Автор: Шавартаева Екатерина Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ "Артезианская СОШ № 1" п.Буровой Населённый пункт: Республика Калмыкия Наименование материала: статья Тема: "Развитие статистики в 1941-43 гг." Раздел: среднее образование
В 1941-1943 ГГ.
Мучиряева Е. Н.
С первых дней войны Совнарком КАССР держал в центре внимания
организацию
уборки
урожая.
В
1941
г.
республика
имела
268
тыс.
га
посевных
площадей
под
зерновые
и
технические
культуры,
при
этом
зерновые занимали 237,5 тыс. га, что на 24,6 тыс. га было больше, чем в
предыдущем году. В постановлениях «О мероприятиях по уборке урожая в
связи с военным положением в стране» от 23 июня, «О ходе строительства и
ремонта
дорог
по
республике
и
подготовке
их
к
хлебоуборке»…
правительство
наметило
меры
по
выполнению
плана
заготовки
кормов,
улучшению организации труда, обеспечению колхозов, МТС рабочей силой и
техникой для своевременного проведения сельскохозяйственных компаний.
В
сложившихся
условиях
войны
коммунистическая
партия,
создав
чрезвычайные органы – институты парторгов ЦК ВКП(б), ЦК компартий
союзных республик, крайкомов, обкомов, а также военных комиссаров, взяла
на себя функции надзора и контроля на всех крупных военных заводах и
предприятиях, в вооруженных силах» [Максимов 2009; С. 442-443].
Статистическое
управление
КАССР
являлось
важным
орудием
планирования, хозяйственного руководства и проверки выполнения народно-
хозяйственного плана и осуществления хозяйственного расчета.
В
1941
г.
в
связи
с
переименованием
Центрального
управления
народно-хозяйственного
учета
(далее
ЦУНХУ)
в
Центральное
статистическое
управление
государственного
планирования
СССР
(далее
ЦСУ СССР), управление народно-хозяйственного учета КАССР приказом
№77 по Центральному статистическому управлению Госплана СССР от 27
марта 1941 г. было переименовано в Cтатистическое управление Калмыцкой
АССР
при
Облплане.
Районные
и
городские
инспектуры
народно-
хозяйственного учета – районными и городскими инспектурами ЦСУ СССР
[НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 437. Л. 36].
Статистическое
управление
КАССР
непосредственно
подчинялось
ЦСУ
РСФСР.
В
районах
и
городах
были
образованы
инспектуры
государственной
статистики,
находящиеся
в
подчинении
областного
статистического управления. Задачами Статистического управления КАССР
по-прежнему
оставались:
выполнение
статистических
работ,
учет
выполнения государственных планов, разработка и анализ данных, проверка
постановки учета и отчетности в министерствах и ведомствах, учреждениях и
организациях,
на
предприятиях
и
стройках,
в
колхозах
и
совхозах
и,
в
особенности,
проверка
достоверности
отчетов.
В
задачи
статистического
управления также входила рационализация и оптимизация учета данных,
грамотное
составление
отчетности
и
осуществление
контроля
за
достоверностью предоставляемых фактов.
На
районные
и
городские
инспектуры
государственной
статистики
возлагалась
задача
учета
статистических
работ,
предусмотренных
государственным планом, а также выполнение отдельных заданий областного
статуправления. В обязанность районных и городских инспектур вменялась
обязанность предоставления материалов облстатуправлению и
местным
руководящим
органам,
а
также
обязанность
рассмотрения
определенных
вопросов, связанных с развитием хозяйства и культуры района и города.
Инспектора контролировали и инспектировали учетно-статистическую
работу и проверяли качество учета и отчетности в районных и городских
исполкомах
Совета
депутатов
трудящихся
и
в
других
организациях,
сельсоветах,
колхозах,
совхозах,
предприятиях,
стройках
и
обеспечивали
отчетность в них, выявляли и устраняли фальсификации.
В
связи
с
преобразованием
Калмобласти
в
1935
г.
в
автономную
республику,
Калмоблплан
был
переименован
в
Госплан
КАССР.
В
июле
1938г. состоялась первая сессия Верховного Совета КАССР. Первая сессия
избрала Президиум Верховного Совета КАССР, образовала правительство
КАССР
–
Совет
народных
комиссаров
республики.
