форнтальное занятие для детей подготовительной группы, в которую интегрирован слабовидящий ребёнок.
Автор: Бердина Роза Сагитовна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП детский сад "Буратино" Населённый пункт: Кинельский район, п.г.т. Усть - Кинельский Наименование материала: конспект Тема: форнтальное занятие для детей подготовительной группы, в которую интегрирован слабовидящий ребёнок. Раздел: дошкольное образование
Конспект итогового группового занятия по грамоте.
(конспект предназначен для детей подготовительной группы 6-7 лет,
в которую, интегрирован слабовидящий ребенок)
Цель: Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года.
Задачи:
Социальная коммуникативная область
Развить умение работать в команде.
Развить умение помогать своему сверстнику.
Познавательная область
Развить зрительное и слуховое восприятие.
Речевая область
Обогатить словарь детей.
Закрепить умение определять позицию звука в слове и производить
звуковой анализ слова (односложных, двухсложный и многосложные).
Развить умение подбирать схожие по значению слова.
Развить навыки письма и чтения.
Художественно-эстетическая область
Развить у детей чувство языка, любовь к родному языку.
Развить интерес к художественной литературе и чтению.
Оборудование: Пенек с грибами(муляж), деревце(муляж),
интерактивная
доска, презентация, карта путешествия (А3), звуковые домики (крупного
формата),
пазлы с буквами(крупные),
карточки
для
составления
схемы
предложений (крупные), слова с пропущенными буквами (более крупного
шрифта
100
шрифт),
тетради
по
грамоте (
тетрадь
данного
ребенка
распечатана в формате А3), книги со сказками (книга с крупными и четкими
картинками,
естественных
цветов,
так
же
с
крупными
и
четко
пропечатанными буквами), корзинка, карандаши простые и цветные, звуки
природы(запись),
напечатанные
слова
на
листочках
(писалкино,
грамотейкино, читалкино, формата А3), зеркало (30*30).
Лингвистический материал: звуки, слоги, слова, фразы, , буквы, текст.
Ход занятия
Организационная часть:
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше итоговое занятие по
грамоте. Оно будет немного необычным, мы отправимся в путешествие и там
проверим наши знания и умения! Посмотрите, какая красивая тропинка!
При оформлении зала использовались яркие, естественные цвета. Так же для
слабовидящего ребенка были сильнее выделены границы тропинок и других
обозначений. В зале соблюдены нормы общего освещения и дополнительного
освещения. Хотите узнать куда она нас приведет?
Дети: Да, хотим!
Педгог: Пойдемте за мной, ребята!
Логопед вместе с детьми проходит по тропинке и попадают в сказочную
страну. Звучат звуки природы.
Слайд 1.
Педагог: Ах, куда же мы попали? Ребята вы знаете куда мы попали?
Дети: Нет, не знаем.
Педагог:
Может
где-то
есть
указатель? Логопед
вместе
с
детьми
осматриваются. Как же здесь красиво! Логопед дает больше времени, для
рассматривания окружения. А какие чудесные звуки природы! Слышите,
ребята?
Дети: Да!
Входит "Грамота".
Грамота: Здравствуйте! Кто к нам пожаловал и зачем?
Педагог: Здравствуйте! Мы из детского сада. Отправились в путешествие,
чтобы проверить свои знания. А вы кто такая?
Грамота: Кто я? Я сама "Грамота"! А что за знания вы пришли проверить?
Педагог: Давайте скажем "Грамоте" какие знания мы пришли проверить.
Дети: Знание грамоты!
Грамота: В нашей сказочной стране без этих знаний никуда!
Педагог: А что же это за сказочная страна?
Грамота: А вот справитесь с моим заданием, тогда и узнаете!
Педагог: Ну что, справимся с заданием?
Дети: Да, справимся!
Грамота: Вот вам звуковой домик, а в нем много квартир, но вот какое слово
должно там жить, отгадаете вы! Вот три слова "Читалкино, Грамотейкино,
Писалкино". Подумайте, какое слово из этих трех живет именно в этом
звуковом домике.
Дети, работая в команде, решают какое из трех слов подходит.
Логопед
следит, чтобы у слабовидящего ребенка была удобная позиция для работы
со звуковыми домиками.
Педагог: Ну что, справились?
