Напоминание

"Цикл занятий для подростков в специальной коррекционной школы по коррекции межличностных отношений "


Автор: Сазонова Людмила Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Березовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого педагогической поддержки"
Населённый пункт: с.Березово, Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Цикл занятий для подростков в специальной коррекционной школы по коррекции межличностных отношений "
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема «Цикл занятий для подростков в специальной коррекционной шко-

лы по коррекции межличностных отношений »

Сазонова Людмила Васильевна ,

учитель

трудового обучения

МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная

школа-интернат психолого-педагогической поддержки »

Кемеровского муниципального района

Описание:
цикл занятий собран из материала Рыбакова С.Г. «Арт- терапия для детей с задержской психического развития». Цикл занятий для под- ростков специальной коррекционной школы. Данный материал будет полезен класным руковадителям коррекционных и общеобразовательных школ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подростковый возраст – важнейший период формирования жизненного ресур- са ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отноше- ний, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Цель занятий: создание психологического пространства для формирования у подростков позитивных и коммуникативных навыков, изменения самоотношения и приобретение нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества. Задачи занятий формирование адекватной самооценки ученика; снижение уровня тревожности; активизация творческой деятельности подростков и развитие творческого по- тенциала как постоянного ресурса личности; побуждение к самовыражению и эффективному взаимодействию с другими участниками на занятиях; формирование безоценочного принятия себя и других в классе. В результате целенаправленной деятельности на занятиях школьники должны научиться: - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - оценивать свой труд и труд других; - чётко выражать свою мысль; - работать в коллективе. На протяжении всего периода работы с подростками создавались безопасные условия для занятий творческой деятельностью, которые позволяли подростку снять напряжение, тревогу, стресс. В создании благоприятной атмосферы в работе в группы важную роль играет помещение, в нашей ситуации это был просторный класс, где столы и стулья могли при необходимости перемещаться. Важно следить за тем, чтобы в комнату/класс не входили посторонние и в нем не было отвлекаю- щих раздражителей. Кроме этого, нужно подготовить необходимые материалы для художественной и творческой деятельности. В комплектацию расходных мате- риалов могут входить различные материалы: бумага формата А4 и АЗ, цветная и гофрированная, ватман, картон; краски, гуашь, акварель, гуашь, кисти; карандаши, маркеры, мелки; ножницы, клей, скотч. Ведущий группы (педагог) готовит заранее необходимые плакаты, дидактиче- ские материалы, антураж для игр, то есть все, что необходимо для проведения тре- нинга. Перед началом занятий проведения участников знакомят с правилами поведе- ния в группе, такие как: уважение мнения другого участника, степень доверия и проявление активности в группе, общение является подарком в жизни. Для данного цикла занятий сформулирована следующая цель: создание творческой развиваю- щей среды для формирования позитивных коммуникативных навыков и изменения самоотношения подростков с проблемами в развитии,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г. С. Графика в психологическом консультировании. М.: Пер Сэ, 2001. 142с. 2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы в арт-терапии / Пер. с англ. М. Злот- ник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 256с. 3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Изд. центр Акаде- мия», 2002. 320с. 4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.; Екатеринбург: Академиче- ский проект; Деловая книга, 1999. 363с. 5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2002. 159с. 6. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998. 413с. 7. В.Дилеа Дж. Детский рисунок: Диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. 262с. 9. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320с. 8. . Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. 216с. 9. П. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. 366с. 10. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 256 с. 11. Макарова Б, Г. Преодолеть страх или искусство терапии. М.: Школа-Пресс, 1996. 304с. 12. Малъчиоди К. Арт-терапия и мозг // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2002. № 3 (чу\таги.пегару.го). 13. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в раз- витии. СПб.: Речь, 2003. 400с. 14. Практикум по арт-терапии / Под редакцией А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. 448 с. 15. Рыбакова С. Г. .Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2007. — 144с. 16. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика: радость самовыражения. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2003. С. 19, 32.

Программа занятий


раздела Название Количество. часов Цель 1 Знакомство 1 Создание благожелательной атмосферы, познакомится с учащимися. 2 Снижение уровня тревожности 1 Снижение уровня тревожно- сти, стабилизация эмоцио- нального состояния учеников. 3 Самопознание 1 Снижение уровня тревожно- сти, формирование стремле- ния к самопознанию, погру- жение в свой внутренний мир. 4 Формирование созидательной и позитивной установки для не- вербального взаимодействия 1 Способность генерировать конфликт. 5 Самопринятие и принятие дру- гих 1 Формирование умения само- принятие и принятие других. 6 Модели поведения 1 Определение модели поведе- ния, собственного стиля пове- дения, поиск личного ресурса.
7
Формирование созидательной установки. 2 Осмысление жизненных ценностей, осознание взаимо- связи с окружающим миром и формирование созидательной установки. 8 9 Коррекция межличностных от- ношений. 24 Формирование базового дове- рия к окружающим, формиро- вание чувства сплочённости. Настрой на позитивное мыш- ление. Умения работать в па- рах и в группе. Обучение конструктивному взаимодей- ствию. Самоанализ. Развитие способности понимать друг друга. 10 Создание общей классной рабо- ты 1 Обращение к чувствам, мыс- лям и состоянию участников класса и определение различ- ных средств их передачи. 11 Ярмарка достоинств. 1 Закрепить у детей навыки самоанализа.
Календарно-тематическое планирование № Дата Тематика занятий Количество часов Примеча- ние 1 Знакомство 1 2 Снижение уровня тревожности. 1 3 Самопознание. 1 4 Формирование созидательной и позитивной установки для невербального взаимодействия. 1 5 Самопринятие и принятие других. 1 6 Модели поведения. 1 7 Формирование созидательной установки. 1 8 Формирование созидательной установки. 1
Коррекция межличностных отношений.
9 Тренировка умения устанавливать контакт с товарищами. 1 10 Формирование базового доверия к окружаю- щим и миру. 1 11 Утверждение чувства своей значимости в группе. 1 12 Воспитание чувства занятости себя в группе. 1 13 Настрой на позитивное мышление. 1 14 Продвижение к доверию. 1 15 Формирование способности отгадывать эмоци- ональное состояние других людей. 1 16 Формирование групповой атмосферы. 1 17 Формирование чувства сплочённости 1 18 Развитие пантомимических способностей. 1 19 Формирование доброжелательного общения друг с другом. 1 20 Развитие быстроты реакции, внимания 1 21 Обращение с просьбой. 1 22 Обращение с просьбой. 1 23 Вежливый отказ. 1 24 Вежливый отказ. 1 25 Зачем нужно знать себя? 1 26 Зачем нужно знать себя? 1 27 Я глазами других. 1 28 Я глазами других. 1 29 Самооценка. 1 30 Самооценка. 1 31 Мои внутренние друзья и мои внутренние вра- ги. 1 32 Мои внутренние друзья и мои внутренние вра- ги. 1 33 Создание общей классной работы 1 34 Ярмарка достоинств 1
Итого
34

