведена изучению мировых религиозных культур. Программа подготовлена в соответствии с содержанием и структурой учебных пособий на бумажных и электронных носителях. В совокупности эти материалы могут быть использованы в основной школе в качестве
дидактических средств предпрофильной подготовки учащихся, а в старшей школе — учебно-методического сопровождения учебных предметов по выбору или реализующих региональный компонент.
Описание места учебного курса в базисном образовательном плане.
Настоящий курс предназначен для обучающихся основной (5-8 классы) ступени обучения. Он является элективным курсом и может быть включён в базисный образовательный план школ, реализующих ФГОС в 5 классе, как часть, формируемая участниками образовательного процесса, и в базисный учебный план основной школы как курс по выбору обучающихся. Общий (суммарный) объём курса составляет 140 часов, что соответствует 34 часам учебного времени в год (1 час. в неделю. Ц учебном плане школы-интерната № 33 ОАО «РЖД» на изучение курса выделен 1 час в 5 классе как часть, формируемая участниками образовательного процесса.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: – каждая культура имеет собственный контекст и свою логику; – ни одна культура не может быть лучше другой; – каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Личностные

результаты
освоения элективного курса направлены на формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны. К ним относятся: - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире, понимание безусловной ценности человеческой жизни; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Метапредметные

результаты
освоения элективного курса направлены на формирование умений выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной и исследовательской технологий и в доступной социальной практике. Они предполагают: 1) исследование несложных реальных связей и зависимостей культурологического характера; 2) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 3) поиск и извлечение нужной информации в адаптированных источниках различного типа; 4) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в иллюстрацию и наоборот, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 5) участие в проектной, поисковой и исследовательской деятельности и социальных практиках, оформление результатов деятельности в форме слайдовых презентаций; 6) оценку собственных учебных достижений, в том числе на критериальной основе, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей поликультурной среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; 7) обретение опыта позитивного межкультурного взаимодействия на принципах диалога и взаимопонимания через определение собственного отношения к поликультурным явлениям; 8) умение организовать работу и непосредственно работать в группе в интерактивном режиме, выполняя различные функциональные обязанности.
Предметные результаты
освоения элективного курса предполагают: - владение базовыми понятиями и категориями (диалог, культура, религия, мораль, культурное разнообразие, идентичность и др.); обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися; целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - понимание школьниками непреходящей ценности этно-конфессионального разнообразия; потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, мировоззренчески неоднородной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога, на правовой основе; - использование знаний об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основы для диалога в поликультурной среде; - мотивация школьников на сохранение памятников истории и культуры (участие в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). - создание условий для взаимодействия между обучающимися на основе «золотого правила нравственности», стремление интегрировать усилия в решении общих задач; - осмысление неожиданных для учащихся поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции; - стремление предотвращать и умение разрешать конфликтные ситуации, формирование навыков принятия компромиссных решений; развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей различных традиций; - умение определять непротиворечивую формулу собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества.
Формы, методы и технологии преподавания
В ходе преподавания элективного курса будут использоваться следующие
формы и методы
: – метод моральных дилемм и дискуссий; – исследовательский метод; – уроки – экскурсии; – деловые и ролевые игры; – тестирование, анкетирование, социалогические опросы; – викторины и другие конкурсы; – творческие мастерские; – использование информационно-коммуникационных технологий; – диалоговые технологии; – технология проектирования образовательной среды поликультурной направленности со свойствами диалогичности; – рефлексивные технологии; – исследовательские технологии;
– технология проектирования, в т.ч. социального проектирования; Основное содержание курса «Диалог культур» 5-7 классы № Название раздела Количеств о часов Элементы содержания (основные темы) Планируемые результаты (предметные) Примечание Тема 1
Кто мы? Откуда

мы?
18
Откуда ты пришёл в этот мир, человек?

Такое

долгое

детство…

Близкие



далёкие

Мы в гостях у первобытного человека,

первобытный человек в гостях у нас
Человек и климат: быть или не быть человечеству? Укрощение огня. Такой многоликий огонь…
От жеста – к слову

Учитель, с именем твоим…

Зачем человеку нужен «центр»?

