Напоминание

"Развитие статистики в 1941-43 гг."


Автор: Шавартаева Екатерина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Артезианская СОШ № 1" п.Буровой
Населённый пункт: Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие статистики в 1941-43 гг."
Раздел: среднее образование





Назад





УДК 93 + 311.313

ББК 63.3(2Рос = Калм) + 60.6 (2Рос = Калм)

РАЗВИТИЕ УЧЕТА И СТАТИСТИКИ КАЛМЫКИИ

В 1941-1943 ГГ.
Мучиряева Е. Н. С первых дней войны Совнарком КАССР держал в центре внимания организацию уборки урожая. В 1941 г. республика имела 268 тыс. га посевных площадей под зерновые и технические культуры, при этом зерновые занимали 237,5 тыс. га, что на 24,6 тыс. га было больше, чем в предыдущем году. В постановлениях «О мероприятиях по уборке урожая в связи с военным положением в стране» от 23 июня, «О ходе строительства и ремонта дорог по республике и подготовке их к хлебоуборке»… правительство наметило меры по выполнению плана заготовки кормов, улучшению организации труда, обеспечению колхозов, МТС рабочей силой и техникой для своевременного проведения сельскохозяйственных компаний. В сложившихся условиях войны коммунистическая партия, создав чрезвычайные органы – институты парторгов ЦК ВКП(б), ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, а также военных комиссаров, взяла на себя функции надзора и контроля на всех крупных военных заводах и предприятиях, в вооруженных силах» [Максимов 2009; С. 442-443]. Статистическое управление КАССР являлось важным орудием планирования, хозяйственного руководства и проверки выполнения народно- хозяйственного плана и осуществления хозяйственного расчета. В 1941 г. в связи с переименованием Центрального управления народно-хозяйственного учета (далее ЦУНХУ) в Центральное статистическое управление государственного планирования СССР (далее ЦСУ СССР), управление народно-хозяйственного учета КАССР приказом №77 по Центральному статистическому управлению Госплана СССР от 27 марта 1941 г. было переименовано в Cтатистическое управление Калмыцкой АССР при Облплане. Районные и городские инспектуры народно-
хозяйственного учета – районными и городскими инспектурами ЦСУ СССР [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 437. Л. 36]. Статистическое управление КАССР непосредственно подчинялось ЦСУ РСФСР. В районах и городах были образованы инспектуры государственной статистики, находящиеся в подчинении областного статистического управления. Задачами Статистического управления КАССР по-прежнему оставались: выполнение статистических работ, учет выполнения государственных планов, разработка и анализ данных, проверка постановки учета и отчетности в министерствах и ведомствах, учреждениях и организациях, на предприятиях и стройках, в колхозах и совхозах и, в особенности, проверка достоверности отчетов. В задачи статистического управления также входила рационализация и оптимизация учета данных, грамотное составление отчетности и осуществление контроля за достоверностью предоставляемых фактов. На районные и городские инспектуры государственной статистики возлагалась задача учета статистических работ, предусмотренных государственным планом, а также выполнение отдельных заданий областного статуправления. В обязанность районных и городских инспектур вменялась обязанность предоставления материалов облстатуправлению и местным руководящим органам, а также обязанность рассмотрения определенных вопросов, связанных с развитием хозяйства и культуры района и города. Инспектора контролировали и инспектировали учетно-статистическую работу и проверяли качество учета и отчетности в районных и городских исполкомах Совета депутатов трудящихся и в других организациях, сельсоветах, колхозах, совхозах, предприятиях, стройках и обеспечивали отчетность в них, выявляли и устраняли фальсификации. В связи с преобразованием Калмобласти в 1935 г. в автономную республику, Калмоблплан был переименован в Госплан КАССР. В июле 1938г. состоялась первая сессия Верховного Совета КАССР. Первая сессия избрала Президиум Верховного Совета КАССР, образовала правительство