План занятий

Ход занятия

Знакомство
Знакомство Задачи первого дня: создание благожелательной атмосферы; познакомиться с учащимися класса и классным руководителем; мотивировать учащихся на активное участие в творческой ра- боте; проведение первичной диагностики. Ход: На этапе знакомства с участниками передается какой-либо предмет (игрушка, мяч, «камень-говорун»), и тот, у кого оказы- вается предмет, называет свое имя и три вещи/предмета, кото- рые он/она любит. В конце первой встречи ведущий рассказывает сказку Название ведущим не озвучивается, а предлагается учащимся после рассказа дать ей свое название. Названия могут быть разными и исходить из того, «кто что услышал» или «кто узнал о себе или для себя что-то новое». Рассказ сказки с названием «Про Любовь».
СКАЗКА «ПРО ЛЮБОВЬ
» Жил-бь:л Выключатель маленький-маленький, черный и плос- кий. Лампочка была большая-большая, яркая и одетая в пре- красную, модную люстру. Выключатель в нее влюбился. Ему очень нравилось, что она то вспыхивала — и тогда казалась ве- селой и беззаботной, то гасла — и тогда представлялась задум- чивой и нежной. Выключатель очень страдал. Лампа висела в центре комнаты, а Выключатель был в углу, откуда мог только вздыхать. Лампочка кокетливо подмигивала, но быть вместе они никак не могли. Оконное Стекло было никакое. Его даже никто не замечал, смотрели, казалось бы, на него, а говорили о другом. Про Оконное Стекло никто ничего хорошего не говорил, разве что ругали иногда: «Стекло опять грязное». Было от чего обидеть- ся и разозлиться. К тому же Оконное Стекло считалось дале- ким родственником Лампочки, и судьба Лампочки всегда каза- лась ему более светлой. И вот однажды Оконное Стекло сказало: «Послушай, друг Вы- ключатель, — Выключатель и Оконное Стекло никогда не дру- жили, но когда говорили что-нибудь неприятное — часто лга- ли. — Послушай, друг Выключатель, ты хоть знаешь, по кому вздыхаешь? Ты хоть знаешь, что Лампочка без тебя жить не может?» Выключатель очень обрадовался и испугался. «Ты же ее ко- роль, начальник. — Оконное Стекло задрожало от волнения.
Часто бывает так, когда хотят сделать неприятность — вол- нуются. — Если ты захочешь, она будет светиться. Не за- хочешь— погаснет. Она твоя слуга и рабыня. А ты по ней вз- дыхаешь и страдаешь». От удивления Выключатель ушел в себя— выключился,— и Лампочка погасла. «Что ты мне ска- зал? Как ты можешь называть ее так!»— вышел из себя Вы- ключатель, и Лампочка включилась. «Ну, убедился?» — радостно задребезжало Оконное Стекло. «Это правда, ты от меня зависишь?»— спросил Выключатель Лампочку. «Правда, — вздохнула Лампочка и потускнела. — Теперь ты можешь издеваться надо мной. Теперь ты понял, как я завишу от тебя и любовь превратится в рабство». «О чем ты, — улыбнулся Выключатель. — Значит, мы связаны с тобой самой судьбой и теперь будем жить с тобой счастливо: когда ты захочешь, только скажи, и вспыхнешь ярким светом, устанешь — будешь отдыхать. Я стану защитником твоего света. И сто- рожем». «Вот дурак!» — выругалось Оконное Стекло. Так ча- сто бывает: когда нечего сказать — ругаются. ...Лампочка эта никогда не перегорала. Все удивлялись тому, как долго горит Лампочка. Все вокруг просто не знали, что эту Лампочку любят... Завершение первой встречи. Ведущий просит высказаться о самом ярком впечатлении во время занятия.
Снижение уровня тревожности
Упражнение «Как тебя зо- вут». Цель: снижение уровня тревожности, стабилизация психоэмо- ционального состояния участников группы. Ход: Слова ведущего: «Напишите свое имя, секретное в про- странстве этой комнаты, там,, где вам хочется, волшебной не- видимой кисточкой». Затем предлагается выполнить упражне- ние вдвоем, в паре: один участник пишет свое имя, другой повторяет его; пишем имя большими буквами от потолка до пола, устанавливаем каждую букву надежно и основательно. Можно предложить партнеру повторять движения; назовите свое имя и покажите движение, характерное для имени. Вариант: «Мое имя в зеркале», «зеркалом» является группа, ко- торой предлагается повторить движение и сказать имя, сохра- няя мимику и интонацию. Продолжительность упражнения— 10—15 минут. . Упражнение «Реклама», «Самопрезента- ция» Слова ведущего: «В жизни происходят ситуации, когда необхо- димо себя представить, провести самопрезентацию. Предлагаю вам сейчас создать для себя свою визитку или написать свое имя на листе цветного картона, бумаги, в котором были бы от- ражены ваш стиль общения, ваши особенности, принадлеж- ность к какой-либо группе людей, ваши интересы, то, что яв-
ляется ценным для вас». Работа по созданию карточки-визитки. Продолжительность упражнения— 10—15 минут. Демонстрация — самопрезентация сво- ей визитки
.
