Напоминание

"Организация социально-педагогической деятельности с "трудными" подростками в условиях школы-интерната"


Автор: Дурова Валентина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "Березовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого педагогической поддержки"
Населённый пункт: с.Березово, Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация социально-педагогической деятельности с "трудными" подростками в условиях школы-интерната"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема «Организация социально-педагогической деятельности с

«трудными» подростками в условиях школы-интерната»

Дурова Валентина Николаевна,

социальный педагог

МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная

школа-интернат психолого-педагогической поддержки »

Кемеровского муниципального района

Описание:
Методические рекомендации по работе с «трудными» подростками в условиях школы-интерната. Данный материал будет полезен социальным педагогам коррекционных и общеобразовательных школ.
Содержание Введение................................................................................................................3 1. Теоретические основы основных аспектов деятельности социального педагога с трудными подростками ................................................................. 5 1.1. Психологические причины и особенности трудности подростков................................................................................... 5 1.2. Основные методы и технологии, применяемые в работе с трудными подростками ................................................................................................... 16 4. Особенности деятельности социального педагога в условиях школы- интерната ........................................................................................................ 23 Заключение ....................................................................................................28 Литература...................................................................................................... 30
3
Введение
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, проявлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых. Одним из самых важных и, в тоже время, наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога, в период становления характера и психики ребенка, является социально- педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. Трудные подростки нередко переворачивают вверх дном школы и детские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход воспитательной деятельности. И поэтому стоит особый вопрос об организации деятельности трудновоспитуемых. Их устраивают в учреждения специального типа – коррекционные школы, дом-интернаты, школы- интернаты. Для таких подростков требуется нерадикальное перевоспитание, предполагающее неполное перерождение всей натуры, алишь очень интенсивный социально-педагогический процесс, имеющей своей целью
4 известную гармонизацию психики и придание ей максимально устойчивого вида. Для трудных подростков социально-педагогический процесс должен вестись с максимальной интенсивностью. Комплекс проблем, которые требуют решения в процессе социально- педагогической работы с детьми группы риска, требуют участия в этой деятельности разных специалистов, однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Работа социального педагога с трудновоспитуемыми детьми является одной из наиболее важных и актуальных проблем современности. С каждым годом увеличивается число беспризорных детей, уменьшается возраст начала приема спиртного и наркотиков, растет детская преступность. Эти и многие другие факторы лежат в основе деятельности социального педагога, направленной на выявление проблем адаптации подростков в обществе и их возможное предотвращение. Проблемами трудных подростков уже занимались многие известные ученые-педагоги. Итальянский врач Ч.Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Американский психолог и врач Х.Шелдон определил физиологический тип человека, склонного к девиации. Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что девиантам присущи особенные п с и хо л о г и ч е с к и е ч е р т ы . Э . Д ю р к г е й м о м б ы л о п р е д л о ж е н о первоесоциологическое объяснение сущности дивиации. Он разработал теорию аномии. А в 1938г. Р.Мертон внес в теорию Дюркгейма некоторые изменения. Также были разработаны такие теории, как культурологические (Селин, Миллер, Сутер-Ленд), теория стигматизации, представителем которой был Ч.Беккер, и радикальная креминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор).
Цель данной работы является определение основных направлений деятельности социального педагога с трудными детьми. 5
1. Теоретические основы основных аспектов деятельности