КАССР – Совет народных комиссаров республики. В соответствии с Конституцией в составе правительства был организован Госплан КАССР, во главе с председателем и заместителем. Организационная структура Госплана КАССР, преобразованного из Облплана, не изменилась. В ходе развития Советского государства изменялись формы и функции государственных органов, в том числе и Госплана КАССР. В военный период немаловажное значение приобретает сельское хозяйство и животноводство. В республиканском сельском хозяйстве осуществлялась специализация, зачатки которой закладывались в 1930-х гг. Но наиболее четко специализация осуществляется после принятия постановления Коллегией Наркомзема РСФСР от 19 февраля 1932 г. «О реконструкции кормовой базы Калмыцкой автономной области», где предусматривалось размещение основных отраслей животноводства в соответствии с природными типами угодий» [Буров 1981; С. 136]. В этот период предпринимались попытки образования первичных форм АПК – аграрно-индустриальных комбинатов, но в сельском хозяйстве еще не было рациональной концентрации производства, а промышленность не обеспечивала выпуск всего набора машин для механизации сельских работ в сельскохозяйственном производстве [Натыров 2002; С. 301]. Центральное управление народно-хозяйственного учета Госплана СССР к 1 января 1941 г. подвело итоги контрольного обхода дворов по контрольным точкам и району. Данные всесоюзной переписи скота на 1 января 1941 г. были оформлены в специально запротоколированных бланках формы № 9 «Ф-№ 9». В них обязательно указывалась территориальность: республика / край / область. Далее в следующей последовательности: район / сельский совет / населенный пункт / город. Обязательно должна быть проставлена фиксированная дата производства переписи / дата производства обхода [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-4]. Таблица № 1
Форма № 9. На примере города Башанта Группы дворов Число дворов (наличных и отсутствующих) Крупный рогатый скот Свиньи Овцы Козы Лошади Быки и волы старше 2-х лет Коровы Молодняк старше 1-го года Телята до 1-го года Всего крупного рогатого скота Взрослые старше 9-и месяцев Молодняк от 4-х до 9-и месяцев Поросята до 4-х месяцев Всего свиней Взрослые старше 1-го года Молодняк до 1-го года Всего овец Взрослые старше 1-го года Молодняк до 1-го года Всего коз Взрослые старше 3-х лет Молодняк от 1-го года до 3-х лет Жеребята до 1-го года Всего лошадей А) КОЛХОЗНИКИ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1.всего скота в контрольных точках 2.пропущено и укрыто при переписи 3.% недоучета Б) ЕДИНОЛИЧНИКИ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1.всего скота в контрольных точках 2.пропущено и укрыто при переписи 3.% недоучета В) РАБОЧИЕ И СЛУЖАЩИЕ И ДРУГИЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ 1.всего скота в контрольных точках 149 - 62 16 37 115 10 30 43 83 8 2 10 - - - 7 - - 7 2.пропущено и укрыто при переписи 3 - 1 1 - 2 1 - 3 4 - - - - - - - - - - 3.% недоучета 2 - 1,6 6,2 - 1,7 10,0 - 6,9 4,8 - - - - - - - - - - Таблица № 2 Контрольная таблица к форме № 9
Дворы, внесенные в список формы № 5 (Ф-№ 5). Включая пропущенные при переписи Число дворов Крупный рогатый скот свиньи овцы козы лошади верблюды Ослы и муллы КОЛХОЗНИКИ - - - - - - - - 1.записано при переписи 2.оказалось при обходе 3.поступило скота после 1 января 4.убыло скота после 1 января 5.пропущено и укрыто ЕДИНОЛИЧНИКИ - - - - - - - - 1.записано при переписи 2.оказалось при обходе 3.поступило скота после 1 января 4.убыло скота после 1 января 5.пропущено и укрыто РА Б ОЧ И Е И СЛ У Ж А Щ И Е И ДРУГИЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ 1.записано при переписи 2 1 - - - - - - 2.оказалось при обходе 5 3 4 - - - - - 3.поступило скота после 1 января - - - - - - - - 4.убыло скота после 1 января - - - - - - - - 5.пропущено и укрыто 3 2 4 - - - - - Районный инспектор__________________ Центральное Статистическое Управление Госплана СССР 11 мая 1942г. направило директиву № 11 за подписью заместителя начальника Центрального статистического управления Госплана СССР Малышева И. республиканским, краевым и областным статистическим управлениям. «… Средние порайонные оценки видов на урожай в колхозах, устанавливаемые органами ЦСУ, являются одним из основных материалов для отнесения районов к разрядам урожайности. Вместе с тем, в соответствии с инструкциями по определению урожая зерновых и технических культур, утвержденными Экономсоветом при СНК СССР 9/06 и 21/07 – 1939 г., для оценки видов на урожай, даваемые органами ЦСУ, служат также одним из
материалов для определения фактических размеров урожая зерновых и технических культур. Все это придает особое значение учету видов на урожай и обязывает органы ЦСУ обеспечить правильность и своевременность проведения всех работ, связанных с оценками видов на урожай на установленные сроки…». В соответствии с указом был установлен следующий порядок работ по учету видов на урожай органами ЦСУ в 1942 году: 1) Наряду с оценками видов на урожай, производимыми земельными органами, статуправления обязаны подавать в 1942 г. свои оценки видов на урожай в колхозах по культурам согласно прилагаемому перечню на сроки, установленные НКЗ СССР для оценок видов на урожай колхозами. 2) Оценки видов на урожай должны предоставляться статуправлениями по всем указанным в перечне культурам, как в целом по республике, так и по каждому административному району. 