Позитивные знания, религия, искусство

С чем пришёл ты в этот мир, человек?
Давать определение основным понятиям; уметь обобщать их; учиться извлекать информацию из текста, анализировать её, самостоятельно формулировать собственное мнение. Определять и формулировать проблему занятия, выдвигать гипотезы, составлять план действий и работать по плану. Работать по самостоятельно разработанному плану, давать оценку своим личностным качествам, усваивать позицию ученика Работать по плану, сверять свои действия с целью. В диалоге с у ч и т е л е м о т р а б а т ы в а т ь критерии оценки деятельности на уроке. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи, быть психологически готовым к участию в тренинге. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Знание требований к участию в диспуте. Самостоятельно определять основной вопрос (проблему) урока; работать по плану, сверять свои действия с целью. Вместе с у ч и т е л е м , с о о т н о с и т ь результаты своей деятельности с целью и оценивать его. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятель но сти; в д и а л о г е с у ч и т е л е м совершенствовать критерии оценки деятельности на уроке. Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы Тема 2
Путешествие

с

солнечным

Лучиком
16
Древнейшие

народы

на

территории

нашей

страны
По обе стороны от Урала, или Мир Леса и Тундры. Народы уральской семьи. Кочевой Мир Великой Степи. Мир Гор и Предгорий. Древности Кавказа. Народы Кавказа в древности Мир Лесостепей и Ополий. Восточные славяне в древности. Русь и Степь С в я т а я Р у с ь : о т С о ф и и – к Т р о и ц е . Ум е н и е с а м о с т о я т е л ь н о о р г а н и з о в а т ь р а б о т у в м а т е р и а л ь н о й и информационной среде общего образования (в том числе с учебными картами) Определять и формулировать цель деятельности (увидеть п р о б л е м у, у д е р ж и в а т ь мысленно задачу). Осуществить
Культурологические символы Древней Руси. У истоков русской государственности Лицом к Западу и к Востоку: под сенью двуглавого орла. В н е к о т о р о м ц а р с т в е , в н е к о т о р о м самодержавстве… От Руси – к России, от царства - к империи. план действий по решению проблемы. У ч и т ь с я в ы д в и г а т ь , подтверждать и опровергать г и п о т е з ы п р и р е ш е н и и исследовательских проблем. Осваивать способы решения п р о б л е м т в о р ч е с к о г о и поискового характера Давать определения понятиям, пришедшим с православием: г у м а н н ы й , м и л о с е р д и е , со ст радание, с оч у в с т в и е ; у ч и т ь с я а н а л и з и р о в а т ь , с р а в н и в а т ь и о б о б щ а т ь и н ф о р м а ц и ю ; с т р о и т ь логиче ские р а с с у ж д е н и я ; преобразовывать информацию. С т р о и т ь л о г и ч е с к о е р а с с у ж д е н и е ; у м е т ь преобразовывать информацию из одного вида в другой из текста в таблицу, схему. Давать определения понятиям; у ч и т ь с я а н а л и з и р о в а т ь , сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Работа с информацией; умение и с п о л ь з о в а т ь з н а к о в о - с и м в о л и ч е с к и е с р е д с т в а представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
р е ш е н и я у ч е б н ы х и практических задач. 6 класс Тема 1
Ж и в а я

с в я з ь

времён
20
Многоликий мир

«Мы» и «они»: «свои» и «чужие»?

Такие

разные

представления

о

счастливой

жизни, или зачем американцу бумеранг?

В мире символов и смыслов

Что в имени твоём?

Что такое «козёл отпущения», или ещё одна

связь времён

На пути к Истине, или: Как слепые изучали

слона

Гвардейцы

музы

Клио:

