Автор: Рубинштейн Анна Викторовна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ № 211 Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: Опыт работы Тема: "Подвижные игры Южного Урала" Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы кружка физкультурно - спортивной направленности
«Подвижные игры Южного Урала»
Рубинштейн А.В.
инструктор ФК
МАДОУД/С №211
Актуальность.
Мы все знаем что, сейчас современные дети предпочитают малоподвижную
деятельность, такую как компьютерные игры, просмотр телепередач. Мы, взрослые,
относимся к детской игре как забаве, хотя именно игра для ребёнка – весёлая работа,
в которой он развивается, в нём закладывается знания и опыт, первые основы его
дальнейшей жизни. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.
Народные подвижны игры очень разнообразны, в них заложен дух и история своего
народов. Не исключением являет и Южный Урал.
Народные подвижные игры - являются традиционным средством педагогики. В
них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, смелость,
ловкость, выносливость, проявляет смекалку, выдержку, находчивость, стремление к
победе.
Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей
объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре и искусству.
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Так у меня возникла необходимость в создании кружка народных подвижных игр
Южного Урала. Практическая значимость данного кружка заключается в том, что он
создает
условия
возрождения
народных
игр
и
помогает
делать
досуг
детей
содержательным и полезным. Кружок проводится 1 раз в неделю, во вторую половину
дня с со старшей и подготовительной группами.
Мо ей целью
стало
вызвать
у
детей
интерес
к
народным
играм
и
научить
самостоятельно их организовывать.
Я поставила перед собой следующие задачи :
Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
Развитие
физических
качеств:
ловкости,
равновесия,
быстроты
движений
посредством народных подвижных игр.
Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения
народных подвижных игр.
Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
Использовать
виды
фольклора (считалки,
потешки,
заклички,
пословицы,
поговорки,
загадки,
хороводы),
так
как
фольклор
является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому
для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для
детей,
растущих
в
национальной
среде.
В
то
же
время
опора
на
национальные
традиции
воспитания
не
означает,
что
следует
пренебрегать
опытом
воспитания,
который имеется в других культурах.
В старших группах, разучивая с детьми игры, вкратце рассказывала о разных
народах населяющих Урал, знакомила с историей и традициями и праздниками этих
народов (татары, башкиры, русские).
Например: Русские народные игры : «Ложкари», «Золотые ворота», «Заря –
зарница», «Горелки», «Ловишки», «Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.
Татарские
народные
игры:
«Тюбитейка»,
«Продаём
горшки»,
«Лиса
и
курочка», «Займи место», и др.
Башкирские
народные
игры:
«Юрта»,
«Медный
пень»,
«Липкие
пеньки»,
«Стрелок», « Курай», «Белый тополь» и др.
Народные подвижные игры я подбирала:
в соответствии с временем года, старалась распределить в определенной
последовательности,
с учетом степени сложности двигательной нагрузки,
не мало времени уделяла играм-состязаниям.
Сезонные
игры,
например:
осень
-
«Дед
Мазай»
(рус.),
«Тимербай»
(баш.)
«Капуста» (рус.), «Юрта» (баш.) и т.д, зима –«Дед Мороз» (рус.), «Два Мороза» (рус.)
и др, весна – «Заря-зарница» (рус.), «Плетень» (рус.) и др, лето – «Горелки» (рус.),
«Жмурки»(рус), «Липкие пеньки» (баш.), «Хлопушки» (тат.) и др.
По степени сложности двигательной нагрузки :
Интенсивной нагрузки – «Ловишки», «Баши», «Пятнашки», «Гуси-лебеди», и др.
Средней
нагрузки
–
«Мышеловка»,
«Золотые
ворота»,
«Займи
место»
(тат.),
«Тимербай» (баш.), «Дед Мазай» и др,
Малой
нагрузки
–
«Заря-зарница»,
«Краски»,
Колечко»,
«Телефон»,
«Липкие
пеньки» (баш.) и др.
Игры
-
состязания ,
которые
дают
возможность
помериться
силой
и
ловкостью,
побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о
легендарных
русских
богатырях,
которые
не
уступали
ранее
в
популярности
современным
киногероям. «Перетягивания
каната»,
«Борьба
булавами», "Взятие
снежной крепости", «Прыжки в мешках», «Петушиный бой», "Тяни в круг", "Достань
камешек", "Перетяни за черту", "Цепи кованы", "Варёная репка", "Вытолкни за круг".