3) В целях получения контрольных материалов для установления оценок видов на урожай органами ЦСУ производится выборочное, через участковых инспекторов, наблюдение за видами на урожай в колхозах. 4) Каждый участковый инспектор обязан производить наблюдение по всем указанным в перечне культурам в 3-х колхозах, отбираемых механически по способу, устанавливаемому статуправлениями областей, краев и АССР. 5) Оценки даются участковыми инспекторами на специальных карточках – по форме № 1 (Ф-№ 1) на первый срок и по форме № 2 (Ф-№ 2) на второй срок. По заполнении карточек в 2-х экземплярах на каждый колхоз, участковый инспектор передает их не позднее, чем на четвертый день после срока оценки, районному инспектору ЦСУ. 6) По получении от участковых инспекторов всех карточек и не позднее шестого дня после срока оценки, районный инспектор обязан сообщить по телеграфу в областное (краевое) статуправление оценки видов на урожай в колхозах – самих колхозов, участковых инспекторов и РайЗО в среднем по
обследованным колхозам, а также оценки колхозов, РайЗО и свои оценки в среднем по всем колхозам района. Телеграмма должна быть зашифрована в порядке, указанном в прилагаемом перечне. В телеграмме по каждой культуре должны быть указаны: первым показателем – средняя оценка участковых инспекторов по обследованным колхозам; вторым показателем – средняя оценка РайЗО по обследованным колхозам; третьим показателем – средняя оценка самих обследованных колхозов; четвертым – средняя оценка самих колхозов по всему району; пятым показателем – средняя оценка РайЗО по всем колхозам района; шестым – средняя оценка инспектора по всем колхозам района. Кроме того, в конце телеграммы должно быть указано число колхозов, включенных в сводку РайЗО, и число колхозов, обследованных участковыми инспекторами на данный срок. Средний урожай в обследованных колхозах по оценке участковых инспекторов, РайЗО и самих колхозов выводится, как простая среднеарифметическая, путем деления суммы оценок видов на урожай по каждой культуре на число показаний. 7) В основу оценок видов на урожай, предо ст авляемых райинспектором, должны быть положены данные колхозов, МТС и РайЗО, прокорректированные оценками участковых инспекторов в обследованных колхозах и результатами личных наблюдений районного инспектора. 8) Одновременно с отсылкой телеграммы, не позднее шестого дня после отчетного срока, районный инспектор обязан отослать своему статистическому управлению по одному экземпляру полученных им от участковых инспекторов карточек с оценками. Вместе с карточками оценок по обследованным колхозам районный инспектор посылает также почтовое подтверждение по форме № 8 (Ф-№ 8) сообщенных им по телеграфу средних оценок колхозов, РайЗО и своих оценок по всем колхозам района. Все сообщаемые районным инспектором в статуправление данные по оценке
видов на урожай должны быть им представлены в распоряжение Районного уполномоченного НКЗага по требованию последнего в каче стве предварительных материалов. К отсылаемым в статистическое управление карточкам и почтовому подтверждению по форме № 3 (Ф-№ 3) районный инспектор обязательно прилагает на особом листке обоснование даваемых им оценок видов на урожай, а также характеристику качества работы РайЗО, МТС и участковых инспекторов по учету видов на урожай. 9) Районный инспектор обязан заблаговременно проверить лично РайЗО и через участковых инспекторов обеспечить РайЗО и колхозы бланками отчетов и принять меры к тому, чтобы РайЗО своевременно снабдил колхозы бланками; в случае отсутствия их у РайЗО районный инспектор обязан немедленно известить статистическое управление. Районный инспектор должен также проверить организацию и проведение Райземотделом инструктажа агрономов и директоров МТС, председателей и секретарей сельсоветов, председателей и счетоводов колхозов по проведению работ, связанных с оценками видов на урожай. 10) Статистические управления обязаны заблаговременно тщательно проинструктировать райинспекторов, а последние не позднее, чем за 10 дней до первого срока оценок – участковых инспекторов по всем вопросам, связанным с организацией и проведением учета видов на урожай. 11) В дальнейшем статистические управления обязаны через разъездных инспекторов – агрономов своих секторов (отделов) определения урожая систематически проверять на месте в обследуемых колхозах оценки участковых инспекторов. Разъездные агрономы секторов (отделов) определения урожая статуправлений должны систематизировать в виде сопоставительных сводок оценок колхоза, РайЗО, участкового инспектора и своих собственных оценок по каждому в отдельности, так и в среднем по всем посещенным агрономом колхозам. 12) По получении от всех районных инспекторов телеграмм и установленных карточек со сведениями о видах на урожай статистические
