Автор: Федорова Вера Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №49 Населённый пункт: Кемеровская область город Ленинск-Кузнецкий Наименование материала: статья Тема: Драки между братьями и сестрами? Раздел: дошкольное образование
Драки между братьями и сестрами?
Если в семье больше двух детей, то старший и младший находятся в более
благоприятном
положении,
чем
средний.
Конечно,
младшего
подавляет
более опытный старший ребенок. Но зато малыша все опекают, балуют.
Родители предъявляют к нему меньше требований, прощают те проступки,
за которые наказали бы старшего. Конечно, первенец с рождением второго
ребенка
теряет
статус
единственного.
Но
взамен
он
получает
роль
«маленького
папы»
или
«маленькой
мамы»:
теперь
он
наставник
и
руководитель. В отличие от старшего и младшего, средний ребенок не
имеет четкой позиции в семье. С появлением третьего ребенка второй
утрачивает статус «маленького», но не получает статуса «большого». Он
должен заботиться о младших братике или сестричке, уступать им, но по-
прежнему
не
имеет
права
«командовать»,
так
как
находится
«в
подчинении»
у
старшего
ребенка.
Средний
лишен
привилегий
самого
старшего и самого младшего из детей.
1. Избегайте заступаться (вставать на сторону одного из детей). Не давайте
им
малейшего
повода
почувствовать
вашу
значимость
в
самой
драке.
Откажитесь от роли судьи, прокурора или адвоката. Перестаньте наказывать
«виновного» и утешать «невинного». Если вы почувствуете, что кто-либо
может серьезно пострадать, то повлияйте на ситуацию. Если, допустим, Джек
возьмет палку, вы можете молча отобрать ее у него, не останавливая самой
драки. Если вы сделаете это решительно, но в то же время спокойно, не
прибегая к помощи слов, то ответственность за саму драку все еще будет
лежать на детях, участвующих в ней. При желании вы можете молча и
спокойно вывести их за пределы того места, где происходит драка, чтобы она
не причиняла вам лишних беспокойств и не попортила мебель. Если вы
решите, что необходимо разнять детей, отведите каждого в отдельное место,
чтобы они остудили свой пыл.
2. Успокойте
дерущихся
детей. Присядьте,
если
необходимо,
чтобы
поравняться
с
ними.
Ласково
дотроньтесь
до
них.
Примирительно
посмотрите на каждого, не осуждая и не сердясь ни на кого. Если они дерутся
из-за
игрушки,
подождите,
пока
они
не
успокоятся,
протяните
руку
к
предмету, из-за которого они дерутся, и скажите следующее: «Вы снова
получите эту игрушку, когда решите, как поделить ее, чтобы никто не был
обижен». Затем выйдите из комнаты вместе с игрушкой, и пусть они сами
разберутся во всем. Нет необходимости запугивать их, чтобы остановить
драку. Избегайте таких фраз: «Ваши драки просто выводят меня из себя!» или
«Если
вы
не
перестанете
драться,
я
закрою
на
ключ
каждого
в
своей
комнате!».
3. Опишите на словах (прокомментируйте) то, что видите во время драки .
Когда вы даете комментарий, не осуждая участников драки, то это позволяет
ребенку
самому
понять,
что,
может
быть,
он
что-то
делает
не
так.
Вы
доносите
до
его
сознания
общую
картину
происходящего.
Если
он
самостоятельно
отдает
себе
отчет
в
том,
что
совершает,
то
может,
при
желании,
выбрать,
стоит
ли
ему
продолжать
драку.
Дети
займут
оборонительную
позицию,
если
вы
будете
описывать
драку
в
тоне
осуждения.
4. Отнеситесь с пониманием и сочувствием к их злости по отношению
друг к другу, не отрицая и не пытаясь урезонить это чувство . Например,
если
ваш
ребенок
говорит:
«Я
ненавижу
своего
брата!»,
отреагируйте
следующим образом: «Сейчас можно понять всю твою злость на Дейсона»,
вместо
слов:
«Разве
можно
ненавидеть
своего
брата?
Очень
нехорошо
говорить
такие
вещи!»
Чувства,
к
которым
относятся
с
пониманием
и
сопереживанием, утрачивают свою силу. Они теряют свой разрушительный
заряд. Помогите ребенку осмыслить, из-за чего он злится, и подведите его к
тому, что он может просто высказать свои чувства брату или сестре.
5. Помогите
им
договориться
так,
чтобы,
обе
стороны
остались
при
своих интересах . Направьте их по пути мирных переговоров. Подчеркните
то, что драка делу не поможет, но и «уступка» в ней не решит проблемы.
Помогите детям прийти к согласию. Направьте спор в такое русло, чтобы
убедиться, что каждый из его участников получит свою выгоду. Компромисс в
этом деле — неэффективный выход из положения. В большинстве случаев он
оставляет обе стороны ущемленными в своих интересах. Не предпринимайте
попыток договориться в то время, когда они злятся друг на друга. Ничего не
получится. Если же они снова начнут злиться, вернитесь к пунктам 3 и 4, а
именно — дайте комментарий происходящему и отнеситесь к их злости с
пониманием, и только тогда, когда их злость «остынет», снова переходите к
переговорам.