В
соответствии
с
Конституцией в составе правительства был организован Госплан КАССР, во
главе с председателем и заместителем. Организационная структура Госплана
КАССР, преобразованного из Облплана, не изменилась. В ходе развития
Советского
государства
изменялись
формы
и
функции
государственных
органов, в том числе и Госплана КАССР.
В
военный
период
немаловажное
значение
приобретает
сельское
хозяйство
и
животноводство.
В
республиканском
сельском
хозяйстве
осуществлялась специализация, зачатки которой закладывались в 1930-х гг.
Но
наиболее
четко
специализация
осуществляется
после
принятия
постановления Коллегией Наркомзема РСФСР от 19 февраля 1932 г. «О
реконструкции
кормовой
базы
Калмыцкой
автономной
области»,
где
предусматривалось
размещение
основных
отраслей
животноводства
в
соответствии с природными типами угодий» [Буров 1981; С. 136]. В этот
период
предпринимались
попытки
образования
первичных
форм
АПК
–
аграрно-индустриальных комбинатов, но в сельском хозяйстве еще не было
рациональной
концентрации
производства,
а
промышленность
не
обеспечивала выпуск всего набора машин для механизации сельских работ в
сельскохозяйственном производстве [Натыров 2002; С. 301].
Центральное
управление
народно-хозяйственного
учета
Госплана
СССР к 1 января 1941 г. подвело итоги контрольного обхода дворов по
контрольным точкам и району. Данные всесоюзной переписи скота на 1
января 1941 г. были оформлены в специально запротоколированных бланках
формы № 9 «Ф-№ 9». В них обязательно указывалась территориальность:
республика / край / область. Далее в следующей последовательности: район /
сельский
совет
/
населенный
пункт
/
город.
Обязательно
должна
быть
проставлена фиксированная дата производства переписи / дата производства
обхода [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-4].
Таблица № 1
Форма № 9. На примере города Башанта
Группы дворов
Число дворов (наличных
и отсутствующих)
Крупный рогатый скот
Свиньи
Овцы
Козы
Лошади
Быки и волы старше 2-х лет
Коровы
Молодняк старше 1-го года
Телята до 1-го года
Всего крупного рогатого скота
Взрослые старше 9-и месяцев
Молодняк от 4-х до 9-и месяцев
Поросята до 4-х месяцев
Всего свиней
Взрослые старше 1-го года
Молодняк до 1-го года
Всего овец
Взрослые старше 1-го года
Молодняк до 1-го года
Всего коз
Взрослые старше 3-х лет
Молодняк от 1-го года до 3-х лет
Жеребята до 1-го года
Всего лошадей
А) КОЛХОЗНИКИ
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.всего скота в
контрольных точках
2.пропущено и
укрыто при
переписи
3.% недоучета
Б)
ЕДИНОЛИЧНИКИ
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.всего скота в
контрольных точках
2.пропущено и
укрыто при
переписи
3.% недоучета
В) РАБОЧИЕ И
СЛУЖАЩИЕ И
ДРУГИЕ ГРУППЫ
НАСЕЛЕНИЯ
1.всего скота в
контрольных точках
149
-
62
16
37
115
10
30
43
83
8
2
10
-
-
-
7
-
-
7
2.пропущено и
укрыто при
переписи
3
-
1
1
-
2
1
-
3
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3.% недоучета
2
-
1,6
6,2
-
1,7
10,0
-
6,9
4,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Таблица № 2
Контрольная таблица к форме № 9
Дворы, внесенные в список формы № 5
(Ф-№ 5).
Включая пропущенные при переписи
Число дворов
Крупный рогатый скот
свиньи
овцы
козы
лошади
верблюды
Ослы и муллы
КОЛХОЗНИКИ
-
-
-
-
-
-
-
-
1.записано при переписи
2.оказалось при обходе
3.поступило скота после 1 января
4.убыло скота после 1 января
5.пропущено и укрыто
ЕДИНОЛИЧНИКИ
-
-
-
-
-
-
-
-
1.записано при переписи
2.оказалось при обходе
3.поступило скота после 1 января
4.убыло скота после 1 января
5.пропущено и укрыто
РА Б ОЧ И Е
И
СЛ У Ж А Щ И Е
И
ДРУГИЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.записано при переписи
2
1
-
-
-
-
-
-
2.оказалось при обходе
5
3
4
-
-
-
-
-
3.поступило скота после 1 января
-
-
-
-
-
-
-
-
4.убыло скота после 1 января
-
-
-
-
-
-
-
-
5.пропущено и укрыто
3
2
4
-
-
-
-
-
Районный инспектор__________________
Центральное Статистическое Управление Госплана СССР 11 мая 1942г.