социального педагога с трудными подростками

1.1. Психологические причины и особенности трудности подростков
В подростковом возрасте у ребенка появляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников увеличивается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и т.д. [19, с.25]. Как правило в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнению взрослых, но при этом становится наиболее значимым мнение сверстников. Изменяется и характер взаимоотношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками,
появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам 6 отклоняющего поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям жизни подростка. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает себе кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка появляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, выносливость и другие волевые качества. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов[23, с.49]. Таким образом, можно выделить характерные особенности поведения подростков: недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей и как следствие этого проявление девиаций в поведении. Причины девиантного поведения подростков имеют сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних, а именно:
- биологические факторы; 7 - психологические факторы; - социально-педагогические факторы; - социально-экономические факторы; - морально-этические факторы. [13, с. 51]. Б и ол о г и ч е с к и е ф а кто р ы в ы р а ж а ют с я в с у щ е с т в о в а н и и неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем, здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обуславливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально- педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся: - генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, венерическое заболевание и пр.); влияние наследственных заболеваний. А особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим заболеваниям, аллергическим, токсическим заболеваниям; - физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений, в среде сверстников, коллективе. [13, с.123].
8 Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психологических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально- медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. [11, с.25]. В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждения от той среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания,то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.[29, с.150]. Характерологические подростковые реакции,такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно
корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую 9 направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Э го ц е н р и ч е с к а я п о з и ц и я п од р о с т к а с д е м о н с т р а ц и е й пренебрежительного отношения к существующим нормам и правилам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; встойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность). Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезаптации. [17, с.75]. Учебнаядезаптация школьника происходит в своем развитии следующие стадии: - учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующиеся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; - школьнойдезаптации – состояния ребенка, когда на ряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; - социальнойдезаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в
10 асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками; - криминализация среды свободного времяпрепровождения. [11, с.39]. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних: -дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, с другой –провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие; - нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; - асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, п р оя вл е н и я м и маломативированной «семейной жестокости» и насилия. [17, с.15]. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящий вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие, физический ущерб для ребенка. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого дляих
11 нормального развития. Это приводит к осознанию того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и др.), н а б л ю д а ю т с я р а з л и ч н ы е ф о р м ы н а р у ш е н и я п о в е д е н и я : повышениеагрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся социальному насилию (или посягательства), характерно также и нарушение сексуального поведения:нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. [14, с.25]. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам дивиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного и криминального поведения. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограниченные социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.[24, с.27].
12 Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падение нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, кражи, драки, убийства, попытки суицида. Таким образом, девиантное поведение представляет как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.[24, с.175]. Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения легли в основу разработки научных концепций и теории девиации. Основными из них являются: биологическая, психологическая и социологическая теории. Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонения от принятой в обществе нормы в связи с биологическим складом индивида. В 19 веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделяет следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.[9, с.76]. Известный американский психолог и врач У.Х. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его
13 мнению, таким является «мезоморфный» тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический». В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты иликомплекса. В 1950г. Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что девиантам присущи особые психологические черты, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов. С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др. [10, с.104]. Освоение роли будет происходить в несколько этапов. В начале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личный смысл. Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления противоправного поступка значительно снизится. Для подростка, первый раз пробующего алкоголь и наркотики, на первом месте стоит не познание их
14 вкуса или влияние на человека, а стремление ощутить себя среди всех, избавиться от чувства изолированности и беспокойства. Последним этапом принятия роли, является закрепление за собой выбранно й роли, например «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и др. на психологическом и межличностном уровнях. [10, с.308]. Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что подросткам с отклоняющимся поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в определении своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Первичная девиация переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления. Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным сознанием, не позволяющим ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Первое социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греческогоаномос – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей. В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность
15 института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным факторам отклоняющегося поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, являющаяся причиной девиантного поведения.[14, с.384]. Р. Мертон в 1938 году внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей. Так, структура индивидуального отклоняющегося поведения состоит из мотивов, поступков и целей. Начальным этапом девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными с оциа льно- экономическими условиями функционирования общества. Культурологические теории (Селин, Милер, Сутер-Ленд) считали, что причина – в конфликтах между господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считал, что девиация – это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп отдельного человека. Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация – это результат противодействия нормам капиталистического общества. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании им сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества. [12, с.98].
16 Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права. Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания и организацию деятельности подростков.
1.2. Основные методы и технологии, применяемые социальным

