Автор: Филиппова Наталья Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 38 Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: программа факультатива по математике Тема: "Подготовка к сдаче ОГЭ по математике" Раздел: среднее образование
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2016 года
Председатель педсовета
_________ В.С. Дибров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатива по математике
«Подготовка к сдаче ОГЭ по математике».
Ступень обучения (класс ) основное общее образование , 9-е классы
Количество часов: 34 Уровень: базовый
Учитель: Филиппова Наталья Викторовна
Составлена на основе утвержденной
Демоверсии 2016 года, проекта 2017; спецификации ОГЭ
по математике 2017 года и научно-методической литературы.
2016-2017 год
Пояснительная записка
Факультативный курс предназначен для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ
в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
образовательными
стандартами.
Содержание
факультативного
курса
определяется
на
основании
кодификатора
элементов
содержания
для
проведения
в
2016
году
государственной
(итоговой)
аттестации
по
математике
в
9
классе,
подготовленного
федеральным
государственным
бюджетным
научным
учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе
Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и
Требований
к
уровню
подготовки
выпускников
основной
школы
(приказ
Минобразования
России
от
05.03.2004
№1089
«Об
утверждении
федерального компонента Государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования.
Курс рассчитан на 34 занятия. Обучение направлено на формирование у
всех
учащихся
базовой
математической
подготовки,
составляющей
функциональную основу общего образования.
Проверка усвоения материала предполагает работу с тематическими
тестами.
Занятие проводится один раз в неделю по 45 минут. Формы проведения
занятий включают в себя лекции, практикумы и зачеты.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический
материал
дается
в
форме
мини
лекции.
После
изучения
теоретического
материала
проводится
практикум
по
решению
задач
для
закрепления
изученного материала.
Планируемые результаты освоения курса
Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические
действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа;
находить
в
несложных
ситуациях
значения
степеней
с
целыми
показателями; вычислять значения числовых выражений; переходить от
одной формы записи чисел к другой.
Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах,
диаграммах и графиках.
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением,
пропорциональностью величин, дробями, процентами.
Описывать
реальные
ситуации
на
языке
геометрии.
Решать
практические задачи на нахождение геометрических величин.
Находить вероятность случайных событий в простейших случаях.
Сравнивать действительные числа, сокращать алгебраические дроби.
Применять формулы арифметической и геометрической прогрессии.
Работать с числовыми неравенствами.
Упрощать буквенные выражения.
Решать
планиметрические
задачи
на
нахождение
геометрических
величин (длин, углов, площадей).
Решать линейные, квадратные и рациональные уравнения неравенства.
Решать несложные системы уравнений с двумя переменными.
Проводить доказательные рассуждения при решении геометрических
задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать
ошибочные заключения.
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными
координатами, определять значение функции по заданному значению
аргумента при различных способах задания функции, решать обратную
задачу. Анализировать числовые данные, представленные в таблицах,
диаграммах и графиках.
Содержание программы
№
Темы
Виды деятельности и
формы организации
Количество
часов
1.
Числа и вычисления. 2часа.
Натуральные числа.
Дроби.
Р а ц и о н а л ь н ы е
ч и с л а .
Д е й с т в и т е л ь н ы е
ч и с л а .
Сравнение
действительных
чисел.
Мини-лекция.
Практикум.
0,5
1,5
2.
Алгебраические
выражения. 2 часа.
Буквенные выражения.
Многочлены.
Алгебраическая дробь.
Мини-лекция.
Практикум.
0,5
1,5
3.
Функции. 7 часов.
Понятие функции.
О б л а с т ь
о п р е д е л е н и я
функции.
Способы задания функции.
График функции, возрастание
и
у б ы в а н и е
ф у н к ц и и ,
н а и б о л ь ш е е
и наименьшее
значения
функции,
н ул и
функции,
промежутки знакопостоянства,
чтение
графиков
функции.
П р и м е р ы
ф у н к ц и й
(линейная, квадратичная,
п р я м а я
и
о б р а т н а я
пропорциональность, и т.д.)
Лекция.
Практикум.
Проверочная
работа
в
виде теста.
Решение
заданий
из
сборника ОГЭ.
1
4
1
2
4.
Координаты
на
прямой
и
плоскости. 2 часа.
К о о р д и н а т н а я
п р я м а я .
Декартовы
координаты
на
плоскости.
Уравнение окружности.
Мини-лекция.
Практикум.
0,5
1,5
5.
Геометрия - 6 часов.
Геометрические фигуры и их
свойства.
Измерение
геометрических
величин.
Треугольник.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Лекция.
П р а к т и к у м
п о
измерениям.
Р е ш е н и е
з а д ач
и з
сборника ОГЭ.
Тест
проверочный
«Я
знаю геометрию»
1
1
3
1
6.