Дети: Да, подошло слово "Грамотейкино".
Педагог: Ну что,"Грамота", справились ребята?
Грамота: И правда справились, а как вы догадались?
Логопед выбирает кто из детей будет отвечать.
Дети: В слове "Грамотейкино" 12 букв, столько же сколько и квартирок в
звуковом домике.
Грамота: Молодцы! А сможете закрасить квартирки в звуковом домике?
Дети: Да!
Дети, работая в команде, выполняют задание. Затем по очереди отвечают,
почему
именно
так
закрасил
квартирку
для
звука. Логопед
при
необходимости оказывает помощь слабовидящему ребенку.
Например: Звук "Г" - звонкий, твердый согласный, я закрасил его в синий
цвет. Звук "Р" - звонкий, твердый согласный, я закрасила его синим цветом.
Грамота: Какие молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в
путешествие по сказочной стране "Грамотейкино" и, чтобы вы не потерялись,
я дам вам карту.
Педагог: Спасибо, "Грамота"!
Дети: Спасибо!
Грамота: Ну, а мне пора! До свидания!
Дети: До свидания!
Основная часть:
Педагог: Посмотрите
на карту, кажется нам нужно идти в эту сторону.
Логопед дает время на рассмотрение карты. А вот и пенек, прямо как на
карте. Скажите, похожи эти пеньки?
Дети: Да, похожи!
Педагог: Посмотрите на пенек внимательно, там что-то есть.
Дети: Здесь слова.
Педагог: Да не просто слова, а слова в которых пропущены буквы. Как вы
думаете мы справимся с этим заданием?
Дети: Да!
Дети
с
помощью
простых
карандашей
вписывают
буквы
в
слова.
Слабовидящий ребенок получает слово с крупным шрифтом.
Например: Т..ава - трава, бабо..ка - бабочка, дере..о - дерево.
Логопед просит детей, прочесть какие слова у них получились.
Логопед: Вот и с этим заданием успешно справились! Пойдемте дальше.
Логопед вместе с детьми движется по карте к дереву.
Педагог: Вот и пришли, только куда?
Дети:
Мы
пришли
к
дереву. Логопед
демонстрирует
карту,
дает
время
слабовидящему ребенку внимательно ее рассмотреть.
Педагог: Молодцы. Может дерево тоже не простое?
Дети внимательно исследуют дерево и находят мешочки с пазлами, на
каждом из которых написана буква.
Логопед стимулирует слабовидящего
ребенка на активное участи в исследовании дерева.
Педагог: Эти пазлы с буквами, можно составить из них слова. Сложим
слова?
Дети: Да!
Дети
вместе
с
логопедом
складывают
слова. Слабовидящему
ребенку
даются пазли крупного размера.
Например: Колобок, ежик, лиса, медведь, жучка, мурка.
Педагог: Молодцы! Ребята, что общего между этими словами?
Дети: Это герои из сказок.
Педагог: Верно! И с этим заданием мы прекрасно справились! Отправляемся
дальше!
педагог вместе с детьми движутся дальше по карте.
Слайд 2.
Педагог:
Посмотрите,
какая
чудесная
цветочная
поляна!
А
цветы-то
не
простые, а со словами написанными. Прочитайте слова.
Дети разбирают цветы с полянки и по очереди зачитывают слова. Дети
помогают С.Р. найти цветок. Цветок для С.Р. крупного размера, с крупно
напечатанным словом.
Педагог: А на моем цветочке задание. Слушайте внимательно. Найдите
каждому слову друга. Ребята, помните что такое слова друзья?
Дети: Да, это слова, которые звучат по разному, но означают одно и тоже.
Педагог: Молодцы, так давайте же найдем друзей этим словам!
Например:
Теремок-
домик,
умный
-
мудрый,
идти-шагать,
смелый
-храбрый.
Педагог:
Отлично!
Всем
словам
нашли
друзей!
Много
заданий
мы
выполнили, пора нам подвигаться! Выполним физическую минутку
на
цветочной поляне!
Физическая минутка "Говорит цветку цветок".
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
При выполнении физ. минутки С.Р. находиться на близком расстоянии от
логопеда.
Педагог: Вот и передохнули, а теперь снова в путь!