педагогом в работе с трудными подростками
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск методов и технологий работы с дезаптированными подростками, концентрацию условий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. [18, с.138]. Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением со сверстниками, на уроке, за его трудом.
17 Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Ну эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.[18, с.18]. Поможет составить представление о ребенке знакомство с биографией, его поступками и мотивами поведения. Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического состояния, того, что называется «ядром ребенка». Общеизвестным является метод воспитания словом: убеждения и требования, приказ, наставления, намек и рассказ. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет метод, упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии. [13, с.76]. Поощрение и наказание направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.
18 Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежности связи между поступком и его последствиями. [18, с.24]. Рассмотренные выше методы социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой. Социально – психологические технологии – это система процедур, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов. В данном случае речь идет о методах, используемых в малой социальной группе и через группу. Группы могут быть естественными (семья, класс, неформальные группы сверстников) и лабораторными, специально организуемыми для коррекционно-развивающих целей (тренинговая, коррекционная группа). С помощью социально-психологических методов чаще всего решаются проблемы, связанные с трудностями общения, социальной адаптации, самосознания (самооценка, уровень притязаний, полоролевая , идентификация, ориентация в социальном пространстве). [19, с.54]. Использование социально-психологических технологий также предполагает диагностику личности с социумом, выявление особенностей социальной ситуации развития подростка, развитие и коррекцию, прежде всего, интериндивидных (направленных на других) свойств личности через ее групповую поддержку, отражение, эмпатию, идентификацию, эффект присутствия и другие психологические механизмы. Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы с подростками. Она основана на деятельном подходе и использует игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей. [14, с.238].
19 Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковского, проходит три отчетливо выявленных этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика педагога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи: - выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы, требующих коррекции; - создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе. На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступления в конфликт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными. [19, с.38]. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача ведущего – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное реагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций.Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматический характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм – протест, направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых
20 эмоций сменяется чувством глубокой симпатии, как к взрослому, так и к партнерам по игре. На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика педагога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствует этапам психокоррекционного процесса.[22, с.380]. Первый этап. Тактика педагога наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке; может предложить поиграть детям в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру , не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка. Второй этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция педагога становится более активной. Приемы: интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действий; использование специальных игр. Третий этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение. [19, с.123].
21 Рассмотрим структуру психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не оду, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики от возможностей ведущего и заинтересованности детей. [24, с.56]. Первый этап. Разминка. Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра. Второй этап. Мимические и пантомимические этюды. Задача: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного или психического довольства или недовольства. Модели выражения основных эмоций: радость, удивление, смех, гнев, интерес и т.д. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Третий этап. Игры и этюды на выражение отдельный качеств характераи эмоций. Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характерна. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к социальной компетентности. При изображении
22 эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движенийодновременно. Четвертый этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в данный образ. Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций. Пятый этап. Окончание занятий, психомышечная тренировка. Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. [25, с.37]. Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобыпоставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подро стков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и т.д.
23
1.3. Особенности деятельности социального педагога

