Сказкотерапия – как средство развития связной речи в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Автор: Рачёва Оксана Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад с.Моряковский Затон" Томского района Населённый пункт: Томская область, Томский район, с.Моряковский Затон Наименование материала: статья Тема: Сказкотерапия – как средство развития связной речи в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия – как средство развития связной речи в процессе
коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Сказка - повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из
поколения в поколение путем устной передачи.
Когда-то, в далекие времена, волшебные сказки рассказывались не только
детям, но и взрослым. К сказкам относились серьезно и трепетно. Ведь в них
передана общечеловеческая основа жизни. Через сказки мы получаем знания о
мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях,
возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры,
находить выход из тяжелых ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви и
справедливости. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами,
волнует воображение детей и взрослых.
Сказка
—
это
жизнь
людей
в
миниатюре.
Наши
жизненные
радости,
проблемы и задачи. Любая преграда — это экзамен для души. Мы делаемся богаче
и сильнее духом, если правильно проходим испытание. И мы ослабеваем и теряем,
если не переносим и не принимаем случившихся трудностей на нашем пути.
Погружая в сказку ребенка, мы решаем множество задач.
Ребенок – энергичен
от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить,
опираясь на них. Наглядность и живописность их использования дают возможность
ребенку сохранить в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и
плодотворнее использовать ее при придумывании сказок.
Вроде бы, в сказочных занятиях мало видимой работы над словом, но есть
работа
невидимая,
неприметная.
И,
собственно,
она
готовит
почву
для
предшествующей
коррекции
речевых
расстройств.
Логопедам
известно,
как
тяжело осуществлять, например, артикуляционную гимнастику с эмоциональным,
возбудимым,
двигательно
расторможенным
ребенком.
Если
бы
у
него
был
непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он неизменно
отвлекается,
суетится,
задает
вопросы,
старается
о
чем-то
рассказать.
Его
сосредоточенности
достаточно
лишь
на
минуту.
И
подобных
детей
в
логопедической
группе
много. А
вялые,
расслабленные,
с
повышенной
истощаемостью
нервной
системы
дети?
Они
не
нарушают
дисциплину,
их
временами и совсем невидно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними
значительные трудности. Лишь спустя некоторое время занятий ребенок слабым и
безжизненным
голосом
говорит,
что
он
устал
и
больше
ничего
не
может.
У
подобных детей, как правило, тяжело ставятся звуки, требующие активного выдоха,
медленно и вяло протекает автоматизация.
Весьма трудно автоматизируются звуки
у
детей
с
крепкой
нервной
системой,
малочувствительных,
не
проявляющих
особого интереса к тому, что их окружает. Им будто бы безразлично, какое у них
произношение. А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как
звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных
речевых звуков? А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои
действия с действиями других? А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и
плавное, а зажатое или прерывистое? И улучшая что-то одно, мы совершенствуем
работу всего организма в целом.
Если эти нарушения своевременно не откорректировать в детском возрасте, то
затем начинаются трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере
открыть
свои
природные
способности
и
умственный
потенциал.
Порой
мы
добиваемся
видимых
результатов
в
работе
над
дыханием,
слуховым
или
зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, и
тогда это неизбежно благотворно отражается и на речи.
Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка
является
наиболее
универсальным,
комплексным
методом
воздействия
в
коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.
Сказкотерапия - метод, применяющий сказочную форму для интеграции личности,
формирования
творческих
способностей,
расширения
сознания,
улучшения
взаимодействий с окружающим миром.
Метод сказкотерапии занимает одно из основных мест в коррекционной работе
с детьми логопедической группы и решает множество задач:
- развивать речь детей (предсказывание сказок, группового рассказывания сказок,
рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок);
- выявить и развить творческие способности;
- уменьшить уровень тревожности и агрессивности;
- сформировать способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также
навыки конструктивного выражения эмоций.