расследование

ведут

знатоки
Давать определение понятиям, обобщать их; учиться владеть п р и е м а м и о с м ы с л е н н о г о чтения. Учиться извлекать и н ф о р м а ц и ю и з т е к с т а учебника; с амо стоятельно; у ч и т ь с я р а б о т а т ь с иллюстрациями. У ч и т ь с я с о п о с т а в л я т ь и о т б и р а т ь и н ф о р м а ц и ю ; преобразовывать информацию, о сущ е с т вля т ь р е фл е к с и ю оснований мышления. Учиться обобщать понятия, осуще ствлять лог и ч е с кую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться р а б о т а т ь с т е с т а м и , преобразовывать информацию. У ч и т ь с я р а б о т а т ь с информацией (сопоставлять и п р о в е р я т ь и н ф о р м а ц и ю , п о л у ч е н н у ю и з р а з н ы х источников; анализировать и обобщать факты). Р а б о т а т ь с п о н я т и я м и ; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия,
сопо ст авлять; работ ать с полученной информацией; представлять информацию в в и д е г р а ф и ч е с к о г о изображения. У ч и т ь с я р а б о т а т ь с информацией - отбирать для решения важных жизненных з а д ач и з д р . и с т о ч н и ко в (словари, энциклопедия); уметь преобразовывать информацию в графические изображения и иллюствации. обобщать и сравнивать понятия; в л а д е т ь п р и е м а м и о с м ы с л е н н о г о ч т е н и я , высказывать свою точку зрения; преобразовывать информацию в схемы. Таблицы. Тема 2
Ч е л о в е к

в

историческом

пространстве-

времени
14 Что? Где? Когда? Понятие об историческом пространстве и историческом времени Это элементарно, Ватсон!» Человек иной исторической эпохи: «вне зоны доступа»? Запад есть Запад, Восток есть Восток»? Мир Запада и Мир Востока: встреча культур? Мир Востока. «Колесо времени». Мир Запада. «Стрела времени». Россия: между Западом и Востоком. У ч и т ь с я с о п о с т а в л я т ь и о т б и р а т ь и н ф о р м а ц и ю ; преобразовывать информацию, давать определение понятиям Преобразовывать полученную информацию из одного вида в другую - составлять рассказ; учиться строить логические рассуждения. Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план
д е й с т в и й п о р е ш е н и ю проблемы. Давать определения понятиям: свобода, равенство, прогресс и пр. Давать определения понятиям: п о р я д о к , п о р я д о ч н о с т ь , п о р я д о ч н ы й ч е л о в е к , честность; справедливость, с т р о и т ь л о г и ч е с к и е рассуждения; учиться; выявлять причины и следствия простых я в л е н и й ; у ч и т ь с я самостоятельно получать информацию 7 класс Тема 1
Такая

многоликая

Россия
18
Поликультурная Россия
«Разнообразие в единстве». «Русь — Россия». « П р о с т р а н н а я и м п е р и я , и л и И м п е р и я пространства…». Российская империя в национальном сознании и исторической памяти ее подданных и потомков. Уметь обобщать; у ч и т ь с я в л а д е т ь п р и е м а м и осмысленного чтения. Учиться извлекать информацию из т е к с т а п о с о б и я ; с а м о с тоя т е л ь н о ; у ч и т ь с я работать с иллюстрациями и картами Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий и работать по п л а н у ; с а м о с т о я т е л ь н о использовать дополнительные
источники. У ч и т ь с я с о п о с т а в л я т ь и о т б и р а т ь и н ф о р м а ц и ю ; преобразовывать информацию из карты в текст; с использованием задания у ч е б н и к а у ч и т ь с я с амо стоят ель но о т б и р а т ь информацию Работать по предложенному плану, использовать наряду с учебниками, дополнительные источники. Формулировать учебную задачу и удерживать её в сознании. Давать определение понятиям: человек, мир, внутренний мир, психология. Учиться обобщать п о н я т и я , о с у щ е с т в л я т ь логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться работать с тестами, преобразовывать информацию в таблицы Тема 2
Живая граница
6 «Межи да грани, как мне быть с вами?» «Дороги и судьбы». Миграции народов: Твоя школа как поликультурное пространство. Р а б о т а т ь с п о н я т и я м и ; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия, сопо ст авлять; работ ать с полученной информацией; представлять информацию в виде таблице и схемы; владеть п р и е м а м и о с м ы с л е н н о г о
чтения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельно сти. В д и а л о г е с у ч и т е л е м совершенствовать критерии оценки деятельности на уроке Самостоятельно определять основной вопрос (проблему) урока; работать по плану, сверять свои действия с целью. Вместе с у ч и т е л е м , с о о т н о с и т ь результаты своей деятельности с целью и оценивать его понятиям; обобщать понятия, с т р о и т ь л о г и ч е с к и е рассуждения; учиться работать с информацией - отбирать для решения важных жизненных з а д ач и з д р . и с т о ч н и ко в (словари, энциклопедия); уметь преобразовывать информацию в схемы 8 класс Тема 1
Великие

