"Программа по развитию психомоторных и сенсорных функций у младших школьников с нарушением интеллекта"
Автор: Тихонова Ирина Викторовна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МКОУ "Березовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого педагогической поддержки" Населённый пункт: с.Березово, Кемеровской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Программа по развитию психомоторных и сенсорных функций у младших школьников с нарушением интеллекта" Раздел: среднее профессиональное
Тема «Программа по развитию психомоторных и сенсорных функций у
младших школьников с нарушением интеллекта»
Тихонова Ирина Викторовна,
заместитель директора
по учебно-воспитатльной работе
МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная
школа-интернат психолого-педагогической поддержки »
Кемеровского муниципального района
Описание: Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и
сенсорных процессов» имеет своей целью - воздействуя на сенсомоторный уровень с
учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка активизировать развитие всех
высших психических функций, и как «вершины» - речи и интеллекта ребенка.
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается рост числа детей с разнообразными речевыми
нарушениями, детей с теми или иными эмоционально-волевыми расстройствами,
детей с дефицитом внимания. Заметно увеличивается число специальных
(коррекционных) классов, реабилитационных центров и психологических
консультаций. Отмечается все большая распространённость синдрома дефицита
внимания и гиперактивность у детей. Этому синдрому часто сопутствует
запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно,
специфические трудности в воспитании и обучении. Для детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности характерны трудности планирования и
организации сложных видов деятельности, большинству из них свойственна слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе, проблемы в
коммуникации. При этом с возрастом проявления синдрома дефицита внимания и
гиперактивности несколько изменяются. Отклонения в психическом развитии детей
обусловлены как органическими (увеличения числа травм, с одной стороны, а с
другой – улучшение медицинской помощи при родах, спасение ранее
«безнадежных» детей), так же и функциональными причинами – физической
ослабленностью рожениц, наличием у родителей большого числа хронических
заболеваний, наличие внутриутробных инфекций. Среди социально-
психологических причин следует отметить неблагоприятное влияние окружающей
среды, неблагоприятную экологическую обстановку в больших городах,
алкоголизацию населения.
Большая часть отклонений в психическом развитии, связана с нарушение
онтогенеза психомоторного развития в возрасте от зачатия до трёх лет, которое
обусловлено указанными причинами.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного
ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных
отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно
важен этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии,
поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается
статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным
воспитанием, а значит, что до школы ребёнок не получил квалифицированную
коррекционную поддержку.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих
отклонение в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею
индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень
тяжести их дифекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические
особенности. А значит, что речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоления трудностей
овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге
будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Теоретической
основой
программы
коррекционных
занятий
явились
концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих основах развития
аномального
и
нормального
развивающегося
ребенка;
о
структуре
дифекта
и
возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению
аномального
ребенка,
учете
зон
его
актуального
и
ближайшего
развития,
становления как субъектов учебной деятельности.
Программа
курса
коррекционных
занятий
«Развитие
психомоторных
и
сенсорных процессов» имеет своей целью - воздействуя на сенсомоторный уровень с
учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка активизировать развитие всех
высших психических функций, и как «вершины» - речи и интеллекта ребенка.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых
следующая:
обогащение
чувственного
познавательного
опыта
на
основе
формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки
предметов и явлений и отражать их в речи.
Задачи:
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия
явлений
и
объектов
окружающей
действительности
в
совокупности их свойств;
Коррекция
недостатков
познавательной
деятельности
школьников,
путем
систематического
и
целенаправленного
восприятия
у
них
полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов,
их положение в пространстве;
Формирование пространственно-временных ориентировок;
Развитие слухоголосовых координаций;
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во
всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
звуков, ритмов);
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
Обогащение
словарного
запаса
детей
на
основе
использования
соответствующей терминологии;
Исправление
недостатков
моторики;
совершенствование
зрительно-
двигательной координации;
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
В основу программы по психомоторной коррекции были положены следующие
принципы:
1.
Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип
замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении
тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребёнка, которые по тем
или иным причинам не были освоены полностью.
2.
Принцип природосообразности.
3.
Принцип системности.
4.
Принцип единства диагностики и коррекции.
5.
Деятельностный принцип коррекции.
6.
Принцип комплексности коррекционного воздействия.
7.
Принцип
активного
привлечения
ближайшего
социального
окружения
к
участию в коррекционной программе.
Данный
курс
занятий
является
коррекционно
-
направленным:
наряду
с
развитием
общих
способностей
предполагается
исправление
присущих
умственно
отсталым
детям
недостатков
психофизического
развития
и
формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Главная задача педагога на начальном этапе работы – полноценное обследование
учащихся
с
позиции
системного
подхода;
выделение
видимых
затруднений
у
ребёнка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного
характера, установление причинности.
На
коррекционные
индивидуальные
и
групповые
занятия
по
расписанию
отводится
по
2
часа
в
неделю,
продолжительностью
в
15-25
минут.
Занятия
проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Количество
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий,
их
соотношение
определяет
педагог,
исходя из потребностей детей в каждом классе.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной
фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка. По мере исправления
типичных
недостатков
и
затруднений
у
обучающихся,
с
которыми
проводилась
индивидуальная
коррекция,
они
включаются
в
групповую
работу,
тем
самым
обеспечивая подвижный состав групп.
Сенсорное
развитие
предполагает
формирование
у
ребенка
процессов
восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, а
оно у детей, с проблемами в развитии отстает по срокам формирования и проходит
чрезвычайно
неравномерно.
Такого
ребенка,
прежде
всего
следует
научить
планомерному
наблюдению
за
объектом,
рассматриванию
его,
ощупыванию
и
обследованию.
