Напоминание

"Подвижные игры Южного Урала"


Автор: Рубинштейн Анна Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ № 211
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Подвижные игры Южного Урала"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы кружка физкультурно - спортивной направленности

«Подвижные игры Южного Урала»

Рубинштейн А.В.

инструктор ФК

МАДОУД/С №211

Актуальность.
Мы все знаем что, сейчас современные дети предпочитают малоподвижную деятельность, такую как компьютерные игры, просмотр телепередач. Мы, взрослые, относимся к детской игре как забаве, хотя именно игра для ребёнка – весёлая работа, в которой он развивается, в нём закладывается знания и опыт, первые основы его дальнейшей жизни. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Народные подвижны игры очень разнообразны, в них заложен дух и история своего народов. Не исключением являет и Южный Урал. Народные подвижные игры - являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, смелость, ловкость, выносливость, проявляет смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре и искусству. «Народы - как одна семья, Хотя язык их разный. Все - дочери и сыновья Страны своей прекрасной». Так у меня возникла необходимость в создании кружка народных подвижных игр Южного Урала. Практическая значимость данного кружка заключается в том, что он создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным. Кружок проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня с со старшей и подготовительной группами. Мо ей
целью
стало вызвать у детей интерес к народным играм и научить самостоятельно их организовывать.
Я поставила перед собой следующие
задачи
:  Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.  Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.  Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.  Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.  Использовать виды фольклора (считалки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. В старших группах, разучивая с детьми игры, вкратце рассказывала о разных народах населяющих Урал, знакомила с историей и традициями и праздниками этих народов (татары, башкиры, русские). Например:
Русские народные игры
: «Ложкари», «Золотые ворота», «Заря – зарница», «Горелки», «Ловишки», «Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.
Татарские

народные

игры:
«Тюбитейка», «Продаём горшки», «Лиса и курочка», «Займи место», и др.
Башкирские

народные

игры:
«Юрта», «Медный пень», «Липкие пеньки», «Стрелок», « Курай», «Белый тополь» и др. Народные подвижные игры я подбирала:  в соответствии с временем года, старалась распределить в определенной последовательности,  с учетом степени сложности двигательной нагрузки,  не мало времени уделяла играм-состязаниям.
Сезонные

игры,
например: осень - «Дед Мазай» (рус.), «Тимербай» (баш.) «Капуста» (рус.), «Юрта» (баш.) и т.д, зима –«Дед Мороз» (рус.), «Два Мороза» (рус.) и др, весна – «Заря-зарница» (рус.), «Плетень» (рус.) и др, лето – «Горелки» (рус.), «Жмурки»(рус), «Липкие пеньки» (баш.), «Хлопушки» (тат.) и др.
По степени сложности двигательной нагрузки
:

Интенсивной нагрузки
– «Ловишки», «Баши», «Пятнашки», «Гуси-лебеди», и др.
Средней

нагрузки
– «Мышеловка», «Золотые ворота», «Займи место» (тат.), «Тимербай» (баш.), «Дед Мазай» и др,
Малой

нагрузки
– «Заря-зарница», «Краски», Колечко», «Телефон», «Липкие пеньки» (баш.) и др.
Игры

-

состязания
, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. «Перетягивания каната», «Борьба булавами», "Взятие снежной крепости", «Прыжки в мешках», «Петушиный бой», "Тяни в круг", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Цепи кованы", "Варёная репка", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Бои на бревне" и их различные варианты. Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу. В течении работы были сделаны наработки:  Картотека народных подвижных игр.  Картотека считалок, закличек.  Атрибуты для игр.  Конспекты досугов, праздников.  Консультации для родителей, воспитателей. В течения учебного года проводятся праздники с использованием народных подвижных игр: «Русская ярмарка», «Малахитовая шкатулка», «Масленица», «Скоморошина», «Веселые ярмарки» и др. В конце двух лет работы с детьми, ожидаемые результаты:  использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.  дети умеют играть в народные подвижные игры, используют считалки.  создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры Южного Урала.  Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр.

ВЫВОД:
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Литература:
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003. 2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.
Приложение:

«Юрта» (башкирская)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, соберемся мы в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок. Затем образуют общий круг, идут по кругу. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта. Правила: бежать к своему стулу только по окончании музыки. Выигрывает группа, первой построившей юрту.
«Золотые ворота» (русская)

Все участники делятся на две группы, в одной должно быть четное число человек. Они образуют пары, встают лицом к лицу и поднимают вверх руки, получаются «ворота». Участники второй группы берутся за руки, образовывая цепочку. Цепочка должна быстро пройти через «ворота». Участники-«ворота» громко проговаривают считалку: Золотые ворота, Проходите, господа! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, «ворота» закрываются. Участники, которые оказались пойманными, становятся «воротами». Игра продолжается некоторое время.
«Продаём горшки» (татарская)

Организация игры.
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: «- Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. - Сколько дать тебе рублей? - Три отдай (один, два).» Водящий три раза касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ПРАЗДНИК

«Русская ярмарка» (старш., подгот. группы)