Каждый участник рассказывает о своей визитке, поче му он выбрал тот или иной образ или форму, цвет картона или бумаги, и размещает в пространстве класса. Задача ведущего — структурировать высказывания учащихся. Продолжительность упражнения— 10-15 минут. Игра «Мячи зна- комства» или «Мячи взаимодейс твия» Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения. Передаем или перебрасываем мячи, называя имена участников. При выполнении этого упражнения необходимо обратить вни- мание на телесные движения, темп, скорость, мягкость переда- чи мячей. В начале упражнения участвует один мяч, затем ве- дущий добавляет второй мяч и через некоторое время — тре- тий. Задача для всей группы — удержать мяч как можно дольше. В начале задания мячи могут падать часто. Можно остановить игру и обсудить, почему происходят падения мячей, обращая внимание на необходимость быть более внимательным к парт- нерам и на способы передачи мячей, предложить передавать мяч мягче и спокойнее, делая акцент на телесные движения. Продолжительность упражнения — 10—15 минут. Ведущий напоминает сказку, рассказанную на первой встрече. Персонажи сказки «Про Любовь» распределяются по ролям для тех. кто пожелает быть участниками игры. Материалы: бумага А4, маркеры, цветная бумага, клей, цвет- ной картон, скотч.
Самопознание
Самопознание Цель: снижение уровня тревожности, формирование стремле- ния к самопознанию, погружение в свой внутренний мир. Ход: 1. Открытие встречи вопросом: «Что произошло за это время?» Продолжительность упражнения — 10 минут. Ведущий напоминает о том, что происходило на предыдущем занятии. Задаются вопросы: «О чем была сказка?», «Кто хотел бы побыть и в какой роли?». Опре- деляются роли: Лампочка, Выключатель, Оконное Стекло. Один из участников может расположиться у окна (Оконное Стекло), второй участник — рядом с включателем (Выключа- тель), и третий в роли Лампочки располагается на стуле в цен- тре класса. 2. Ведущий задает вопросы: «Как ты себя чувствуешь в роли Лампочки, находясь в центре? Легко ли тебе находиться в цен- тре внимания, о чем ты думаешь, что чувствуешь? Тебе нра- вится быть в центре внимания, как часто это происходит?»
3. Обсуждение в общей группе. Вопросы, предназна ченные для персонажей сказки, можно задавать и всем участникам. После обсуждения ролей, которые дали возможность говорить о стереотипах поведения, благодарим участников за игру. Занятие продолжается созданием рисунка. Участникам раздаются листы АЗ и шариковые ручки и предлагается расслабиться, расположить ручку над листом бумаги, готовясь к рисованию. Затем закрыть глаза и начать движение ручкой по листу, обращая внимание на внутреннее состояние. Рисование продолжается от 5 до 10 минут. В процессе рисования предлагается усилить нажим на поверхность листа и ускорить движение руки, наблюдая за происходящими измене ниями в создании рисунка. После завершения рисова ния с закрытыми глазами предлагается внимательно рассмотреть созданное произведение, увидеть образ и усилить его обведением линий. Затем раскрасить рисунок или те места пересечений, которые появились в процессе рисования. > 4. Дать название рисунку, записать на листе и составить рассказ о нем или о процессе его создания. Возможен вариант — создание рисунка «Мое настроение». 5. Обсуждение в группе. Ведущий задает вопросы: «Что происходило во время рисования? Что вы рисовали? Какие трудности вы испытывали при создании рисунка?» Ответы могут быть разными, например: «Мы рисовали на- строение. Я рисовал и чиркал свою злость. Я нарисовала не- приятный разговор и т. д.» 6. Завершение встречи, пожелания для следующей встречи. Материалы: лист АЗ, ручка, цветные маркеры.
Формирование созидательной и позитивной установки для невербально-

го взаимодействия
Упражнение «Эф- фективное взаимо- действие». Слова ведущего: «Объединитесь в пары, как сейчас хочется. Представьте, что вы не знакомы и сейчас вам надо рассказать о себе. Говорить можно только цветом, линиями, формой, кото- рые вы будете создавать и общаться (взаимодействовать) в про- странстве одного листа разными маркерами (карандашами, мелками). Разговаривать при этом не разрешается. Есть ли во- просы сейчас? Начинаем разговор», Вариант: «Вы прилетели с разных планет и не понимаете, где вы находитесь, как живут на этой планете, чем занимаются, и не знаете языка. Вам необходимо рассказать о себе и узнать о жителе другой планеты». ! Возможно создание рисунка в паре на одном листе АЗ мар- керами, разного цвета. Продолжительность упражнения — 5 минут.
Слова ведущего: «Маркеры разместите на поверхности листа и одновременно начните писать название своего рисунка. Напи- шите его на листе. Что получилось? Названия могут совпадать или быть противоположными. Удалось ли поговорить вам? Что вы узнали друг о друге нового? Возьмите лист А4 и нарисуйте своим маркером ощущения от взаимодействия. Покажите своему собеседнику и расскажите о своих впечатлениях и переживаниях. Сейчас мы можем обсу- дить все вместе». 3. Обсуждение в группе. Невербальное взаимодействие в процессе изобразительной ра- боты определенных видов способно генерировать конфликт, который затем обсуждается. Вопросы для обсуждения: Что оказалось неожиданным в этом процессе? Что вы узнали нового о себе или о партнере? Каким образом вы это узнали? Что значит для вас название? Трудно ли «договариваться» не разговаривая? Умеем ли мы разговаривать, учитывая интересы своего партнера или собеседника? Вопросы можно задавать всем участникам или индивидуально, отвечать могут желающие. Некоторые вопросы могут быть персональными. Важно безоценочное отношение со стороны (педагога).
Самопринятие и принятие других