Только
тогда
появится
точность
восприятия,
сформируется
способность
анализировать
свойства
предметов,
сравнивать
их,
обобщать,
сопоставлять
результаты
восприятия.
Усвоение
сенсорных
эталонов
–
системы
геометрических
форм,
шкалы
величины,
цветового
спектра
и
предусматривает
данная программа.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал
небольшими
дозами,
дробно,
с
более
постепенным,
чем
обычно
усложнением,
увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая на каждом занятии
материал для повторения и самостоятельных работ. Обучающиеся должны уметь
показывать и прокомментировать свои действия, объяснить всё, что они делают,
собирают, решают, рисуют, лепят.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятиях через
обучение,
игру,
музыку,
движение
в
процессе
преимущественно
коллективной
деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывая положительные эмоции и
чувства, способствует овладению различными способами управления собственным
поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации
к учению.
Итак, структура программы по развитию психомоторных и сенсорных процессов
включает в себя следующие разделы:
1.
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
2.
Тактильно-двигательное восприятие;
3.
Кинестетическое и кинетическое развитие;
4.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
5.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
6.
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств;
7.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
8.
Восприятие пространства;
9.
Восприятие времени.
I. Содержание
1.
«Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков».
Этот раздел решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта
обучающихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции педагога, что является в свою очередь основой для формирования
пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий
предполагает так же работу по укреплению моторики рук, развитию координации
движений кисти рук и пальцев. Для детей со специальными образовательными
потребностями характерно наличие синкенизий, тонических движений, слабость
мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость
движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Моторное
недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит и
овладением ориентировкой в окружающем мире. Пальчиковую гимнастику,
специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей,
упражнения на координацию движений рук («кулак-ладонь» поочередно и
одновременно) следует проводить 2-3 раза на каждом занятии по 2-3 минуты.
Допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом-втором
классах), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению
использованию письменными принадлежностями.
2.
«Тактильно-двигательное восприятие».
Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с
помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о
различении поверхностей предметов на ощупь, определении его температурного
режима, вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые
возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура
(объёма), поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, их
свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о предмете.
Поскольку у детей со специальными образовательными потребностями
формирование этих ощущений значительно затруднено, особенно важно
соблюдать последовательность в работе:
Ощупывание предметов с различной поверхностью, обозначение, словом
свойств и качеств используемых материалов;
Ощупывание предметов с закрытыми глазами, обозначение, словом свойств
и качеств используемых материалов;
Ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми
глазами, обозначение, словом свойств и качеств используемых материалов;
Ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми
глазами, обозначение, словом свойств и качеств используемых материалов;
Нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и
качеств материала, из которого он изготовлен;
Нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и
качеств материала, из которого он изготовлен (выбор из 3-5 предметов).
Целесообразно использование различных видов деятельности, прямо или
косвенно способствующих развитию тактильно-двигателььных ощущений:
лепка из глины, пластилина, игры с крупной или мелкой мозаикой, др.
3.
«Кинестетическое и кинетическое развитие».
Этот раздел предполагает формирование у детей ощущений от различных поз
и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних
конечностей, головы, туловища, др) в пространстве. Кинетический фактор
(моторная составляющая) является ведущим при осуществлении
зрительномоторных, слухомоторных, речемоторных, ритмикомоторных,
координационно-моторных факторов. Отклонения в развитии моторики
сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных
процессов, формирование речи, письма и др.
Умение сосредоточить внимание, мобилизовать сенсорно-двигательную
память, сформированные зрительномоторные и вестибулярномоторные
координации также служат основой формирования познавательной деятельности
ребенка.
4.
«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов».
Основной задачей этого раздела является пополнение и уточнение знаний
обучающихся о сенсорных эталонах. Не удивительно, что и в первом и в
четвёртом, и даже в последующих классах педагог коррекционной школы
занимается решением этих задач. Ученые констатируют, что в детских возрастах
не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным
сенсорным функциям, что свидетельствует о незавершённости в этих возрастных
фазах процессов сенсомоторного развития. С учетом особенностей
психофизиологического развития детей со специальными образовательными
потребностями становится ясно, что данный вид работы требует системного и
последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований
не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины,
цвета) но и к умению группировать предметы по различным (в том числе и
самостоятельновыделенным) нескольким признакам (2-3), составлять
сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать
различные приёмы измерения. Недостаточная сформированность аналитико-
синтетической деятельности, образного мышления проявляются при
конструировании по образцу, и особенно по нерасчленённому образцу.
Выполнение заданий на конструирование связано с воссозданием объекта из
готовых деталей. Эти дети не могут установить последовательность действий,
представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если
она все же выполнена.
5.
«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти».
Раздел обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия у
детей со специальными образовательными потребностями, которые значительно
затрудняют ознакомление ребёнка с окружающим миром. Дети с трудом выделяют в
объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения; не всегда точно
распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений,
знакомых по прошлому опыту. Множество неточностей проявляется при восприятии
в изменённых условиях (новый ракурс предмета).
6.
«Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания,
барических ощущений, вкусовых качеств».
Этот раздел способствует познанию окружающего мира во всем многообразии
его
Свойств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, т.к.
недостатки его развития отрицательно сказываются на формирование наглядно-
действенного мышления, и в дальнейшем, оперировании образами. Органом
осязания служит рука. Осязание осуществляется целой сенсорной системой
анализаторов: кожно-тактильного, двигательного, зрительного.
Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности
у детей со специальными образовательными потребностями, асинхронность и
несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность и недостаточная
сосредоточенность всех деятельности провоцируют большое количество ошибок
при распознавании объекта. Осязательные движения при обследовании зачастую
хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте; характерна
ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта. Исследования
(А.П. Гозова и Р.Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются
такими детьми проще, чем плоские, т.к. плоскостные изображения объектов лишены
ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания. Для полноты
формирования представлений и образов следует использовать совокупность
анализаторов. Так же значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции
деятельности, имеют в своей основе – недостатки слухового восприятия вследствие
их малой дифференцированности. Накопление слов, обозначающих свойства и
качества объектов и явлений осуществляется значительно медленнее.
7.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».
Создание основы для более полного овладения речью возможно через
использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых,
речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение физических упражнений
различного ритмического рисунка; имитационные упражнения, игру на детских
музыкальных инструментах и т.д. Занятия по формированию слухового восприятия
целесообразно использовать для выработки слухомоторных координаций. Педагог
должен помнить, что развитие общеинтеллектуальных умений начинается с
развития зрительного и слухового восприятия.
8.«Восприятие пространства».
Затруднения в пространственной ориентации проявляются не только на всех
уроках без исключения, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос
ориентировки в школьном здании и на участке, близлежащих улицах.
Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из
наиболее распространённых и ярко выраженных деффектов, встречающихся у детей
со специальными образовательными потребностями. Пространственные
характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей
между предметами и явлениями. В процессе формирования пространственных
представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а
постепенно через движение тела, конечностей, повороты головы, глаз и т.д. при
условии словесного опосредования деятельности. В процессе специально
организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных
занятиях у ребёнка формируются следующие умения:
Ориентироваться в схеме собственного тела;
Определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;
Моделировать пространственное расположение предметов;
Ориентироваться на поле листа бумаги;
Двигаться в заданном направлении и изменять его.
9.«Восприятие времени».
Это очень сложный раздел программы, т.к. время как объективную реальность
представить трудно. Временные представления менее конкретны, чем
пространственные представления. Восприятие времени больше опирается на
рассуждения о том, что можно сделать за этот или иной временной интервал. Еще
сложнее формируются у детей представления о последовательности основных
жизненных событий и их продолжительности. Этот раздел предполагает
формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час,
сутки, дни недели, времена года.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому
спланировано усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе
предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение
на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов
программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию
психомоторных и сенсорных процессов школьники должны научиться :
Ориентироваться на сенсорные эталоны;
Узнавать предметы по заданным признакам;
Сравнивать предметы по внешним признакам;
Классифицировать предметы по форме, величине, цвету,
функциональному назначению;
Составлять сериационные ряды предметов и изображений по разным
признакам;
Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
Давать полное описание предметов и явлений;
Различать противоположно направленные действия и явления;
Видеть временные рамки своей деятельности;
Определять последовательность событий;
Ориентироваться в пространстве;
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Опосредовать свою деятельность речью.
II. Тематический план.
1 класс.
№
Название раздела.
Название темы.
Кол-во
Часов
.
1.
Обследование детей.
1.1 Комплектование групп для коррекционной
работы.
2
2.
Развитие крупной и
мелкой моторики;
графомоторных
навыков.
2.1. Развитие крупной моторики.
Целенаправленность выполнения действий и
движений по инструкции (бросание в цель)
2.2. Развитие крупной моторики.
Целенаправленность выполнения действий и
движение (повороты, перестроения).
2.3.Формирование чувства равновесия
(«дорожка следов»).
2.4. Развитие согласованности действий и
движений разных частей тела (повороты с
движениями рук, ходьба с изменением
направления, т.д.).
2.5. Развитие мелкой моторики пальцев и
руки. Пальчиковая гимнастика.
2.6. Развитие навыков владения письменными
принадлежностями (карандашом, ручкой).
2.7. Обводка по трафарету (внутреннему и
внешнему) и штриховка.
2.8. Развитие координации движений руки и
глаза (завязывание, нанизывание).
2.9. Работа в технике «рваной» аппликации.
2.10.Сгибание бумаги. Вырезание ножницами
прямых полос.
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
Всего
14
3.
Тактильно-
двигательное
восприятие.
3.1. Определение на ощупь величины
предмета (большой – маленький – самый
маленький). Д/иг. «Чудесный мешочек».
3.2. Определение на ощупь плоских фигур и
предметов.
3.3. Упражнение в раскатывании пластилина.
Лепка «Угощение».
3.4. Игры с крупной мозаикой.
1
1
1
1
Всего
4
4.
Кинестетическое и
кинетическое
развитие.
4.1. Формирование ощущений от различных
поз тела; вербализация собственных
ощущений. Д/и «Море волнуется».
4.2. Движения и позы верхних и нижних
конечностей (сенсорная тропа для ног,
«акробаты», имитация ветра).
4.3. Движения и позы головы по показу;
вербализация собственных ощущений.
4.4.Выразительность движений. Имитация
движений (оркестр, повадки зверей).
1
1
1
1
Всего
4
5.
Восприятие формы,
величины, цвета;
конструирование
предметов.
5.1. Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник).
5.2. Выделение формы предмета; обозначение
формы предмета словом.
5.3. Группировка предметов и их изображений
по форме (по показу: круглые квадратные,
прямоугольные, треугольные).
5.4. Д/И «К каждой фигуре подбери предметы,
похожие по форме».
5.5. Работа с геометрическим конструктором
( по показу: крупный, напольный «Лего»).
5.6. Д/И «какой фигуры не стало». (3-4
предмета).
5.7. Различие предметов по величине
(большой - маленький).
5.8. Сравнение двух предметов по высоте и
длине.
5.9. Сравнение двух предметов по ширине и
толщине.
5.10. Моделирование геометрических фигур из
составляющих частей по образцу.
5.11. Знакомство с основными цветами
(красный, желтый, зелёный, синий, чёрный,
белый).