религиозно-

культурные

миры
12 Мировые религии и великие религиозно- культурные миры. Индо-буддистский мир. Конфуцианско-буддистский мир. Христианский мир в единстве и многообразии Мир ислама. Религиозная палитра России. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий. Уметь обобщать п о н я т и я ; учиться владеть приемами осмысленного чтения Учиться извлекать информацию
и з т е к с т а у ч е б н и к а ; с а м о с тоя т е л ь н о ; у ч и т ь с я работать с иллюстрациями. Работать по плану, сверять свои действия с целью. Учиться давать оценку своим личностным качествам и чертам характера «Каков Я, Каким хочу стать? Что надо сделать?» Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи. В д и а л о г е с у ч и т е л е м отрабатывать критерии оценки деятельности на уроке. Давать определение понятиям; осуще ствлять лог и ч е с кую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом; учиться р а б о т а т ь с т е с т а м и , преобразовывать информацию. Тема 2
Цивилизации

и

культуры
22 Цивилизации и природа. «Что видит кошка на балу у королевы у английской?» «Конфликты и их разрешение». «Город — единство непохожих» Диалог культур и цивилизаций в современном мире. Диалог культур во имя гражданского мира и согласия. Самостоятельно определять основной вопрос (проблему) урока; работать по плану, сверять свои действия с целью. Вместе с у ч и т е л е м , с о о т н о с и т ь результаты своей деятельности с целью и оценивать его. в л а д е т ь п р и е м а м и о с м ы с л е н н о г о ч т е н и я ,
высказывать свою точку зрения; преобразовывать информацию в слайдовые презентации. У ч и т ь с я с о п о с т а в л я т ь и о т б и р ат ь и н ф о р м а ц и ю о к о н ф л и к т а х н а э т н о - конфе ссиональной п о ч в е , анализировать информацию с т о ч к и з р е н и я е ё незаангажированности. Учиться выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных, и искать с а м о с тоя т е л ь н о с р е д с т в а достижения цели. В л а д е т ь п р и е м а м и осмысленного чтения; представлять информацию в виде рисунков, плакатов и т.д.

Тематическое планирование 5 класс (34 ч.)



урока

Тема

занятия

Основно

й

в и д

деятельн

ости

Цели урока

Формы

контроля

Примеч

ание

Важнейшие

мировоззренческ

ие идеи.

