Автор: Курмаева Гузель Фановна Должность: воспитаталь Учебное заведение: МБОУ " Школа развития №24" Населённый пункт: Г. Нефтеюганск Наименование материала: Сценарий занятия по технологии "Ситуации" в старшей группе Тема: Тема: "Свойства предметов и символы" Раздел: дошкольное образование
Сценарий занятия по технологии «Ситуации» в старшей группе
Тема: «Свойства предметов и символы»
Общеобразовательные задачи:
1.Повторить форму плоских геометрических фигур, свойство предметов –
форма, размер, цвет.
2.Закрепить представление о цифре как знаке, обозначающем число
(количество предметов)
3. сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с
помощью
знаков
(символов),
опыт
придумывания
и
использования
таких
обозначений.
Метапредметная цель:
Сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления
затруднения
под
руководством
воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю
сам, а потом проверю себя по учебнику».
Образовательная ситуация- «открытия» нового знания.
Материалы к занятию:
демонстрационный: картинки к заданию (рисунок)
Раздаточный: листы к заданиям, карандаши цветные, геометрическое
лото, карточки с записью чисел 1-8.
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задача: создать условия для возникновения у детей
внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. « Детская»
цель.
Воспитатель собирает детей возле себя
-кем вы хотите стать, когда вырастите? (слушаю ответы детей).
Замечательно, я вам предлагаю попробовать поработать продавцами. Знаете ли
вы, в чем заключается работа продавца?
Ответ
детей
(продавцы
продают
различный
товар,
принимают
товар,
раскладывают их по полочкам, расставляют их по местам, клеят ценники,
отбивают чеки).
-Хотите поработать продавцами? ( да, хотим)
-сможете разложить товар по полкам? (да сможем)
2.Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1.
Повторить свойства предметов (цвет, форма, размер) и геометрических
фигур;
2. Уточнить представление о цифре, как знаке, обозначающем число
(некоторое количество предметов);
Ребята,
садимся
за
столы.
(
на
столах
лежат
листы
с
заданием,
карандаши, карточки с цифрами от1-8)
В магазин привезли товар и продавцам нужно расставить его на полках
так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.
-Рассмотрите верхнюю картинку. Как вы расставите товар на полки?
Мы можем на полку справа положить желтые предметы, на полку слева –
красные.
-Берем карандаши, проводим линию от предмета к полке.
- по какому признаку вы распределили товар по полкам? (по признаку
цвета)
-молодцы!
(дети
проводит
линию
от
предмета
к
полке.
Назовите
все
что
вы
положили на полку справа
(дети перечисляют желтое платье, сыр, цыплёнок)
Что вы положили на полку слева? (красную чашку, яблоко и красную
панаму)
Посмотрите следующую картинку.
Что вы положите на полку справа, а что на полку слева?
(товары
круглой
формы
мы
положим
на
полку
справа,
а
товары
квадратной формы- слева.)
- карандашами проводим линию от предмета к полке.
-по какому признаку вы распределили товар по полкам?
(по признаку формы).
-Назовите все, что вы положили на полку справа?
(тарелка, пуговица, колесо)
Назовите все что положили на полку слева?
(флажок, платочек , будильник)
-Молодцы , ребята. Давайте. Рассмотрим нижнюю картинку. Как вы здесь
расставите товар по полкам?
(на
полку
справа
расставим
большие
предметы,
а
на
полку
слева-
маленькие.
-Давайте проведем линии от предметов к полкам.
-по какому признаку вы распределили товар по полкам?
(по признаку размера)
-назовите все что вы положили на полку справа?
(книга, кастрюля, арбуз)
- что вы положили на полку слева?
(карандаш, соска- пустышка)
- хорошо, ребята! Я сейчас посчитайте и покажите цифрой
Сколько желтых предметов?
(дети показывают карточку с цифрой 3)
-сколько больших предметов?
(дети показывают карточку с цифрой 3)
- сколько квадратных предметов?
(дети показывают карточку с цифрой 3)
-Почему вы поднимаете одну и ту же цифру- ведь свойства предметов
разные?