5.12. Д/И «назови цвет предмета.
5.13. Различие и обозначение основных
цветов. Д/И «Угадай, какого цвета?»
5.14. Конструирование объёмных предметов
из составных частей (2-3 детали).
5.15. Составление целого из частей (2-3
детали) на разрезном наглядном материале.
5.16.
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Всего
18
6.
Развитие зрительного
восприятия и
6.1. Формирование навыков зрительного
анализа и синтеза (обследование предметов,
1
зрительной памяти.
состоящих из 2-3 деталей).
6.2. Нахождение отличительных и общих
признаков двух предметов. «сравни
предметы».
6.3. Д/И «Какой детали не хватает?» (у стола –
ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки).
6.4. Д/И «Что изменилось?» (3-4 предмета).
6.5. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
1
1
1
1
Всего
5
7.
Восприятие особых
свойств предметов.
7.1. Развитие осязания (контрастные
температурные ощущения: холодный –
горячий); обозначение словом.
7.2.Вкусовые ощущения (кислый, сладкий,
горький, солёный). Д/И «Узнай по вкусу».
7.3. Развитие обоняния (приятный –
неприятный запах). Д/И «Определи по
запаху».
7.4. Барические ощущения (восприятие
чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий).
Упражнения на сравнение предметов по
тяжести.
1
1
1
1
Всего
4
8.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти.
8.1. Выделение и различие звуков
окружающей среды (стон, звон, гудение,
жужжание). Д/И «Узнай по вкусу».
8.2. Различие музыкальных звуков и звуков
окружающей среды (шелест листьев, скрип
снега, шум шин) Прослушивание
музыкальных инструментов.
8.3.Различие речевых и музыкальных звуков.
8.4. Д/И «Кто и как голос подает» (имитация
крика животных».
2
1
1
1
Всего
5
9.
Восприятие
пространства.
9.1.Ориентировка на собственном теле
(правая/ левая рука/нога).
9.2. Движение в заданном направлении в
пространстве (вперёд, назад, т.д.).
9.3. Ориентировка в помещении (классная
комната). Определение расположения
предметов в помещении.
9.4. Ориентировка в линейном ряду (крайний
предмет, первый, на третьем месте, т.д.).
9.5. Ориентировка на листе бумаги (центр,
верх, низ, правая/левая сторона).
9.6. Составление на листе бумаги комбинаций
из полосок, плоскостных геометрических
1
1
1
1
1
1
фигур.
9.7. Расположение предметов на листе бумаги.
Д/И « Расположи верно».
1
Всего
7
10.
Восприятие времени.
10.1.Сутки. Часть суток (утро, день, вечер,
ночь). Упражнение на графической модели
«Сутки».
10.2. Последовательность событий (смена
времени суток).
10.3. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
10.4. Неделя. Семь суток. Порядок дней
недели.
10.5. Д/И «Весёлая неделя».
1
1
1
1
1
Всего
5
Итого
68
2 класс.
№
Название раздела.
Название темы.
Кол-
во
Часов
.
1.
Обследование детей.
1.1 Комплектование групп для коррекционной
работы.
2
Всего
2
2.
Развитие крупной и
мелкой моторики;
графомоторных
навыков.
2.1. Развитие точности движений (метание в
цель мячом, стрелами, кольцеброс).
2.2. Координация движений (игры с мячом,
обручем).
2.3. Обучение целенаправленным действиям
по двухзвенной инструкции педагога (2 шага
вперёд – поворот направо, т.д.)
2.4. Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением.
2.5. Упражнения на синхронность обеих рук
(работа со шнурком, нанизывание бус).
2.6.Штриховка в разных направлениях и
рисование по трафарету.
2.7. Обводка по трафарету орнамента из
геометрических фигур.
2.8. Развитие координации движений руки и
глаза .
2.9. Графический диктант (по показу).
2.10. Вырезание ножницами из бумаги по
шаблону прямоугольных, квадратных,
треугольных форм
2.11. Работа в техники «объемной»
аппликации.
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Всего
14
3.
Тактильно-
двигательное
восприятие.
3.1. Определение на ощупь предметов с
разными свойствами (мягкие, жёсткие,
холодные, тёплые).
3.2. Определение на ощупь формы предметов.
Д/И «Волшебный мешочек».
3.3. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и
мягкое состояние).
3.4. Игры со средней мозаикой.
1
1
1
1
Всего
4
4.
Кинестетическое и
кинетическое
развитие.
4.1.Движение и позы верхних и нижних
конечностей.
4.2. Движение и позы головы; вербализация
собственных ощущений.
4.3. Движение и позы всего тела. Д/И
«Зеркало».
4.4. имитация движений и поз. (повадки
зверей, природных явлений).
1
1
1
1
Всего
4
5.
Восприятие формы,
величины, цвета;
конструирование
предметов.
5.1. Формирование эталонов объемных
геометрических фигур (шар, куб).
5.2. Группировка предметов по форме
(объемные и плоскостные).
5.3. Сравнение 2-3 предметов по высоте и
толщине.
5.4. Сравнение 2-3 предметов по длине и
ширине.
5.5. Группировка предметов по форме и
величине.
5.6. Группировка предметов по форме и цвету.
5.7. Составление сериационных рядов по
величине из 3-4 предметов по заданному
признаку.
5.8. Различие цветов и оттенков. Д/И «Что
бывает такого цвета».
5.9. Подбор оттенков к основным цветам. Д/И
«Подбери предмет такого же цвета».
5.10. Конструирование предметов из
геометрических фигур (2-3 детали).
5.11. Выделение и различие частей знакомых
предметов (стул – спинка, ножки, сиденье;
шкаф – дверцы, стенки, т.д.)
5.12. Составление целого из частей (3-4
детали) на разрезном наглядном материале.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Всего
14
6.