управления проверяют и сводят их в целом по автономной республике по форме № 4 (Ф-№ 4). Сводка эта, не позднее чем на 10-й день после отчетного срока, высылается всеми статистическими управлениями АССР, краев и областей, входящих в РСФСР, в статистическое управление РСФСР, а статистическими управлениями областей, входящих в другие союзные республики, - в свои республиканские статистические управления и в ЦСУ. Вместе со сводкой по Ф-№ 4 высылаются в адреса статуправлений союзных республик также данные об оценках видов на урожай как статуправления, так и РайЗО по отдельным административным районам по форме № 5 (Ф-№ 5). 13) Все итоговые показатели сводки Ф-№ 4 по обследованным колхозам должны быть получены как простые среднеарифметические. Статистические управления обязаны обеспечить получение по всем обследуемым колхозам всех трех оценок – колхозов, РайЗО и участковых инспекторов. 14) Наряду с проверкой оценок и выборочным наблюдением за видами на урожай в колхозах, статуправления обязаны также производить проверку оценок видов на урожай в совхозах НКСХ, НКПП и НКММП. Проверка производится в количестве 10-15 % всех имеющихся в республике совхозов, причем для проверки отбиралось большее число совхозов тех систем, по которым имеются наибольшие посевные площади [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 585. Л. 1-6]. Также Всесоюзная перепись скота и птицы предусматривала заполнение карточек для выборки из формы № 2 (Ф-№ 2). Республика / край / область (Калмыцкая). Район. Сельсовет. Название колхоза. Таблица № 3 Н а л и ч и е п о г о л о в ь я в % к установленному минимуму на конец 1942 г. Шифр группы по наличию поголовья Шифр г р у п п ы п о количеству земельной площади
Коровы Свиноматки Овце-козо-матки Бычки-кастраты 2 лет и старше Коровы Свиноматки Овце-козо-матки Бычки-кастраты 2 лет и старше - 17 (69) 18 (44,4) 19 (134) 20 21 (2) 22 (3) 23 (1) 24 (13) 25 26 27 28 (20) 29 (12) В дополнение к вышеприведенным показателям в выборке из Ф-№ 2 обязательно фиксируется земельная площадь (пашня, в том числе сады и огороды, луга и пастбища), закрепленные за колхозами (в гектарах). Минимум поголовья, установленный СНК СССР и ЦК ВКП (б) (постановления от 8/07 1939 года и от 20/04 1940 г.). Таблица № 4 Виды скота На конец 1942 года На конец 1940 года Коровы 100 60 Свиноматки 18 11 Овце(козо)матки 500 300 Бычки-кастраты 2 лет и старше 25 13 Таблица № 5 Данные по бычкам на конец 1941 года. Бычки-кастраты 2 лет и старше (гр. 3) Волы старше 2 лет (гр. 4) Волики-кастраты от 1 года до 2 лет (гр. 5) Коровы (гр. 6) Нетели и телки старше 1 года (гр. 7+8) Всего крупного рогатого скота (гр. 11) Всего крупного рогатого скота (без волов старше 2 лет) Свиноматки старше 9 мес. (гр. 14) Всего свиней (гр. 18) Матки и ярки старше 1 года (гр. 21) Всего овец (гр. 25) Козо-матки старше 1 года (гр. 27) Всего коз (гр. 30) Овцематок и козоматок (гр. 21+27) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 - 45 9 69 17 214 169 8 76 671 1153 - - 671
14 декабря 1942 г. в городе Астрахань Совет Народных Комиссаров Калмыцкой АССР за подписью заместителя председателя Совнаркома Калмыцкой АССР Гусева А. и управляющего делами СНК КАССР Манджиева С-Г. утвердил постановление № 575 «Об установлении численности скота на 1 января 1943 года». Данное постановление предусматривает следующие о сновополагающие моменты д л я осуществления статистической деятельности: 1) поручить Статистическому управлению КАССР установить численность скота на 1 января 1943 г.: а) по колхозам и совхозам – на основе действующей оперативной отчетности; б) по прочим государственным и кооперативным хозяйствам, не имеющим текущей отчетности о поголовье скота – на основе разовой отчетности; в) по хозяйствам колхозников, единоличников, рабочих и служащих – на основе записей в похозяйственных книгах сельсоветов, а в рабочих поселках (Кануково и Лагань), где похозяйственных книг не ведется – на основе специального учета численности скота. 2) Обязать руководителей всех государственных и кооперативных хозяйств, имеющих скот, а также председателей колхозов, лично проверить правильность отчетных данных о численности скота и представить их улусным инспекторам ЦСУ не позже 2 января 1943 г. 3) Предложить улусным исполкомам в целях обе спечения своевременного и точного заполнения похозяйственных книг и списков сельсоветов данными о численности скота, принадлежащего колхозникам, единоличникам, рабочим и служащим, проживающим в сельской местности организовать сплошной подворный обход хозяйств, выделив для этих целей необходимое количество бланков из сельсоветского и колхозного актива. В рабочих поселках Лагань и Кануково совместно с улусными инспекторами ЦСУ провести по состоянию на 1 января учет скота принадлежащего городскому населению. Обсудить итоги учета скота на заседаниях Исполкомов, улусных Советов депутатов трудящихся.