Личностные

УУД

Регулятивные УУД,

Познавательные

УУД,

Коммуникативные

УУД
1-2. Откуда ты пришёл в этот мир, человек? Интеракт ивная работа в группах Осознавать е д и н с т в о и целостность окружающего мира, оценивать его с различных точек зрения. О п р е д е л я т ь и формулировать цель д е я т е л ь н о с т и в группе, составлять п л а н д е й с т в и й группы; реализовывать его согласно ф у н к ц и о н а л у в группе. Давать определение основным понятиям; уметь о б о б щ а т ь и х ; учиться извлекать информацию и з текста, анализировать её, самостоятельно формулировать собственное мнение. Учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, критически относиться к своему и иному мнению 3. Такое долгое детство… Близкие – далёкие. Тренинг- рефлекси я Осознавать е д и н с т в о и целостность окружающего мира во времени, п о н и м а т ь и определять своё м е с т о в ц е п и поколений. О п р е д е л я т ь и формулировать проблему занятия, выдвигать гипотезы, с о с т а в л я т ь п л а н действий и работать по плану. Осуществлять рефлексию оснований мышления, приобретать навыки самопознания. У ч а с т в о в а т ь в диалоге с с амим собой, отыскивать элементы менталитета первобытного человека в сознании и бессознательном нашего современника 4. М ы в Написани Осознавать Р а б о т а т ь п о Учиться Учиться выстраивать
гостях у первобыт ного человека, первобыт ный человек в гостях у нас. е эссе. единство человечества, определять себя к а к е г о неотъемлемую часть. Учиться оценивать поступки людей с различных точек з р е н и я , в различных ситуациях, о п и р а я с ь н а общечеловеческие ценности. Понимать, ч т о уважение предков – в а ж н е й ш а я черта сознания культурного человека. самостоятельно разработанному плану, давать оценку своим личностным качествам, усваивать позицию ученика. рефлексии, преодолевать просвещенческий стереотип высокомерного о т н о ш е н и я к первобытности. Учиться обобщать важнейшие понятия, осуществлять логическую операцию перехода о т п о н я т и я с меньшим объёмом к п о н я т и ю с большим объемом. Учиться преобразовывать визуальную и н ф о р м а ц и ю в вербальную (текст). толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя, владеть письменной и устной речью. 5-6. Человек и климат: быть или н е б ы т ь человечес тву? Работа с Интернет- источника ми. Осознавать е д и н с т в о и целостность окружающего мира, личностную значимость решения глобальных проблем человечества. Работать по плану, с в е р я т ь с в о и действия с целью. В диалоге с учителем отрабатывать критерии о ц е н к и д е я т е л ь н о с т и н а уроке. Давать определение понятиям, учиться р а б о т а т ь с информацией: с о п о с т а в л я т ь и проверять информацию, п о л у ч е н н у ю и з разных источников; анализировать и обобщать факты. понимать д р у г и е п о з и ц и и , п р и необходимости корректно убеждать других в правоте с в о и х п о з и ц и й ; уметь договариваться.
7-8. Укрощени е огня. Такой многолик ий огонь… Психолог ический тренинг «Пока горит свеча», «Театр теней». Самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства; осознавать себя членом сообщества; учиться п р и н и м а т ь и проявлять заботу о ближних. О п р е д е л я т ь и формулировать цель деятельности, с о с т а в л я т ь п л а н д е й с т в и й п о решению з а д ач и , быть психологически готовым к участию в тренинге. Выдвигать версии решения проблемы, в ы б и р а т ь и з предложенных; обобщать понятия; учиться работать с информацией. В ы с т р а и в а т ь и перестраивать стиль своего общения со сверстниками; учиться договариваться с другими, согласуя свои интересы и взгляды, у ч и т ь с я вести диалог. 9-10. От жеста – к слову. Перевод информац и и и з одной знаковой системы в другую. Умение рационально распоряжаться временем, видеть преимущества разных знаковых систем. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Умение переводить информацию и з одной з н а ко в о й системы в другую с использованием рефлексии.. Понимать непреходящее з н ач е н и е в т о р о й сигнальной системы, общения, ком м у н и к а ц и и в процессе выделения человека из мира животных, развивать навыки вл а д е н и я у с т н о й и письменной речью. 11-12. Учитель, с именем твоим… Учебный диспут. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация м о р а л ь н ы х и конвенциональны х норм; развитие Знание требований к участию в диспуте. Владение навыками ведения диспута, пособность аргументированног о п р е д ъ я в л е н и я собственной позиции. У ч и т ь с я в е с т и диалог, Уметь взглянуть на ситуацию с иной п о з и ц и и и договариваться с одноклассниками с других позиций