Развитие зрительного
восприятия и
6.1. Формирование навыков зрительного
анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-
1
зрительной памяти.
4 деталей.
6.2. Нахождение отличий на наглядном
материале (сравнение 2-х картинок).
6.3. Развитие зрительной памяти. Д/И «Что
изменилось» (4-5 предметов).
6.4. Различие «наложенных» изображений
предметов (2-3 изображения).
6.5. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
1
1
1
1
Всего
5
7.
Восприятие особых
свойств предметов.
7.1. Развитие осязания (температурные
ощущения). Приборы измерения температуры
(градусник).
7.2. Различие вкусовых качеств (сладкое –
горькое, сырое – вареное). Д/И «Узнай на
вкус».
7.3. Развитие обоняния (контрастные ароматы:
резкий мягкий, пищевые запахи); обозначение
словом ощущений.
7.4. Восприятие чувства тяжести от различных
предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.);
словесное обозначение барических
ощущений.
1
1
2
2
Всего
6
8.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти
8.1. Дифференцировка звуков шумовых и
музыкальных инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик, ложки, гармошка,
бубен).
8.2. Характеристика звуков по громкости и
длительности (шумы, музыкальные и речевые
звуки).
8.3. Различие мелодии по характеру (весёлая,
грустная). Прослушивание музыкальных
произведений.
8.4. Звуковая имитация (подражание звукам
окружающей среды).
8.5. Д/И «Кто позвал тебя, скажи» (различие
по голосу).
1
1
1
1
1
Всего
5
9.
Восприятие
пространства
9.1. Ориентировка в помещении; движение в
заданном направлении; обозначение словом
направление движения.
9.2. Ориентировка в школьном помещении;
понятие «дальше – ближе».
9.3. Ориентировка на листе бумаги (выделение
всех углов).
9.4. Расположение плоскостных и объемных
предметов в вертикальном поле листа.
1
1
1
1
9.5. Расположение плоскостных и объемных
предметов в горизонтальном поле листа;
словесное обозначение пространственных
отношений между предметами.
9.6. Пространственная ориентировка на
поверхности парты.
9.7. Д/И «Определи положение предмета»;
вербализация пространственных отношений с
использованием предлогов.
1
1
1
Всего
7
10
Восприятие времени.
10.1. Порядок месяцев в году.
10.2. Времена года. Работа с графической
моделью «Времена года».
10.3. Знакомство с часами (циферблат,
стрелки).
10.4. Меры времени (секунда, минута, час,
сутки).
10.5. Определение времени по часам. Игры с
моделью часов.
2
1
1
1
2
Всего
7
Итого
68
3 класс.
№
Название раздела.
Название темы.
Кол-
во
1.
Обследование детей.
1.1 Комплектование групп для коррекционной
работы.
1
Всего
1
2.
Развитие крупной и
мелкой моторики;
графомоторных
навыков.
2.1. Упражнения на развитие меткости
(кольцеброс, дартс, «Тир»).
2.2. Развитие согласованности движений на
разные группы мышц.
2.3. Обучение целенаправленным действиям
по двух-трехзвенной инструкции (два шага
вперёд – поворот направо – один шаг назад,
т.д.)
2.4. Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением.
2.5. Совершенствование точности мелких
движений рук (завязывание, развязывание,
шнуровка, застёгивание).
2.6. Обводка контуров предметных
изображений, штриховка в разных
направлениях.
2.7. Рисование бордюров по образцу.
2.8. Графический диктант (зрительный и на
слух).
1
1
1
1
1
1
1
2
2.9. Вырезание ножницами из бумаги по
контуру предметных изображений.
2.10. Работа в технике «объемной» и «рваной»
аппликации.
2
1
Всего
12
3.
Тактильно-
двигательное
восприятие.
3.1. Определение на ощупь предметов,
выделение разных свойств и качеств (мягкие,
жёсткие, крупные и мелкие).
3.2. Восприятие поверхности на ощупь
(гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Д/И
«Что бывает ,,.(пушистое)».
3.3. Работа с пластилином и глиной
(раскатывание, скатывание, вдавливание).
Лепка «Овощи».
3.4. Игры с сюжетной мозаикой.
1
2
1
1
Всего
5
4.
Кинестетическое и
кинетическое
развитие.
4.1. Формирование ощущений от статических
и динамических поз различных частей тела
(глаза, рот, пальцы); вербализация
собственных ощущений.
4.2. Выразительность движений (имитация
повадок животных, инсценирование школьных
событий).
2
2
Всего
4
5.
Восприятие формы,
величины, цвета;
конструирование
предметов.
5.1. Сравнение и обозначение словом формы
предметов (3-4 предмета)
5.2. Понятие «овал». Упражнение в сравнении
круга и овала.
5.3. Комбинирование разных форм из
геометрического конструктора по инструкции.
5.4. Сравнение и обозначение словом
величины разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и
короткий).
5.5. Д/И «Часть и целое»
5.6. Сравнение сериационных рядов по
величине из 4-5 предметов.
5.7. Группировка предметов по
самостоятельно выделенному признаку.
5.8. Цветовой спектр. Цвета теплые и
холодные.
5.9. Составление сериационного ряда из 4-5
кругов разной насыщенности одного цвета.
5.10. Д/И «Цветик – семицветик»
5.11. Узнавание предмета по его отдельным
частям. Дорисовывание незаконченных
изображений знакомых предметов.
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
5.12. Составление предмета или целостной
конструкции из мелких деталей (пазлы,
настольный «Лего»).
2
Всего
14
6.
Развитие зрительного
восприятия и
зрительной памяти.
6.1. Совершенствование зрительно-
двигательной координации руки и глаза.
