Напоминание

Методические рекомендации к использованию учебно - дидактического пособия "Лэпбук "Я дружу со звуком "Р"


Автор: Пахомова Татьяна Федоровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: Пермский край, г. Александровск, пос. Яйва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации к использованию учебно - дидактического пособия "Лэпбук "Я дружу со звуком "Р"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пахомова Татьяна Федоровна, учитель – логопед, I квалификационная категория Методические рекомендации к использованию учебно – дидактического пособия «Лэпбук «Я дружу со звуком «Р»


Введение
Ни у кого не вызывает сомнения, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи. Трудно только в условиях дошкольного логопункта закрепить поставленные звуки. Необходимо взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками- гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.


Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к

пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; - обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); - его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской

деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми, - добровольное присоединение детей к деятельности, - свободное общение и перемещение детей во время деятельности, - открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов

дошкольного образования для ребенка?
- Он поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). - Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал. - Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес - Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, способствует развитию мелкой моторики детей. - Ребенок учится самостоятельно использовать информацию. - Лэпбук помогает объединить педагогов, детей и родителей.
Какую

пользу

может

принести

такая

тематическая

папка

для

педагога?
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; - способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми; - обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми; - способствует творческой самореализации педагога. Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями, детьми и их родителями т в о рч е с к и п од о й т и к а втомат и з а ц и и п о с т а вл е н н ы х з в у ко в .
Цель данного пособия
: ознакомление педагогов ДОУ с новой формой работы по развитию речи дошкольников, возможностью его использования для закрепления произношения звука «Р».



Задачи
, реализуемые педагогами в процессе использования учебно – дидактического пособия «Лэпбук «Я дружу со звуком «Р»: - Развивать сотрудничество между детьми, родителями, учителем - логопедом и педагогами детского сада. - Способствовать речевому развитию детей, а именно: закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах, фразах; расширить, обогатить и активизировать словарь детей; развивать навыки грамматически правильной речи; развивать фонематический слух, навыки звукового анализа; развивать творческие способности дошкольников.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть

использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной НОД; - в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда); - в совместной деятельности родителей и ребенка дома. Содержание пособия включает 20 заданий на автоматизацию звука «р». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному: переход от произнесения звука в слогах, словах, к произнесению словосочетаний и предложений. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации внимания ребенка. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «р».
Описание заданий Лэпбука на тему «Я дружу со звуком «Р».


