Напоминание

Особенности организации режиссёрской игры – как средство развития индивидуальности и инициативы дошкольников


Автор: Жорина Любовь Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности организации режиссёрской игры – как средство развития индивидуальности и инициативы дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Творческая работа

Особенности организации режиссёрской игры – как средство

развития индивидуальности и инициативы

дошкольников

Педагог: Жорина Любовь Евгеньевна

МДОУ «Детский сад № 226»


Особенности организации режиссёрской игры – как средство

развития индивидуальности и инициативы

дошкольников
Режиссерская игра – относится к сюжетным самодеятельным играм, возникающим по инициативе ребенка (Классификация игр детей дошкольного возраста по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой) Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.
Педагогическая ценность режиссёрских игр
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; - помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; - помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; -
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; - помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр длядетей, - воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания; - дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Специфика режиссёрских игр
- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями; - сюжеты всегда более разнообразны и динамичны в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением; - характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, которые возникают у ребенка; - непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий; - в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полифункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);
- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями; - ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка; - эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.
Преимущества игры
 Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.  В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры
 Дети самореализуются;  У детей активизируются речь, воображение, мышление;  У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности. Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных , детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру. Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети
выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа. На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества. В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка. Условия развития режиссёрской игры:  У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;  Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;  Должно быть свободное время;  Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.  У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Наборы для режиссерской игры
Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".
Малышам
около трех лет
подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве: -
матрешки;
-
объемные "сказочные" пазлы;
-
наборы
для пальчикового театра; -
шнуровки с персонажами и элементами ландшафта
;
Детям

4-х

-

5-ти

лет
и старше можно предложить
классические

деревянные

наборы
"для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Малышу в этом возрасте можно предложить
кукольные

дома.
Сейчас также популярны
пластмассовые

наборы

для

режиссерской

игры

с

элементами

конструирования
. Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п. Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также
предметы

неопределенного назначения
: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки. Среди приемов развития коммуникативных навыков у детей в процессе режиссерской игры можно выделить сказки-подсказки и прием использования строительного материала для изготовление атрибутов.
Сказки-подсказки
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают
сказки.
Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет. Играть в сказки можно и без всяких специальных наборов. Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка и или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, л е с о в и д о м и к о в д е л а е т и г р у т о л ь к о и н т е р е с н е е . Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в режиссерской игре:  Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.);  Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками;  Строительство будки для собачки;
 Строительство башенки для петушка и пр.;  Строительство зоопарка;  Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Непосредственно-образовательная деятельность с элементами режиссерской

игры по русской народной сказке «Волк и семеро козлят»

для второй младшей группы

Основная цель:
расширять представления детей о диких и домашних животных, их классификации; учить самостоятельному разыгрыванию целостного сюжета сказки «Волк и семеро козлят», соблюдая темп и выразительность игры. Задачи Образовательные: -совершенствовать мелкую и общую моторику; -расширять словарный запас; -закреплять умение согласовывать слово с игровым действием по целостному сюжету сказки. Развивающие: -развитие слухового восприятия; -развивать двигательную и тактильную память; -устанавливать причинно-следственные связи; -развивать умение выполнять движения под ритм музыки в сопровождении художественного слова; -развивать умение отгадывать загадку по описанию. Воспитательные: -отвечать на вопросы, внимательно слушать ответы других детей; -сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Методы и приемы:
дидактическая игра и игровые ситуации, вопросы и беседа с детьми, загадки, режиссерская игра, игровая мотивация, показ ритмических движений, показ иллюстраций и моделей животных, использование ТСО и т.д.
Материалы и оборудование:
панно - волшебная поляна,лес, теремок,набор дидактических игрушек «Дикие и домашние животные», настольный театр «Волк и семеро козлят», атрибуты к подвижной игре (маски, шапочки Козы, Волка, козлят), магнитофон.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», разыгрывание сказки.
Словарная работа:
козлята скачут, волк рыщет, копытца – водица.
Содержание непосредственной образовательной деятельности детей


