Напоминание

Тестопластика как средство развития творчества у детей


Автор: Кутуева Ирина Фатыйховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Тестопластика как средство развития творчества у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Тестопластика как средство развития творчества у детей».
г. Нижневартовск МАДОУ д/с №17 «Ладушки» воспитатель высшей категории: Кутуева И.Ф. С принятием Закона РФ «Об образовании» стали приоритетными идеи гуманизации и демократизации образования, признан вариативный и личностно ориентированный подход в образовании и воспитании. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждается принцип интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В том числе отмечается, что коррекционная работа с детьми ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Поэтому вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния ребенка. Данные формы коррекционной работы в настоящее время активно применяются в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Доказано, что формирование речевых областей ребенка совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а, точнее, от пальцев. Стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук, особенно важно в тех случаях, когда имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Хорошую тренировку дают занятия изобразительными искусствами, особенно лепкой. В настоящей работе описаны особенности применения теста, как материала для творческих занятий, ее свойства, ценные с точки зрения коррекционной работы; а также особенности и значение лепки в развитии ребенка. Перечислен ряд нарушений развития и показано, каким образом работа с тестом может помочь в решении имеющихся у ребенка проблем. Предложены рекомендации родителям для дальнейшей работы с тестом в домашних условиях.
Особенности работы с тестом
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука,
вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом. Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, использованных в тестопластике. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок теста маленькому ребенку представляется мячом, апельсином яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой. Во время работы с тестом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка из теста позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности. Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления ф о р м ы п а л ь ц а м и . Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Еще одной специфической особенностью лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Например, изготовление посуды и угощение для кукол. Лепка фруктов и овощей - для игры «Магазин», животных - для игры в зоопарк. Дети охотно приходят на помощь любимому персонажу, они с желанием лепят друзей для Чебурашки или Зайчишки. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у детей воспитывается аккуратность, развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, Учитывая, что в лепке с тестом ребенку легче создавать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов правильно начинать с пластического решения,
а уже потом переходить к условному его изображению на бумаге карандашом или краской. Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что детям часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не чувствуют красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель - создать предмет, с которым можно играть.
Работа с тестом как метод лечебно-педагогической коррекции
Использование для психотерапевтического воздействия на ребенка какого- либо ремесла имеет два аспекта - творческий и техниче ский. Психотерапевтическим потенциалом обладает и тот и другой. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (тем самым - на целостном воздействии на личность ребенка), так и на технической, которая в динамике очень разнообразна и дает большой простор для самых разных видов коррекции. В работе изложен педагогический опыт, в котором преимущество отдавалось именно технической стороне дела. Тесто - благодатный материал, который делает процесс познания легким, а занятие - полезным и приятным. Тесто - прекрасный тренажер для рук, развивает их физическую силу, моторику, координацию движений рук и глаз. Это позволяет ребенку в дальнейшем овладеть многими навыками (письмо, рисование), а так же в ы п ол н я т ь р а з л и ч н ы е д е й с т в и я ру ка м и ( и г р ат ь , р а б о т а т ь ) . Главное внимание в работе уделяется развитию двигательной сферы, про странственных представлений, планирования и ко н т р о л я . Заниматься приходиться, с одной стороны, с детьми, имеющими очень грубые нарушения у которых, например, не сформировались основные двигательные навыки, а с другой стороны, с детьми, у которых дальнейшее развитие затруднено, и необходимо вернуться к решению задач на начальном уровне (например, у ребенка наблюдаются трудности письма из-за повышенного тонуса правой руки). Дети, страдающие содружественным косоглазием и амблиопией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, что влечет за собой трудности пространственной ориентировки, недостаточность развития мелкой моторики, они чаще других, подвержены психологическим проблемам. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим, овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной
чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Используя опыт моей педагогической деятельности, я пришла к выводу о том, что тестопластика наиболее актуальна в работе с детьми с нарушением зрения и является эффективной формой коррекционно-педагогической работы с дошкольниками. Эта форма работы способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, получению точной сенсорной информации. Кроме того, данная форма применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:- трудности в общении;- взаимоотношения детей и родителей;- расстройства настроения. Актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад, как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения. Во многих случаях тестопластика выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Таким образом, тестопластика не только развивает творческий потенциал ребенка и улучшает его зрительные возможности, активизирует пространственное воображение и образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Таким образом, воспитательно-педагогический опыт показывает, что свойства теста как материала ценны с точки зрения коррекционной работы. Работа с тестом помогает в решении имеющихся у ребенка проблем Конечно, все занятия построены на интересе ребенка к лепке, и решение ко р р е к ц и о н н ы х з а д ач н е д о л ж н о р а з р у ш ат ь э т о т и н т е р е с . Кроме того, очень важно следить, чтобы вмешательство в процессе лепки с какими-либо целями не препятствовало развитию творческого потенциала ребенка.


В раздел образования