Тестопластика как средство развития творчества у детей
Автор: Кутуева Ирина Фатыйховна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №17 "Ладушки" Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: Тестопластика как средство развития творчества у детей Раздел: дошкольное образование
«Тестопластика как средство развития творчества у детей».
г. Нижневартовск
МАДОУ д/с №17 «Ладушки»
воспитатель высшей категории: Кутуева И.Ф.
С принятием Закона РФ «Об образовании» стали приоритетными идеи
гуманизации
и
демократизации
образования,
признан
вариативный
и
личностно ориентированный подход в образовании и воспитании.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
утверждается
принцип
интеграции
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями воспитанников. В том числе отмечается, что коррекционная
работа с детьми ограниченными возможностями здоровья, осваивающих
программу в группах компенсирующей направленности (в том числе и для
детей
со
сложными
(комплексными)
нарушениями),
должны
учитывать
особенности развития и специфические образовательные потребности каждой
категории детей.
Поэтому вовлечение детей с ограниченными возможностями в
художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать
проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления
комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния
ребенка.
Данные формы коррекционной работы в настоящее время активно
применяются
в
реабилитации
детей
с
ограниченными
возможностями.
Доказано,
что
формирование
речевых
областей
ребенка
совершается
под
влиянием
кинестетических
импульсов
от
рук,
а,
точнее,
от
пальцев.
Стимулирование
речевого
развития
ребенка
путем
тренировки
движений
пальцев
рук,
особенно
важно
в
тех
случаях,
когда
имеется
отставание,
задержка развития моторной стороны речи.
Хорошую тренировку дают занятия изобразительными искусствами,
особенно
лепкой.
В
настоящей
работе
описаны
особенности
применения
теста, как материала для творческих занятий, ее свойства, ценные с точки
зрения
коррекционной
работы;
а
также
особенности
и
значение
лепки
в
развитии ребенка. Перечислен ряд нарушений развития и показано, каким
образом работа с тестом может помочь в решении имеющихся у ребенка
проблем. Предложены рекомендации родителям для дальнейшей работы с
тестом в домашних условиях.
Особенности работы с тестом
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она
способствует
развитию
зрительного
восприятия,
памяти,
образного
мышления.
В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди
детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука,
вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия
из него достаточно долговечны. Дети имеют возможность видеть реальные
плоды
своего
труда,
фантазии,
вкуса.
К
тому
же,
настенные
украшения,
забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в
помещении, наполнят его душевным теплом.
Целью
моей
работы
стало
формирование
системы
работы
по
тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о
разнообразных
материалах,
использованных
в
тестопластике.
Создание
ребенком
даже
самых
простых
скульптур
-
творческий
процесс.
Так,
шарообразный
комок
теста
маленькому
ребенку
представляется
мячом,
апельсином яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик -
кольцом, баранкой.
Во время работы с тестом ребенок испытывает эстетическое наслаждение
от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе
лепки.
Лепка
из
теста
позволяет
развивать
в
детях
умственную
активность,
творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых
невозможно
формирование
первоначальных
основ
социально-активной
личности.
Лепка
в
большей
мере,
чем
рисование
и
аппликация,
развивает
и
совершенствует чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет
к более точной передаче формы. В процессе лепки при соответствующем
обучении
способность
к
поиску
нового
развивается
ярче,
так
как
есть
возможность
исправить
ошибки
путем
непосредственного
исправления
ф о р м ы
п а л ь ц а м и .
Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в
рисунке или аппликации. Еще одной специфической особенностью лепки
является
ее
тесная
связь
с
игрой.
Объемность
выполнения
фигурки
стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со
своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность
позволяет многие темы связать с игрой. Например, изготовление посуды и
угощение
для
кукол.
Лепка
фруктов
и
овощей
-
для
игры
«Магазин»,
животных - для игры в зоопарк. Дети охотно приходят на помощь любимому
персонажу, они с желанием лепят друзей для Чебурашки или Зайчишки.
Организация
занятий
в
виде
игры
углубляет
у
детей
интерес
к
лепке,
расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
В процессе лепки у детей воспитывается аккуратность, развиваются
трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать
рабочее место в чистоте и порядке,
Учитывая, что в лепке с тестом ребенку легче создавать образ, чем в рисунке,
изображение многих предметов правильно начинать с пластического решения,
а уже потом переходить к условному его изображению на бумаге карандашом
или краской.
Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием
работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти
все
окружающие
их
предметы.
Объясняется
это
тем,
что
детям
часто
непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не чувствуют
красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна
цель - создать предмет, с которым можно играть.
Работа с тестом как метод лечебно-педагогической коррекции
Использование для психотерапевтического воздействия на ребенка какого-
либо
ремесла
имеет
два
аспекта
-
творческий
и
техниче ский.
Психотерапевтическим потенциалом обладает и тот и другой. Акцент может
быть сделан как на творческой стороне процесса (тем самым - на целостном
воздействии на личность ребенка), так и на технической, которая в динамике
очень
разнообразна
и
дает
большой
простор
для
самых
разных
видов
коррекции. В работе изложен педагогический опыт, в котором преимущество
отдавалось
именно
технической
стороне
дела.
Тесто
-
благодатный
материал, который делает процесс познания легким, а занятие - полезным и
приятным. Тесто - прекрасный тренажер для рук, развивает их физическую
силу, моторику, координацию движений рук и глаз. Это позволяет ребенку в
дальнейшем
овладеть
многими
навыками
(письмо,
рисование),
а
так
же
в ы п ол н я т ь
р а з л и ч н ы е
д е й с т в и я
ру ка м и
( и г р ат ь ,
р а б о т а т ь ) .
Главное
внимание
в
работе
уделяется
развитию
двигательной
сферы,
про странственных
представлений,
планирования
и
ко н т р о л я .
Заниматься приходиться, с одной стороны, с детьми, имеющими очень грубые
нарушения у которых, например, не сформировались основные двигательные
навыки,
а
с
другой
стороны,
с
детьми,
у
которых
дальнейшее
развитие
затруднено, и необходимо вернуться к решению задач на начальном уровне
(например,
у
ребенка
наблюдаются
трудности
письма
из-за
повышенного
тонуса правой руки).
Дети,
страдающие
содружественным
косоглазием
и
амблиопией,
имеют
разную
этиологию,
но
их
всех
объединяет
поражение
зрительной
и
глазодвигательной системы, что влечет за собой трудности пространственной
ориентировки, недостаточность развития мелкой моторики, они чаще других,
подвержены психологическим проблемам. Происходит это потому, что дети с
частичной
потерей
зрения
полностью
полагаются
на
визуальную
ориентировку
и
не
осознают
роли
осязания
как
средства
замещения
недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не
могут
спонтанно,
по
подражанию
окружающим,
овладевать
различными
предметно-практическими
действиями.
Вследствие
малой
двигательной
активности, мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми
или
слишком
напряженными.
Все
это
сдерживает
развитие
тактильной
чувствительности
и
моторики
рук
и
отрицательно
сказывается
на
формировании предметно-практической деятельности детей.
Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения
детьми
формы,
величины,
пространственного
расположения
предметов.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и
внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию
организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
Используя опыт моей педагогической деятельности, я пришла к выводу о том,
что тестопластика наиболее актуальна в работе с детьми с нарушением зрения
и
является
эффективной
формой
коррекционно-педагогической
работы
с
дошкольниками.
Эта
форма
работы
способствует
развитию
сенсомоторики
-
согласованности
в
работе
глаза
и
руки,
совершенствованию
координации
движений, гибкости, точности в выполнении действий, получению точной
сенсорной информации. Кроме того, данная форма применяется для развития
и
коррекции
в
решении
следующих
проблем
у
ребенка:-
трудности
в
общении;- взаимоотношения детей и родителей;- расстройства настроения.
Актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог
дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что
детский сад, как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к
развитию творчества будущего поколения. Во многих случаях тестопластика
выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.
Таким образом, тестопластика не только развивает творческий потенциал
ребенка
и
улучшает
его
зрительные
возможности,
активизирует
пространственное воображение и образно-логическое мышление, тренирует
мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на
постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Таким образом, воспитательно-педагогический опыт показывает, что
свойства теста как материала ценны с точки зрения коррекционной работы.
Работа
с
тестом
помогает
в
решении
имеющихся
у
ребенка
проблем
Конечно, все занятия построены на интересе ребенка к лепке, и решение
ко р р е к ц и о н н ы х
з а д ач
н е
д о л ж н о
р а з р у ш ат ь
э т о т
и н т е р е с .
Кроме того, очень важно следить, чтобы вмешательство в процессе лепки с
какими-либо целями не препятствовало развитию творческого потенциала
ребенка.