Рисование бордюров по наглядному образцу.
6.2. Нахождение отличительных и общих
признаков на наглядном материале (сравнение
2-х картинок)
6.3. Сравнение 3-х предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами.
6.4. Тренировка зрительной памяти. Д/И «Что
изменилось»
6.5. Д/И «Повтори узор» («Сделай также»).
6.6. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
1
1
1
1
1
1
Всего
6
7.
Восприятие особых
свойств предметов.
7.1. Развитие осязания (теплее - холоднее);
словесное обозначение. Определение
температур у предметов (грелка, утюг, чайник)
7.2. Различие пищевых запахов и вкусов, их
словесное обозначение.
7.3. Определение различных свойств веществ
(твердость, сыпучесть, вязкость,
растворимость)
7.4. Развитие дифференцированных
ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче).
7.5. Взвешивание на ладони; определение веса
«на глаз».
1
1
2
1
1
Всего
6
8.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти
8.1. Определение направления звука в
пространстве (справа – слева – спереди –
сзади). Д/И «Догадайся, откуда звук».
8.2. Выполнение действий по звуковому
сигналу (поворот головы на определенный
звук). Д/И «Прерванная песня».
8.3. Различие музыкальных и речевых звуков
по высоте тона.
8.4. Различие мелодий по темпу;
прослушивание музыкальных отрывков.
8.5. Развитие чувства ритма. Д/И «Мы –
барабанщики».
1
2
1
1
1
Всего
6
9.
Восприятие
пространства
9.1. Ориентировка в пространстве (в
помещении и на улице); вербализация
пространственных отношений с
использованием предлогов.
1
9.2. Развитие пространственного праксиса;
словесный отчет о выполнении задания. Д/И
«Куда пойдешь, то найдешь».
9.3. Моделирование пространственного
расположения мебели в комнате. Д/И
«Обставим комнату».
9.4.Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные
части.
9.5. Расположение предметов в вертикальном
и горизонтальном полях листа.
9.6. Ориентировка на листе бумаги разного
размера, прикрепленном к доске
(вертикальное расположение листа)
9.7. Расположение предметов и их
перемещение на поверхности парты.
1
1
1
1
1
1
Всего
7
10
Восприятие времени.
10.1.Определение времени по часам.
10.2. Длительность временных интервалов (1
сек., 1 мин.. 5 мин.. 1 час).
10.3. Д/И «Успей за 1 – 2 – 5 минут».
10.4. Объемность времени (сутки, неделя,
месяц, год)
10.5. Времена года, их закономерная смена.
Д/И «Когда это бывает».
2
1
1
2
1
Всего
7
Итого
68
4 класс.
№
Название раздела.
Название темы.
Кол-
во
Часов
.
1.
Обследование детей.
1.1 Комплектование групп для коррекционной
работы.
1
Всего
1
2.
Развитие крупной и
мелкой моторики;
графомоторных
навыков.
2.1. Развитие согласованности движений
разных групп мышц.
2.2. Соотношение движений с поданным
звуковым сигналом (один хлопок – бег вперед,
два хлопка – бег назад. Т.д.)
2.3. Выполнение целенаправленных действий
по трёхзвенной инструкции (поворот направо
– два шага вперед – один шаг назад);
словесный отчет о выполнении.
2.4. Совершенствование точности мелких
движений рук (мелкая мозаика, «Лего»,
соединение колец в цепочку)
1
1
2
1
2.5. Графический диктант с усложненными
заданиями.
2.6. Вычерчивание геометрических фигур
(окружность, квадрат, треугольник).
2.7. Дорисовывание симметричной половины
изображения.
2.8. Вырезание ножницами « на глаз»
изображений предметов (елочка, снежинка,
яблоко)
2
1
1
1
Всего
10
3.
Тактильно-
двигательное
восприятие.
3.1. Тонкая дифференцировка предметов на
ощупь по разным качествам и свойствам
(выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный,
горячий).
3.2. Закрепление тактильных ощущений при
работе с пластилином и глиной.
3.3. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими
предметами).
3.4. Игры с мелкой мозаикой.
2
1
1
1
Всего
5
4.
Кинестетическое и
кинетическое
развитие.
4.1.Сочетание движений и поз различных
частей тела; вербализация поз и действий.
4.2. Упражнения на расслабление и снятие
мышечных зажимов.
4.3. Воображаемые действия (вдеть нитку в
иголку, подбросить мяч, наколоть дрова,
полоскать бельё).
1
1
2
Всего
4
5.
Восприятие формы,
величины, цвета;
конструирование
предметов.
5.1. Группировка предметов по
самостоятельно выделенным двум признакам;
обозначение словом.
5.2. Сравнение и группировка предметов по
форме, величине и цвету.
5.3. Составление сериационных рядов по
самостоятельно выделенным признакам из 4-5
предметов.
5.4. Использование простых мерок для
измерения и сопоставления отдельных
параметров предметов (по длине, ширине,
высоте)
5.5. Цветовой спектр. Смешивание цветов
(оттенки).
5.6. Определение постоянных цветов. Д/И
«Назови цвет».
5.7. Конструирование сложных форм
предметов («Технический конструктор, мелкие
пазлы).
1
2
1
2
1
1
1
5.8. Узнавание предмета по одному элементу.
5.9. Узнавание предмета по словесному
описанию. Д/И «Узнай по описанию».
1
2
Всего
12
6.
Развитие зрительного
восприятия и
зрительной памяти.
6.1. Нахождение отличительных и общих
признаков на наглядном материале (сравнение
2-3 предметных (сюжетных) картинок).
6.3.Нахождение «нелепиц» на картинках.
6.4. Д/И «Лабиринт»
6.5. Тренировка зрительной памяти. Д/И
«Нарисуй по памяти».