Цель:
формирование умения самопринятия и принятия других. Рисунок по кругу. Перед началом занятия необходимо расставить парты так, что- бы получился круг. Желательно, чтобы за партой находился один участник. Слова ведущего: «Перед вами лист бумаги, гуашь, кисть. Как сейчас хочется, напишите свое имя на листе, сосредоточьтесь, обратите внимание на свое внутреннее состояние сейчас и определите, как оно выглядит, какого цвета, какой формы и т, д.» Рисование длится две минуты, затем через две минуты переда- ем рисунок другому участнику по кругу. Он пытается развить или дополнить рисунок первого участника, передает следую- щему и т. д. до тех пор, пока первый участник не получит рису- нок обратно. После этого результаты работы обсуждаются. Участники могут рассказать о том, какие части рисунка им по- нравились, а какие — нет. Продолжительность упражнения — 20—30 минут. 2. Обсужде- ние в группе можно начать с вопроса: «Что вы делали?»
Вопросы для обсу- ждения Вопросы для обсуждения: Что вы чувствуете, когда видите рисунок, который вернулся к вам? Что с ним произошло и как вы думаете почему? Что происходило с вами в процессе создания, до бавления, внесения изменений в рисунок других участников? О чем вы думали, что чувствовали в этот момент? Как вы считаете, можете ли таким образом менять настроение других людей? Или как изменения, при внесенные в рисунок другими участниками, повлияли на ваше настроение? Как часто это происходит в жизни? Продолжительность упражнения— 15—20минут. В процессе рисования важно обращать внимание на высказы- вания учащихся относительно своих рисунков, к кому они от- носятся, с какой целью. Также важно вести наблюдение за тем, какие изменения в рисунок вносят участники и в чьи рисунки что дополняют. При необходимости ведущий может структури- ровать процесс, давать обратную связь, воодушевлять и акти- визировать творческий художественный процесс для дальней- шей работы.
Модели поведения
Цель: определение моделей поведения (эффективные и мало- эффективные), определение собственного стиля поведения, по- иск внутреннего личностного ресурса. В начале занятия предлагается прослушать сказку-притчу «Три рыбы». После прослушивания задаются вопросы для обсуждения в группе. Вопросы приведены ниже. СКАЗКА-ПРИТЧА «ТРИ РЫБЫ» В одном пруду жили три рыбы. Первая рыба была самой ум- ной, вторая попроще, а третья — совсем глупая. Жили они так, как все живут на свете, пока однажды не пришел человек. Че- ловек принес с собой сеть, и умная рыба увидела его сквозь воду. Перебирая свой жизненный опыт, истории, которые она слышала, она призвала на помощь весь свой ум и решила дей- ствовать. «В этом пруду мало таких мест, где можно спрятать- ся, — подумала она, — поэтому лучше всего притвориться мертвой». Собрав все свои силы, она выпрыгнула прямо к ногам рыбака. Так как умная рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под берегом. Вторая рыба, та, которая была попро- ще, не совсем поняла, что произошло. Она подплыла к умной за объяснениями. «Просто я притворилась мертвой, вот он меня и выбросил обратно в воду», — сказала ей умная рыба. Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже
Вопросы для об- суждения плюхнулась к ногам рыбака. «Странно, — подумал рыбак, — рыбы здесь сами выскакивают из воды». Но так как вторая за- была задержать дыхание, рыбак увидел, что она жива, и сунул ее в свою сумку. Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб несколько смутило его, и он забыл закрыть сумку. Вторая рыба поняла это, выбралась наружу и устремилась к воде. Третья, глупая рыба не могла ничего понять, даже после того как выслушала объяснения первых двух рыб. Они перечислили ей все моменты и обратили внимание на то, как важно задер- жать дыхание, чтобы казаться мертвой. «Благодарю вас, теперь я все поняла», — радостно сказала глупая рыба. С этими слова- ми она выбросилась из воды и упала к ногам рыбака. Рыбак, потерявший уже двух рыб, сунул ее в сумку, даже не потрудив - шись проверить, дышит ли она или нет. Сумку на этот раз он плотно закрыл. Снова и снова закидывал рыбак свою сеть, но первые две рыбы не покидали своего укрытия. Наконец он начал собираться в обратный путь, открыл сумку и, проверив, что глупая рыба не дышит, отнес ее домой и отдал коту. Вопросы для обсуждения: О чем эта притча предупреждает и в каких жизненных ситуациях может пригодиться? Зачем рыбы выпрыгивали из пруда? С какой целью они это делали? Поможет ли первой рыбе выбранный стиль поведения? где и когда? Продолжительность упражнения— 15—20минут. Как вариант можно предложить продемонстрировать поведе- ние персонажей сказки. Определение ролей и тех, кто готов ис- полнить и какую роль. Изготовление реквизита для исполнения ролей. В этой работе могут участвовать все желающие. Роли: три рыбы, рыбак, сеть, сумка, вода реки, река, кот. Драматерапия. Показ сказки-притчи. Обсуждение в группе. Благодарность за возможность приобре- тения опыта через исполнение своей роли (благодарим персо- нажи, прощание с ролью). После обсуждения можно предложить написать о собственном новом опыте, который учащиеся приобрели в процессе этого занятия. Пожелания и прощания до следующей встречи. Чему может научить притча? «Чужой опыт не всегда оказывается полезным, а чаще вредным». «Как бы ты ни был умен и подготовлен, в жизни обязательно возникнут трудные ситуации».
«Если удача сама „попала в сумку", нужно застегнуть ее покрепче».
Формирование созидательной установки
Цель: осмысление жизненных ценностей, осознание взаимо- связи с окружающим миром и формирование созидательной установки. 1. Объединитесь в группы по 3—4 человека. Слова ведущего: «Каждая группа будет создавать рекламу, она может быть различной, возможно несуществующего продукта/товара или услуги, которые помогли бы вам и другим изменить жизнь к лучшему. У вас есть возможность создать новый товар и его рекламу. Формат большой или маленький, товар/услуга может быть реальным или воображаемым». Создание рекламы. На листах бумаги самостоятельно группы создают рисунки, коллажи. Продолжительность — 30 минут. Ведущему необходимо наблюдать за процессом взаимо- действия в классе: каким образом выстраивается общение в группе. Определить, кто является авторитарным лидером, фор- мальным лидером процесса, и оказать поддержку тем, кто мало включен в творческий процесс. Помогать творческому самовы- ражению участников группы. 2. Проведение презентации рекламных проектов. Обсуждение в общей группе, почему выбраны именно эти темы и чем они оказались интересны участникам. Продол- жительность— 15 минут.
Тренировка умения устанавливать