Уравнения и неравенства. 8
часов.
Уравнения.
Неравенства.
Текстовые задачи.
Лекция
по
методам
решения
уравнений
1,
2, 3,4 степеней.
П р а к т и к у м
п о
решению уравнений.
М и н и - л е к ц и я
п о
м е т о д а м
р е ш е н и я
неравенств.
П р а к т и к у м
п о
решению неравенств.
П р а к т и к у м
п о
решению задач.
Проверочная работа.
1
2,5
0,5
1,5
1,5
1
7.
Ч и с л о в ы е
последовательности. 2 часа.
Понятие
последовательности.
А р и ф м е т и ч е с к и е
и
геометрические прогрессии.
Ф о р м ул ы
о б щ е го
ч л е н а .
Ф о р м ул а
с у м м ы
п е р в ы х
нескольких членов.
Мини-лекция.
П р а к т и к у м
п о
решению
заданий
из
сборника ОГЭ.
0,5
1,5
8.
Элементы комбинаторики и
теории вероятностей. 3 часа.
Представление
данных
в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков.
Средние
значения результатов
измерений.
Частота
события,
вероятность.
Равновозможные с о б ы т и я
и
п од сч е т
и х
в е р о я т н о с т и .
П р е д с т а в л е н и е
о
П р а к т и к у м
п о
решению
комбинаторных
заданий
из
сборника
ОГЭ.
Проверочная работа.
2
1
геометрической
вероятности.
Решение комбинаторных задач:
перебор вариантов.
9.
Итоговое повторение. 2 часа.
Решение
вариантов
из
С б о р н и к а
п о
подготовке к ОГЭ.
2
Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых
на изучение каждой темы
№
Тема
Кол-часов
Числа и вычисления.
1
Натуральные числа. Дроби. Рациональные
числа. Действительные числа
2
Измерения, приближения, оценки.
Алгебраические выражения.
3
Буквенные выражения. Многочлены.
4
Алгебраическая дробь.
Функции
5
Линейная функция, ее график,
геометрический смысл коэффициентов.
6
Обратная пропорциональность, ее график.
7
Квадратичная функция.
8
Графики функции у= k/x.
9
Графики функции у= kx
2.
10
Графики функции у= |x|, y=√ x.
11
Использование графиков функций при
решении уравнений и систем.
Координаты на прямой и плоскости
12
Координатная прямая.
13
Декартовы координаты на плоскости.
Геометрия
14
Геометрические фигуры и их свойства.
15
Треугольник.
16
Многоугольники.
17
Окружность и круг.
18
Измерение геометрических величин.
19
Векторы на плоскости.
Уравнения и неравенства
20
Уравнения.
21
Система уравнений.
22
Неравенства.
23
Системы линейных неравенств.
24
Решение текстовых задач арифметическим
способом.
25
Решение текстовых задач алгебраическим
способом.
26
Системы уравнений и неравенств с двумя
переменными.
27
Системы уравнений и неравенств с двумя
переменными.
Числовые последовательности
28
Арифметическая прогрессия.
29
Геометрическая прогрессия.
Элементы комбинаторики и теории
Формирование УУД при проведении факультативных занятий по
математике в 9 классе «Подготовка к сдаче ОГЭ по математике».
Личностные:
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Реализация
образа
Я-концепция,
включая
самоотношение
и
самооценки;
Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
Определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
Рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка;
критичность;
Выполнение
текущего
контроля
и
самооценки
своей
деятельности;
сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
Умение
самостоятельно
строить
отдельные
индивидуальные
образовательные маршруты.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, способов взаимодействия;
Контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости
за помощью к сверстникам и учителю;
Формирование коллективного взаимодействия.
Познавательные:
Умение актуализировать математические знания, определять границы
своего знания при решении задач практического содержания;
Умение
оперировать
со
знакомой
информацией;
формировать
обобщенный
способ
действия;
моделировать
задачу
и
ее
условия,
оценивать т корректировать результаты решения задачи.
Список литературы
1. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме)
Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.;
2. ОГЭ 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В.,
Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;
3. ОГЭ 2016. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В.,
Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;
4. ОГЭ 2017. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В.,
Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;
5. ОГЭ. Математика. 9 класс. Тематические тренировочные задания. Рабочая
тетрадь Минаева С.С., Рослова Л.О;
6. Мирошин, Шевелева, Корешкова: ОГЭ-2015. Математика. Тренировочные
задания;
7. Э.Н. Балаян: Справочник по математике для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
8. Э.Н.Балаян. Геометрия. Задачи на готовых чертежах.
9. ОГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Семенов А.Я. , Ященко И.В.
10. ГИА 9. 2013 год. Л.Д.Лаппо, М.А.Попов Сборник заданий. Методическое
пособие для полготовки.
11. Сайт «Решу ОГЭ». Математика.