6.6. Профилактика зрения. Гимнастика для
глаз.
2
2
1
1
1
Всего
7
7.
Восприятие особых
свойств предметов.
7.1. Развитие дифференцированных
осязательных ощущений (сухое-влажное-
мокрое, т.д.); словесное обозначение.
7.2. Температура. Градусники для измерения
тела, воздуха, воды.
7.3. Развитие дифференцированных вкусовых
ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее,
т.д.); словесное обозначение.
7.4. Дифференцированное восприятие
ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии). Д/И «Узнай предмет по запаху»
7.5. Упражнение в измерении веса предметов
на весах.
7.6. Определение противоположных качеств
предмета (чистый – грязный, темный –
светлый, вредный – полезный).
7.7. Определение противоположных действий
совершаемых с предметами (открыть –
закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть –
раздеть).
1
2
1
1
1
2
2
Всего
10
8.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти
8.1. Различие звуков по длительности и
громкости (неречевых, речевых,
музыкальных).
8.2. Дифференциация звуков по громкости и
высоте тона. Д/И «Определи самый громкий
(высокий) звук».
8.3. Развитие слухомоторной координации.
Д/И «Запрещённый звук».
8.4. Определение на слух звучания различных
музыкальных инструментов. Д/И «Узнай, что
звучит».
8.5. Формирование чувства ритма. Игровые
упражнения.
1
1
1
1
1
8.6. Д/И «Узнай по голосу» (ребёнок,
взрослый, пожилой, изменённый голос
ребенка).
1
Всего
6
9.
Восприятие
пространства
9.1. Ориентировка в помещении и на улице по
словесной инструкции.
9.2.Определение расположения предметов в
ближнем и дальнем пространстве.
9.3. Моделирование расположения предметов
в пространстве; вербализация
пространственных отношений.
9.4. Моделирование пространственных
ситуаций по инструкции (расстановка мебели
в кукольной комнате)
9.5. Ориентировка на листе бумаги разного
формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-
разному расположению (горизонтально,
вертикально, под углом).
2
1
1
1
1
Всего
6
10
Восприятие времени.
10.1.Определение времени по часам.
10.2. Длительность временных интервалов.
Д/И «Береги минутку»
10.3. Работа с календарем и моделью
календарного года.
10.4. Д/И «Когда это бывает».
10.5. Последовательность основных
жизненных событий.
10.6. Возраст людей.
1
2
1
1
1
1
Всего
7
Итого
68
I.
Содержание программы.
1 класс (68 часов)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий(2 ч)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и
инструкций педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность
действий и движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и
повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание узелков, бантиков). Обводка. Штриховка по трафарету. Аппликации.
Сгибание бумаги.
Тактильно – двигательное восприятие (4ч)
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа
с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4ч).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и
нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога.
Обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность
движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных
инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18ч)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе
выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображения по форме по
показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов
контрастных величин по высоте, ширине, толщине; обозначение словом. Различение
и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зеленый, синий, чёрный, белый).
Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3
детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3
детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 ч)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3деталей, по инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение
отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду.
Выделение «лишней» игрушки или картинки. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов, развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений (4 ч)
Контрастные температурные ощущения (холодный, горячий). Различие на вкус
(кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений.
Запах приятный или неприятный. Различие и сравнение разных предметов по
признаку веса (тяжелый-легкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 ч).
Различие звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различие речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым
и речевым звукам.
Восприятие пространства (7 ч)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой /
левой/руки/ноги, правой/левой части тела. Определение расположения предметов в
пространстве (справа-слева, вверху-внизу и др). Движение в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад, т.д.).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном
ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр,
верх/низ/, правая/левая сторона).
Восприятие времени (5ч)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в
речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени
суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Обучающиеся должны уметь:
Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
Правильно пользоваться письменными принадлежностями;
Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:
форма, величина, цвет;
Различать основные цвета;
Классифицировать геометрические фигуры;
Составлять предметы из частей;
Определять на ощупь величину предмета;
Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
Различать речевые и неречевые звуки.;
Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
Выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс (68ч)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2ч)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 ч)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей
из 2-3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики рук,
формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка
в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).
Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие (4ч)
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие,
холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета.
Работа с пластилином и глиной (твердое, мягкое состояние). Игры со средней
мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4ч)
Формирование ощущений от статических и динамических движений
различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело.), вербализация
ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация
движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14ч)
Формирование набора эталонов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,
куб, шар), обобщение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам
величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка
предметов по одному-двум признакам: по форме и величине, по цвету и форме).
Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку.
Различие цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам.
Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали- машина, дом и
т.д.) Различие основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из
частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5ч)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие
зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок,
игрушек, предметов. Нахождение различий у 2-х сходных сюжетных картинок.
Различение 3-4 «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).
Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной
последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, борических ощущений) (6ч)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.
Измерение температуры предмета с помощью градусника. Вкусовые качества
(сладко-горькое, сырое-вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.
Контрастные ароматы (резкий-мягкий, свежий-испорченный). Восприятие чувства
тяжести от разных предметов (вата, гвоздь , брусок);словесное обозначение
борических ощущений. Сравнение 3 предметов по весу (тяжёлый, средний, лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5ч)
Дифференцировка шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по
громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение
мелодий по характеру (весёлая-грустная). Подражение звукам окружающей среды.
Различение по голосу знакомых людей.
Восприятие пространства (7ч)
Ориентировка в помещении, понятия «ближе-дальше»; движение в заданном
направлении, обозначение словом направление движения. Ориентировка в поле
листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в
вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных
отношений между конкретными объектами посредством педагогов.