(потому что на полках по три предмета)
-воспитатель делает вывод: цифра это значок, который обозначает не
свойства, а количество предметов.
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1.Создать мотивационную ситуацию для введения знаков, обозначающих
свойства предметов;
2.Сформировать
опыт
под
руководством
воспитателя
фиксации
затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания;
- ребята, чтобы вы быстро находили товар на полках давайте напишем
какой товар находиться на каждой полке.
- рассмотрите верхнюю картинку, какой товар лежит на полке справа?
(желтый товар)
-запишите в клеточке около полки , что товар желтый.
Возникает затруднение.
-смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке?
(нет не смогли)
- а на второй картинке какой товар лежит на полке справа?
(квадратный)
-запишите в клеточке около полки, что товар квадратный.
Возникает затруднение.
-смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке?
(нет, не смогли)
-рассмотрите третью картинку. Какой товар лежит на полке справа?
(большой товар)
-запишите в клеточке около полки, что товар большой.
Возникает затруднение
-смогли вы написать свойство товара, который находиться на этой полке?
(нет, не смогли).
-почему вы не смогли написать около полок свойства предметов, которые
на них находятся?
(потому что мы не умеем писать)
-А рисовать значки вы умеете?
(да, умеем)
Значит, что вам надо узнать?
(как обозначить свойство предметов значками)
4.Открытия нового знания
Дидактические задачи:
Сформировать представление о способах обозначения свойств предметов
с помощью знаков (символов), опыт придумывания таких обозначений;
Актуализировать известный способ действия в ситуации затруднения и
познакомить с новым способом – «если чего – то не знаю, придумаю сам,
а потом проверю себя по учебнику»;
- Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать то, что не знаешь?
(спросить у того, кто знает, т.е у взрослых)
- Сегодня мы узнаем еще один способ – попробуем придумать его сами.
- подумайте, как можно обозначить цвет?
(цвет обозначать цветными пятнами)
-Ребята, в своих тетрадях на верхней картинке рисуют около правой
полки какое пятно? (желтое)
Правильно, рисуем. Я рисую на доске.
-около левой полки? (красное пятно)
-молодцы, какие у вас аккуратные пятна получились.
- подумайте обозначение формы предметов на второй полке.
- как вы обозначите круглую, квадратную форму (квадратом, кругом – мы
умеем рисовать геометрические фигуры)
-
молодцы,
рисуем
круг
и
квадрат
около
соответствующих
полок
на
второй картинке. (воспитатель рисует на доске формы)
- как вы обозначите размер? Маленький и большой.
(дети начнут предлагать множество вариантов)
- как же мы поймем этот маленький предмет, а этот большой, у всех
разные обозначения? Давайте, например, маленький размер обозначим, а
большой размер.
- рисуем значки около соответствующих полок на последней картинке.
-а вот сейчас проверим правильно ли они придумали значки. Открываем
по закладке тетрадь и проверяем.
(да, правильно значки придумали верно).
-Молодцы! Теперь вы знаете еще один способ узнать новое: «если что-то
не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
- Ребята, я вас благодарю за отличную работу в роли продавцов. Благодаря
вашей работе другие продавцы смогут найти все предметы на полках.
5.Введение нового знания в систему знаний.
Игра « Покупатели»
Дидактические задачи:
1)
Сформировать опыт использования обозначения свойств предметов
с помощью (значков) символов;
Воспитатель собирает детей около себя.
-кому продавцы продают товар? (покупателям)
- Да, правильно. Случалось, ли вам быть покупателями? (да)
-очень хорошо. Вот мама послала Таню, свою дочку, в магазин
(показываю картинку с девочкой Таней). Хотите вместе с Таней пойти в
магазин? (да, хотим)
Ее дом находиться через дорогу. Как мы пойдем?( построимся парами, не
будем
шуметь,
кричать)
Где
мы
должны
перейти
дорогу?
(где
есть
пешеходный переход или светофор). Проигрываем ситуацию перехода
дороги.
Молодцы, вот и дом Тани. Мама попросила дочку купить ( проговариваю
быстро) большой зеленый треугольник, маленький желтый круг. Таня
очень беспокоиться, что забудет , что ей нужно купить.