Сказкотерапия - это:
-
процесс
поиска
смысла,
расшифровка
знаний
о
мире,
о
системе
взаимоотношений в нём;
- процесс переноса сказочных символов в реальность;
-
созерцание,
открытие
внутреннего
и
внешнего
мира,
осознание
прожитого,
моделирование будущего;
- процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
- терапия средой, особой сказочной обстановкой;
Сказка осуществляет важнейшие речевые и коммуникативные функции:
- лексико-образную, так как формирует языковую культуру личности;
- активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
-
при
слушании
и
чтении
сказок
происходит
интериоризация
(присвоение
жизненного
опыта,
становления
психических
функций
и
развития
в
целом)
вербально-знаковых форм сказок;
- при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
-
формируются
важнейшие
языковые
функции
-
экспрессивная
(вербально-
образный
компонент
речи)
и
коммуникативная
(способность
к
общению,
пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, потому что имеет психотерапевтический эффект.
Сказка используется во всевозможных областях работы с детьми дошкольного
возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной
речью. Развитие умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из
основных
задач
педагогов,
ведь
от
степени
их
сформированности
зависит
дальнейшее развитие личности ребенка и усвоение им учебных знаний. Умения и
навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня,
который нужен для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и
навыкам необходимо обучать специально.
Занятия
по
сказкам
строятся
по
следующему
алгоритму:
слушаем,
рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой -
организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это включает в себя:
отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или
словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.
Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении
применяется прием завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы
обращены
на
выделение
основных
моментов
сюжетного
действия,
их
последовательности,
на
определение
действующих
лиц
и
наиболее
значимые
детали повествования.
В
качестве
вспомогательного
средства,
при
обучении
детей
дошкольного
возраста навыкам связной речи, можно применять метод моделирования плана
высказывания.
Самостоятельное
сочинение
сказок
приближает
ребенка
к
тому
уровню
монологической речи, который понадобится ему для перехода к новой ведущей
(учебной) деятельности. Дети сочиняют и завершают сказку, составляют сказку на
предложенную
тему
с
опорой
на
иллюстрированный
материал
и
коллективно
придумывают сказку.
Метод
работы
со
сказкой
имеет
многовековую
историю,
хотя
научное
обоснование и целенаправленное применение в работе с детьми, в частности в
логопедии, он приобрел только около десяти лет назад. Сегодня, этот метод, один
из наиболее широко освещаемых в современной литературе и один из самых
перспективных.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными
учёными: Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти и российскими учёными:
Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева.
Колоссальный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А.
В.
Гнездилов,
Т.
М.Грабенко,
Н.А.Погосова,
М.А.Поваляева,
Д.Ю.Соколов,
О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие.
Именно
в
нашей
стране,
в
Санкт-Петербурге,
открыт
первый
Институт
сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со
сказкой для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Достоинство
и
роль
этого
метода
сегодня
в
работе
с
детьми с речевыми
нарушениями
неоспорим:
это
образность
языка,
его
метафорично сть,
психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают
свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в
самостоятельную
речь.
Тексты
сказок
расширяют
словарный
запас,
помогают
точно,
строить
диалоги,
а
значит,
воздействуют
на
развитие
связной
монологической речи.
Работа со сказкой способствует развитию просодической
стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Следовательно, сказкотерапия – эффективное развивающее, коррекционное и
психотерапевтическое средство в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии
уникальны в коррекционной работес детьми с речевыми нарушениями, поскольку
не всякий вид деятельности может обеспечить такое комплексное воздействие на
речевую сферу ребенка.
Список литературы и интернет-источноков:
1.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. -
128 с, ил.
2.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
- М. 2004.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.:
Речь, 2008. – 240 с.
4.
Зинкевич-Евстигнеева.
Т.Д.
“Путь
к
волшебству.
Теория
и
практика
сказкотерапии” Спб.-1998 г.
5.
Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. “Речевое развитие ребёнка в детском саду:
новые подходы”. Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”,2002 г.
6.
Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного
возраста” Москва: “ЦГЛ”, 2004 г.
7.
МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-
2005г. с.35.
8.
Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999.
9.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001.
10.Шорохова О.А. “Играем в сказку” ТЦ “Сфера” Москва 2006г.