Оформление зала:
На центральном стенде изображены куклы в русских костюмах. Дети в костюмах – девочки в сарафанах и косынках, мальчики – в рубашках, с фуражками.
Цель:
Продолжать обучение детей основным движениям в игровой форме, выполнять их осознано: закреплять навыки в метании (сбить кегли), упражняться в прыжках на двух ногах (бег в мешках), прыжки на одной ноге («Салочки», «Кенгуру»). Воспитывать интерес к русским народным играм. Формировать навыки коллективных взаимоотношений, стремления не подвести товарищей, «болеть» за команду.
Оборудование:
кегли, мячи, 2 мешка, платок для игры «Жмурки», 2 больших мяча, игрушки 6 курочка, уточка, барашек для игры «Где был Иванушка».
Ход праздника.
Входят в зал парами под музыку «Коробейники». Обходят зал, останавливаются (воспитатель обращает внимание на оформление зала).
- Издавна на Руси проходили праздники под названием «Русская ярмарка». На этих праздниках шутили, смеялись, играли в народные игры, мерялись силой и удалью, продавали и покупали товары. - Какие вы знаете русские народные игры? (дети перечисляют). Воспитатель обобщает ответы детей, называет ещё игры, какие не назвали. - Игры народными потому, что их придумал народ. Вот сегодня на нашей ярмарке будем шутить, играть в русские народные игры. Покажем свое умение, ведь недаром в народе говорят:
«Птица красна опереньем, а человек уменьем», «Важна смелость –

да нужна и умелость», «Где смелость, там и победа».
Дети садятся на стульчики, прислушиваются. - Это что за чудеса? Я слышу чьи-то голоса. Кто там громко топает? Кто там звонко хлопает? Кто там весело хохочет. Кто прийти к нам в гости хочет? Входят 4 матрешки, исполняют песню. - Ребята на Руси народ всегда славился гостеприимством. И мы с удовольствием приглашаем к нам в гости этих веселых, задорных матрешек в расписных русских сарафанах. - Дорогие матрёшки, а вы не хотите с нами поиграть? Давайте поиграем в
русскую

народную игру

«Салочки на одной ножке»
. Воспитатель объясняет правила игры. - Я с помощью считалки выберу салку, передав ей платочек. Она должна засалить своих подружек матрешек, но всем передвигаться только на одной ноге. Кого она засалит, та берет платочек, взмахивает им и говорит: «Я салка», старается засалить другого.
Считалка:
Ножки, ножки бежали по дорожке, Лугом, лесочком прыгали по кочкам. Прибежали на лужок, Потеряли платок» - ребенок говорит «Я салка». Воспитатель поощряет самых славных, быстрых, увертливых. - Сейчас мы с вами поиграем в
игру «Кенгуру»
. Мы все должны быть ловкими, быстрыми, чтобы не подвести свою команду (2 команды). Нужно зажать мяч между ног коленей, быстро допрыгать до кегли, обратно вернуться бегом и передать мяч своему товарищу. Ведущий подводит итог, чья команда быстрее справилась с заданием.
«Мало

хотеть – надо уметь», «Погоди хвалиться – как бы не посрамиться».
- Ребята ни один народный праздник не обходиться без
игры «Бег в мешках»
. В этой игре проявляется русская ловкость, сноровка, удаль. Только каждый должен стараться не подвести своих товарищей, свою команду, ведь недаром говориться
«Дружба

заботой и подмогой крепка», «Один за всех и все – за одного»
. - Ребята, я на ярмарке купила 2 платка – посмотрите, какие они яркие, красочные, как жар-птица. Давайте поиграем в
народную игру «Жар-птица»
(дети обеих команд встают в 2 круга, с помощью считалок, выбирают ведущего).воспитатель объясняет правила игры – игроки передают платочек (Жар-птицу) так быстро, чтобы её не смог поймать водящий, выбранный из другой команды, передвигается прыжками. Побеждает та команда, в которой осталось в кругу больше количества детей, которая
меньше меньшее количество раз попадает жар-птица водящему. Ведущий поощряет водящих. Итак, победила команда…. Молодцы! - Придумано много народных игр в городки, кегли. Этими старинными играми увлекался Петр I и полководец Суворов, т. к. они развивают глазомер, быстроту, натиск. А мы сейчас проверим, какие вы меткие. Поиграем в
игру «Сбей кегли».
Думайте, как правильно сделать замах, ведь метко говориться в народной пословице:
«Руки делают, а голова отвечает», «Сначала думай, а потом делай».
(Ставят по6- 8 кеглей, выбирают по 3-4 человека из каждой команды). Воспитатель во время игры говорит эти пословицы, ведет подсчет победителей. - А сейчас поиграем в
игру «Кто назовет больше русских имен»
(дети встают в 2 шеренги лицом к друг другу, по-очереди называют старинные имена, сделав шаг вперед. Ведущий громко повторяет имена за каждым ребенком). Ведёт подсчет – сколько человек осталось за линей, не назвавших имена. В разные народные игры играли на ярмарке. Особенно полюбилась
игра «Гори, гори

ясно»
(дети встают в круг, кто-то из детей напоминает правила игры). Ведущий приглашает: «Выходи, народ, за плетень, за огород – солнышко встречать, мороз прогонять!» - Дети, а вы любите играть в
«Жмурки»
? Выбираем считалкой жмурку. Заставляем вожака – жмурку повернуться 3 раза и ловить. Указания: бегаем легко на носочках, ловко увертываемся .
Воспитатель:
Смотрите-ка, идет Иванушка (Входит ребенок с мешком). Спросим у него, что он купил. Иванушка раздаёт детям деревянные ложки. Начинается хоровод. Иванушка достает из мешка то, что купил на ярмарке.
Хороводная игра «Где был Иванушка».

Воспитатель:
Ребята, есть такая мудрая пословица
«Делу время, а потехе час»
. Повеселились мы на славу. Ведь не даром говориться
«Берись дружно не будет

грузно»
. Все стремились не подвести команду, «болели» за своих товарищей, ведь
«Слава греет, а позор жжет»
, все были
«Один за всех и все за одного»
. Дети маршируют по залу – марш победителей – под аплодисменты.


В раздел образования