Напоминание

Сказкотерапия – как средство развития связной речи в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями


Автор: Рачёва Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад с.Моряковский Затон" Томского района
Населённый пункт: Томская область, Томский район, с.Моряковский Затон
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия – как средство развития связной речи в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сказкотерапия – как средство развития связной речи в процессе

коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Сказка - повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение путем устной передачи. Когда-то, в далекие времена, волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. К сказкам относились серьезно и трепетно. Ведь в них передана общечеловеческая основа жизни. Через сказки мы получаем знания о мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из тяжелых ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви и справедливости. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, волнует воображение детей и взрослых. Сказка — это жизнь людей в миниатюре. Наши жизненные радости, проблемы и задачи. Любая преграда — это экзамен для души. Мы делаемся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытание. И мы ослабеваем и теряем, если не переносим и не принимаем случившихся трудностей на нашем пути. Погружая в сказку ребенка, мы решаем множество задач. Ребенок – энергичен от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить, опираясь на них. Наглядность и живописность их использования дают возможность ребенку сохранить в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и плодотворнее использовать ее при придумывании сказок. Вроде бы, в сказочных занятиях мало видимой работы над словом, но есть работа невидимая, неприметная. И, собственно, она готовит почву для предшествующей коррекции речевых расстройств. Логопедам известно, как тяжело осуществлять, например, артикуляционную гимнастику с эмоциональным, возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он неизменно отвлекается, суетится, задает вопросы, старается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности достаточно лишь на минуту. И подобных детей в логопедической группе много. А вялые, расслабленные, с повышенной истощаемостью нервной системы дети? Они не нарушают дисциплину, их временами и совсем невидно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними значительные трудности. Лишь спустя некоторое время занятий ребенок слабым и безжизненным голосом говорит, что он устал и больше ничего не может. У подобных детей, как правило, тяжело ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло протекает автоматизация. Весьма трудно автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им будто бы безразлично, какое у них произношение. А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков? А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других? А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и
плавное, а зажатое или прерывистое? И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если эти нарушения своевременно не откорректировать в детском возрасте, то затем начинаются трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере открыть свои природные способности и умственный потенциал. Порой мы добиваемся видимых результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, и тогда это неизбежно благотворно отражается и на речи. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказкотерапия - метод, применяющий сказочную форму для интеграции личности, формирования творческих способностей, расширения сознания, улучшения взаимодействий с окружающим миром. Метод сказкотерапии занимает одно из основных мест в коррекционной работе с детьми логопедической группы и решает множество задач: - развивать речь детей (предсказывание сказок, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок); - выявить и развить творческие способности; - уменьшить уровень тревожности и агрессивности; - сформировать способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Сказкотерапия - это: - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, открытие внутреннего и внешнего мира, осознание прожитого, моделирование будущего; - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Сказка осуществляет важнейшие речевые и коммуникативные функции: - лексико-образную, так как формирует языковую культуру личности; - активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. - при слушании и чтении сказок происходит интериоризация (присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом) вербально-знаковых форм сказок; - при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; - формируются важнейшие языковые функции - экспрессивная (вербально- образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); - развивающе-терапевтическую, потому что имеет психотерапевтический эффект. Сказка используется во всевозможных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Развитие умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из основных задач педагогов, ведь от степени их сформированности зависит
дальнейшее развитие личности ребенка и усвоение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который нужен для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам необходимо обучать специально. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это включает в себя: отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении применяется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы обращены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно применять метод моделирования плана высказывания. Самостоятельное сочинение сказок приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который понадобится ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети сочиняют и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно придумывают сказку. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное применение в работе с детьми, в частности в логопедии, он приобрел только около десяти лет назад. Сегодня, этот метод, один из наиболее широко освещаемых в современной литературе и один из самых перспективных. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учёными: Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти и российскими учёными: Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева. Колоссальный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Достоинство и роль этого метода сегодня в работе с детьми с речевыми нарушениями неоспорим: это образность языка, его метафорично сть, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают точно, строить диалоги, а значит, воздействуют на развитие связной
монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Следовательно, сказкотерапия – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с речевыми нарушениями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работес детьми с речевыми нарушениями, поскольку не всякий вид деятельности может обеспечить такое комплексное воздействие на речевую сферу ребенка.
Список литературы и интернет-источноков:
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил. 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.-1998 г. 5. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. “Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы”. Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”,2002 г. 6. Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста” Москва: “ЦГЛ”, 2004 г. 7. МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6- 2005г. с.35. 8. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001. 10.Шорохова О.А. “Играем в сказку” ТЦ “Сфера” Москва 2006г.


В раздел образования