направило
директиву
№
11
за
подписью
заместителя
начальника
Центрального
статистического
управления
Госплана
СССР
Малышева
И.
республиканским, краевым и областным статистическим управлениям. «…
Средние порайонные оценки видов на урожай в колхозах, устанавливаемые
органами
ЦСУ,
являются
одним
из
основных
материалов
для
отнесения
районов
к
разрядам
урожайности.
Вместе
с
тем,
в
соответствии
с
инструкциями
по
определению
урожая
зерновых
и
технических
культур,
утвержденными Экономсоветом при СНК СССР 9/06 и 21/07 – 1939 г., для
оценки видов на урожай, даваемые органами ЦСУ, служат также одним из
материалов
для
определения
фактических
размеров
урожая
зерновых
и
технических
культур.
Все
это
придает
особое
значение
учету
видов
на
урожай
и
обязывает
органы
ЦСУ
обеспечить
правильность
и
своевременность проведения всех работ, связанных с оценками видов на
урожай
на
установленные
сроки…».
В
соответствии
с
указом
был
установлен следующий порядок работ по учету видов на урожай органами
ЦСУ в 1942 году:
1) Наряду с оценками видов на урожай, производимыми земельными
органами, статуправления обязаны подавать в 1942 г. свои оценки видов на
урожай в колхозах по культурам согласно прилагаемому перечню на сроки,
установленные НКЗ СССР для оценок видов на урожай колхозами.
2) Оценки видов на урожай должны предоставляться статуправлениями
по всем указанным в перечне культурам, как в целом по республике, так и по
каждому административному району.
3)
В
целях
получения
контрольных
материалов
для
установления
оценок видов на урожай органами ЦСУ производится выборочное, через
участковых инспекторов, наблюдение за видами на урожай в колхозах.
4) Каждый участковый инспектор обязан производить наблюдение по
всем
указанным
в
перечне
культурам
в
3-х
колхозах,
отбираемых
механически
по
способу,
устанавливаемому
статуправлениями
областей,
краев и АССР.
5)
Оценки
даются
участковыми
инспекторами
на
специальных
карточках – по форме № 1 (Ф-№ 1) на первый срок и по форме № 2 (Ф-№ 2)
на второй срок. По заполнении карточек в 2-х экземплярах на каждый колхоз,
участковый инспектор передает их не позднее, чем на четвертый день после
срока оценки, районному инспектору ЦСУ.
6) По получении от участковых инспекторов всех карточек и не позднее
шестого дня после срока оценки, районный инспектор обязан сообщить по
телеграфу в областное (краевое) статуправление оценки видов на урожай в
колхозах – самих колхозов, участковых инспекторов и РайЗО в среднем по
обследованным колхозам, а также оценки колхозов, РайЗО и свои оценки в
среднем по всем колхозам района. Телеграмма должна быть зашифрована в
порядке,
указанном
в
прилагаемом
перечне.
В
телеграмме
по
каждой
культуре должны быть указаны:
первым
показателем
–
средняя
оценка
участковых
инспекторов
по
обследованным колхозам;
вторым
показателем
–
средняя
оценка
РайЗО
по
обследованным
колхозам;
третьим показателем – средняя оценка самих обследованных колхозов;
четвертым – средняя оценка самих колхозов по всему району;
пятым показателем – средняя оценка РайЗО по всем колхозам района;
шестым – средняя оценка инспектора по всем колхозам района.
Кроме того, в конце телеграммы должно быть указано число колхозов,
включенных в сводку РайЗО, и число колхозов, обследованных участковыми
инспекторами на данный срок. Средний урожай в обследованных колхозах по
оценке участковых инспекторов, РайЗО и самих колхозов выводится, как
простая
среднеарифметическая,
путем
деления
суммы
оценок
видов
на
урожай по каждой культуре на число показаний.