контакт с товарищами
1. Упражнение «Выбери партне- ра» 2. Упражнение «Разговор сквозь стекло» Цель: тренировать умение устанавливать контакт с товарища- ми. Ход; Дети стоят в кругу. Нужно выбрать себе человека в пару, договориться с ним об этом глазами, на счет «три» - соеди- ниться в пары. Цель: Развитие пантомимических способностей. Тренинг рабо- ты в парах. Ход; Дети находятся в парах. Один из них за стеклом в магази- не, другой на улице. Человек «на улице», пантомимой показы- вает, что нужно купить в магазине. Затем обсуждаются ре- зультаты.
Формирование базового доверия к окружающим и миру

Упражнение «Найди своего брата или сестру» Упражнение «Из семечка в дерево» Упражнение «Я» Цель: Формирование базового доверия к окружающим. Ход: Всем детям завязываются глаза. На ушко каждому говорят, чьи они детеныши (собаки, кошки, свиньи или коровки). Затем все разом начинают издавать соответствующие звуки и по ним на слух собираются в группы. Цель: тренировка пантомимических способностей. Формирование базового доверия к миру. Ход: Выполняются движения по тексту. Дети находятся в кру- гу. В центре взрослый. Текст: Все превращаются в маленькое сморщенное семечко (сжать в комочек, убрать голову закрыть руками). Из семечка в дерево. Дети в кругу. В центре взрослый. Все превращаются в маленькое сморщенное семечко (сжатое в комочек, убрать голову закрыв руками). Взрослый - бережно (садовник) относится к семечку, поливает их (гладит по голове; телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком начинает медленно расти (дети семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутончиками (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бу- тоны лопаются (резко разжимаются кулаки), и росток превра- щается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осматривает себя), улыбается цве- там - соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них свои- ми лепестками (кончиками пальцев). Но вот подул ветер, на- ступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с не- погодой (раскачивает руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опустить руки, голову), цветок сгибается, клонится к земле, ложиться на нее. Если грустно. Но вот при- шел зимний снежок. Цветок опал, превратился в семечко (свер- нутся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет. После того как дети, сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку и гладит его Цель: Самоидентификация. Ход: Каждый ребенок должен проговорить в слух: « Я не се- мечка, я – Надя … и т.д.
Утверждение чувства своей значимости