в условиях школы-интерната
В нашей стране распространение получили государственные формы устройства детей на дальнейшее воспитание. Деятельность школ-интернатов регламентируется соответствующими положениями. Чтобы ребенок развивался нормально и комфортно себя чувствовал, необходимо, чтобы окружающие его условия способствовали этому. Сюда относятся общение, быт, физическое здоровье, характер отношения к окружающим, личные успехи ребенка. Однако во всех интернатных учреждениях, дети, как правило, уже имеют отклонения в физического и психического характера. Чаще всего наблюдаются задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок в общении нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадая в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Все это приводит к тому, что ребенок относится к окружающим не дружелюбно, только отрицательно. В таком случае социальный педагог применяет следующие технологии: профилактическую и реабилитационную. [18, с. 29]. Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Профилактика в социальной педагогике – это, прежде всего , научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: -предотвращение возможных физических, психологических или с о ц и о кул ьту р н ы х о б с тоя т е л ь с т в у отд е л ь н о го р е бе н ка и л и несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
24 - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - создание ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Также можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: - нейтрализующие; - компенсирующие; - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; - устраняющие эти обстоятельства; Контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты. Д р у г о й т е х н о л о г и е й р а б о т ы с о ц и а л ь н о г о п е д а г о г а с дезадаптированными детьми является их реабилитация. Она может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация понимается как восстановление, активизация. [11, с.41]. Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество. При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения: 1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.
25 2. Формирование будущих жизненных устремлений. 3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно- полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. 4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. Работа социального педагога с трудными детьми ориентирована на оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок – в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений. [11, с.56]. Основными видами деятельности социального педагога в интернате являются:индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. В условиях школы-интерната у ребят также возникают своеобразные отношения друг с другом. Чаще всего учащиеся испытывают трудности в общении, обучении и поведении. В связи с этим педагогу можно использовать следующие рекомендации: - принимать ребенка таким, какой он есть; - предъявляя ребенку свои требования, учитывать не свои желания, а его возможности; - расширять кругозор ребенка; - включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполненном деле;
26 - игнорировать легкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих.[10, с.410]. В семье существует чувство фамильного «мы». Эта нравственная сила создает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у ребят стихийно складывается интернатное «мы и чужие», «мы и они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок обособлен. Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях. Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает постоянную напряженность, тревожность, агрессию. В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. В этих учреждениях распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат нервных расстройств недостающей любви, отсутствия положительных эмоций. Поэтому социальный педагог в работе с даной категорией детей должен использовать: экстренную диагностику эмоционального состояния; выявления причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем; умения управлять эмоциями; работу по формированию «Я-концепция». [18, с.141]. Без внутреннегосамососредоточения формируется определенный стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты,
27 отсутствуют ответственность и бережливость. Стремясь к обособлению, дети из интерната осваивают чердаки и подвалы. Без опеки взрослых такое обособление приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания. Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в интернате последний год. Эти подростки заняты собой, но никак не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут одним днем. В работе с ними следует стимулировать процесс самопознания, поощрять ведение личных дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира подростка. Следует обратить внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, независимости от суждений и оценок окружающих. Отношение взрослых к подростку должно быть уважительным. [23, с.421]. Таким образом, работа социального педагога в школах-интернатах предлагает активную, непрерывную и специфическую деятельность. Он должен быть в курсе всех возникающих проблем, знать пути их решения. Социальный педагог должен помочь учащемуся поверить в свою значимость в обществе, помочь самореализоваться, поверить в свои силы и в самого себя.
28
Заключение