морального с о з н а н и я к а к переходного от доконвенциональ н о г о к конвенционально му уровню. 13-14. Зачем человеку нужен "центр"? Рождение социальн ого пространс т в а и социальн ого времени. Общение и труд. Моделиро вание процесса на основе определё нной версии Учиться оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; самостоятельно выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасный образ ж и з н и и сохранения здоровья Самостоятельно определять основной вопрос (проблему) урока; работать по плану, с в е р я т ь с в о и действия с целью. Вместе с учителем, соотносить результаты с во е й д е я т е л ь н о с т и с целью и оценивать его. Умение с т р о и т ь логические рассуждения, видеть причинно- следственные связи.; Учиться толерантно строить отношения с у ч е н и ка м и и н ы х п о з и ц и й и интересов, находить к о м п р о м и с с ы с ними.
15-16. Позитивн ые знания, религия, искусство . Реконстру кция образа мира Понимание значимости внутреннего мира человека, убеждённость в принципиальной познаваемости внешнего мира. Самостоятельно о б н а р у ж и в а т ь и формулировать учебную проблему, о п р ед е л я т ь ц е л ь учебной д е я т е л ь н о с т и ; в диалоге с учителем совершенствовать критерии о ц е н к и д е я т е л ь н о с т и н а уроке. У м е т ь д а в а т ь определения понятиям; развивать эмпатиче ские и рефлексивные способности. Владеть приемами монологической и диалогической речи; понимать д р у г и е п о з и ц и и , п р и необходимости корректно убеждать других в правоте с в о и х п о з и ц и й ; уметь договариваться. 17-18. С ч е м пришёл ты в этот мир, человек? Пишем продолже ние современ ной экологиче ской сказки. Осознавать е д и н с т в о и целостность окружающего мира. У ч и т ь с я оценивать поступки людей с различных точек з р е н и я , в различных ситуациях, о п и р а я с ь н а общечеловеческие ценности. О п р е д е л я т ь и формулировать цель деятельности. Со ст авлять п л а н д е й с т в и й п о решению проблемы. Учиться с о п о с т а в л я т ь и отбирать информацию; преобразовывать и н ф о р м а ц и ю в т аблицу, с х е м у, графическое изображение. Владеть устной и письменной речью, приемами монологической и диалогической речи; понимать д р у г и е п о з и ц и и , у м е т ь договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща. 19. Древнейш ие народы на территори и нашей страны. Работа с картой; виртуальн ое путешест вие. Осознание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и её древнюю Умение самостоятельно организовать работу в материальной и информационной с р е д е о б щ е г о Преобразовывать полученную информацию и з о д н о г о в и д а в д р у г у ю - составлять рассказ; П о н и м а т ь и принимать другие позиции, систему взглядов и интересов другого.
историю. образования (в том числе с учебными картами) учиться ст роить логические рассуждения. 20. П о о б е стороны от Урала, или Мир Л е с а и Тундры. Народы уральской семьи. Исследов ание волшебно й сказки «В стране Царевны- Лягушки» Достижение устойчивой мотивации изучения сказочных с ю ж е т о в к а к объектов исследованияОри е н т а ц и я в нравственном с о д е р ж а н и и и смысле поступков, ка к собственных, так и литературных героев. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Составлять в группе п л а н р е ш е н и я проблемы. Учиться добывать информацию и з различных источников; преобразовывать полученную информацию и з о д н о г о в и д а в другой. Владеть приёмами смыслового чтения, п и с ь м е н н о й и у с т н о й р е ч ь ю , у ч и т ь с я в и д е т ь культурологические символы и смыслы в специфической информации. 21-22. Кочевой Мир Великой Степи. Исследов ание волшебно й сказки «В стране Кощея Бессмерт н о г о и Змея Горыныча » Учиться оценивать поступки людей исторического п р о ш л о г о в различных ситуациях, о п и р а я с ь н а общечеловеческие ценности. О п р е д е л я т ь и формулировать цель деятельности (увидеть проблему, удерживать мысленно задачу). Осуществить план д е й с т в и й п о решению проблемы. Использование различных способов поиска, обработки, анализа, п е р е д а ч и и интерпретации информации; освоение способов решения проблем т в о р ч е с к о г о и поискового характера. Владеть приёмами смыслового чтения, п и с ь м е н н о й и у с т н о й р е ч ь ю , у ч и т ь с я в и д е т ь культурологические символы и смыслы в специфической информации. 23-24. Мир Гор и Лингвист ическое Учиться оценивать О п р е д е л я т ь и формулировать цель Учиться выдвигать, подтверждать и Понимать человека исторического
