Автор: Мачихина Клара Ямигануровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39 "Дельфиненок" Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Чтобы не было беды, это должен помнить ты" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребенка – детский сад №39 г. Владивостока»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной
области «Познавательное развитие» для детей старшей группы
общеразвивающей направленности полного дня
Тема: «Чтобы не было беды, это должен помнить ты»
Воспитатель:
Мачихина
Клара
Ямигануровна
МБДОУ №39
2016 г.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы не было беды, это помнить
должен ты»
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к
выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Обучающие:1. Познакомить с правилами пожарной безопасности. Закрепить
знание о причинах возникновения пожаров. 2.Дать детям понятие о том, что
огонь и электроприборы могут оказаться врагами при неправильном их
использовании.
Развивающие: 1. Формировать умение находить выход в экстремальной
ситуации, проявлять смекалку, находчивость.2. Способствовать запоминанию
правила поведения при пожаре. Развивать мыслительную активность, умение
анализировать, делать выводы.
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
2. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.
Активизация словаря: электроэнергия, электроприборы, электрический ток.
Оборудование: свечка, картинки с изображением электроприборов и других
бытовых приборов, конверт с письмом.
Предварительная работа: знакомство с пословицами; чтение произведений
С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков
«Дядя степа», Л.Н.Толстой « Пожарные собаки»; работа с
демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности».
ХОД непосредственно образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел огонек (вносит в группу
свечку). Вы с ним знакомы? Где вы встречались? (рассказы детей).
– А вы знаете, что этот с виду безобидный огонек может быть страшным и
принести людям горе и несчастье. Но виноват в этом не он! Виноваты сами
люди, которые неправильно обращаются с огнем. Об этом написано много
рассказов и стихов. Давайте вспомним произведения, в которых из-за
неосторожности или невнимательности случался пожар («Кошкин дом»,
«рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки»).
Чтение отрывка из произведения «Пожар» С.Я. Маршака:
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
“Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!”
Только мать сошла с крылечка
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь горит.
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол…
– Так почему же может случиться пожар? Откуда вырвался огонь на
свободу? (из печки, если не закрыть дверцу).
– Запомните первое правило:
Не бери огонь из печи,
Ведь и он таит пожар!
Огонек хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
- Так как же еще может возникнуть пожар? (от спичек)
– От игры со спичками! А спички можно назвать игрушкой?
(предполагаемые ответы детей).
- Часто дети берут в руки спички, зажигают огонь. Можно обжечь пальчики
и уронить спичку. Если вовремя ее не потушить, разгорается пожар!
– Запомните второе правило:
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери!
Не шути, дружок с огнем,
Чтоб не пожалеть потом!
– Еще пожар может возникнуть из-за непотушенного костра в лесу. Пожар в
лесу – это очень страшно! В огне гибнет природа, животные, птицы.
– Вот третье правило:
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка – огонек
От пожара не далек.
– В чем же еще таится опасность пожара? Не знаете? В электроприборах! В
них идет электрический ток по проводам, вот он то и может вызвать пожар.
(Обратить внимание детей на картинки с изображением различных
предметов).
– Выберите картинки с изображением предметов, которые работают с
помощью электрического тока. ( Дети выбирают картинки, называют предмет
и рассказывают, для чего он используется).
– Как назвать эти предметы одним словом? (электроприборы)
– Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники
помогают нам дома. Но если не правильно их использовать и не осторожно
обращаться, они могут оказаться врагами. Поэтому с электроприборами
можно обращаться только взрослым и не забывать их выключать.
- Следующее правило:
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый
Наш надежный старший друг!
– Ребята, а вы могли бы справиться с этим огоньком? (вызывает ребенка, он
задувает огонек свечи). Вот так легко погасить маленькую свечку – дунул и
все. А вы знаете, что большой костер или огонь от ветра только сильнее
разгорается? Он боится только воды. Поэтому справиться с ним очень
трудно:
Оставит страшные следы,
Что встретит – пожирает,
Но если дашь ему воды –
Сам мигом погибает!
- Давайте покажем, какой бывает ветер.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревца все выше, выше.
- А вот электроприборы водой тушить нельзя. Надо немедленно выдернуть
шнур из розетки, отключить ток, а затем тушить огонь, накрыв одеялом или
пальто.
- Ребята, а вы знаете как надо себя вести, если случится пожар? (ответы
детей).
- Обнаружив пожар, звони «01». Чтобы пожарные приняли вызов, нужно
четко сказать свой адрес, фамилию, что и где горит. Ожидая приезда
пожарных, старайся сохранять спокойствие, тебя обязательно спасут. Не
прячься в углах, шкафах, под кроватью. Помни, дым опасней огня! Если
задыхаешься, завяжи рот и нос мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу.
Внизу дыма меньше.
Игра «Топаем, хлопаем».
Условие: Если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно –
топают.
- Знаем мы теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают).
- Спички весело горят, и играть зовут ребят! (топают).
- Паша спрятался за дом, там играет он с костром (топают).
- Он опасен, Оля знает, утюг больше не включает (хлопают).
- Саша с Катею играют, в печке угольки считают (топают).
- Под столом играет Света, зажигает она свечи (топают).
- Егор увидел: дом горит, быстро « 01» звонит (хлопают).
( Стук в дверь, приносят письмо, воспитатель читает его).
- Ребята, да это письмо от дяди Степы, он обещал зайти к нам на занятие и
рассказать, как бороться с огнем. Ведь дядя Степа сейчас работает пожарным.
Ну-ка, что же он пишет?
« Ребята, я не смог прийти к Вам, так как нашу пожарную бригаду срочно
вызвали. Где-то опять случился пожар. Необходимо его срочно
ликвидировать. Поэтому пишу вам это письмо. Прочитайте мои советы и
хорошо запомните их. Я надеюсь, с вами ничего не случится, и вы не
окажитесь наедине с огнем. Но обязательно запомните эти советы и
расскажите своим друзьям.
С уважением дядя Степа-пожарный.
Советы дяди Степы:
Если же стряслась беда,
Что тогда вам делать?
Не теряться никогда –
Действовать умело!
Если близко телефон и тебе доступен он,
Нужно «01» набрать и пожарников позвать!
Если слаб огонь – скорей Кружкою воды залей!
Сыпь песок, брось одеяло, Чтобы все не запылало!
Победить огонь сумей – Докажи, что ты сильней!
Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам!
И на помощь поскорей ты зови, зови людей!»
Игра с мячом
- А сейчас мы поиграем, я буду бросать вам мяч и задавать вопросы:
- Назовите номер пожарной службы? ( Дети – 01).
-Что нужно делать, если возник пожар? (Дети: вызвать пожарных по
телефону).
- Что сообщить по телефону? (Дети: домашний адрес, фамилию, что и где
горит).
- Чем можно тушить огонь? ( Дети: водой, песком, одеялом, огнетушителем).
- Главное правило при любой опасности? ( Дети: не поддаваться панике,
сохранять спокойствие).
- Что делать, если в квартире дым? ( Дети: смочить любую тряпку, одежду,
закрыть ей рот и нос ползти к выходу).
Итог :
- Ребята, что нового мы узнали сегодня на занятии? – Какие правила вы
расскажете своим друзьям? Молодцы, я убедилась, что вы запомнили правила
пожарной безопасности. Надеюсь, что вы никогда не станете виновниками
пожара.