7)
В
основу
оценок
видов
на
урожай,
предо ст авляемых
райинспектором, должны быть положены данные колхозов, МТС и РайЗО,
прокорректированные оценками участковых инспекторов в обследованных
колхозах и результатами личных наблюдений районного инспектора.
8) Одновременно с отсылкой телеграммы, не позднее шестого дня
после
отчетного
срока,
районный
инспектор
обязан
отослать
своему
статистическому
управлению
по
одному
экземпляру
полученных
им
от
участковых инспекторов карточек с оценками. Вместе с карточками оценок
по обследованным колхозам районный инспектор посылает также почтовое
подтверждение по форме № 8 (Ф-№ 8) сообщенных им по телеграфу средних
оценок
колхозов,
РайЗО
и
своих
оценок
по
всем
колхозам
района.
Все
сообщаемые районным инспектором в статуправление данные по оценке
видов на урожай должны быть им представлены в распоряжение Районного
уполномоченного
НКЗага
по
требованию
последнего
в
каче стве
предварительных материалов. К отсылаемым в статистическое управление
карточкам и почтовому подтверждению по форме № 3 (Ф-№ 3) районный
инспектор обязательно прилагает на особом листке обоснование даваемых им
оценок видов на урожай, а также характеристику качества работы РайЗО,
МТС и участковых инспекторов по учету видов на урожай.
9)
Районный
инспектор
обязан
заблаговременно
проверить
лично
РайЗО
и
через
участковых
инспекторов
обеспечить
РайЗО
и
колхозы
бланками
отчетов
и
принять
меры
к
тому,
чтобы
РайЗО
своевременно
снабдил
колхозы
бланками;
в
случае
отсутствия
их
у
РайЗО
районный
инспектор
обязан
немедленно
известить
статистическое
управление.
Районный инспектор должен также проверить организацию и проведение
Райземотделом инструктажа агрономов и директоров МТС, председателей и
секретарей сельсоветов, председателей и счетоводов колхозов по проведению
работ, связанных с оценками видов на урожай.
10) Статистические управления обязаны заблаговременно тщательно
проинструктировать райинспекторов, а последние не позднее, чем за 10 дней
до
первого
срока
оценок
–
участковых
инспекторов
по
всем
вопросам,
связанным с организацией и проведением учета видов на урожай.
11)
В
дальнейшем
статистические
управления
обязаны
через
разъездных инспекторов – агрономов своих секторов (отделов) определения
урожая систематически проверять на месте в обследуемых колхозах оценки
участковых
инспекторов.
Разъездные
агрономы
секторов
(отделов)
определения
урожая
статуправлений
должны
систематизировать
в
виде
сопоставительных сводок оценок колхоза, РайЗО, участкового инспектора и
своих собственных оценок по каждому в отдельности, так и в среднем по
всем посещенным агрономом колхозам.
12)
По
получении
от
всех
районных
инспекторов
телеграмм
и
установленных карточек со сведениями о видах на урожай статистические
управления проверяют и сводят их в целом по автономной республике по
форме № 4 (Ф-№ 4). Сводка эта, не позднее чем на 10-й день после отчетного
срока,
высылается
всеми
статистическими
управлениями
АССР,
краев
и
областей,
входящих
в
РСФСР,
в
статистическое
управление
РСФСР,
а
статистическими
управлениями
областей,
входящих
в
другие
союзные
республики, - в свои республиканские статистические управления и в ЦСУ.
Вместе со сводкой по Ф-№ 4 высылаются в адреса статуправлений союзных
республик также данные об оценках видов на урожай как статуправления, так
и РайЗО по отдельным административным районам по форме № 5 (Ф-№ 5).
13) Все итоговые показатели сводки Ф-№ 4 по обследованным колхозам
должны быть получены как простые среднеарифметические. Статистические
управления обязаны обеспечить получение по всем обследуемым колхозам
всех трех оценок – колхозов, РайЗО и участковых инспекторов.
14) Наряду с проверкой оценок и выборочным наблюдением за видами
на урожай в колхозах, статуправления обязаны также производить проверку
оценок видов на урожай в совхозах НКСХ, НКПП и НКММП. Проверка
производится в количестве 10-15 % всех имеющихся в республике совхозов,
причем для проверки отбиралось большее число совхозов тех систем, по
которым имеются наибольшие посевные площади [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1.