"Защита укрепления", "Бои на бревне" и их различные варианты. Эти игры очень
нравятся детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий может проявить себя,
ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к
другу.
В течении работы были сделаны наработки:
Картотека народных подвижных игр.
Картотека считалок, закличек.
Атрибуты для игр.
Конспекты досугов, праздников.
Консультации для родителей, воспитателей.
В
течения
учебного
года
проводятся
праздники
с
использованием
народных
подвижных
игр:
«Русская
ярмарка»,
«Малахитовая
шкатулка»,
«Масленица»,
«Скоморошина», «Веселые ярмарки» и др.
В конце двух лет работы с детьми, ожидаемые результаты:
использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
дети умеют играть в народные подвижные игры, используют считалки.
создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры
Южного Урала.
Привлечь
родителей
в
воспитательно-образовательный
процесс
через
проведение народных подвижных игр.
ВЫВОД:
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают
национальным
особенностям,
выполняют
задачу
национального
воспитания.
Они
выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство
духовного формирования личности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и
важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Литература:
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.
Приложение:
«Юрта» (башкирская)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по
углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок
с
национальным
узором.
Взявшись
за
руки,
все
идут
четырьмя
кругами
переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, соберемся мы в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
Затем образуют общий круг, идут по кругу. По окончании музыки быстро бегут
к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра,
получается юрта.
Правила: бежать к своему стулу только по окончании музыки. Выигрывает
группа, первой построившей юрту.
«Золотые ворота» (русская)
Все участники делятся на две группы, в одной должно быть четное число человек. Они
образуют пары, встают лицом к лицу и поднимают вверх руки, получаются «ворота». Участники
второй группы берутся за руки, образовывая цепочку.
Цепочка должна быстро пройти через «ворота». Участники-«ворота» громко проговаривают
считалку:
Золотые ворота,
Проходите, господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, «ворота» закрываются. Участники, которые оказались
пойманными, становятся «воротами». Игра продолжается некоторое время.
«Продаём горшки» (татарская)
Организация игры. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав
на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок –
хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
«- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай (один, два).»
Водящий три раза касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу
навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает
это место, а отставший становится водящим.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ПРАЗДНИК
«Русская ярмарка» (старш., подгот. группы)
Оформление зала: На центральном стенде изображены куклы в русских костюмах.
Дети в костюмах – девочки в сарафанах и косынках, мальчики – в рубашках, с
фуражками.
Цель:
Продолжать
обучение
детей
основным
движениям
в
игровой
форме,
выполнять их осознано: закреплять навыки в метании (сбить кегли), упражняться в
прыжках на двух ногах (бег в мешках), прыжки на одной ноге («Салочки», «Кенгуру»).
Воспитывать интерес к русским народным играм.
Формировать
навыки
коллективных
взаимоотношений,
стремления
не
подвести
товарищей, «болеть» за команду.
Оборудование: кегли, мячи, 2 мешка, платок для игры «Жмурки», 2 больших мяча,
игрушки 6 курочка, уточка, барашек для игры «Где был Иванушка».
Ход праздника.
Входят в зал парами под музыку «Коробейники».
Обходят зал, останавливаются (воспитатель обращает внимание на оформление
зала).
- Издавна на Руси проходили праздники под названием «Русская ярмарка». На этих
праздниках шутили, смеялись, играли в народные игры, мерялись силой и удалью,
продавали и покупали товары.
-
Какие
вы
знаете
русские
народные
игры?
(дети
перечисляют).
Воспитатель
обобщает ответы детей, называет ещё игры, какие не назвали.
- Игры народными потому, что их придумал народ. Вот сегодня на нашей ярмарке
будем шутить, играть в русские народные игры. Покажем свое умение, ведь недаром в
народе говорят: «Птица красна опереньем, а человек уменьем», «Важна смелость –
да нужна и умелость», «Где смелость, там и победа».
Дети садятся на стульчики, прислушиваются.
- Это что за чудеса? Я слышу чьи-то голоса.
Кто там громко топает? Кто там звонко хлопает?
Кто там весело хохочет. Кто прийти к нам в гости хочет?
Входят 4 матрешки, исполняют песню.
- Ребята на Руси народ всегда славился гостеприимством. И мы с удовольствием
приглашаем к нам в гости этих веселых, задорных матрешек в расписных русских
сарафанах.