Первый лист.
1 Профиль правильной артикуляции звука «Р» Губы: приоткрыты. Зубы: приоткрыты, видно. Язык: широкий, кончик языка поднят вверх и вибрирует; язык в форме ложечки, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. 2 Артикуляционная гимнастика с картинками. Упражнения: «Заборчик», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Дятел». 3 Картинка «Собачка рычит Р-Р-Р» для изолированного произнесения звука. 4 Схема для произнесения звука в слогах: РА-РО-РУ-РЫ, АР-ОР-УР-ЫР, АРА-ОРО-УРУ-ЫРЫ. 5 Игровое упражнение «Собери картинку» (пазлы). Задание: собрать картинку из частей пазла; найти и назвать слова со звуком «р». Словарная работа: забор, картошка, огород, трактор, дорожка, трава, груша, корзина, парник, помидоры, огурцы, розы, куртка.
Второй лист.
1. Игра «Звуковые часы». Задание: покрутить часовое поле и рассмотреть картинки, появляющиеся в окошечке. Назвать картинки, четко проговаривая звук «р». Словарная работа: крот, кровать, кроссовки, веер, сыр, дрова, арбуз, груша. 2. Игровое упражнение «Чья голова? Чей хвост?» (разрезные картинки). Задача: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Задание: подобрать две половинки, собрать картинку из двух частей и сказать, чья голова, чей хвост. Например: рыбья голова, рыбий хвост, рысья голова, рысий хвост и т. п. Словарная работа: ворона, рыба, рысь, воробей, баран, жираф, крыса, поросенок, корова, грач, сорока, зебра, страус, носорог, тигр, кенгуру. 3. Игровое упражнение «Что бывает такого цвета». Задача: закрепить умение согласовывать существительное с прилагательным в роде. Задание: назвать, что нарисовано. Подумать и сказать, что бывает розовым, серым, оранжевым, красным. Например: роза красная, поросенок розовый, расческа серая и т.п. Словарная работа: карандаш, коробка, роза, поросенок, расческа, перо, сыроежки, рыба, смородина, рак, баран, пирамидка.
Третий лист.
1. Игровое упражнение «Кто (что) без чего?». Задача: закрепить умение употреблять родительный падеж существительных с предлогом БЕЗ. Задание: посмотри на картинку, подумай, чего у нее не хватает и скажи, что без чего нарисовано. Например: ведро без ручки, сорока без крыла, носорог без рога, корабль без паруса, король без короны, костер без дров, кружка без ручки, самовар без крана, крыша без трубы, дом без крыши, корова без рогов. 2. Игровое упражнение «Один – много». Задача: закрепить умение образовывать множественное число существительных. Задание: посмотри на картинки и назови, что нарисовано. Например: пружина – пружины, поросенок – поросята, шарф – шарфы, топор – топоры, ворона – вороны, шар – шары, груша – груши, зебра – зебры.
3. Игровое упражнение «Скажи наоборот». Задача: закрепить умение употреблять антонимы. Задание: посмотри на картинки и скажи, что нарисовано. Например: скучная работа – интересный отдых, щедрый взрослый – жадный ребенок, добрый друг – злой враг, морозная зима – жаркое лето, раннее утро – поздний вечер, узкая тропинка – широкая дорога, радостная встреча – грустное расставание, трудный вопрос – легкий ответ. 4. Игровое упражнение «Подбери картинки и назови ласково». Задача: закрепить умение употреблять существительные уменьшительно - ласкательной формы. Задание: подобрать парные картинки по принципу «большой – маленький» и назвать их. Например: кружка – кружечка, карандаш – карандашик, помидор – помидорчик и т.п. Словарная работа: кружка, карандаш, помидор, картошка, коробка, торт, арбуз, ватрушка, квадрат, рубашка, куртка, карман, фартук.
Четвертый лист.
Задания на составление предложений. Задачи: - закрепить умение придумывать предложение по схеме, по сюжетной картинке, по двум предметным картинкам; - согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги; - закрепить чистоговорки, умение их рассказывать, опираясь на мнемодорожку. 1. Упражнение «Мнемодорожки». Задание: посмотри на схему и придумай предложение. Например: Крот роет нору. Петрушка ест ватрушку. Сорока сидит на крыше. Дед Мороз подарил Роме подарки. Макар красит забор красной краской. Егор рубит топором дрова. Рая собирает в корзину морковку. По горной дороге едет грузовик. Рыбак в пруду ловит рыбу. Под горой стоит черная корова.
2. Упражнение «Придумай предложение по сюжетной картинке». Например: Маруся держит корзину. Егор прыгает через ручей. У Ромы красный шар. Возле забора Трофим поливает цветы. Макар плывет на корабле. Сорока украла у Раи веер. Буратино сидит на заборе. Сорока разбирает пирамидку. Рыбак ловит рыбу. Артем рубит дрова топором. 3. Упражнение «Придумай предложение по двум картинкам». Наборы картинок: корова – трава, рыбак – рыба, муравей – муравейник, корзина – помидор, коробка – подъемный кран, чебурашка – пирожное, зебра – забор. 4. Упражнение «Мнемодорожки. Повтори чистоговорку». Тексты для повторения: - Справа от дорожки заросли морошки, Я сверну с дорожки, наберу морошки. - Трое трубачей в трубы трубят. - До города дорога в гору, А от города дорога с горы. - Две сестрицы – две руки Рубят, строят, роют. Рвут на грядке сорняки И друг друга моют. - В тетради Кондрат начертил квадрат.
Пятый лист.
1. Игра «Звуковая мозаика». Задача: закрепить умение определять наличие и отсутствие звука в слове. Задание: Назвать, что нарисовано. Закрыть картинку со звуком «р» - красной фишкой, без звука «Р» - зеленой фишкой. Карточка с картинками.
Забор, ведро, мяч, кран, Ворона, лейка, снеговик, муравей, Кот, ракета, мухомор, диван, Светофор, доктор, дом, груша. 2. Упражнение «Определи место звука в слове». Задание: назови, что нарисовано; определи место звука «Р» в слове и обозначь его в схеме (начало, середина, конец слова). Словарная работа: Буратино, ручка, картина, забор, кран, барабан, телевизор, рыба, горы, сыр. 3. Упражнение «Делим слова на слоги». Задание: назови, что нарисовано; подбери картинку к конверту: сколько марок на конверте – столько и слогов в слове. Словарная работа: Слова с одним слогом: рак, сыр, торт, кран, крот, круг. Слова с двумя слогами: роза, жираф, груша, фрукты, рука, повар. Слова с тремя слогами: помидор, картошка, перчатки, муравей, пружина, корова. 4. Прописи и раскраски для буквы «Р». С целью проверки результатов усвоения материала педагог может предложить ребенку повторить некоторые (на выбор педагога) чистоговорки из данного пособия и определить, насколько правильно он произносит звук «Р».
Критерии оценки
успешной автоматизации звука «Р»: - самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого); - скорость произнесения чистоговорки (произносит медленно или быстро, с запинками или без); - чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «р»).



Результатом использования данного пособия
является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «р» в речи. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей: 1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена. 2. У детей успешнее происходит процесс автоматизации звука «р», они учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться. 3. У всех детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи. 4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи. Литература. 1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5. 2. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год. 3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384с. 4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. 5. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384с., ил. 6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.


В раздел образования