Д. 585. Л. 1-6].
Также
Всесоюзная
перепись
скота
и
птицы
предусматривала
заполнение карточек для выборки из формы № 2 (Ф-№ 2). Республика / край /
область (Калмыцкая). Район. Сельсовет. Название колхоза.
Таблица № 3
Н а л и ч и е
п о г о л о в ь я
в
%
к
установленному
минимуму
на
конец
1942 г.
Шифр
группы
по
наличию
поголовья
Шифр
г р у п п ы
п о
количеству
земельной
площади
Коровы
Свиноматки
Овце-козо-матки
Бычки-кастраты
2 лет и старше
Коровы
Свиноматки
Овце-козо-матки
Бычки-кастраты
2 лет и старше
-
17
(69)
18 (44,4)
19
(134)
20
21
(2)
22 (3)
23 (1)
24 (13)
25
26
27
28
(20)
29 (12)
В дополнение к вышеприведенным показателям в выборке из Ф-№ 2
обязательно фиксируется земельная площадь (пашня, в том числе сады и
огороды, луга и пастбища), закрепленные за колхозами (в гектарах).
Минимум
поголовья,
установленный
СНК
СССР
и
ЦК
ВКП
(б)
(постановления от 8/07 1939 года и от 20/04 1940 г.).
Таблица № 4
Виды скота
На конец 1942 года
На конец 1940 года
Коровы
100
60
Свиноматки
18
11
Овце(козо)матки
500
300
Бычки-кастраты 2 лет и старше
25
13
Таблица № 5
Данные по бычкам на конец 1941 года.
Бычки-кастраты 2 лет
и старше (гр. 3)
Волы старше 2 лет
(гр. 4)
Волики-кастраты от
1 года до 2 лет (гр. 5)
Коровы (гр. 6)
Нетели и телки старше
1 года (гр. 7+8)
Всего крупного
рогатого скота (гр. 11)
Всего крупного рогатого
скота (без волов старше 2 лет)
Свиноматки старше
9 мес. (гр. 14)
Всего свиней (гр. 18)
Матки и ярки старше
1 года (гр. 21)
Всего овец (гр. 25)
Козо-матки старше
1 года (гр. 27)
Всего коз (гр. 30)
Овцематок и
козоматок (гр. 21+27)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
-
45
9
69
17
214
169
8
76
671
1153
-
-
671
14 декабря 1942 г. в городе Астрахань Совет Народных Комиссаров
Калмыцкой
АССР
за
подписью
заместителя
председателя
Совнаркома
Калмыцкой
АССР
Гусева
А.
и
управляющего
делами
СНК
КАССР
Манджиева
С-Г.
утвердил
постановление
№
575
«Об
установлении
численности
скота
на
1
января
1943
года».
Данное
постановление
предусматривает
следующие
о сновополагающие
моменты
д л я
осуществления статистической деятельности:
1)
поручить
Статистическому
управлению
КАССР
установить
численность скота на 1 января 1943 г.: а) по колхозам и совхозам – на основе
действующей
оперативной
отчетности;
б)
по
прочим
государственным
и
кооперативным хозяйствам, не имеющим текущей отчетности о поголовье
скота
–
на
основе
разовой
отчетности;
в)
по
хозяйствам
колхозников,
единоличников, рабочих и служащих – на основе записей в похозяйственных
книгах
сельсоветов,
а
в
рабочих
поселках
(Кануково
и
Лагань),
где
похозяйственных
книг
не
ведется
–
на
основе
специального
учета
численности скота.
2)
Обязать
руководителей
всех
государственных
и
кооперативных
хозяйств, имеющих скот, а также председателей колхозов, лично проверить
правильность
отчетных
данных
о
численности
скота
и
представить
их
улусным инспекторам ЦСУ не позже 2 января 1943 г.