- Дорогие матрёшки, а вы не хотите с нами поиграть? Давайте поиграем в русскую
народную игру
«Салочки на одной ножке» . Воспитатель объясняет правила игры.
- Я с помощью считалки выберу салку, передав ей платочек. Она должна засалить
своих подружек матрешек, но всем передвигаться только на одной ноге. Кого она
засалит, та берет платочек, взмахивает им и говорит: «Я салка», старается засалить
другого.
Считалка: Ножки, ножки бежали по дорожке,
Лугом, лесочком прыгали по кочкам.
Прибежали на лужок,
Потеряли платок» - ребенок говорит «Я салка».
Воспитатель поощряет самых славных, быстрых, увертливых.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кенгуру» . Мы все должны быть ловкими,
быстрыми, чтобы не подвести свою команду (2 команды). Нужно зажать мяч между
ног коленей, быстро допрыгать до кегли, обратно вернуться бегом и передать мяч
своему товарищу.
Ведущий
подводит
итог,
чья
команда
быстрее
справилась
с
заданием. «Мало
хотеть – надо уметь», «Погоди хвалиться – как бы не посрамиться».
- Ребята ни один народный праздник не обходиться без игры «Бег в мешках» . В этой
игре проявляется русская ловкость, сноровка, удаль. Только каждый должен стараться
не
подвести
своих
товарищей,
свою
команду,
ведь
недаром
говориться «Дружба
заботой и подмогой крепка», «Один за всех и все – за одного» .
- Ребята, я на ярмарке купила 2 платка – посмотрите, какие они яркие, красочные,
как жар-птица. Давайте поиграем в народную игру «Жар-птица» (дети обеих команд
встают в 2 круга, с помощью считалок, выбирают ведущего).воспитатель объясняет
правила игры – игроки передают платочек (Жар-птицу) так быстро, чтобы её не смог
поймать
водящий,
выбранный
из
другой
команды,
передвигается
прыжками.
Побеждает та команда, в которой осталось в кругу больше количества детей, которая
меньше меньшее количество раз попадает жар-птица водящему. Ведущий поощряет
водящих. Итак, победила команда…. Молодцы!
- Придумано много народных игр в городки, кегли. Этими старинными играми
увлекался
Петр I и полководец Суворов, т. к. они развивают глазомер, быстроту,
натиск. А мы сейчас проверим, какие вы меткие. Поиграем в игру «Сбей кегли».
Думайте, как правильно сделать замах, ведь метко говориться в народной пословице:
«Руки делают, а голова отвечает», «Сначала думай, а потом делай». (Ставят по6-
8 кеглей, выбирают по 3-4 человека из каждой команды).
Воспитатель во время игры говорит эти пословицы, ведет подсчет победителей.
- А сейчас поиграем в игру «Кто назовет больше русских имен» (дети встают в 2
шеренги лицом к друг другу, по-очереди называют старинные имена, сделав шаг
вперед. Ведущий громко повторяет имена за каждым ребенком). Ведёт подсчет –
сколько человек осталось за линей, не назвавших имена.
В разные народные игры играли на ярмарке. Особенно полюбилась игра «Гори, гори
ясно» (дети встают в круг, кто-то из детей
напоминает правила игры). Ведущий
приглашает: «Выходи, народ, за плетень, за огород – солнышко встречать, мороз
прогонять!»
- Дети, а вы любите играть в «Жмурки» ?
Выбираем считалкой жмурку. Заставляем вожака – жмурку повернуться 3 раза и
ловить.
Указания: бегаем легко на носочках, ловко увертываемся .
Воспитатель: Смотрите-ка, идет Иванушка (Входит ребенок с мешком). Спросим у
него, что он купил. Иванушка раздаёт детям деревянные ложки. Начинается хоровод.
Иванушка достает из мешка то, что купил на ярмарке.
Хороводная игра «Где был Иванушка».
Воспитатель: Ребята, есть такая мудрая пословица «Делу время, а потехе час» .
Повеселились мы на славу. Ведь не даром говориться «Берись дружно не будет
грузно» . Все стремились не подвести команду, «болели» за своих товарищей, ведь
«Слава греет, а позор жжет» , все были «Один за всех и все за одного» .
Дети маршируют по залу – марш победителей – под аплодисменты.