4) В целях проверки полноты и качества записей в похозяйственных книгах сельсоветов о наличии скота, обязать Статуправление проверить контрольные обходы 10 % дворов колхозников, единоличников, рабочих, служащих, а председателям исполкомов выделить для этой цели необходимое количество подготовленных работников и обеспечить их средствами передвижения. 5) Предложить Статуправлению КАССР итоги численности по республике предоставить Совнаркому КАССР не позже 25 января 1943 г. [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 575. Л. 1-1 об.]. Также 14 декабря 1942 г. в городе Астрахань СНК КАССР за подписью заместителя председателя Совнаркома КАССР Гусева А. и управляющего делами СНК КАССР Манджиева С-Г. утвердил постановление № 576 «…в соответствии с распоряжением Совнаркома Союза ССР от 21 ноября 1942 г. о разрешении органам ЦСУ Госплана СССР получения от сельских Советов единовременной отчетности о возрастном и половом составе сельского населения по состоянию на 1 января 1943 г. Совнарком КАССР постановляет разрешить Статистическому управлению КАССР получить от сельских Советов единовременную отчетность о возрастном и половом составе сельского населения на 1 января 1943 г. Предлогает улусным Исполкомам обязать сельские Советы представить улусным инспекторам ЦСУ Госплана СССР отчеты о возрастном и половом составе сельского населения по форме, установленной ЦСУ Госплана СССР, не позднее 25 января 1943 г. Обязывает Статистическое управление КАССР представить в Совнарком КАССР сводные данные по указанной выше отчетности к 20 февраля 1943 г.» [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 575. Л. 2-2 об.]. В 1943 г. Статистическое управление КАССР состояло из следующих отделов: Отдел учета урожая, секторы: Сельского хо з я й с т ва , Промышленности, Труда, Населения, Культуры, Городского хозяйства; Отдел
учета капитального строительства, Сектор транспорта и связи, сектор Здравоохранения, Торговли. Начальник – Максимов, главный бухгалтер – Подбуцкая. Рабочие подразделения Статистического управления: УНХУ Краев, Областей, АССР. Городские УНХУ. Окружные инспектуры. Городские и внутригородские инспектуры. Инспектуры при районных советах. Районные инспектуры. Участковые инспектуры. Инспектора-статистики по обследованию бюджетов рабочих и служащих. Инспектора-статистики по обследованию бюджетов колхозников [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 109. Л. 3-7]. В январе 1943 г. после возвращения из эвакуации Госплан КАССР разработал большой план по восстановлению народного хозяйства. В первый же день изгнания оккупантов из Элисты, 1 января 1943 г., СНК КАССР принял постановление «О мероприятиях по организации работы городских и республиканских организаций в г. Элисте и оказанию помощи частям Красной Армии». К концу 1943 г. были восстановлены все колхозы, совхозы, часть предприятий местной промышленности [Максимов 2002; С. 364]. 25 января 1944 г. на основании постановления республиканской ликвидационной комиссии от 20 января 1944 г. Госплан КАССР прекратил свою деятельность. В этом отношении изменения произошли в 1948 г., когда ЦСУ СССР было выделено из Госплана СССР и реорганизовано в самостоятельный орган – Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР). Местные статистические органы, не изменив своего наименования, стали непосредственно подчиняться только по вертикали, соответствующим вышестоящим органам ЦСУ СССР.


В раздел образования