"Музыка, как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Автор: Новичкова Маргарита Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: СП "Детский сад №64"ГБОУ ООШ №34 Населённый пункт: Самарская область; г.Сызрань Наименование материала: Статья Тема: "Музыка, как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя образовательная школа № 34 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области.
ДОКЛАД
Тема: «Музыка, как одно из средств экологического
воспитания детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
Новичкова М.Н.
Экологическое
воспитание
-
одно
из
основных
методов
образования
и
воспитания
детей
в
наше
время.
Экологическое
воспитание дошкольника - это ознакомление детей с природой, в
основу
которого
положен
экологический
подход,
при
котором
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и
понятия в экологии.
Влияние
музыки
на
формирование
у
ребенка
экологической
культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство,
способна
воздействовать
на
всестороннее
развитие
ребенка,
побуждать его к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к
преобразованию окружающего мира. Дети очень остро чувствуют
прекрасное
и
тянутся
к
нему.
Восприятие
произведений
музыкального
искусства
представляет
тому
неограниченные
возможности.
В
процессе
систематической
работы,
дети
приобретают умения слушать музыку, запоминать и узнавать ее,
начинают
радоваться
ей;
они
проникаются
содержанием
произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается
интерес к музыке, и любовь к ней. Через музыкальные образы
ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в
природе.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к
миру прекрасного. Важно не только научить детей понимать и
любить
музыку,
но
и
через
музыку
видеть
прекрасное
в
окружающем мире. Экологическое воспитание будет успешным,
если:
1. Использовать в непосредственно образовательной деятельности
на
экологическую
тематику
разные
виды
музыкальной
деятельности:
слушание,
пение,
музыкально
–
ритмические
движения, игра на музыкальных инструментах.
2. Формировать начала экологической культуры через правильное
отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как
к
части природы, к вещам путем интеграции различных видов
деятельности.
Экологическая
тематика
проходит
через
все
вилы
музыкальной
деятельности в ДОУ: слушание, пение, музыкально – ритмические
движения,
музыкальные
игры,
игра
на
детских
музыкально-
шумовых
инструментах.
Все
виды
музыкальной
деятельности
между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в
другой. Например:
Слушание + Музыкально-ритмические движения
(услышав,
передай
в
танцевальных,
образных
движениях
характерные черты образов животных, птиц) Для воплощения этой
задачи
я
использую
музыку
изобразительного
характера,
как
в
живом исполнении, так и в записи.
Другой вид музыкальной деятельности - пение, может переходить в
музыкально-
ритмические
движения,
игру.
Это
инсценирование
песен, игр.
Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида
деятельности
–
подобрать
музыкальный
инструмент,
созвучный
музыке, «украсить» пьесу или песню. Таким образом, используя
знания
об
обитателях
леса,
которые
дети
получили
через
непосредственно образовательную деятельность с воспитателями, я
закрепляю
их
через
непосредственно
образовательную
музыкальную деятельность с помощью музыки, шумовой записи
«Звуки леса», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой
теме, и благодаря этому накоплению, дети могут проявить свое
творчество
в
музыке,
создав
шумовой
оркестр:
выбрав
любые
инструменты, соответствующие, по их мнению этой тематике.
Музыка
изобразительна
и
выразительна,
она
даёт
детям
представление
об
окружающем
их
мире.
Раздел
«Слушание
музыки»
(экологически
ориентированный)
очень
хорошо
представлен
в
программе
О.П.Радыновой:
«Музыкальные
шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах»,
и
IV
«Природа
и
музыка».
Музыкальные
пьесы,
песни,
инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой –
либо
картине
природы,
времени
года,
развивают
у
детей
эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение
эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных,
птиц
насекомых)..
Музыка
помогает
детям
познать
красоту
природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке
пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно
увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи
земли.
Также в непосредственно музыкальной деятельности использую
игроритмику. Детям очень нравится когда они «путешествуют», ну
например к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними
животными и в движении передают их повадки – забавных котят,
поросят, лошадок. Отправляясь в путешествие на лесную полянку
дети
могут
превратиться
в
ежика,
зайчика,
волка
или
медведя.
Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на
себе
тот
или
иной
образ,
ощутить
себя
то
диким
и
свирепым
волком, то красивым и нежным цветком.
Использование в непосредственно образовательной деятельности
на
экологическую
тематику
разных
видов
музыкальной
деятельности
способствует
более
успешному
формированию
у
детей дошкольного возраста экологического сознания и бережного
отношения к природе, растениям и животным. Музыка раскрывает
перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает
большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.
В
течение
года
во
всех
возрастных
группах
проводятся
экологические
праздники
и
развлечения
(«Зеленая
планета»,
«Праздник леса», «Все мы друзья природы и др.). На празднике мы
не
только
исполняем
песни,
танцы,
читаем
стихи,
отгадываем
загадки,
но
и
решаем
экологические
проблемы…
Например:
Старичок
Лесовичок,
прежде,
чем
пригласить
ребят
в
лес,
рассказывает им о том, как нужно вести себя в лесу. Играет с ними
в игры: «Из какого материала сделаны вещи, предметы (стулья,
столы, балалайка)?
«Угадай
с
какого
дерева
этот
листок»?
В
конце
праздника,
Лесовичок, дарит детям сосновые и еловые шишки, из которых
дети в дальнейшем (с помощью взрослых) сделали поделки для
выставки
«Зеленый
мир
–
глазами
детей».
Кикимора,
на
экологическом развлечении, вместе с детьми очищает от мусора
болото,
чтобы
в
нем
жили
ее
подружки
–
лягушки.
Леший
рассказывает о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и
мухоморы полезны для заболевших зверей и не нужно их топтать и
уничтожать.
Небольшие сказочные инсценировки на праздниках, развлечениях
несут «экологическую информацию», дают знания о природе, о
повадках
животных,
о
взаимоотношении
людей
с
животным
и
растительным миром.
Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном
уровне, это возможность «достучаться» до души и сердца каждого,
пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его
руках
окажется
огромная
ответственность
перед
будущим
поколением.
В музыкальных произведениях заложен огромный
воспитательный
потенциал.
Музыка
учит
любить,
ценить,
сострадать.
И
я
с
уверенностью
могу
сказать,
что
ребенок,
получивший экологическое образование в детском саду, никогда не
обидит
живое
существо:
не
разрушит
муравейник,
не
разорит
гнездо, не поломает маленькое деревце.