1.Создание игровой мотивации.
Воспитатель: - Дети, вы любите сказки? -Какие сказки вы знаете? -А хотели бы вы оказаться в сказке? Тогда сегодня мы отправимся в гости в сказку, а для этого нам надо отгадать загадки. Звучит музыка, дети подходят к панно, на нем цветочки-загадки.
2. Отгадывание загадок о диких и домашних животных.
В корзинке находятся дидактические игрушки животных. Правильно угаданную игрушку-животное ребенок ставит на панно. Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. (Зайка) Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьёт, Песенки поёт, Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кошка) Хвост пушист, быстра сноровка, Золотисто-рыжий мех. Эта рыжая плутовка Ловит мышек в поле ловко. (Лиса) Это, что за дереза, В огород залезла, Двое рожек у неё, Молоко полезное! (Коза) День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит ... молчком, Уши серые — торчком. (Волк) Спозаранку я встаю, Звонким голосом пою. Травку разгребаю, Зёрна собираю.
У меня есть гребешок, Кто я дети? (Петушок) С бородой, а не старик. С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, Лаптей не плетет. (Коза) Бродит он не по дороге, До весны он спит в берлоге И готов он круглый год С аппетитом кушать мед. Он зверей не обижает, Он малину обожает. Кто же он, скорей ответь? Косолапый наш … (Медведь) Говорит она «му-му!», Ночью спит в своём хлеву, Днём на пастбище идёт. Молочко нам всем дает. (Корова)
3.Беседа с детьми о диких и домашних животных.
Воспитатель: Дети молодцы, все загадки отгадали. А теперь посмотрите на нашу сказочную полянку (панно) и скажите каких животных вы здесь видите? Ответы детей. Воспитатель: -Каких домашних животных вы знаете? -Почему их так называют? -Где они живут? - Каких диких животных вы знаете? -Почему их так называют? Воспитатель обобщает ответы детей.
4.Игра: «Дикие и домашние животные»
Воспитатель на панно выставляет теремок и лес. Воспитатель: Домашние животные приносят пользу человеку. Пусть они живут у нас в теремочке. Дикие животные живут в лесу, отпустим их в лес. Дети размещают домашних животных в теремке, диких – в лесу.

5. Подвижная игра по показу.
Воспитатель: А теперь, дети, поиграем на полянке. Жили-были семь ребят – Белых маленьких ... (козлят). Мама их любила, Молочком ... (поила). Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый ... (волк). Шкуру белую надел, Нежным голосом ... (запел). Как коза запел тот зверь: – Отоприте, детки, ... (дверь). Ваша матушка пришла, Молочка вам ... (принесла). Мы ответим без подсказки, Кто сумел спасти ребят. Это знаем мы из сказки: "... и ........... ........". ("Волк и семеро козлят".) Воспитатель: -А хотите в нее поиграть? - Усаживайтесь поудобнее. Кто хочет начать сказку?
6. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» (режиссерская игра)

7. Подвижная игра «Волк и семеро козлят»
Звучит русская народная плясовая, Коза и козлята танцуют, музыка смолкает – выходит Волк, козлята прячутся. Волк не находит козлят, уходит. Опять звучит музыка и козлята танцуют.
Литература
В.А., Сухомлинский. Духовный мир школьника. М., 1946. . Игра и ее роль в психологии развития ребенка. Л.С., Выготский. // Вопросы психологии, 1966. . В.Я., Воронова. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981. . Е.Е., Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. М : Просвещение, 1996. . Е.М., Гаспарова. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С.Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М : Просвещение, 1989. . Гуманизация педагогики. С., Ткачев.// Дошкольное воспитание, 1996, №3. .Воронова В. Я. творческие игры старших дошкольников. - М. , 1981. .Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
.Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6 Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта #"justify">.Как помочь ребенку войти в современный мир?/ Под ред. Т. В. Антоновой. - М.,1995. .Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М. ,1996. .Нравственное воспитание в детском саду// Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М. , 1984. .Острогорский А. Н. Образование и воспитание//Избр. пед. соч. - М. ,1985. .Репина Т. А. Социальная психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика,1988. .Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.


В раздел образования