в группе
1. Упражнение «Об- щий друг» 2. Упражнение «Переходы» Цель: Установление контакта с каждым ребенком. Сплочение группы. Ход: Поздороваться друг с другом только глазами. Цель: Учить умению договариваться о деятельности с другими детьми. Утверждение чувства своей значимости в группе. Ход: Построится так, чтобы первым стоял ребенок с самыми светлыми волосами, а в конце с самыми темными. Без
3. Упражнение «Зеркала» громких обсуждений. Кто нервничает и злица -* выходит из игры. По цвету глаз. Цель: Тренировка умения работать в паре. Ход; Разбиваются дети на пары. Перед зеркалом нужно делать то, что обычно делают по утрам (умываются, причесываются и т.д.).
Воспитание чувства занятости себя в группе
4. Игра «Эхо» 5. Игра «Рисуй, как понимаешь» 6. Игра «Парово- зик имен» Цель: Тренировка умения работать в группе. Воспитание чувства занятости себя в группе. Ход: Громко говорится одно слово. Его все повторяют по кругу тише и тише к следующему ребенку, кладя руки на плечи. Цель: Разминка. Выявление уровня пассивного словарного запаса. Ход: Взрослый говорит слово - ребенок рисует к нему на своем листе рисунок. Слова: 1.Треугольник 2.Тире 3.Ромб 4.Карандашом 5.Тюльпан 6. Дуб 7.Ромашка 8.Роза 9.Лимон 10.Анютины глазки 11.Апельсин 12.Кактус 13.Веточка 14.Береза 15.Листья 16.Длинные листы 17. Лепестки 18. Комнатное растение Цель: Поднять настроение. Закрепить чувство собственной значимости. Ход: Дети стоят в рассыпную первый, ведущий должен пройти к выбранному ребенку и спросить: «Как тебя зовут?» Потом они вдвоем прыгают три раза на двух ногах и говорят произне- сенное имя, Леша при этом руками вверх и вниз, и подходят к следующему ребенку, кладя руки на плечи.
Настрой на позитивное мышление
1. Упражнение «Прогноз погоды» Цель; Настрой на позитивное мышление. Ход: Предлагается сначала каждому рассказать о своем настроении как о погоде. А потом придумать погоду на сегодня
2. Упражнение «Дотронься до...» 3. Упражнение «Змея» 4. Упражнение «Коллективный рисунок» в классе. Пример: Вчера вечером скорость ветра нарастала, г° повышалась. За ночь ветер успокоился. Выпадения в виде осадков из дождя не ожидается. Сейчас солнышко. К вечеру потеплеет. Цель: Работа с отверженными детьми. Ход: Все сначала стоят в кругу. Затем предлагается дотронуть- ся ласково до тех, кто в туфлях, красном банте, самый скром- ный и т.д. Цель: Снять телесные барьеры. Установление контакта. Про- движение к доверию. Ход: Один из играющих выходит за двери. Оставшиеся встают в линию взялись за руки. Один - голова змеи, второй - в конце -хвост. «Голова» змеи начинает, запутывается между тулови- щем. Задача водящего распутать змею. Цель; Тренинг умения работать в группе. Выявления лидирую- щих и второстепенных позиций каждого ребенка в группе. Ход: Дается лист ватмана и по цветному карандашу или флома- стеру на ребенка. Желательно, чтобы цвета не повторялись.
Продвижение к доверию
1. Упражнение«Змея» 2. Упражнение «Им пульс» Цель: Снять телесные барьеры. Установление контакта. Про- движение к доверию. Ход: Один из играющих выходит за двери. Оставшиеся встают в линию взялись за руки. Один - голова змеи, второй - в конце -хвост. «Голова» змеи начинает, запутывается между тулови- щем. Задача водящего распутать змею. Цель: Снятие первичного возбуждения. Достижение успокое- ния. Развитие быстроты реакции, внимания тактильного. Ход: Все стоят в кругу держась за руки. Ведущий жмет руку соседа слева, а он передает это рукопожатие дальше, пока к ве- дущему «импульс» не придет с правой стороны.
Формирование способности отгадывать эмоциональное состояние других

людей
Упражнение «Пор- треты» Цель: Тренировка эмпатии. Формирование способности отгадывать эмоциональное состояние других людей. Ход: Детям предлагается портреты изображения людей, по ним нужно определить, что это за человек, кем он может работать и какой он по характеру.
Формирование групповой атмосферы
1. Упражнение «Общее - размы- тое» Цель: Формирование групповой атмосферы. Установление контакта. Тренировка внимания, памяти. Ход: Дети делятся 2 подгруппы и определяют 3 «вещи», по ко- торым их можно объединить и три «вещи», которые их различают.
Формирование чувства сплочённости