На
пути
лежит
тетрадный
лист,
а
на
нем
написано
послание
от
"Грамоты"
Педагог: Посмотрите тетрадный лист, а что же на нем написано?
педагог зачитывает написанное на листке.
Текс: Слышала я, что у вас есть настоящие тетради. Покажите, как вы в них
работаете. Красиво ли пишите?
Педагог: Весь год мы с вами старались! Теперь покажем наши старания
"Грамоте".
Дети садятся за столы и выполняют задания в рабочих тетрадях ("Я учу
звуки и буквы" Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева). Дети помогать С.Р. сесть за
свое место. У С.Р. имеется своя тетрадь формата А3. Во время работы в
тетради логопед со С.Р. выполняют зрительную гимнастику (при желании
вместе со всеми детьми).
Педагог:
Вот
и
закончились
наши
тетради,
оставим
их
на
проверку
"Грамоте"?
Дети: Да!
Педагог: Ну, а теперь нам пора продолжить наш путь.
На пути вход в пещеру.
Педагог Туда ли мы пришли ребята? Дети: Да, вот вход в пещеру (соотносят с
картой).
Педагог: По очереди проходим в пещеру.
Дети помогают С.Р. и вместе с логопедом проходят в пещеру.
Педагог: А здесь нас ждет еще одно задание.
Слайд 3.
На слайде изображены буквы.
Педагог: Задание №1: Найдите все гласные буквы.
Дети подходят к интерактивной доске и нажимают на гласные буквы. При
необходимости слайд увеличивается.
Слайд 4
Задание №2. Найдите все согласные буквы.
Дети находят на слайде согласные буквы и нажимают на них. Если дети
делаю верный выбор , то буква исчезает, если же дети ошибаются, то
буква мигает.
Логопед: Все буквы найдены!
Заключительная часть:
Педагог: Что же дальше у нас на пути?
Дети: Тропинка.
Педагог:
Кажется,
мы
вернулись
в
самое
начало
нашего
путешествия!
Смотрите, корзина, а что же в ней? Посмотрим?
Дети: Да!
Открывают корзину, находят записку и зеркало.
Педагог: Что написано в записке? Совсем не понятно! Как же прочитать
записку?
Дети: Может нам зеркало поможет?
Педагог: Давайте попробуем!
Вместе читают записку с помощью зеркала. В это время логопед просит
С.Р. помочь ему держать зеркало.
Текст: Мои дорогие гости! Вы справились со всеми заданиями! Думаю вы
проверили свои знания! В память о нашей сказочной стране дарю вам эти
сказки! До свидания!
Логопед: Ребята, скажем спасибо "Грамоте"!
Дети: Спасибо!
Педагог: Прочитаем названия сказок, что подарила нам грамота.
Дети
читают
названия: "Кот
в
сапогах",
"Бременские
музыканты",
"Золушка" и др.
Логопед: Эти интересные сказки вы сможете самостоятельно прочитать! Вот
и подошло наше путешествие к концу. Смогли ли мы проверить свои знания?
Дети: Да, смогли.
Педагог: Скажите, что помогло вам проверить, обновить ваши знания о
грамоте?
Ответы детей: Задания, которые нам встречались помогли вспомнить все что
мы проходили.
Мы вспомнили о словах друзьях.
Складывали пазли с буквами.
Вставляли пропущенные буквы в словах.
Педагог:
Отлично,
ребята!
Скажем
до
свидания
стране
"Грамотейкино",
может мы еще сюда вернемся! Пора отправляться домой, в наш детский сад!
Все по очереди проходят по тропинке.
Педагог: Вот мы и дома! Пора украсить наше дерево знаний.
Логопед демонстрирует дерево и разноцветные яблочки (красные, желтые,
зеленые).
Педагог: Если все путешествие вам понравилось и все было понятно, то
наклейте на веточки красные яблочки. Если путешествие вам понравилось,
но что-то было не понятно, то наклейте желтые яблочки. А если путешествие
вам не понравилось и было все не понятно, то наклейте зеленые яблочки.
Все дети делают выбор и наклеивают яблочки на веточки. Один из детей
помогает прикрепить яблочко С.Р. Если детям было что-то не понятно,
логопед выясняет что именно вызвало вопросы.
Педагог: Отлично! Спасибо вам, ребята! Все молодцы! До свидания!