Предгори й. Древност и Кавказа. Народы Кавказа в древност и. исследова ние «Нартског о эпоса». поступки людей с различных точек з р е н и я , в различных ситуациях, о п и р а я с ь н а общечеловеческие ценности. деятельности ( п о н я т ь с в о и интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план д е й с т в и й п о решению проблемы. опровергать г и п о т е з ы п р и решении исследовательских проблем. прошлого, владеть приёмами гибкого ч т е н и я и рационального слушания; составлять п р ед с т а вл е н и е о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности. 25-26. Мир Лесостеп е й и Ополий. Восточны е славяне в древност и. Русь и Степь. Путешест в и е в Тридевят ое царство, Тридесят ое государст в о , и л и такая загадочна я Б а б а - Яга. Учиться оценивать поступки героев н а о с н о в е общечеловечески х ценностей, норм морали той или иной исторической эпохи. О п р е д е л я т ь и формулировать цель деятельности ( п о н я т ь с в о и интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план д е й с т в и й п о решению исследовательской проблемы. Осваивать способы решения проблем т в о р ч е с к о г о и поискового характера. 27-28. Святая Русь: от Софии – к Троице. Исследов ание волшебно й сказки о Отражать степень укоренённости в культуре родного н а р о д а п р и О п р е д е л я т ь и формулировать цель деятельности ( п о н я т ь с в о и Давать определения понятиям, п р и ш е д ш и м с Учиться понимать символику волшебной сказки, рассматривать её в
Культурол огические символы Древней Руси. Василисе Прекрасн ой, Василисе Премудро й. формировании славяно- православной формы идентичности. интересы, увидеть проблему, задачу) Осуществить план д е й с т в и й п о решению проблемы православием: гуманный, милосердие, сострадание, сочувствие; учиться анализировать, с р а в н и в а т ь и обобщать информацию; строить логические рассуждения; преобразовывать информацию. определённом историко- культурном контексте.Доносить свою позицию до д р у г и х , в л а д е я приемами монологической и диалогической речи 29-30. У истоков русской государст венности Лицом к Западу и к Востоку: под сенью двуглавог о орла. Работа с картой. Сформированност ь г р а ж д а н с ко - патриотических качеств, российской гражданской идентичности; Планировать свою индивидуальную образовательную т р а е к т о р и ю . В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Строить логическое рассуждение; уметь преобразовывать информацию и з о д н о г о в и д а в другой из текста в таблицу, схему. Владеть приемами смыслового чтения, р а б о т а т ь с иллюстративным рядом. 31-32. В некоторо м царстве, в некоторо м самодерж Рефлекси я основани й мышлени я Учиться анализировать поступки человека исторического п р о ш л о г о в различных О п р е д е л я т ь и формулировать цель деятельности; осуществлять д е й с т в и я п о реализации плана. Соотносить Давать определения понятиям; учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и о б о б щ а т ь П о н и м а т ь и принимать другие позиции, учиться в е с т и д и а л о г , понимать систему взглядов и интересов человека
австве… ситуациях. О п и р а я с ь н а общечеловеческие , р о с с и й с к и е . национальные, личностные представления о «добре»; различать доброе и к р а с и в о е в культурном наследии России р е з ул ьт а т с в о е й д е я т е л ь н о с т и с целью и оценивать его. понятия. исторического прошлого. 33 От Руси – к России, от царства - к империи. Психолог ический тренинг Использовать тренинговые ф о р м ы д л я самопознания личности; испытывать п от р е б н о с т ь в личностной оценке событий исторического прошлого. Способствовать совершенствованию функций контроля, самоконтроля, оценки и коррекции знаний, определения уровня овладения умениями, навыками, компетенциями, п о н и м а н и я с у т и изучаемого материала. Р а б о т а с информацией; умение использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых о б ъ е к т о в и процессов, схем решения учебных и практических задач. Уметь в ы д в и г ат ь контраргументы, при необходимости корректно убеждать других в правоте с в о и х п о з и ц и й . В л а д е т ь у с т н о й р е ч ь ю . У ч и т ь с я критически относиться к своему мнению 35. Итоговое занятие (1 ч.). История Защита индивиду альных и групповы Учиться осознавать себя членом сообщества» Со ст авлять п л а н д е й с т в и й п о решению проблемы. Работать Обобщать понятия; Учиться работать с и н ф о р м а ц и е й - самостоятельно Владеть презентационными навыками, п и с ь м е н н о й и
далёкая и близкая х проектов. осознанно осваивать роли и формы общения; включаться в различные стороны общественной жизни; осознавать с в о и и общественные интересы. самостоятельно по плану, сверяя свои действия с целью. В диалоге с учителем давать оценку своей деятельности извлекать информацию и з различных источников: учебника, дополнительной литературы, словарей; учиться анализировать и сравнивать полученные факты и информацию; владеть приемами осмысленного чтения. у с т н о й р е ч ь ю . Д о н о с и т ь с в о ю позицию до других во время защиты п р о е к т а , в л а д е я приемами монологической и диалогической речи.


В раздел образования