3. Упражнение «Покажи сказку без слов» 4. Упражнение «Строители» Цель: Формирование умения работать в группе. Тренинг пантомимических способностей. Ход: Дети делятся на две команды. Одна - показывает сказку про колобка, другая - про теремок. Вопрос: Что помогло узнать сказку? Цель: Формирование Чувства Сплоченности. Ход: Дети встают в круг, держась за руки, начиная с шепота го- ворить: «Мы строим,! этаж». И так далее, пока все не встанут на носочки громким голосом произносится номер последнего этапа.
Развитие пантомимических способностей
1.Упражнение «Гимнастика мышц» 2. Игра «В магази- не зеркал» Цель: Развитие лицевых мышц. Тренировка пантомимических движений Ход: Дети выполняют задание по указаниям к действиям. Поднять брови Опустить брови Нахмурить брови Сдвинуть и надуть губы Опустить уголки губ Улыбнутся Оттопырить губы Наморщить нос Сделать «кривую» ухмылку Улыбнутся без открытия рта Цель: Тренировать умение работать в парах. Развитие пантоми- мических способностей. Ход: Дети делятся на 2 команды и стоятся в линию друг напро- тив друга. Текст: Обезьянка как - то раз зашла в магазин, и вдруг в зеркале увидела еще обезьянку: удивилась, попыталась потрогать ее пальцами, состроила ей нос, наклонилась вправо, влево, топнула ногой, надула щеки, почесала макушку. Ничего не поняла и вышла из магазина озадаченная.
Формирование доброжелательного общения друг с другом
Вводная беседа. Цель: Введение в проблему «Как правильно обращаться с просьбой». Ход: Дети расположены в кругу. «Если собеседники понимают друг друга, готовы помочь друг другу, уступить, то общаться им легко и приятно». Но бывают ситуации когда надо сказать «нет» отказать в просьбе другому человеку. Как сделать это убедительно и не обидеть его? Бывает так, что надо попросить о чем то другом человека, но сделать это нелегко. Как обратится к нему с просьбой, чтобы он тебя услышал? На наших занятиях мы постараемся узнать как нужно обращаться с просьбой к другим, как нужно отказы- вать, не обидев других. Мы будем учиться делать это так, что-
бы нас услышали и поняли. Тема нашего занятия сегодня - «об- ращение с просьбой». Просить не всегда бывает просто. Быва- ет, что человек не всегда решается попросить о чем либо, опа- сается что ему откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуа- ции? (Если кто-то вспомнит, его нужно попросить рассказать). Действительно просить бывает не всегда просто. Очень важно, как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпраши- вать, клянчить. Получается просьба с унижением. Это неприят- но. Бывает, что человек думает, что просит, а на самом деле приказывает, заставляет. Это не просьба, а команда. Тот, кого так просят или подчиняется без особой радости или отказать «назло» (потому - что не любит, когда ему приказывают). А можно спокойно, вежливым тоном обратится к другому человеку, сказать, о чем просит и почему это для него важно. В этой ситуации есть возможность найти общий язык с этим че- ловеком и сохранить хорошее настроение и добрые отношения.
Развитие быстроты реакции, внимания
Упражнение «Ри- сунки
»
Цель: Развить самостоятельность суждений, умение высказать свое мнение. Развивать навыки наблюдения и самонаблюдения. Ход: Предлагается изображение ситуаций. Нужно определить, где какой вид просьбы. Затем изображения обращающихся де- тей. Сказать, какие чувства при этом он испытывает, (Вкла- дыш. из г. «Шк. психолог»). «Общения в ситуациях просьбы и отказам (Н. Пилипко).
Обращение с просьбой
Работа в группах Цель: Обучению конструктивному взаимодействию. Ход: Дети разбиваются на (тройки. Одному из группы предлагается обра- титься к товарищам с просьбой (дать цветные карандаши или ластик). Говорящий придумывает, как он будет просить: прика- зывать, умолять-упрашивать или вежливо просить Группе нуж- но догадаться, что это за обращение. В каком случаи может по- лучиться обращение на равных.
Вежливый отказ
«Упражнение в па- рах» Цель: Обучение конструктивному взаимодействию. Ход: Не- редко случается так, что когда вас просят о чем-то, вам прихо- дится говорить «нет», отказываться от того, что вам пред- лагают или о чем просят. Тема сегодняшнего занятия «Вежли- вый отказ». Упражнение в парах: рассмотрите рисунки. Вам надо сказать «нет» в каждой ситуации; постараться чтобы ваш отказ был вежливым и звучал уверенно. Ваш партнер должен помогать вам, говоря о том, насколько вам удается отказать.
Упражнение «При- чина» Упражнение Цель: Диагностика мотивировок отказа. Ход: Предлагается выбрать причины по которым бывает слож- но отказать друзьям или взрослым. Оборудование: Анкетный лист. Мне можно отказать потому что... • отказом я могу обидеть другого человека; • ребята могут подумать, что я плохой друг; • обо мне могут подумать, что я невоспитанный человек: • на меня могут рассердится: • со мной не будут дружи I ь; • меня могут наказать (накричать, ударить); • взрослые подумают, что я непослушный ребенок. Как вы думаете, бывают ли уважительные причины, по кото- рым вы можете отказать, даже если с просьбой обратятся дру- зья или родители. Цель: Выявление действительно уважительных причин для отказа. Формировать умение обсуждать предлагаемые темы, высказать свое мнение. Ход; Детям раздаются листы с указанием уважительных различных причин для отказа. • ты не можешь сделать то, о чем тебя просят, потому что плохо себя чувствуешь, болеешь; вещь, которую у тебя просят, очень нужна тебе самому.
Зачем нужно знать себя?
Упражнение «Цвет настроения» Упражнение «Я рад обращаться с тобой Упражнение «Кто я? Какой Я?» Цель: Настрой на занятие и на свою личность. Значением цве- та. Ход: Дети выбирают из кусочков цветной бумаги тот, которой соответствует цвету настроения у ребенка на данный момент. Затем выясняется что значит каждый из имеющихся цветов к соответствует ли этот выбор настроения ребенка. Цель: Положительный психологический настрой на сверстни- ков. Ход: Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоя- щему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же г пова- ли Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг. Цель: Самоанализ. Ход: Продолжите письменно три предложения: Я думаю, что я... Другие считают, что я... Мне хочется быть... Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате. Список слов. Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприят- ный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий,
Упражнение «Горячий стул» Анализ занятия честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, сильный, зади- ристый, ленивый, сообразительный, дружелюбный. Цель: Помочь увидеть ребенку себя со стороны. Ход: Сейчас каждый из вас сможет поверить, на сколько сов- падает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе. Каждый по (очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате. Сидящий в центре отмечает те слеза, которые совпадают с его определениями (я думаю, что я...). Ко- личество совпадений подсчитывается. Ход: Давайте оценим наше занятие. Подставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки. Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудней оценивать - себя или других?
Я глазами других
Методика «Твое
имя»
Игры «Ассоциации
»
