Напоминание

"Музыка, как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста"


Автор: Новичкова Маргарита Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад №64"ГБОУ ООШ №34
Населённый пункт: Самарская область; г.Сызрань
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыка, как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя образовательная школа № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.
ДОКЛАД
Тема: «Музыка, как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель Новичкова М.Н.
Экологическое воспитание - одно из основных методов образования и воспитания детей в наше время. Экологическое воспитание дошкольника - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия в экологии. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать его к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы, дети приобретают умения слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить детей понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем мире. Экологическое воспитание будет успешным, если: 1. Использовать в непосредственно образовательной деятельности на экологическую тематику разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. 2. Формировать начала экологической культуры через правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам путем интеграции различных видов деятельности. Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности в ДОУ: слушание, пение, музыкально – ритмические
движения, музыкальные игры, игра на детских музыкально- шумовых инструментах. Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой. Например: Слушание + Музыкально-ритмические движения (услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц) Для воплощения этой задачи я использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи. Другой вид музыкальной деятельности - пение, может переходить в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценирование песен, игр. Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили через непосредственно образовательную деятельность с воспитателями, я закрепляю их через непосредственно образовательную музыкальную деятельность с помощью музыки, шумовой записи «Звуки леса», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети могут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр: выбрав любые инструменты, соответствующие, по их мнению этой тематике. Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об окружающем их мире. Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П.Радыновой: «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV «Природа и музыка». Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).. Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.
Также в непосредственно музыкальной деятельности использую игроритмику. Детям очень нравится когда они «путешествуют», ну например к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движении передают их повадки – забавных котят, поросят, лошадок. Отправляясь в путешествие на лесную полянку дети могут превратиться в ежика, зайчика, волка или медведя. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себе тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым волком, то красивым и нежным цветком. Использование в непосредственно образовательной деятельности на экологическую тематику разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и бережного отношения к природе, растениям и животным. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. В течение года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Зеленая планета», «Праздник леса», «Все мы друзья природы и др.). На празднике мы не только исполняем песни, танцы, читаем стихи, отгадываем загадки, но и решаем экологические проблемы… Например: Старичок Лесовичок, прежде, чем пригласить ребят в лес, рассказывает им о том, как нужно вести себя в лесу. Играет с ними в игры: «Из какого материала сделаны вещи, предметы (стулья, столы, балалайка)? «Угадай с какого дерева этот листок»? В конце праздника, Лесовичок, дарит детям сосновые и еловые шишки, из которых дети в дальнейшем (с помощью взрослых) сделали поделки для выставки «Зеленый мир – глазами детей». Кикимора, на экологическом развлечении, вместе с детьми очищает от мусора болото, чтобы в нем жили ее подружки – лягушки. Леший рассказывает о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей и не нужно их топтать и уничтожать. Небольшие сказочные инсценировки на праздниках, развлечениях несут «экологическую информацию», дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.
Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность «достучаться» до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И я с уверенностью могу сказать, что ребенок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо: не разрушит муравейник, не разорит гнездо, не поломает маленькое деревце.


В раздел образования