Напоминание

Проектная деятельность на уроках иностранного языка


Автор: Хлопунова Светлана Анатольевна
Должность: студент
Учебное заведение: Сибайский филиал Башкирского государственного университета
Населённый пункт: г.Сибай
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад





Башкирский государственный университет

Сибайский институт (филиал)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Хлопунова Светлана Анатольевна, учитель немецкого языка МАОУ «Приморская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором деятельности, консультантом по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных средств. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса . Проектная технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами. Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:
 Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.  Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.  Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.  Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению английским языком.  Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.  Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.  1.3. Организация проектной деятельности  Организация проектной деятельности предполагает следующие этапы:  - Выдвижение идеи;  - Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;  - Промежуточный контроль;  - Обсуждение способов оформления проекта;  - Документирование проекта;  - Презентация результатов проекта;  - Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).  Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Этот метод позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.  Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.  Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.  Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.  В обучении немецкому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Проект " Зимние праздники. Die Winterfeste.”
Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Так, например УМК предлагает тему “Winterfeste" . Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о зимних праздниках, с энтузиазмом воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию блюда, составить календарь Рождества. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание сценария Нового года. Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника. На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:  разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);  продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;  обсудить план написания диалогов;  выбрать оптимальную форму презентации результатов;  составить и обсудить примерный план работы. Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Именно здесь происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед немецким языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. В работе над проектом на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. 1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках. 2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации. 3.Каждая команда придумывает и оформляет сценарий 4. Каждая команда придумывает свой диалог. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на немецком языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа
учителя с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши. 2.4. Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия). 3. Заключение. Метод проектов – актуальность и результативность. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:  достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,  имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,  понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:  повышение мотивации учащихся при изучении немецкого языка,  наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
 простор для творческой и созидательной деятельности. Список литературы 1. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5. 2. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3. 3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. // Народное образование, 2005 г., № 2. 4. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5. 5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка. 6. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5. 7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/М.: ТЦ Сфера, 2010 г.; 8. Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.


В раздел образования