- как вы думаете, что надо сделать для того . чтобы не забыть? (надо
записать,
как
мама
дает
папе
список
продуктов,
которые
он
должен
купить.)
- замечательно. Давайте поможем Тане и запишем что нужно купить.
- Садимся за столы ( на которых находятся листы бумаги и карандаши,
для удобства лист разделен горизонтальной линией на 2 части).
- Нужно Тане купить « Большой зеленый треугольник»
- Что известно о размере товара? (большой)
- Умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да)
Дети рисуют нужный значок на верхние строчки. (воспитатель рисует на
доске)
- что известно о цвете товара? ( он зеленый)
-умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? (да)
(дети рисуют цветное пятно рядом с первым значком)
- что известно о форме товара? ( он треугольный)
-умеете вы с помощью значка обозначать это свойство предмета? ( да)
(дети рисуют треугольник рядом с первыми двумя символами).
-ребята, мама еще попросила дочку Таню купить маленький желтый круг.
Вы самостоятельно записываете символами свойства этого « товара».
Проверяем записи с доски.
-молодцы, ребята. Вы помогли Тане записать все что нужно купить.
Пойдемте с ней в магазин вместе.
Игра « Тяжелая покупка»
Дидактические
задачи:
организовать
активный
отдых
детей,
развивать
фантазию, умение изображать состояние человека с помощью жестов и
мимики.
- мы идем в магазин и у нас в руках сумки. Несем их. (дети идут по группе)
-вдруг порыв ветра сорвал у вас шапку и погнал по улице.
(дети догоняют шапку, «надевают» ее на голову)
-зашли в гастроном и купили пакет молока.
(дети должны показать , что их сумка стала тяжелее)
-зашли в овощной и купили большой арбуз.
(дети «с трудом» несут сумки.)
- пришли домой, поставили сумки на стол и перевели дух.
Молодцы, помощники.
Игра « Клумба»
Дидактические задачи:
1)
Тренировать умение использования обозначения свойств предметов
с помощью символов, умение выполнять самоконтроль;
2)
Повторить пространственные отношения;
Вот послушайте, ребята, жители Таниного дома хотят, чтобы в их дворе была
красивая клумба с цветами. Но так как все очень заняты, то они попросили
Таню
помочь посадить цветы.
-хотите вместе с Таней порадовать жителей дома? (да, хотим)
Сможете посадить цветы? (да, сможем)
Проходим
за
столы
(на
которых
находятся
зеленые
листы
бумаги
и
геометрическое лото.
-Какой формы клумба, на которую вы будете сажать цветы? (квадратная)
На интерактивной доске появляется зеленый квадрат.
-Ребята, жители написали какие цветы они просят посадить на клумбу.
-посадите в верхнем правом углу вот такой цветок.
(показываю карточку)
-
Дети читают запись (маленький красный квадрат), после чего выбирают
нужную фигуру и кладут в указанное место.
- В нижний левый угол посадите такой цветок.
(показываю карточку)
Дети самостоятельно выбирают нужную фигуру и кладут в указанное место.
- В нижний правый угол посадите такой цветок (показываю карточку)
-В верхний левый угол посадите такой цветок (показывая карточку)
Для самопроверки на интерактивной доске появляется образец.
- чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу?
(слева большие цветы, а справа – маленькие)
-чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу?
(вверху красные цветы, а снизу –желтые)
_Ребята, жителям дома очень понравилась клумба, которую вы посадили вместе
с Таней, они благодарят вас за помощь.
6. Итог занятия. ( Осмысление)
Дидактические задачи:
Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
- Где вы сегодня побывали?
(мы сегодня побывали в магазине, работали продавцами, раскладывали товар по
полкам, помогали Тане)
- Какие новые знания дали вам возможность сделать покупку в магазине,
посадить клумбу?
(мы
смогли
сделать
покупку
посадить
клумбу
потому
что
хорошо
знаем
свойства предметов (цвет, форма и размер) и научились пользоваться значками
для обозначения этих свойств.)