Пространственные ориентировки на поверхности парты.
Восприятие времени (7ч)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью
«Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы: их составляющие
(циферблат, стрелки). Определение времени по часам с точностью до одного часа.
Обучающиеся должны уметь:
Определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
Различать основные цвета и их оттенки.
Конструировать предметы из геометрических фигур;
Узнавать предмет по части;
Определять на ощупь разные свойства предметов;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать наложенные изображения предметов;
Различать вкусовые качества;
Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
Различать характер мелодии;
Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
Соотносить времена года с названием месяцев.
Восприятие времени (7ч)
Определение времени по часам. Длительность различных временных
интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность
основных жизненных событий. Возраст людей. Использование временной
терминологии.
Обучающиеся должны уметь:
Группировать предметы по самостоятельно выделенным 2 признакам;
Смешивать цвета;
Находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
Определять противоположные качества свойств предметов;
Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
Моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
Пользоваться календарем;
Определять возраст людей.
3 класс
Обследование вновь прибывших детей (1 час)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель,
кольцеброс, игры с мячом, обручем).Обучение целенаправленным действиям по
инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание,
развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и
геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.
Рисование бордюров. Графический диктант(зрительный на слух). Вырезание
ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике
«объемной» и «рваной» аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие-
жесткие, мелкие-крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая,
колючая, пушистая). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание,
вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических динамических поз различных
мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, т.д.) Выполнение упражнений по
заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность
движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т.д.),
инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14ч)
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных
геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из
геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных
предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных
рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета
теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям или целостной
конструкции из более мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6ч)
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.
Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти;
дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинок их
разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами. Упражнение для профилактики и
коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, борических ощущений) (6ч)
Развитие осязания (теплее-холоднее), определение (грелка, утюг, чайник).
Различие пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение
различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость).
Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче); взвешивание на
ладони; определение веса «на глаз».
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6ч)
Определение направления звука в пространстве (справа-слева-спереди-сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различие мелодий по темпу:
прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства (7ч)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение
пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие
пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения
мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на
вертикальнорасположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные
части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и
перемещение предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени (7ч)
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц,
год). Длительность временных интервалов (1час, 1мин, 1секунда). Времена года, их
закономерная смена.
Обучающиеся должны уметь:
Целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или
цвета;
Составлять цветовую гамму от темного до светлого;
Определять на ощупь поверхность предметов;
Зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;
Различать запахи и вкусовые качества;
Сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;
Действовать по звуковому сигналу;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать
пространственные отношения с помощью предлогов;
Определять время по часам.
4 класс (68 часов)
Обследование вновь прибывших детей (1 час)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по
трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Соотношение движений и поданным звуковым сигналом. Совершенствование
точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур,
дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с
усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (выпуклый,
вогнутый, колючий, горячий, горячий, деревянный). Закрепление тактильных
ощущений при работе с пластилином и глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Произвольные по инструкции педагога движения и поз разных частей тела;
вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в
иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и т.д.).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12ч)
Группировка предметов по самостоятельновыделенно выделенным двум
признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным
параметрам формы, величины. Составление сериационных рядов по
самостоятельновыделенным признакам из 4-5 предметов. Использование простых
мерок для измерения и сопоставление предметов. Смешение цветов. Определение
постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т.д.) Узнавание предмета по
одному элементу. Определение предмета по словесному описанию.
Конструирование сложных форм предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7ч)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание
незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по
памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной
последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных
элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, борических ощущений) (10ч)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-суше,
влажное-мокрое), их словесное обозначение.Измерение температуры с помощью
измерительных приборов (градусник для измерения температуры тепла, воды,
воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый-кислее).
Ароматы (парфюмерные, цветочные и др) Измерение веса разных предметов на
весах. Противоположные качества предметов (чистый-грязный, темный-светлый,
вредный-полезный) и противоположные действия совершаемые с предметами
(открыть-закрыть, одеть-раздеть, расстегнуть-застегнуть).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6ч)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости,
длительности и высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение
упражнений на данный звук. Определение на слух звучания различных
музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различие по голосу
ребенка и взрослого.
Восприятие пространства (6ч)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных
отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления
движения; предоставление словесного отчета. Моделирвание расположения
различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.
Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в
кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориетировка на листе
бумаги разного формата (тетрадный, альбомный ватман) и по-разному
расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий
педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
Восприятие времени (7ч)
Определение времени по часам. Длительность различных временных
интервалов.Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность
основных жизненных событий. Возраст людей. Использование временной
терминологии.
Обучающиеся должны уметь:
Группировать предметы по самостоятельно выделенным 2 признакам;
Смешивать цвета;
Находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
Определять противоположные качества свойств предметов;
Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
Моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
Пользоваться календарем;
Определять возраст людей.
Литература.
1.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
2.
Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. –
Ярославль: Академия развития, 2001.
3.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. – М.: Просвещение, 1998.
4.
Гришвина А.В., Пузыревская Е.А., Сачеванова Е.В. Игры-занятия с детьми
раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.:
Просвещение, 1998.
5.
Конева Е.А., Рудометова Н.А. Психомоторная коррекция в системе
комплексной реабилитации детей со специальными образовательными
потребностями. – Новосибирск. – 2008.
6.
Метиева Л.А., Удалова Э. Я. Методические рекомендации к разделу
«Восприятие пространства» Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. – 2004. - №6.
7.
Метиева Л.А. Удалова Э.Я. Формирование тактильно-двигательного
восприятия у школьников с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. – 2006. - №2
8.
Павлова Т.Н. Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и
младших школьников и младших школьников. – М., 2004.
9.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983.