Методика «Авто-пор- трет» Упражнение «За- кончили предложения Цель: Работа с застенчивыми, отвернутыми детьми. Ход: Дети встают в круг. Передовая мяч соседу назвать свое полное имя. Задача: других - назвать передовая мяч по кругу как можно больше вариантов его имени. И так, для каждого ре- бенка. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовав. когда слагали свое имя. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращался друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени. Цель: Развитие способности понимать друг друга. Ход: Выбирается первый водящий. Он встает перед учащими- ся. Каждый из детей должен сказать, какие ассоциации вызыва- ет у него водящий, т.е. что он напоминает: растение, предает, животное, не забывайте обращаться друг к другу по имени (Игра) Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданны- ми? Цель: Диагностика отношения ребенка к себе, самооценка. Ход: Предлагается нарисовать свой портрет. Больше никаких комментариев не дается. На все вопросы отвечать: «рисуй как хочешь» Цель: Самоанализ ребенком себя. Ход: Записать в тетрадях начало нескольких предметов, кото- рые следует закончить дома: Я словно птица, когда... Я превращаюсь в тигра, когда... Я словно муравей, когда... Я словно рыба, когда...
Анализ занятий Я прекрасный цветок, если... Что было трудно выполнить? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?
Самооценка
Обсуждение до- школьного задания Методика «Самоо- ценка» Дискуссия «Самое самое» Методика «Моя вселенная» Анализ занятия Цель: Продолжать развитие навыков самоанализа и самооцен- ки Ход: Дети читают варианты своих предложений/Затем идет об- суждение: Много ли похожих ответов? Какие ответы характе- ризуют чувства, а какие - поведение? Чего больше одинаково- го. Учащиеся приходят к выводу, что в общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохого поведение человека. Цель: Выявить уровень самооценки ребенка. Ход: Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а за- тем быстро вписать в один кружок букву «я». Объяснить - чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняется, что это тест - игры и не стоит его результаты при- нимать очень серьезно. Цель: Дать понятие о само ценности человеческого «я». Ход: Детям предлагается записать в тетради, что для них. Самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети зачитывают, а пе- дагог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Дети подводятся к выводу, что каждый человек неповторим и пред- ставляет личность. Любить себя - это значит признавать право на любовь других людей к себе. (Вопросом «почему?») Любить себя значит, гордится своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Тог, кто не любит себя, не может искренне любить других. Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество. Цель: Диагностика социальной заинтересованности. Ход: Детям предлагается на альбомных листах начертить круг от него лучи к другим кругам. В целостном круге нужно на- рисовать «я», а в других кругах - планетах написать окончание предложения: Мое любимое занятие... Мой любимый цвет. Мой лучший друг... Мое любимое животное... Мое любимое время года... Мой любимый сказочный герой... Моя любимая музыка... Что нового вы узнали о себе'? Как могут пригодиться получившие сегодня знания?
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
Обсуждение темы «эмоции» Цель: Научить определять эмоциональное состояние других людей.
Игра «Назови эмоцию» Игра «Изобрази эмо- цию» Упражнение «Поставь бал эмоции» Ход: Попробуйте дать определение понятия «эмоции». Обоб- щая ответы вывод: эмоции - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. • Могут ли эмоции нанести человеку вред? • Какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость,агрессия, насмешка и др.). Положительные эмоции помогают нам бороться с нашими вра- гами, поэтому они - наши друзья. Назовите (+) эмоции (ра- дость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверен- ность). Как еще можно победить своих внутренних врагов? (досчитать до 20, побыть одному, улыбнутся, подумать о чем - либо хорошем, написать на бумаге и рисовать). Цель: Обогащение тематического словаря. Самоанализ. Ход: Передовая мяч по кругу, участники называют эмоции, ме- шающие их общению. Затем мяч предается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению. Цель: Формирование и обогащение психомимических способ- ностей. Ход: Детям раздаются карточки с различными мимическими изображениями они их называют, остальные угадывают. Цель; Самоанализу внутреннего состояния. Ход: Всем участникам раздаются бланки с различными эмоци- ями (+) и (-). Им предлагается поставить бал (от 1 до 10) каж- дой эмоции в зависимости от, того как часто ее испытывает от- вечающий. Затем обсуждение по вопросам: • Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учи- тся управлять ими? • Как этому научиться? После всех ответов ведущих делает вывод, который участник записывают в тетрадь. Владеть своими эмоциями это значит: • уважать права других; • проявить терпимость к чужому мнению; • не причинить вреда и не совершить насилия.
Создание общей классной работы
Цель: обращение к чувствам, мыслям и состоянию участников группы и определение различных средств их передачи. Групповая работа дает возможность наблюдения за групповы- ми ролями и динамикой их развития, что позволяет выявить конфликтные зоны и найти пути и подходы к их разрешению как в процессе работы, так и при ее обсуждении. Групповая работа может быть тематической (тему определяет группа) или заданной. Наша тема была «Мой класс». Перед началом работы с участниками можно провести обсу- ждение, что входит в понятие «мой класс». Какой мой класс, какого цвета, образ класса, на что он похож, что в нем находит- ся, какие события происходят и что будет происходить в буду-
щем, в ближайшее время. Затем на 5—6 листах ватмана, соединенных скотчем, создается общая композиция. В работе могут быть использованы журна- лы, вырезки из газет, книг, открытки и другой материал. В кон- це работы задается вопрос: «Где мы можем разместить общий рисунок (нашу работу)?» По решению группы можно пове- сить, закрепить на одну из стен класса для общего обозрения и обсуждения. Обсуждение: ответы на вопрос: «Что я возьму с собой, какое яркое впечатление или переживание
Ярмарка достоинств
Игра «Ярмарка достоинств» Упражнение: «Вверх по радуге» Анализ занятия Цель: Закрепить у детей навыки самоанализа. Ход: Участники игры получают листы с надписями. ПРО- ДАЮ, ПОКУПАЮ. Детям предлагается на обозначенном листе «ПРОДАЮ», напи- сать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавится, а на другом листе, под надписью «ПОКУПАЮ», написать досто- инства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы при- крепляют на груди участников игры, и они становятся посети- телями «ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что- либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пака каждый не обойдет и не прочитает все возможные ва- рианты купли-продажи. Затем проводится обсуждение: • Что удалось купить? • Что удалось продать? • Что было легче купить или продать? Почему? • Какие качества продавались? • Какие качества хотели купить многие? Почему? После обсуждения взрослый подводит детей к выводу о тем, чтобы ненадо боятся признавать свои недостатки, - это прояв- ляет мужества. От такого признания человек становится толь- ко сильнее. Записывается вывод: Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В. О. Кморевский). Цель: Психологическое расслабление. Ход: Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубоким вдох и представляет, как они выбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на вы- дохе съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза, обсудить, что чувствовали, и объясняли у частникам значение расслабление. Ход: Трудно ли было признавать свои недостатки? Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств? Оцените свою откро- венность в баллах (выкидываем пальцы).


В раздел образования