К сожалению, с каждым годом количество подростков, которых выделяют как детей с девиантным поведением, возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже давно перестала быть только психолого- педагогической. Она стала сорциальной. Для того, чтобы правильно организовать социально-педагогическую работу с трудными подростками надо знать их особенности, причины девиации и факторы, способствующие отклонению в поведении, особенно в условиях школы-интерната, так как в этой среде осуществлять деятельность педагога гораздо сложнее. Характерные особенности трудных подростков заключается в недостаточно развитом умении контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей и как следствие этого проявление девиаций в поведении, ярко выражены инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Трудные подростки склонны к алкоголизации, наркомании, токсикомании, проституции и т.д. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения подростков, а именно: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений; конфликтный стиль воспитательных влияний; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Исходя из изученных факторов можно выявить следующее, девиантное поведение – это нормальная реакция подростка на ненормальные для него условия, в которых он оказался.
29 Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков. Поскольку негативные формы девиаций являются социальной патологией, они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самих подростков. Существует множество концепций о причинах девиантного поведения, но все они имеют одну основу – все социальные отклонения являются следствием характера самого общества и, независимо от того осознает ли оно свою ответственность или нет, девиация есть результат противодействия общественным нормам. В связи с этим разработаны организационные социально-педагогические технологии, содержание которых определяется конкретной проблемой. Для выявления таких проблем с детьми проводится индивидуальная конфиденциальная работа и оказывается посильная помощь. Изучив проблему девиации в подростковом возрасте, мы рассмотрели и решили следующие задачи: - изучили имеющуюся по данному вопросу литературу; -обобщили полученные сведения о работе социального педагога с трудными детьми; - выявили основные направления работы социального педагога с детьми группы риска в школе-интернате.
30
Список литературы
1. Баранова, Л.Д. Социальный педагог в школе (из опыта работы) [Текст]/Л.Д. Баранова. – Волгоград.:Учитель, 2008.–187с. 2. Баркова, Ю.С. Групповая коррекция нарушений у детей раннего возраста [Текст]: / Ю.С. Баркова. М.: Книга, 2002.–150с. 3. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростков – молодежных групп [Текст]: / И.П. Башкатов. М. 2000.–130с. 4. Брылева, О.А. Взаимодействие психолога и трудного подростка[Текст]: О.А. Брылева. М.: ИГНОС, 2001.–150с. 5. Будникова, Н.М. Программа работы с детьми «группы риска» [Текст] / Н.М.Будникова. – М: ИНФРА, 2005. – 100с. 6. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю.В.Василькова. – М., 2001. – 178с. 7. Василькова, Ю.В. Специальная педагогика [Текст] / Ю.В.Василькова// Курс лекций: учебное пособие – М., 2001. – 189с. 8. Галагузова, М.А.Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.А.Галагузова. – М.: АСDЕМА, 2002. – 250с. 9. Глазунова, М.А. Социальная педагогика [Текст] / М.А.Глазунова/ Курс лекций// М.: Гуманит. Изд. центрЛАДОС, 2000. – 416с. 10.Гликман, И.Е. Как работать с трудными школьниками [Текст]: / И.Е. Гликман. – М: Педагогика, 2001. – 500с. 11.Дементьева, И.И. Работа школы с детьми группы риска [Текст]: / И.И. Дементьева. – СПб: Питер, 2001. – 100с. 12.Иванова, С.П. Развитие социальных умений трудных подростков в процессе учебной деятельности [Текст]: / С.П. Иванова. – СПб: Мираж, 2005. – 185с.
31 13.Иванцова, А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних [Текст]: / А.А. Иванцова. – М: ИНГОС, 2003. – 155с. 14.Кол е с о о ва , Л . С . П р о ф и л а кт и ка р и с ко ва н н о го п о в е д е н и я подростков[Текст] / Л.С. Колесова,– Ярославль: Академия развития, 2004. – 464с. 15.Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: / В.Г. Крысько. – М: Юнити-Дано, 2004. – 156с. 16.Кулешов, Н.А. Диагностические методы [Текст]: / Н.А. Кулешов. – М: Новая школа, 2005. –453с. 17.Кузнецова,Л.В. Методика работы социального педагога [Текст]: / Л.В. Кузнецова// Г.С.Семенов. – М: Школьная пресса, 2004. – 96с. 18.Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога[Текст]: / Л.В. Мардахаев. – М: Просвещение 2002. – 220с. 19.Межуев,Н.И. Трудовое воспитание трудных[Текст]: / Н.И.Межуев. – СПб: Речь, 2000. – 142с. 20.Мясоедова, Е.В. Социализация несовершеннолетних с особо трудным поведением[Текст]: /Е.В.Мясоедова.– М: Роспедагенство, 2004. – 245с. 21.Нагавкина, Л.С. Социальный педагог [Текст]: / Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А.Косабуцкая// Введение в должность:Сб.материалов. -СПб, 2000.–240с. 22.Никитин, В.А. Социальная педагогика[Текст] / В.А. Никитин// Учебное пособие.– М.,, 2000.–450с. 23.Никитина,Л.Е. Социальный педагог в школе[Текст]: / Л.Е. Никитина- СПб: Академия проект, 2001. – 468с. 24.Овчарова,Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]/Н.А. Овчарова. – М.:Сфера, 2001. – 159с.
32 25.Рычкова, Н.А. Дезаптивное поведение детей[Текст]: / Н.А. Рычкова//Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2000. – 120с. 26.Семенов, Г.С. Методика работы социального педагога[Текст]: пособие для учителей / Г.С.Семенов. – М.: Школьная пресса, 2004.–351с. 27.Силласте, Г.Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход[Текст/Г.Г.Силласте. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2000.–200с. 28.Сперанский, А.В. Работа с детьми, совершающими побеги[Текст] / А.В.Сперанский. – М.: Просвещение, 2002.–159с. 29.Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема[Текст] / М.П.Стурова. – СПб.: Речь, 2000.– 208с.


В раздел образования