3)
Предложить
улусным
исполкомам
в
целях
обе спечения
своевременного
и
точного
заполнения
похозяйственных
книг
и
списков
сельсоветов данными о численности скота, принадлежащего колхозникам,
единоличникам, рабочим и служащим, проживающим в сельской местности
организовать сплошной подворный обход хозяйств, выделив для этих целей
необходимое количество бланков из сельсоветского и колхозного актива. В
рабочих поселках Лагань и Кануково совместно с улусными инспекторами
ЦСУ
провести
по
состоянию
на
1
января
учет
скота
принадлежащего
городскому
населению.
Обсудить
итоги
учета
скота
на
заседаниях
Исполкомов, улусных Советов депутатов трудящихся.
4) В целях проверки полноты и качества записей в похозяйственных
книгах
сельсоветов
о
наличии
скота,
обязать
Статуправление
проверить
контрольные
обходы
10
%
дворов
колхозников,
единоличников,
рабочих,
служащих, а председателям исполкомов выделить для этой цели необходимое
количество
подготовленных
работников
и
обеспечить
их
средствами
передвижения.
5)
Предложить
Статуправлению
КАССР
итоги
численности
по
республике предоставить Совнаркому КАССР не позже 25 января 1943 г.
[НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 575. Л. 1-1 об.].
Также 14 декабря 1942 г. в городе Астрахань СНК КАССР за подписью
заместителя председателя Совнаркома КАССР Гусева А. и управляющего
делами СНК КАССР Манджиева С-Г. утвердил постановление № 576 «…в
соответствии с распоряжением Совнаркома Союза ССР от 21 ноября 1942 г. о
разрешении органам ЦСУ Госплана СССР получения от сельских Советов
единовременной
отчетности
о
возрастном
и
половом
составе
сельского
населения по состоянию на 1 января 1943 г.
Совнарком
КАССР
постановляет
разрешить
Статистическому
управлению
КАССР
получить
от
сельских
Советов
единовременную
отчетность о возрастном и половом составе сельского населения на 1 января
1943 г.
Предлогает улусным Исполкомам обязать сельские Советы представить
улусным инспекторам ЦСУ Госплана СССР отчеты о возрастном и половом
составе сельского населения по форме, установленной ЦСУ Госплана СССР,
не позднее 25 января 1943 г.
Обязывает
Статистическое
управление
КАССР
представить
в
Совнарком КАССР сводные данные по указанной выше отчетности к 20
февраля 1943 г.» [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 575. Л. 2-2 об.].
В 1943 г. Статистическое управление КАССР состояло из следующих
отделов:
Отдел
учета
урожая,
секторы:
Сельского
хо з я й с т ва ,
Промышленности, Труда, Населения, Культуры, Городского хозяйства; Отдел
учета
капитального
строительства,
Сектор
транспорта
и
связи,
сектор
Здравоохранения, Торговли. Начальник – Максимов, главный бухгалтер –
Подбуцкая.
Рабочие
подразделения
Статистического
управления:
УНХУ
Краев, Областей, АССР. Городские УНХУ. Окружные инспектуры. Городские
и
внутригородские
инспектуры.
Инспектуры
при
районных
советах.
Районные инспектуры. Участковые инспектуры. Инспектора-статистики по
обследованию бюджетов рабочих и служащих. Инспектора-статистики по
обследованию бюджетов колхозников [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 109. Л. 3-7].
В январе 1943 г. после возвращения из эвакуации Госплан КАССР
разработал большой план по восстановлению народного хозяйства. В первый
же день изгнания оккупантов из Элисты, 1 января 1943 г., СНК КАССР
принял постановление «О мероприятиях по организации работы городских и
республиканских
организаций
в
г.
Элисте
и
оказанию
помощи
частям
Красной Армии». К концу 1943 г. были восстановлены все колхозы, совхозы,
часть предприятий местной промышленности [Максимов 2002; С. 364].
25
января
1944
г.
на
основании
постановления
республиканской
ликвидационной комиссии от 20 января 1944 г. Госплан КАССР прекратил
свою деятельность.
В этом отношении изменения произошли в 1948 г., когда ЦСУ СССР
было выделено из Госплана СССР и реорганизовано в самостоятельный
орган – Центральное Статистическое управление при Совете Министров
СССР (ЦСУ СССР). Местные статистические органы, не изменив своего
наименования,
стали
непосредственно
подчиняться
только
по
вертикали,
соответствующим вышестоящим органам ЦСУ СССР.