Напоминание

"Храмы России"


Автор: Балашова Александра Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №83 "Звездочка"
Населённый пункт: г.Петрозаводск, республика Карелия
Наименование материала: Конспект занятия для подготовительной группы
Тема: "Храмы России"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе

группе

по теме «Храмы России»

Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с назначением и внешним видом Православного храма: купол, «барабан», колокольня, «яблоко» 2. Уточнить понятия архитектура, архитектор. 3. Воспитывать ценностное отношение к историческому и духовному наследию России.
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, фрагмент аудиозаписи колокольного звона.
Демонстрационный

материал:
слайд-презентация «Храмы России», иллюстрации различных русских храмов; дидактическая игра «Собери храм из частей», игровой персонаж Архитоша-кукла, листы бумаги, карандаши.
Ход образовательной ситуации:

1.

Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя. -Дети, кто из вас ездил вместе с родителями в отпуск?  В каких городах вы побывали? - А видели ли вы в этих городах старинные, красивые здания? Чем они отличаются от современных построек? А кто создавал эти здания? (строители, архитекторы). Самые красивые здания, построенные в Древней Руси – это храмы. Для чего люди строили храмы?(для того чтобы общаться с Богом). Храмы строили из дерева и камня, они были большими и не очень, но все они были очень красивыми (показывает иллюстрации). -У меня есть маленький друг-Архитоша (показ игрового персонажа), ему очень нравится русская архитектура и он хочет больше узнать о внешнем виде русских храмов. Он просит помочь ему в этом. Сможем ему помочь?
2.

Актуализация знаний
Воспитатель приглашает детей встать вокруг стола. -Архитоша принес картину-мозаику прекрасного храма, но, нечаянно, картина упала, мозаика рассыпалась, и все части перепутались. Поможем Архитоше собрать картину с изображением храма? Дети вместе с воспитателем собирают изображение храма. - Как называется часть храма, похожая на перевернутое сердечко? (купол) На самом верху купола находится Крест - символ христианской веры.
- Кто знает, как называется высокая часть храма с колоколами? Правильно, это колокольня или звонница, там размещаются колокола, а окна нужны, чтобы колокольный звон был слышен всем. Послушайте, как звучит колокольный звон (звучит фонограмма). Гулко ходит колокол, Пляшут колокольцы, Словно рассыпаются Несвязанные кольца (С.Маршак) - Услышали вы звук большого колокола, а маленьких колоколов? -Теперь продолжаем собирать изображение. Это стены и фундамент храма. А кто догадался, где должны быть расположены вот эти маленькие части - «яблоко»,«барабан», фронтон.
3. Затруднение в ситуации
-Мы уже почти собрали картину-мозаику Архитоши с изображением храма, но не знаем, где должны располагаться эти маленькие детали. Для того, чтобы узнать это предлагаю посмотреть слайд-презентацию «Храмы России».
4. «Открытие» нового знания
Дети вместе с воспитателем смотрят слайд-презентацию «Храмы России», выясняют, где располагаются оставшиеся части внешнего устройства храма. - Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Есть некоторые детали, которые бывают только у храмовой архитектуры. Какие? Правильно купола с крестами, колокольня с колоколами. Эти части вы знаете. А еще есть: «бараба́ н» – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол (световой барабан строили с окнами, глухой барабан без окон);«яблоко» – шар на завершении купола под Крестом; фронто́ н – завершение передней части стен здания. После просмотра слайд-презентации дети находят нужные детали и располагают на картине. -Вот какую замечательную картину-мозаику принес нам Архитоша.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

-
Но он боится, что если картина снова рассыплется на кусочки, он не сможет ее составить самостоятельно. Предлагаю нарисовать для Архитоши эскизы храмов, где будут изображены знакомые вам части внешнего устройства храма.
Дети рисуют эскизы карандашом, воспитатель уточняет названия частей храма. -Какие красивые рисунки у вас получились!
6. Осмысление.
Воспитатель собирает детей около себя.  Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?  Мы помогли Архитоше познакомиться с внешним видом древнерусских храмов, узнали названия частей храма и нарисовали его изображение. Теперь, и Архитоша и вы, если увидите Православный храм, то сразу его узнаете и не перепутаете ни с каким другим!


В раздел образования